Автор: Радченко Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ№16
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Несколько слов о пользе гамм и упражнений для развития техники пианиста"
Раздел: дополнительное образование
Несколько слов о пользе гамм и упражнений для развития техники пианиста
«
Было
бы
наивным
ребячеством
рассматривать
музыкальное
обучение
как
набор
рецептов
,
коллекцию
секретов
,
методов
,
уловок
,
поворотов
руки
,
«
военных
»
хитростей
,
знанием
которых
обладает
опытный
преподаватель
и
каковые
он
непосредственно
передает
своим
ученикам
» М. Лонг.
Конечно, мы понимаем, что нельзя сводить работу педагога к ряду аксиом и непреложных истин,
т.к. обучение – дело очень тонкое, нужно индивидуально подходить к каждому отдельному случаю.
То, что хорошо для одного темперамента, не всегда хорошо для другого, так и то, что хорошо для
одной руки, не всегда годится для другой.
Овладение инструментом и формирование исполнителя – это единая благородная цель. Наши
кисти и пальцы-продолжения наших рук- не просто мышечные связи, это и органы осязания,
обладающие особой чувствительностью. Естественно, что они подчиняются мозгу, но чаще чем
мы можем подумать, команду отдают именно они. Великий хирург Тьери де Мартель сказал: «Есть
многое, что наши руки понимают раньше нашего мозга, и те, кто, размышляя, жестикулирует,
добиваются большего, чем те, кто размышляют, не двигая руками…...я убежден, что вопреки
общепринятому мнению не разум мобилизует наши пальцы, а наши пальцы – их движения, почти
бессознательные – дают толчок работе нашего сознания». Лучше не скажешь. Осязание – само по
себе богатейшее ощущение, возможно, более важное, чем зрение, обоняние и слух. Клавиатура
«зажигается» или «гаснет» в зависимости от того, касается ее активная рука или вялые пальцы. В
рефлексах и приказах, отдаваемых этими тонкими, но властными живыми инструментами, и
заключается секрет пианистического искусства. Подобные заключения не лишни в то время, когда
часто с пренебрежением говорят о пальцевой технике. Действительно, юным пианистам нужно
понимать, что простые, элементарные, рациональные упражнения, основанные на многолетней
традиции, а также их неизбежное дополнение – этюды – это необходимые этапы пути, которые
должен пройти каждый пианист. И даже, если он с самого начала относился несерьезно, ему все -
равно позже придется вернуться, сожалея о потерянном времени.
Обучение игре на фортепиано требует многих и длительных усилий. Совсем не нужно бороться с
природой, нормальная рука уже создана для игры на рояле.
На первый взгляд рука не покажется совершенной, но расположение пальцев совсем не является
«недостатком». Если бы большой палец был длинным, как остальные, и его сустав находился на
той же оси, что и суставы других пальцев, как можно было бы его «подкладывать» и перемещать
руку по всей клавиатуре? Указательный является посредником между отдельностоящим большим
пальцем и активным веером остальных, является одновременно ведущим, управляющим четырьмя
пальцами. Если безымянный палец лишить сухожилий, которые вроде бы «мешают» движениям,
т.к. он находится между средним и мизинцем, рука уже потеряет устойчивость и силу, так нужную
при взятии аккордов, ведении мелодической линии и постановке руки.
Широко известно, как Р. Шуман хотел любой ценой усилить свой четвертый палец, но остался
парализованным на оставшуюся жизнь. Полезно процитировать любопытное замечание Ф.
Шопена: «Давно уже музыканты борются с природой, пытаясь придать равную силу всем
пальцам. Однако, поскольку они все разные, следовало бы понять, как должен правильно
прикасаться к клавишам каждый из них, вместо того, чтобы ломать их. Каждый палец обладает
силой, соответствующей его строению и положению. Большой - самый сильный, потому что он
самый толстый самый свободный. Потом следует пятый – на противоположной стороне кисти.
Средний палец (самый длинный) – это главная точка опоры, указательный почти равен ему.
Наконец, очередь безымянного, самого слабого из всех. Всеми способами пытались сделать этот
палец независимым от среднего, с которым он соединен общими сухожилиями, как два сиамских
близнеца. Это совершенно бесплодная и, к счастью, напрасная затея». Шопен, конечно, не хотел
сказать, что не нужно заботиться о «равенстве» пальцев, но это равенство достигается не в
результате попыток придать каждому из них абсолютно одинаковую силу. Но, Шопен считал, что
пятый палец наделен от природы такой же силой, как у большого, только эту силу нужно
высвободить при помощи упражнений. Не следует перетруждать свою руку, не навязывать то, что
ей не свойственно, развивать ее природные способности. Очень внимательно, с любовью,
уважением и терпением нужно следить за первыми ее движениями по клавиатуре.
Прежде всего, работая, следует сохранять естественные движения, чтобы избежать напряжения и
зажатости в моменты необходимой твердости прикосновения. Чтобы пальцы были свободными,
необходимо освободить предплечья и плечи. Свободные, значит, « незажатые» – легкие.
Постоянная работа над всеми пятью пальцами является ключом к технике. Нужно уравнять в
твердости и гибкости слабые и сильные пальцы, научить их преодолевать одинаковые препятствия,
выработать единую систему артикуляции, т.е. нужно добиться независимости пальцев. Для этого
пианист должен осознанно играть упражнения для пяти пальцев и упражнения с выдержанными
нотами, которые помогут «поставить» руку. Более того, выдержанные ноты приучат каждый палец
переходить от легкого нажима, продолжительного и тщательно контролируемого, к резкому
усилию, «атаке». Такая практика позволит выработать у всех пальцев способность подчиняться,
обеспечит их равенство в общем механизме кисти. Необходимо осознать важнейшее значение
бесчисленного повторения упражнений для пяти пальцев, имея ввиду также комбинации этих
упражнений, которые могут варьироваться бесконечно. Они освобождают пальцы. Они
обеспечивают легкость артикуляции и быстроту рефлексов, что позволяет не бояться технических
трудностей.
