Напоминание

"ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ"- КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ


Автор: Живаева Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ школа №26 с.п детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ"- КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ»- КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Работая в группе с детьми с ОНР построена на изучении лексических тем. На

сегодняшний

день-

образная,

богатая

синонимами,

дополнениями

и

описаниями речь у детей дошкольного возраста -явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

Односложная,

состоящая

лишь

из

простых

предложений

речь.

Неспособность грамматически правильно построить распространенное

предложение.

Бедность

речи.

Недостаточный

словарный

запас.

Употребление

нелитературных слов и выражений.

Несформированность грамматического строя речи

Нарушение звукопроизношения.

Бедная

диалогическая

речь:

неспособность

грамотно

и

доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Трудности

в

построении

монолога:

например,

сюжетный

или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими

словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Поэтому

встала

задача,

как

научить

детей

связанно,

последовательно,

грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных

событиях из окружающей жизни.

Одним

из

методов

развития

связной

речи

у

детей

с

ОНР

является

использование мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное

освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем

мире,

эффективное

запоминание

структуры

рассказа,

сохранение

и

воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое

словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь

текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок

легко воспроизводит текстовую информацию.

Как

и

любая

работа,

мнемотехника

строится

от

простого

к

сложному.

Начинали

работу

с

простейших

мнемоквадратов,

последовательно

переходили к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы-схемы

служат

дидактическим

материалом

в

работе

по

развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов

работы по развитию речи:

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Учитывая,

что

в

данное

время

дети

перенасыщены

информацией,

необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим,

но и интересным, занимательным.

Во всех применяемых ранее видах мнемотехники использовались чёрно –

белые или цветные картинки – карточки. Работа ведётся с одной общей

мнемотаблицей всей подгруппой.

Поэтому мы решили соединить эти два вида работы.

Основная часть

Пособие “Волшебные колечки”.

Колечки изготавливаются по количеству детей

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на

которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения.

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Работа над многозначным словом проводится по мнемотаблице.

3 этап. Деление стихотворения на части.

4

этап. Чтение

строки

для

каждой

части

сопровождается

надеванием

“колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит

на столе ладонью вниз.

5

этап. Повтор

и

рассказывание

стихотворения

ребенком

с

помощью

“колечек”.

6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи

“колечек”.

Заключительная часть

Детям нравится работать с колечками, поэтому я решила не останавливаться

на использовании данного материала в речевом развитии детей.

Использование колечек при подготовке к обучению грамоте.

Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов.

Здесь

используются

колечки

с

любимыми

героями

из

мультфильмов.

Например, надеваем два колечка на указательный и средний пальцы ведущей

руки и предлагаем им прошагать по лабиринту, попрыгать с кочки на кочку

Итог.

Таким

образом, с

помощью

“Волшебных

колечек”

достигаем

следующих

результатов:

у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи –

как на занятии, так и в повседневной жизни;

расширяется кругозор знаний об окружающем мире;

активизируется словарный запас;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

С

помощью

данного

методического

материала

и

настроя

на

позитивный

результат,

дети

получают

огромное

удовольствие,

развивается

фантазия,

существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого

развиваются творческие способности у детей.

Знание

стихотворений

обогащает

словарь

ребенка,

формирует

навыки

правильного

произношения

слов

и

отдельных

фраз,

формирует

культуру

речи.

Чем

раньше

мы

будем

учить

детей

рассказывать

или

пересказывать,

используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так

как связная речь является важным показателем умственных способностей

ребенка и готовности его к школьному обучению.



В раздел образования