Автор: Живаева Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ школа №26 с.п детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ"- КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Раздел: дошкольное образование
«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ»- КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Работая в группе с детьми с ОНР построена на изучении лексических тем. На
сегодняшний
день-
образная,
богатая
синонимами,
дополнениями
и
описаниями речь у детей дошкольного возраста -явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
Односложная,
состоящая
лишь
из
простых
предложений
речь.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное
предложение.
Бедность
речи.
Недостаточный
словарный
запас.
Употребление
нелитературных слов и выражений.
Несформированность грамматического строя речи
Нарушение звукопроизношения.
Бедная
диалогическая
речь:
неспособность
грамотно
и
доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Трудности
в
построении
монолога:
например,
сюжетный
или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими
словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Поэтому
встала
задача,
как
научить
детей
связанно,
последовательно,
грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных
событиях из окружающей жизни.
Одним
из
методов
развития
связной
речи
у
детей
с
ОНР
является
использование мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное
освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем
мире,
эффективное
запоминание
структуры
рассказа,
сохранение
и
воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь
текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок
легко воспроизводит текстовую информацию.
Как
и
любая
работа,
мнемотехника
строится
от
простого
к
сложному.
Начинали
работу
с
простейших
мнемоквадратов,
последовательно
переходили к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы-схемы
служат
дидактическим
материалом
в
работе
по
развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов
работы по развитию речи:
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Учитывая,
что
в
данное
время
дети
перенасыщены
информацией,
необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим,
но и интересным, занимательным.
Во всех применяемых ранее видах мнемотехники использовались чёрно –
белые или цветные картинки – карточки. Работа ведётся с одной общей
мнемотаблицей всей подгруппой.
Поэтому мы решили соединить эти два вида работы.
Основная часть
Пособие “Волшебные колечки”.
Колечки изготавливаются по количеству детей
Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на
которые подбираются соответствующие колечки с картинками.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения.
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
Работа над многозначным словом проводится по мнемотаблице.
3 этап. Деление стихотворения на части.
4
этап. Чтение
строки
для
каждой
части
сопровождается
надеванием
“колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит
на столе ладонью вниз.
5
этап. Повтор
и
рассказывание
стихотворения
ребенком
с
помощью
“колечек”.
6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи
“колечек”.
Заключительная часть
Детям нравится работать с колечками, поэтому я решила не останавливаться
на использовании данного материала в речевом развитии детей.
Использование колечек при подготовке к обучению грамоте.
Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов.
Здесь
используются
колечки
с
любимыми
героями
из
мультфильмов.
Например, надеваем два колечка на указательный и средний пальцы ведущей
руки и предлагаем им прошагать по лабиринту, попрыгать с кочки на кочку
Итог.
Таким
образом, с
помощью
“Волшебных
колечек”
достигаем
следующих
результатов:
у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи –
как на занятии, так и в повседневной жизни;
расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
активизируется словарный запас;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
С
помощью
данного
методического
материала
и
настроя
на
позитивный
результат,
дети
получают
огромное
удовольствие,
развивается
фантазия,
существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого
развиваются творческие способности у детей.
Знание
стихотворений
обогащает
словарь
ребенка,
формирует
навыки
правильного
произношения
слов
и
отдельных
фраз,
формирует
культуру
речи.
Чем
раньше
мы
будем
учить
детей
рассказывать
или
пересказывать,
используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так
как связная речь является важным показателем умственных способностей
ребенка и готовности его к школьному обучению.