Для того, чтобы стать великим пианистом, достаточно иметь стальные пальцы, как бегуну
необходимы эластичные подколенные сухожилия и крепкие лодыжки, чтобы стать танцовщиком,
так, чтобы стать танцовщиком, нужно сначала натренировать, занимаясь у станка, мышцы ног, так
и за роялем следует начинать с работы над артикуляцией пальцев. Однако надо помнить, работая
над артикуляцией не нужно забывать о качестве прикосновения, ведь рука - это вибрирующая
антенна. Не нужно бить по клавиатуре, добиваясь мощного звука, звук следует извлекать
кончиками пальцев. Пальцы должны выговаривать ноты, как губы выговаривают слоги. Четко
артикулируемая игра при отсутствии сухости звучания – такое же драгоценное качество у
пианиста, как хорошая дикция у актера.
Когда будут приобретены элементарные навыки игры, можно приниматься за гаммы. Работа над
гаммами требует активного внимания. Игра гамм придает руке легкость, свободу, мягкость, как бы
добавляет ей невидимые крылья, позволяющие быстро пролетать над клавиатурой по всей ее
длине. Работая над гаммами, не следует забывать, что ведущую роль должна играть левая рука,
именно перед ней следует поставить задачу вести правую руку, в противном случае левая рука
отстанет. Ф. Шопен: «В гаммах, как и во всех видах пианистической техники, левой руке должно
принадлежать ритмическое первенство, именно она должна стать «дирижером капеллы»». .
Одинаково ловкость и гибкость большого пальца, которому приходится играть чаще и легче
развивает хроматическая гамма. Поэтому не нужно пренебрегать хроматической гаммой, она
развивает точность прикосновения к клавишам, заставляя пальцы двигаться в ограниченном
пространстве – в пределах гораздо более узких интервалов, чем в диатонической гамме.
Как и гаммы, арпеджио помогают развить быстроту движения пальцев и овладеть клавиатурой.
Работа над арпеджио убеждает в особо важной роли второго пальца. Говоря об арпеджио и гаммах,
необходимо подчеркнуть, что они незаменимы. Если выдержанные ноты и упражнения для пяти
пальцев укрепляют и освобождают пальцы, но не могут научить играть на рояле, то гаммы и
арпеджио учат именно этому.
Перефразируя высказывание художника Долана, можно сказать «Рука пианиста должна расти из
его сердца». Достижение подлинного артистизма и одновременное формирование технически
совершенного аппарата и есть истинный удел пианиста.
Конечно, есть соблазн работать над тем, что знаешь и что легко получается. Учитесь
противостоять ему, без этого нельзя продвигаться вперед. И всякий раз, когда вы устраните какой-
либо пробел в своей технике, результатом будет общее улучшение аппарата, что поможет
справиться и с другими трудностями. Определите свои слабые места и решительно, ясно отдавая
себе отчет, боритесь с ними. Если сложно играть октавы, работайте над октавами, если плохо
получаются трели, работайте над трелями, если вы спотыкаетесь на арпеджио в септиму, играйте
арпеджио. С другой стороны не следует думать, что с работой над техникой покончено, раз вы с
утра час или полчаса поиграли упражнения. Результаты будут гораздо более продуктивными и
появятся быстрее, если разумно распределить работу над техническими навыками на весь рабочий
день. В процессе работы над упражнениями постоянно имейте ввиду следующее:
1. Сидеть нужно так, чтобы положение предплечья было горизонтальным.
2. Играть упражнения без педали и не на forte.
3. Не напрягать руку. При чувстве усталости передохнуть или сменить упражнение.
4. Играя в медленном темпе, без разницы – piano или forte, нажимайте клавиши до конца, на всю
их глубину.
5. Так же, как вы думаете о том, как опустить палец, думайте о том, как его поднять. Столь же
важно уметь достаточно быстро и решительно отпустить клавишу, как и твердо нажать на нее.
Первое является условием второго. Начиная работать над упражнением, нужно утрированно
артикулировать, чтобы впоследствии добиться легкости в исполнении. Естественно, по мере
возрастания темпа артикуляция должна убывать. Кроме того, полезно менять приемы игры: с
подчеркнутой артикуляцией и со смягченной.
6. Думайте о своем большом и втором пальцах и никогда не наклоняйте руку к пятому, тогда палец
сохранит присущую ему способность четкого удара. 7.
Не переставайте следить за мягкостью всей руки, которая должна быть свободной от плеча до
кисти. Играя, не сжимайте плечи.
8. Упражняясь, постепенно наращивайте темп и почаще возвращайтесь к работе в очень
медленном темпе.
9. Считайте! Музыка складывается из сильных и слабых долей. Упражнения тоже: сильные доли
являются опорными точками и знаками, указывающими, что надо снять пальцы. Считая,
подчеркивайте долевые акценты, четкий ритм поможет добиться равенства пальцев.
10. Играйте музыкально – слушайте себя!
Список используемой литературы:
1.
Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» Изд .Музыка, 1987г.
2.
А. Дюбюк «Техника фортепианной игры», Изд. дом «Золотое руно», 2005г.
3.
М.Лонг «Фортепиано», Изд. дом «Композитор», 2005г.
4.
Н. Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано», Изд. Музыка, 1982г.
Радченко С.А., преподаватель фортепиано,
МАУДО ДШИ№16, г.Красноярск, 15.03.2018г