Автор: Калдыбекова Аспет Зайниденовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Торгунская СШ"
Населённый пункт: п.Торгун Старополтавского района Волгоградской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: "М.А.Шолохов. Судьба обычного человека в тяжелое военное время"
Раздел: полное образование
Конспекта урока
Предмет: литература
Класс: 7
Тема урока: М. А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжёлое военное время.
Урок изучения нового материала и закрепления знаний. Урок проведён с применением технологии развивающего обучения. Основной
целью урока является формирование у школьников умения анализировать художественный текст, выделять и формировать тему и идею
изучаемого произведения, выражать своё отношение к
прочитанному, участвовать в диалоге. В ходе урока использованы приёмы,
побуждающие обучающихся к учению и создают ситуацию успеха.
Цели урока:
Образовательная:
- помочь учащимся получить первое представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; показать гуманизм шолоховской прозы и трагедию
народа в годы войны.
Развивающая:
- создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания,
воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.
Воспитывающая:
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету, формирования положительного мотива учения.
Тип урока:
- урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа.
Средства обучения: презентация (портрет писателя, иллюстрации к произведению), фрагменты фильма С. Бондарчука «Судьба человека», учебник.
Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент
Цель для обучающихся - предварительная
организация класса, подготовка к активному и
сознательному усвоению нового материала.
Цель для педагога - мобилизующее начало
урока, мотивация деятельности обучающихся,
создание психологической комфортности.
Задачи:
- создание положительного настроя на работу;
- формирование интереса к предстоящей
деятельности;
Метод обучения: словесный
Метод организации работы: фронтальный.
- Здравствуйте ребята, садитесь. Вы готовы к уроку?
Любите разгадывать загадки, находить ответы на вопросы?
Молодцы, я думаю, что вы сегодня это продемонстрируете на уроке.
2.
Проверка домашнего задания.
- А сейчас давайте проверим, как вы подготовили выразительное чтение наизусть стихотворения
Д. Самойлова «Зрелость». Пожалуйста, есть желающие? (Опросить 1 – 2 учеников).
3.
Актуализация изученного материала.
Цель для педагога:
- помочь учащимся перейти от предыдущей темы
к последующей.
- Какой мы сделали вывод, анализируя стихотворение на предыдущем уроке? (Доброта и умение
прощать – вот мудрое и вечное, что должно переходить из поколения в поколение.)
- Какой раздел учебника открывается им? («Я и мир: вечное и преходящее».)
- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке: вечном или преходящем? (О вечном.)
4.
Этап усвоения новых знаний и первичной
проверки понимания нового материала.
Цель для педагога:
- составить представление о М.А. Шолохове по
материалу учебника,
- мотивировать детей на дальнейшую работу,
эмоционально их настроить
Цель для обучающихся:
– продемонстрировать умение анализировать,
делать выводы.
Самостоятельная работа с новой информацией.
- Откройте, пожалуйста, учебники на странице 139 и самостоятельно прочтите статью о
Михаиле Александровиче Шолохове (слайд № 1).
- Что, по вашему мнению, Шолохов считал самым важным? («Настоящий человек должен
выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца»)
- Найдите ключевое слово. (Добрых.)
- Значит, разговор пойдёт о …(О доброте.) Действительно, о своей самой сокровенной
писательской цели Михаил Александрович говорил так: (указываю на слайд № 2.)
Учитель. Рассказ «Судьба человека» получил всенародное признание. (Слайд № 3)
Формы и методы работы:
- диалог;
- метод «ключевых слов»,
- наглядная ( слайд).
Критерии определения уровня внимания и
интереса школьников;
- своевременное и правильное выполнение
заданий всеми детьми;
- эмоциональн - эмоциональный настрой обучающихся.
После публикации в «Правде» была трансляция по радио. Об исключительной силе воздействия
свидетельствовали многочисленные письма в адрес Шолохова. Писали люди, пережившие ужасы
фашистского плена, писали семьи погибших фронтовиков, писали рабочие, колхозники, врачи,
педагоги, учёные, советские и зарубежные писатели.
- Какова тема данного произведения? Только ли о войне идёт речь? (Нет.)
5. Работа с текстом.
Цель для учителя: - помочь учащимся
продемонстрировать умение анализировать,
делать выводы,
- умение сопоставлять эпизоды изучаемого
произведения.
