Автор: Тихонова Мадина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Красная Шапочка"
Населённый пункт: город Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно - творческий проект "Удивительный мир животных"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Этот удивительный мир животных»
Актуальность проекта
Сострадание
к
животным
так
тесно
связано
с
добротой
характера,
что
можно
с
уверенностью
утверждать:
кто
жесток
с
животными,
тот
не
может
быть
добрым
человеком. (А. Шопенгауэр)
4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия - крупнейшая по
занимаемой
площади
страна
в
мире.
В
нашей
стране
обитает
значительная
часть
сухопутных представителей мировой фауны: около 300 видов млекопитающих и более 700
видов различных птиц. В настоящее время очень многие из них нуждаются в особой
защите, т. к. оказались на грани вымирания. Для того чтобы помочь им необходимо, в
числе прочих мер, воспитать поколение гуманно относящееся ко всему живому на Земле.
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и
заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире. По
мнению
авторов
проекта,
одна
из
основных
задач
родителей
и
педагогов
состоит
в
формировании
нравственных
чувств
и
моральных
оценок
ребёнка.
Необходимо
способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш
проект направлен на решение этой задачи через знакомство ребёнка с животным миром
России.
Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо заложить первые ориентиры
ребёнка в мире животных, сформировать элементарные знания и навыки правильного
взаимодействия с животными, бережного отношения к ним. Необходимо предупреждать в
детях
такой
порок,
как
бессердечное
отношение
к
животным,
любое
проявление
черствости
и
жестокости
по
отношению
к
живым
существам.
Проект
способствует
формированию у ребёнка интереса к диким животным, знакомит с миром зверей и птиц,
обитающих
на
территории
нашей
страны,
дает
представления
о
среде
их
обитания,
способствует развитию кругозора, воспитанию любви и уважения к природе. Ребенок,
полюбивший
животных
и
достаточно
узнавший
о
них,
не
станет
разорять
гнезда
и
муравейники, обижать животных и птиц.
Очевидно, что наиболее доступными для детей является знакомство и наблюдение за
домашними животными, такими как кошки, собаки, хомячки, волнистые попугайчики и
другими питомцами, которые у многих живут дома. Наш проект посвящен знакомству с
дикими животными, которых можно встретить на территории России. Самым доступным
местом для такого знакомства в современном мире является зоопарк. Именно здесь у
ребёнка есть возможность наблюдать за миром животных в приближённой к естественной
среде.
Данный
проект
был
подготовлен
благодаря
посещению
Нижегородского
зоопарка
«Лимпопо» и Самарского зоопарка.
Противоречие На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным
причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие из-за природных катастроф или смены
климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала
человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест
обитания и загрязнение окружающей среды. Когда смертность среди особей того или
иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.
В 2001 году вышло новое издание «Красной Книги России», куда занесено 123 вида птиц
и 65 видов млекопитающих. Идея создания «Красной книги» впервые появилась у учёных
в 50-х гг. прошлого века. Экологи хотели привлечь внимание международного сообщества
к
состоянию
природы
и
к
необходимости
спасения
исчезающих
видов
животных
и
растений. «Красная книга» включает в себя сведения о распространении, численности и
биологии редких и исчезающих животных. Особый раздел предлагает меры по охране и
восстановлению численности этих животных.
В нашем проекте мы познакомим ребёнка с некоторыми животными, занесёнными в
«Красную Книгу России», а также дадим представление о научном понятии «Красная
Книга».
Гипотеза
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации
общения
с
животными
пробуждают
интерес
и
любознательность
ребёнка,
развивают
познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению
словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как
жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому.
В
течение
первых
семи
лет
жизни
происходит
становление
самосознания:
ребенок
выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и
знакомых
людей,
начинает
осознанно
ориентироваться
в
окружающем
предметно-
природном мире и вычленять его ценности.
Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном
его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру и не последнюю роль в этом
играет общение с животными и наблюдение за ними. Такое общение развивает наглядно-
образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное
отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта,
воспитанию
любви,
бережного
и
заботливого
отношения
ко
всему
живому,
а
также
развивает эстетическую сферу ребёнка. Знания, накопленные в процессе общения ребенка
с животными, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных,
правильную их оценку и адекватное реагирование. Ребёнок усваивает разнообразные
законы жизни животных, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды,
особенности их взаимодействия с человеком. Правильно организованные наблюдения учат
не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе
рождаются
самостоятельные
суждения,
умение
обобщать,
замечать
изменения,
что
приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. У ребёнка формируется
привычка замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном он
учится
находить
интересное.
Наблюдая
за
животными,
у
детей
пробуждается
живой
интерес
и
любознательность,
что
способствует
развитию
их
эмоциональной
сферы,
познавательных
способностей
и
мышления,
определенный
эмоциональный
настрой
у
детей, возникающий при общении с животными, также способствует обучению.
Таким образом, непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для
ребенка
и
является
важным
условием
накопления
разнообразных
представлений
о
животном мире.
Цель
Знакомство
ребёнка
с
миром
диких
животных,
обитающих
на
территории
России.
Развитие любознательности и познавательного интереса к жизни животных. Научить
ребёнка бережному отношению к животным.
Задачи
1. Дать представление о многообразии животного мира нашей страны.
2.
Познакомить
ребёнка
с
характерными
особенностями
внешнего
вида,
поведения,
питания, образа жизни некоторых зверей и птиц, обитающих на территории России.
3.
Воспитывать
бережное
отношение
к
животным.
Способствовать
формированию
у
ребёнка добрых чувств, интереса и любви к животным.
4. Знакомство с редкими исчезающими видами животных, с научным понятием «Красная
Книга».
5. Развивать творческую активность, внимание, воображение, память.
6.
Стимулировать
стремление
ребёнка
отражать
полученные
знания
в
своей
художественно-продуктивной деятельности (рисунки любимых животных, изготовление
поделок на тему животного мира).
7. Развивать любознательность и стремление изучать природу и окружающий мир.
Предполагаемый результат
Главным
итогом
проведения
проекта
стало
понимание
ребёнком
необходимости
существования на Земле животных и бережного отношения к ним. Проект позволил
ребёнку углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях
животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому. Ребёнок получил
простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану жизни исчезающих
животных.