Напоминание

"Организация "Центра уединения" в группе ДОУ"


Автор: Дёмина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ - детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: р.п. Краснообск Новосибирский район Новосибирская область
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Организация "Центра уединения" в группе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЧЕБУРАШКА»

Консультация для воспитателей по теме:

«Организация «Центра уединения» в

дошкольном образовательном

учреждении»

Выполнила: Дёмина

Светлана Владимировна –

воспитатель высшей

квалификационной категории

2018г.

Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в

условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и

событий.

Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития

личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со

временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе

которых с годами складываются более глубокие чувства. Именно поэтому эмоциональное

развитие

ребенка

является

основой

нравственного

воспитания.

Маленький

ребенок

отличается особой искренностью и непосредственностью как в общени

и

с другими, так и в

проявлении собственных чувств.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна обеспечивать

возможность

общения

и

совместной

деятельности

детей

том

числе

детей

разного

возраста)

и

взрослых,

двигательной

активности

детей,

а

также

возможности

для

уединения. Для ребенка важно иметь собственное пространство, в котором он может

реализовать свои интересы или пережить определённые чувства, успокоиться, побыть

наедине с собой.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять

своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены

переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или

обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.

Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть

как положительными, так и отрицательными.

Какими бывают эмоции?

- Положительные эмоции: радость, любовь, уважение, удовольствие.

- Нейтральные эмоции: удивление, любопытство, безразличие.

- Отрицательные эмоции: страх, испуг, обида отчаяние, ненависть, злоба, зависть.

Причины возникновения отрицательных эмоций у детей.

- обычная детская ревность, обида, зависть;

- ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;

- охраняет свою собственную территорию;

- страх разлуки с родителями;

- чрезмерный контроль;

- недостаток внимания;

- переутомление;

- неуважение к личности ребёнка;

- запрет на физическую активность;

- напряжённый эмоциональный климат в группе.

Предметно-пространственная среда в группе обеспечивает не только возможность

общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей,

но и возможность для их уединения.

Организация такого «Центра уединения» поможет

решить одну из задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных

условий для реализации индивидуальной потребности в покое, а также сформировать

условия

для

развития

эмоциональной

сферы

дошкольника;

помочь

малышам

адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам; создать в детском коллективе

положительный

микроклимат;

предупредить

нервное

перенапряжение

воспитанников,

снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций между сверстниками.

Виды «Центров уединения»:

« Норка» (младший возраст)

«Шатёр» (средний, старший возраст)

«Ширма» (используется в любом возрасте, применяется там, где не позволяет

пространство)

Требования к «Центру уединения»:

Уголок уединения должен быть небольшого размера.

Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не

кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться

агрессивными яркими тонами.

Лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным. Таким образом, ребенок

сам сможет обозначить границы именно "своего" уголка, передвинув ширму или

задернув шторки, что создаст еще большее ощущение комфорта.

Наполняемость «Центра уединения» :

Отдельная категория игрушек и пособий «центра уединения» может быть направлена,

в соответствии с возрастом, на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные

эмоции. С этой функцией отлично справятся:

Обязательный

атрибут

мягкие

подушки:

«подушки-думки»,

«подушки-

обнимушки» (обняв такую подушечку, ребенок может прижаться к ней и поделиться

своим настроением).

Для выплескивания негативных эмоций, дети могут использовать и «подушки –

плакушки».

Массажные шарики для релаксации.

Коробочка «Спрячь все плохое».

В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки

и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»).

«Островок примирения».

При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети могут зайти

на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой

конфликт, с помощью «Мирилок» / в старшем возрасте/

«Коврик злости».

Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет

собой

обыкновенный

коврик

для

прихожих

с

шероховатой

поверхностью

или

связанный из грубых ниток.

Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и

вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

«Стаканчик или баночки для гнева».

Представляет собой красиво оформленный темный стакан, баночку, можно наклеить

смайлики с изображением различных эмоций. Если ребенок проявляет агрессию,

воспитатель предлагает оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость,

гнев

в

этом

стаканчике

или

баночке.

После

чего

ребенок

имеет

возможность

выговориться, а стаканчик или баночка затем плотно закрывается и прячется /в

старшем возрасте/.

Игрушечный

телефон,

по

которому

малыш «звонит» маме

или

папе,

чтобы

поделиться чем-то сокровенным /обязательно для детей младшего возраста/.

Альбомы,

иллюстрации

с

шуточными

картинками,

смайлики «индикаторы

настроения».

Фотоальбомы

с

фотографиями

родных

и

близких,

а

также

иллюстрации,

альбомы и картины с изображением пейзажей, домашних животных - любимцев

детворы.

Для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций

можно поместить: шнуровки, тактильные мешочки, шумовые коробочки, сухой

бассейн, клубочки ниток, всевозможные мелкие игрушки.

Для обогащения эмоциональной сферы, здесь могут быть размещены различные

дидактические игры, в соответствии с возрастом, по изучению эмоциональных

состояний. Например, такие игры, как «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «Мои

чувства», «Эмоции в сказках».

К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки

настроения»,

помогающие

ребенку

проработать

и

отпустить

свои

негативные

эмоции:

«Доска настроения»

Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое

настроение; рассмотреть картинки с изображением эмоций, переживаемые чувства

и пр. /в старшем возрасте/.

«Часики настроения»

Дети

могут

рассмотреть

иллюстрации,

изображающие

разные эмоции,

поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему

настроению.

«Мирилки» /стихи для детей/

«Зеркало моего настроения»

Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом,

посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.

Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако

некоторые

предметы

должны

находиться

здесь

постоянно.

Это

будет

придавать

ребенку чувство уверенности и постоянства.

«Бывают чувства разные»

Бывают чувства разные:

Прекрасные, опасные,

Сердечные, забавные,

Сердитые и славные,

Веселые, печальные,

Игральные, молчальные.

Попробуй улыбнуться,

Как клоун на манеже,

И робко потянуться,

Как маленький подснежник.

Попробуй рассердиться,

Как злющая оса.

Попробуй удивиться,

Взглянув на небеса.

Попробуй шею важно,

Как лебедь, выгибать –

Все скажут: «Он отважный!»

И будут уважать!



В раздел образования