Развитие речи:
- развитие речи в ходе устных ответов.
Развитие сенсорной сферы:
- восприятие устной речи.
Развитие эмоциональной сферы:
- результаты самостоятельной деятельности.
Цель для обучающихся: – продемонстрировать
умение анализировать, делать выводы, переносить
знания и умения в новую ситуацию,
- уметь давать характеристику героев,
- уметь строить свои высказывания в связи с
изучаемым произведением.
Задачи:
- понимать чужую точку зрения и
аргументированно отстаивать свою.
Формы и методы работы:
- диалог;
- проблемная ситуация;
- наглядная ( фрагмент из кинофильма, слайд).
Работая в диалоге, обучающиеся видят проблему,
Давайте дадим слово девочкам, которые составили дома план «Основные вехи (этапные
события) судьбы героя.» (1. Довоенная жизнь. 2. Уход на фронт и прощание с семьёй. 3. Плен.
4. Гибель семьи. 5. Встреча с Ванюшкой, который стал ему сыном.)
- Есть вопросы к девочкам? Кто не согласен с этим планом, хочет предложить другой?
Первый пункт – довоенная жизнь Андрея Соколова. Послушаем Тимура (он подготовил чтение
монолога) и ответим на вопрос: «Каково было представление А. Соколова о счастье?» (Андрей
ничем не выделяется, он обычный человек. И представление его о счастье самое простое: «За
10 лет скопили мы немножко деньжонок и пред самой войной поставили себе домишко об двух
комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Дети кашу едят с молоком,
крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке.» )
Учитель. Счастье мирной жизни Соколова нарушило вероломное нападение фашистских
полчищ. Началась Великая Отечественная война. (Включить 1 куплет песни «Священная война»)
Мир раскололся надвое – на своих и врагов. И там, где речь идёт о войне, эта антитеза постоянно
ощущается в произведении.
Групповая работа.
Предлагаю 1-ой группе заполнить ваш рабочий лист, вписав имена тех персонажей, которых вы
отнесёте к «своим». А 2-ая группа перечислит врагов.
По окончании работы представитель из каждой группы помещает на доске свой лист и
озвучивает его. Предлагает учитель другой группе задать вопросы. Согласны ли вы с мнением
ребят? Может, хотите дополнить список?
- Почему Крыжнева отнесли к врагам? (Крыжнев хотел выдать командира. «Да какой же он
свой? Он же хуже чужого, предатель.»)
Учитель. Соколов впервые убивает человека, да и то «своего». – Почему это произошло? Может,
взводный просил о помощи? (Нечаянно подслушав в церкви разговор Крыжнева с молодым
взводным, Соколов добровольно берёт на себя такую ношу: убил человека во имя спасения
другого человека или других людей, потому что Крыжнев, вероятно, предал бы ещё многих. На
душе у Андрея тяжело: «До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки
помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…»
Но война заставила его
сделать этот тяжёлый выбор.)
школьники поняли, какая тема урока и цель
работы.
Критерии определения уровня внимания и
интереса школьников;
- своевременное и правильное выполнение
заданий всеми детьми;
- эмоциональный настрой обучающихся.
Методы мотивирования (стимулирования)
активности обучающихся в ходе освоения нового
материала:
- похвала;
- одобрение;
- создание сит Критерии определения уровня внимания и
интереса школьников:
- своевременное и правильное выполнение
заданий всеми детьми;
- эмоциональный настрой обучающихся.
Учитель. Ребята, мы говорили, что А. Соколов – обычный человек. Значит, судьба какого
человека? (Обычного.)
- А в какое время? (В военное.)
- Давайте сформулируем тему урока. (Судьба обычного человека в военное время.)
- Потому плен – это тоже было обычное дело во время войны. А как Соколов оказался в
плену?
Учитель. Много лиха пришлось вынести Соколову, но он не сломился, не покорился
врагу, смерть не раз отступа перед ним. Как и в многочисленных сказках о солдате,
которому присущи выносливость и терпение, находчивость и удачливость. На войне и
в мирной жизни Андрей руководствуется одним непреложным для себя принципом:
«На то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала.» Эта
фраза стала лейтмотивом произведения.
Фрагмент из фильма «Судьба человека» ( Соколов у коменданта Мюллера.) Анализ
эпизода.
