Напоминание

"Западноевропейская музыкальная культура XVII - XVIII веков"


Автор: Бабенко Ангелина Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №508
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект урока по мировой художественной культуре для 10 класса
Тема: "Западноевропейская музыкальная культура XVII - XVIII веков"
Раздел: полное образование





Назад




Конспект урока по теме «Западноевропейская музыкальная культура XVII – XVIII

веков»

(для 10 класса; рассчитан на 45 мин.)

Урок изучения нового материала

Цель – дать представление об особенностях западноевропейского музыкального

искусства XVII – XVIII вв.

Задачи:

Образовательные - ознакомить учащихся с основными произведениями

музыкального искусства VII – XVIII вв. и их особенностями.

Развивающие - развитие умения планирования собственной деятельности

(внимательно слушать учителя, выделять из его речи главное), развитие

музыкального слуха и памяти (слушание музыки), развитие умения графической

организации материала (конспект в тетради), развитие умения грамотно отвечать на

вопросы учителя; развитие музыкального мышления.

Воспитательные - формирование личностного эстетического и музыкального

вкуса; воспитание интереса и уважения к западноевропейской музыке.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – урок – лекция.

Формы организации обучения – фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: меловая доска, речь учителя, музыкальный материал, конспект.

Методы обучения:

Устный – повествование учителя на этапе изучения нового материала,

формулировка вопросов на протяжении всего урока.

Графический – построение конспекта во время урока.

Аудиовизуальный – прослушивание музыкальных фрагментов во время урока.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент

Здравствуйте! Давайте отметим

присутствующих

Здравствуйте!

2. Актуализация

На одном из уроков мы с вами изучили

мировоззренческую основу барокко. Давайте

вспомним основные особенности данного

периода.

1.

Противоречия в

жизни человека:

столкновение

феодальной и

буржуазной

систем.

2.

Географические

открытия,

перевернувшие

сознание человека.

3.

Церковь в

состоянии кризиса:

появление сект,

учений, масонств.

4.

Сознание человека

раздроблено,

дисгармонично,

раздвоено.

5.

Ощущение

трагичной

1

незащищенности

человека.

6.

Трагическое

мироощущение.

7.

неустойчивость –

основная

характеристика.

3. Первичное

усвоение

материала

Подпишите тему «Западноевропейская

музыкальная культура XVII – XVIII вв.»

Музыка барокко

Особенности барочной музыки:

1.

Диссонирующие созвучия (резкое

звучание).

2.

Контрасты и противоречия (например,

громко – тихо).

3.

Виртуозные пассажи в сольных

партиях (вокал, скрипка).

4.

Одновременное звучание множества

инструментов.

1. Одним из ярких барочных композиторов

является И.С. Бах (1685 – 1750 гг.).

Токката и фуга ре-минор наиболее ярко

отражает борьбу рационального и

чувственного в человеке:

1 часть (токката) – идея человека

мечущегося, чувственного,

динамичного.

2 часть (фуга) – реализация идеи

рациональности.

Слушаем фрагменты и делаем пометки в

тетрадях об особенностях музыки (ритм,

мелодия, полифония, гармония, фактура,

тембр).

2. «Взволнованность» и драматургия

человеческих переживаний нашли отражение

в исполнительской манере мастеров барочного

концерта.

Антонио Вивальди (1678 – 1741 гг.).

«Времена года», лето - противоречие одного

инструмента всему оркестру (человек против

несправедливого мира).

Слушаем фрагменты и делаем пометки в

тетрадях об особенностях музыки (ритм,

мелодия, полифония, гармония, фактура,

тембр).

3. Развивается жанр оперы. Служила для

воспитания на примерах античных сюжетов:

«Орфей и Эвридика»

«Дафна»

4. Первые музыкальные театры (1637 г. – в

Венеции)

Музыка классицизма

Записывают.

Записывают.

Записывают.

Слушают, делают

пометки и запоминают.

Записывают.

Слушают, делают

пометки и запоминают.

Записывают.

2

На смену чувственности приходит идея

разума и порядка. Вспомните особенности

классицистической культуры.

