Напоминание

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе в школе при ИК


Автор: Безуглова Александра Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГКОУ КВСОШ № 5
Населённый пункт: Красноярский край, Емельяновский район, д.Старцево
Наименование материала: статья
Тема: Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе в школе при ИК
Раздел: среднее образование





Назад




Педагогическая статья на тему: «Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе в школе при ИК». Подготовила: учитель русского языка и литературы Безуглова А.В. 2016 – 2017 уч. год
В современном мире образование является приоритетным направлением деятельности государства. В условиях модернизации образования школа должна создавать условия для повышения качества обучения, развития личности каждого обучающегося через непрерывное совершенствование системы преподавания. Я работаю учителем русского языка и литературы в вечерней (сменной) общеобразовательной школе при исправительной колонии, которая является важной составляющей частью общей системы образования, играет немаловажную роль в обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации осужденных в современных социально-экономических условиях. Порядок получения общего образования осужденными регламентирует статья 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которой говорится, что “в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования”, а также “осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию”. В нашей школе особый контингент – это юноши и мужчины в возрасте от 23 лет, совершившие преступления и отбывающие наказание по решению суда в исправительном учреждении. Большинство из них не верят в добро, справедливость и милосердие, они равнодушны и даже порой жестоки по отношению к другим людям. Следовательно, моя основная задача – пробудить в учениках лучшие качества, которые заложены в них от природы средствами русского языка и классической литературы. Сегодня одна из самых актуальных тем, обсуждаемая педагогическим сообществом, - Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
Одно из положений Федерального государственного образовательного стандарта связано с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм обучения. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению в соответствии ФГОС названы обязательными в процессе обучения и воспитания. В связи с названными коренными изменениями, происходящими в школе, в изменяющихся условиях образовательной практики проблема индивидуального и дифференцированного подходов становится более актуальной, традиционные методы и средства дифференцированного и индивидуального подходов не соответствуют принципам гуманизации современной школы, в связи с чем возрастает интерес к современному методическому обеспечению индивидуального и дифференцированного подходов. Необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ученика; между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития учащихся. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. В любой школе, в любом классе есть ученики с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся
к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету. Большее предпочтение на своих уроках я отдаю технологии дифференцированного обучения. Ведь успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, которые обусловлены многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием. На всех этапах урока стараюсь давать разноуровневые задания, карточки, тесты. При изучении нового материала и его практическом применении для слабых учащихся даю такие задания: -воспроизвести учебный материал, -ответить на вопрос, -выбрать правильный ответ, -заполнить таблицу примерами из правила, -выполнить упражнение по образцу. Для учащихся среднего и высокого уровней развития такие: -вопросы, позволяющие анализировать изученный материал, сравнить его с ранее изученным, показать сходство (например, правописания одной и двух НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий) и различие (например, обособление распространенных определений и обстоятельств), составить схему, заполнить сравнительную таблицу, -выполнить упражнение на применение изученного материала, -доказать, объяснить, -придумать слово или предложение к данной схеме, -подобрать или составить задание на орфограмму или пунктограмму, -написать мини-сочинение на уроке и другие, то есть, даются уже задания исследовательского уровня.
Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка и литературы. Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». На своих уроках я использую следующие виды дифференцированной помощи: -привлечение обучающихся к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений; -оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке; -указание правила, на которое опирается задание; -указание алгоритма выполнения задания; -указание аналогичного задания, выполненного раньше; -объяснение хода выполнения подобного задания; -указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания; -расчленение сложного задания на элементарные составные части; -постановка наводящих вопросов. Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат. Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо также соблюдение особенностей работы по вариантам. Положительные стороны дифференцированного подхода в обучении: 1) исключение «уравниловки» среди учащихся; 2) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
3) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному; 4) выступает как средство развития самостоятельности учащихся. Дифференцированный подход применяю при проведении нетрадиционных уроков. Это уроки – путешествие по лингвистическим станциям. Для каждой станции готовлю разноуровневые задания, как теоретического, так и практического характера. Каждый ученик имеет листок контроля, куда выставляются оценки за свою работу. В конце работы подводятся итоги, объявляются лучшие учащиеся, которые подготовились хорошо. Провожу уроки интегрированного обучения русского языка и литературы. Они также предусматривают дифференцированный подход в обучении. На уроках использую материал литературного краеведения, в частности творчество В.П. Астафьева. Сильные учащиеся удачно выполняют творческие работы по произведениям писателя. Приведу примеры возможных видов работы, которые могут быть использованы после фронтального объяснения нового материала при изучении темы «Буквы о-а в корне –гор- - -гар-, -зар- - -зор-». Для группы сильных учащихся. 1. Прочитайте параграф. Составьте таблицу на тему «Чередование в корне а/о, зависящее от ударения». Заполните её примерами. 2. Составьте текст-повествование «Рассвет», используя данные слова. Найдите слова с чередованием в корне а/о. Обозначьте орфограмму. Шалаш, охотник, наблюдать, заросли, заря, разгораться, ложиться, роса, прохладно, туман, касаться, первый, луч, алый. Для группы средних учащихся.
1. Прочитайте параграф. Составьте план ответа. Иллюстрируйте свой ответ примерами. 2. Выпишите в одну колонку слова и словосочетания с –гар-, а в другую с –гор-. Расставьте ударение. Г…рючее вещество, уг…рный газ, обг…релый пень, г…рячий пирог, заг…релый спортсмен, ог…рок свечи, уг…р, пахнет г…речью, г…рячка, бронзовый заг…р, заг…рать на берегу, подг…ревшее молоко. Для группы слабых учащихся. 1. Прочитайте параграф, перескажите его. Иллюстрируйте свой ответ примерами. 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1.Свеча сильно наг…рела, фитиль покрылся тёмной шапкой и тихо потрескивал. 2. Мрачно шагали пог…рельцы, стаскивая в кучу уцелевшую домашнюю утварь. 3. Все поднялись рано, с з…рёй. 4. Ветер пахнул прохладою ночной, и над уснувшею землёй з…рницы вспыхнул огонёк. Современный урок не может быть эффективным без учёта степени участия в нём каждого ученика, без индивидуальной работы с учащимися. Выделенные положительные стороны дифференцированного обучения в условиях ФГОС заключаются в том, что создаются условия для максимального развития способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения учениками содержания общего образования.


В раздел образования