- Что было главным в поведении А.Соколова в истории с Мюллером? Почему Мюллер
пощадил его? Как распорядился он хлебом, полученным от немца? (Независимость,
чувство собственного достоинства и мужество Андрея, даже чувство юмора, видимо,
понравились Мюллеру.)
Учитель. В который уже раз смерть отступила перед ним. Но не пощадила она близких.
Никого в живых не осталось у Андрея. Сам А. С. говорит, что война его «покалечила»,
«исказнила».
– Но ожесточился ли Андрей? Стал ли он злым? (Нет. Сколько добра, любви к людям
заложено в Андрее! Вечное, истинное начало в нём – доброта, и она согрела маленького
Ваню. Сцены с Ваней говорят о том, что душа человека, если она полна добра и любви,
не озлобится, уцелеет, как бы ни старались её погубить.
На войне и в мирной жизни Андрей руководствуется одним непреложным для себя
принципом: «На то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда
позвала.» Эта фраза стала лейтмотивом произведения. Эта мысль отразилась и в финале
рассказа.
Словарная работа.
Слова «вытерпеть», «преодолеть» являются синонимами. «Всё вытерпеть, всё снести» в
уста А. Соколова не означают безропотности, покорности, пассивного ожидания, когда
что-то изменится.
Учитель зачитывает финальные строки.
- А теперь я предлагаю ответить на вопрос, который звучал в начале урока: «В чём видит
своё счастье Андрей Соколов в финале рассказа?» (Мини-сочинение)
6.
Подведение итогов.
Цель для педагога:
- оценить деятельность обучающихся по
конечному результату.
Методы организации:
-
словесный: беседа, диалог.
Критерии определения уровня внимания и
интереса школьников;
- проявление заинтересованности обучающихся в
работе.
Итоги урока.
Учитель. Давайте подведем итог нашей работы.
- Какова была тема нашего урока?
- Что мы делали на уроке?
- Какое задание было интересным?
- Какое задание вызвало затруднение?
Выставление отметок.
Ребята, вы все блестяще справились с работой. Поздравляю вас.
7.
8.
Домашнее задание.
Воспитывающий аспект связан с
формированием системы нравственных
отношений к труду. В ходе выполнения домашней
работы формируется стремление добиваться
наилучших результатов.
Задача:
- стимулирование к личным достижениям.
Завершающий этап - рефлексия.
Цели для педагога: определение уровня
комфортности на уроке.
Задачи:
Домашнее задание.
Задания 8 – 14 на стр. 153; подготовить пересказ - портрет Ванюшки или Андрея Соколова
(по выбору).
Учитель. - Какая часть урока вам понравилась?
- Комфортно вам было на уроке?
-Удовлетворены ли вы своей работой?
- Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке?
- определение удачного момента на уроке;
- выявление неудачного момента на уроке,
- выявление причины.
Цели для обучающихся:
- формирование умения анализировать, делать
выводы, планировать дальнейшие действия.
Методы мотивирования (стимулирования)
активности обучающихся в ходе освоения нового
материала:
- похвала,
- одобрение,
- стимулирование к достижению более высоких
результатов.
Пояснительная записка
Направление – гуманитарное.
Тема урока – М. А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжёлое военное время.
Характеристика класса.
Количество учащихся – 9.
Ученики умеют - быстро включаться в урок, поддерживать заданный темп, настрой урока,
- слушать и слышать,
- работать с учебником.
Класс активен.
Программа, используемая в работе – Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Программа по литературе. 5-11 кл.», являющаяся
частью УМК Образовательной системы «Школа 2100».
Учебник – Бунеев Р.Н. Литература. 7 класс («Путь к станции Я»): в 2 кн./ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. – М.: Баласс, 2012.
Раздел 4. «Я и мир: вечное и преходящее» ( Раздел 1. «Я и моё детство»
Раздел 2. «Я и я…»
Раздел 3. «Я и другие» )
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в год – 68.
Рецензия урока
Класс: 7
Тема: М.А.Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжёлое военное время.
ФИО учителя: Калдыбекова Аспет Зайниденовна
Характеристика учителя на уроке.
Учитель свободно владеет учебным материалом, речь образная, эмоциональная, грамотная. Стиль общения
демократический. Педагогический такт, культура общения оказывают благоприятное воздействие на учащихся.
Характеристика учащихся на уроке.