Особенности классицистической музыки:

1.

Ярко выраженная мелодия.

2.

Функциональная гармония (тяготение к

устойчивым звукам).

3.

Симметрия формы (квадрат,

повторение главных тем).

4.

Опора на типичные интонации песни,

танца, марша.

Главные темы в музыке:

1.

Человек, вписанный в быт, природу,

историю.

2.

Тема коллективного творчества,

коллективного чувствования.

К классицистическому стилю принадлежат

композиторы Венской школы.

1. В.А. Моцарт (1756 – 1791 гг.).

«Маленькая ночная серенада». Главная тема

произведения – человек активный,

деятельный, общительный.

Слушаем фрагменты и делаем пометки в

тетрадях об особенностях музыки (ритм,

мелодия, полифония, гармония, фактура,

тембр).

«Свадьба Фигаро» - комическая опера.

Музыка энергичная, лёгкая. Цирюльник

оказывается умнее графа - воплощение идеи

неизменной победы светлого и разумного

начала над силами разрушения и зла.

Слушаем фрагменты и делаем пометки в

тетрадях об особенностях музыки (ритм,

мелодия, полифония, гармония, фактура,

тембр).

«Волшебная флейта», ария Царицы ночи –

1.

Предметом

искусства

становится

возвышенное,

прекрасное,

героическое и

благородное.

2.

Искусство

характеризуется

статичностью,

строгостью,

симметрией,

идеализацией

образов.

3.

Рациональность,

логичность.

Записывают.

Слушают.

Слушают.

3

даже виртуозная партия Царицы ночи звучит

очень оптимистично.

Слушаем фрагменты и делаем пометки в

тетрадях об особенностях музыки (ритм,

мелодия, полифония, гармония, фактура,

тембр).

2. Л.В. Бетховен (1771 – 1827 гг.)

Выразил музыкой идеалы человечества:

свободы, единения, братства (эпоха

Французской революции). Он социализировал

музыку, сделал из нее аппарат мощного

воздействия на массы, проводником

философских идей.

Пятая симфония – «через борьбу к победе».

1 часть – так судьба стучиться в дверь.

Слушаем фрагменты и делаем пометки в

тетрадях об особенностях музыки (ритм,

мелодия, полифония, гармония, фактура,

тембр).

«Лунная» соната – неразделенная любовь к

женщине.

1 часть – печальная.

Слушаем фрагменты и делаем пометки в

тетрадях об особенностях музыки (ритм,

мелодия, полифония, гармония, фактура,

тембр).

Вывод: можно ли считать музыку душой

эпохи?

Записывают.

Слушают.

Слушают.

(примерный ответ) Да.

Потому что музыка

обращается напрямую

к чувствам человека,

дает возможность

прочувствовать

прошедшее время.

(примерный ответ)

Нет. Исполнители не

могут с точностью

передать музыку

прошлых эпох.

4. Осознание о

осмысление

материала

Осознание и осмысление происходит во

время прослушивания музыкальных

фрагментов на уроке.

5. Закрепление

материала

Викторина по музыкальным произведениям,

изученным на уроке (Приложение 1).

Пишут викторину

6. Домашнее

задание

Напишите небольшое сочинение – эссе о

Творчестве И.С. Баха, В.А. Моцарта и Л.В.

Бетховена на выбор.

Записывают.

7. Рефлексия

1. Что мы сегодня изучили?

2. Назовите композиторов Венской

классицистической школы.

3. Какая музыка понравилась вам больше и

почему?

1. Музыку барокко и

классицизма.

2. Моцарт, Бетховен.

Приложение 1

Викторина

4

Сейчас прозвучат фрагменты музыки. Вам нужно узнать какая музыка звучит, и записать

в строгом порядке номер за номером. Вначале пишем композитора, затем произведение.

Удачи!

1.

А. Вивальди, «Времена года», Лето.

2.

В.А. Моцарт, «Волшебная флейта», Ария Царицы ночи.

3.

Л.В. Бетховен «Лунная соната».

4.

И.С. Бах, Токката и фуга.

5.

В.А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада».

5



В раздел образования