Напоминание

Познавательно - творческий проект "Удивительный мир животных"


Автор: Тихонова Мадина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Красная Шапочка"
Населённый пункт: город Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно - творческий проект "Удивительный мир животных"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Этот удивительный мир животных»

Актуальность проекта

Сострадание

к

животным

так

тесно

связано

с

добротой

характера,

что

можно

с

уверенностью

утверждать:

кто

жесток

с

животными,

тот

не

может

быть

добрым

человеком. (А. Шопенгауэр)

4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия - крупнейшая по

занимаемой

площади

страна

в

мире.

В

нашей

стране

обитает

значительная

часть

сухопутных представителей мировой фауны: около 300 видов млекопитающих и более 700

видов различных птиц. В настоящее время очень многие из них нуждаются в особой

защите, т. к. оказались на грани вымирания. Для того чтобы помочь им необходимо, в

числе прочих мер, воспитать поколение гуманно относящееся ко всему живому на Земле.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и

заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире. По

мнению

авторов

проекта,

одна

из

основных

задач

родителей

и

педагогов

состоит

в

формировании

нравственных

чувств

и

моральных

оценок

ребёнка.

Необходимо

способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш

проект направлен на решение этой задачи через знакомство ребёнка с животным миром

России.

Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо заложить первые ориентиры

ребёнка в мире животных, сформировать элементарные знания и навыки правильного

взаимодействия с животными, бережного отношения к ним. Необходимо предупреждать в

детях

такой

порок,

как

бессердечное

отношение

к

животным,

любое

проявление

черствости

и

жестокости

по

отношению

к

живым

существам.

Проект

способствует

формированию у ребёнка интереса к диким животным, знакомит с миром зверей и птиц,

обитающих

на

территории

нашей

страны,

дает

представления

о

среде

их

обитания,

способствует развитию кругозора, воспитанию любви и уважения к природе. Ребенок,

полюбивший

животных

и

достаточно

узнавший

о

них,

не

станет

разорять

гнезда

и

муравейники, обижать животных и птиц.

Очевидно, что наиболее доступными для детей является знакомство и наблюдение за

домашними животными, такими как кошки, собаки, хомячки, волнистые попугайчики и

другими питомцами, которые у многих живут дома. Наш проект посвящен знакомству с

дикими животными, которых можно встретить на территории России. Самым доступным

местом для такого знакомства в современном мире является зоопарк. Именно здесь у

ребёнка есть возможность наблюдать за миром животных в приближённой к естественной

среде.

Данный

проект

был

подготовлен

благодаря

посещению

Нижегородского

зоопарка

«Лимпопо» и Самарского зоопарка.

Противоречие На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным

причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие из-за природных катастроф или смены

климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала

человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест

обитания и загрязнение окружающей среды. Когда смертность среди особей того или

иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.

В 2001 году вышло новое издание «Красной Книги России», куда занесено 123 вида птиц

и 65 видов млекопитающих. Идея создания «Красной книги» впервые появилась у учёных

в 50-х гг. прошлого века. Экологи хотели привлечь внимание международного сообщества

к

состоянию

природы

и

к

необходимости

спасения

исчезающих

видов

животных

и

растений. «Красная книга» включает в себя сведения о распространении, численности и

биологии редких и исчезающих животных. Особый раздел предлагает меры по охране и

восстановлению численности этих животных.

В нашем проекте мы познакомим ребёнка с некоторыми животными, занесёнными в

«Красную Книгу России», а также дадим представление о научном понятии «Красная

Книга».

Гипотеза

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации

общения

с

животными

пробуждают

интерес

и

любознательность

ребёнка,

развивают

познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению

словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как

жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому.

В

течение

первых

семи

лет

жизни

происходит

становление

самосознания:

ребенок

выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и

знакомых

людей,

начинает

осознанно

ориентироваться

в

окружающем

предметно-

природном мире и вычленять его ценности.

Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном

его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру и не последнюю роль в этом

играет общение с животными и наблюдение за ними. Такое общение развивает наглядно-

образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное

отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта,

воспитанию

любви,

бережного

и

заботливого

отношения

ко

всему

живому,

а

также

развивает эстетическую сферу ребёнка. Знания, накопленные в процессе общения ребенка

с животными, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных,

правильную их оценку и адекватное реагирование. Ребёнок усваивает разнообразные

законы жизни животных, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды,

особенности их взаимодействия с человеком. Правильно организованные наблюдения учат

не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе

рождаются

самостоятельные

суждения,

умение

обобщать,

замечать

изменения,

что

приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. У ребёнка формируется

привычка замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном он

учится

находить

интересное.

Наблюдая

за

животными,

у

детей

пробуждается

живой

интерес

и

любознательность,

что

способствует

развитию

их

эмоциональной

сферы,

познавательных

способностей

и

мышления,

определенный

эмоциональный

настрой

у

детей, возникающий при общении с животными, также способствует обучению.

Таким образом, непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для

ребенка

и

является

важным

условием

накопления

разнообразных

представлений

о

животном мире.

Цель

Знакомство

ребёнка

с

миром

диких

животных,

обитающих

на

территории

России.

Развитие любознательности и познавательного интереса к жизни животных. Научить

ребёнка бережному отношению к животным.

Задачи

1. Дать представление о многообразии животного мира нашей страны.

2.

Познакомить

ребёнка

с

характерными

особенностями

внешнего

вида,

поведения,

питания, образа жизни некоторых зверей и птиц, обитающих на территории России.

3.

Воспитывать

бережное

отношение

к

животным.

Способствовать

формированию

у

ребёнка добрых чувств, интереса и любви к животным.

4. Знакомство с редкими исчезающими видами животных, с научным понятием «Красная

Книга».

5. Развивать творческую активность, внимание, воображение, память.

6.

Стимулировать

стремление

ребёнка

отражать

полученные

знания

в

своей

художественно-продуктивной деятельности (рисунки любимых животных, изготовление

поделок на тему животного мира).

7. Развивать любознательность и стремление изучать природу и окружающий мир.

Предполагаемый результат

Главным

итогом

проведения

проекта

стало

понимание

ребёнком

необходимости

существования на Земле животных и бережного отношения к ним. Проект позволил

ребёнку углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях

животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому. Ребёнок получил

простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану жизни исчезающих

животных.



В раздел образования