Наблюдался высокий уровень познавательной активности. Ответы учащихся аргументированы, они умеют выделять
главное, делать выводы и обобщения, активно работают в группах: продумывают ответы, вносят поправки в
выполненные задания.
Принципы научности и доступности обучения соблюдены. Учитель рационально распределил время урока, применял
ИКТ, чётко формулировал вопросы. Использовался фронтальный опрос, индивидуальная и групповая форма
организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Урок сопряжён с предшествующими и последующими
уроками.
Урок достиг поставленной цели.
Директор МКОУ «Торгунская СОШ» Стрельцова О.А.
Калдыбекова Аспет Зайниденовна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ: «Торгунская СОШ»
Образование: высшее специальное
Общий стаж работы: 29 лет
Педагогический стаж: 28 лет
Первая квалификационная категория
В 2012 году прошла курсы повышения
квалификации
в ГОУ ДПО «ВГАПК
РО» по теме «Компетентность учителя
рус с ко го
я з ы ка
и
л и т е р а т у р ы :
Профессиональное
мастерство.
П е р в ы й
у р о в е н ь
« Р а б о т н и к
образования
как
профессионал»
в
объёме 72 часа.
В своей педагогической деятельности
строю процесс обучения как личностно-
ориентированный,
что
обеспечивает
стабильный уровень знаний и умений
учащихся. Качественно организовываю
учебную деятельность, создаю условия
д л я
р е а л и з а ц и и
т в о р ч е с к о г о
п о т е н ц и а л а
д е т е й .
В л а д е ю
современными
образовательными
технологиями:
здоровьесберегающей,
технологией
формирования
типа
п р а в и л ь н о й
ч и т а т е л ь с к о й
деятельности,
технологией
развития
критического мышления через чтение
и
письмо.
Четвёртый
год
в
основной
ступени
работ аю
по
у ч е б н и ка м
« Ш к о л ы
2 1 0 0 » .
И с п о л ь з у ю
ф р о н т а л ь н ы е ,
г р у п п о в ы е
и
индивидуальные формы работы.
Участвую в работе РМО учителей
русского языка и литературы. В 2012 г.
в рамках Дня учителя русского языка
выступила
с
презентацией
«Модель
проблемно-диалогического
урока
в
образовательной
системе
«Школа
2100»,
подготовила
выступление
« С т р у к т у р а
п о в т о р и т е л ь н о -
обобщающего
урока
русского
языка»,
провела
открытый
урок
в
6
классе
«Выделение
причастного
оборота
на
письме».
Им ею
ст абильные
р е зул ьт ат ы
о с в о е н и я
о б у ч а ю щ и м и с я
о б р а з о в а т е л ь н ы х
п р о г р а м м
и
показатели
динамики
их
достижений.
Результаты
ЕГЭ
по
русскому
языку:
2007-2008 уч. год – 46 баллов, 2008-2009
- 48 баллов, 2010-2011 – 46 баллов, 2011
-2012 – 55 баллов, 2012-2013 -55 баллов.
Среди
моих
выпускников
имеются
серебряные
медалисты,
победители
и
призёры районных олимпиад. В 2012 г.
ученица 9 класса Калдыбекова Жанара
принимала
участие
в
региональном
этапе
всероссийской
олимпиады
школьников Волгоградской области.
Являюсь
членом
предметной
комиссии по проверке аттестационных
работ
выпускников
9
кл.,
вхожу
в
состав
жюри
муниципального
этапа
олимпиады
школьников
по
русскому
языку.
Тема урока:
М. А. Шолохов «Судьба
человека». Судьба обычного человека в
тяжёлое военное время.
Урок
изучения
нового
материала
и
закрепления знаний. Урок проведён с
п р и м е н е н и е м
т е х н о л о г и и
развивающего обучения. Основной
целью урока является формирование у
школьников
умения
анализировать
художественный
текст,
выделять
и
формировать тему и идею
изучаемого
произведения,
выражать
своё
отношение
к
прочитанному,
участвовать
в
диалоге.
В
ходе
урока
использованы приёмы,
побуждающие
обучающихся
к
учению
и
создают
ситуацию успеха.
Тип урока: урок изучения нового
материала и первичного закрепления
знаний.
Формы работы: фронтальный опрос,
индивидуальная и групповая работа.
Средства обучения: презентация
(портрет писателя, иллюстрации к
произведению), фрагменты фильма С.
Бондарчука «Судьба человека»,
учебник.
Этапы работы
1.Организационный момент
Цель для обучающихся - предварительная
организация класса, подготовка к активному и
сознательному усвоению нового материала.
Цель для педагога - мобилизующее начало
урока, мотивация деятельности обучающихся,
создание психологической комфортности.
Задачи:
- создание положительного настроя на работу;
- формирование интереса к предстоящей
деятельности;
Метод обучения: словесный
Метод организации работы: фронтальный.
2.Проверка домашнего задания.
3.Актуализация изученного материала.
Цель для педагога: помочь учащимся перейти от
предыдущей темы к следующей.
4.Этап усвоения новых знаний и первичной
проверки понимания нового материала.
Цель для педагога:
- составить представление о М.А. Шолохове по
материалу учебника,
- мотивировать детей на дальнейшую работу,
эмоционально их настроить
Цель для обучающихся: продемонстрировать
умение анализировать, делать выводы.
Формы и методы работы:
- диалог;
- метод «ключевых слов»,
- наглядная ( слайд).
Критерии определения уровня внимания и
интереса школьников;
- своевременное и правильное выполнение
заданий всеми детьми;
- эм - эмоциональный настрой обучающихся.
5. Работа с текстом.
Цель для учителя: - помочь учащимся
продемонстрировать умение анализировать, делать
выводы,
- умение сопоставлять эпизоды изучаемого
произведения.
Развитие речи в ходе устных ответов.
Развитие сенсорной сферы:
- восприятие устной речи.
Развитие эмоциональной сферы:
- результаты самостоятельной деятельности.
Цель для обучающихся: – продемонстрировать
умение анализировать, делать выводы, переносить
знания и умения в новую ситуацию,
- уметь давать характеристику героев,
- уметь строить свои высказывания в связи с
изучаемым произведением.
Задачи:
- понимать чужую точку зрения и
аргументированно отстаивать свою.
Формы и методы работы:
- диалог;
- проблемная ситуация;
- наглядная ( фрагмент из кинофильма, слайд).
Работая в диалоге, обучающиеся видят проблему,
школьники поняли, какая тема урока и цель
работы.
Критерии определения уровня внимания и
интереса школьников;
- своевременное и правильное выполнение
заданий всеми детьми;
- эмоциональный настрой обучающихся.
Методы мотивирования (стимулирования)
активности обучающихся в ходе освоения нового
материала:
- похвала;
- одобрение.
Критерии определения уровня внимания и
интереса школьников:
- своевременное и правильное выполнение
заданий всеми детьми;
6. Подведение итогов.
Цель для педагога:
- оценить деятельность обучающихся по
конечному результату.
Методы организации:
-
словесный: беседа, диалог.
Критерии определения уровня внимания и
интереса школьников;
- проявление заинтересованности обучающихся в
работе.
7. Домашнее задание.
Воспитывающий аспект связан с формированием
системы нравственных отношений к труду. В ходе
выполнения домашней работы формируется
стремление добиваться наилучших результатов.
Задача:
- стимулирование к личным достижениям.
8.Завершающий этап - рефлексия.
Цели для педагога: определение уровня
комфортности на уроке.
Задачи:
- определение удачного момента на уроке;
- выявление неудачного момента на уроке,
- выявление причины.
Цели для обучающихся:
- формирование умения анализировать, делать
выводы, планировать дальнейшие действия.
Методы мотивирования (стимулирования)
активности обучающихся в ходе освоения нового
материала:
- похвала,
- одобрение,
- стимулирование к достижению более высоких
результатов.
Урок в системе других уроков.
2-ой урок в разделе «Я и мир: вечное и
преходящее». 1-ый урок – «Герои и
обстоятельства» о вечных вопросах бытия
(стихотворение Д.Самойлова «Зрелость»). На
следующем уроке «Человек между людьми» речь
пойдёт о портрете , о композиционном приёме
«рассказ в рассказе», о смысле названия
произведения, о том, как соотносится
стихотворение А.Блока «Девушка пела в церковно
хоре» с рассказом М.Шолохова.
Урок проведён в соответствии с планом, дети
были активны на протяжении всего занятия, был
создан положительный настрой учащихся. Работа
в группах позволила обосновывать свою точку
зрения или отказываться от суждения, если
аргументы товарищей оказывались более
убедительными. Использованы презентация,
фрагмент фильма «Судьба человека». Цели урока
достигнуты.