Напоминание

"Избранные вопросы русского языка, 10 класс"


Автор: Алмазян Офелия Овсеповна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ гимназия № 87
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Избранные вопросы русского языка, 10 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

к авторской программе элективного курса

«Избранные вопросы русского языка» для 10 класса

учителя русского языка и литературы МОУ Гимназии №87

Алмазян Офелии Овсеповны.

Программа составлена на основе следующих методических пособий:

Львова С.И. «Уроки словесности», М., 1997г.

Гриценко Р.М. «Русский язык. Литературная норма и кубанские говоры» (пособие для 5-9

классов), Краснодар 2002г.

Цели и задачи программы:

1)

ввести в мир разных текстов (по жанровому и композиционному признакам);

2)

привить навыки составления текстов разных стилей и типов;

3)

научить использовать богатство изобразительно-выразительных средств

русского языка в собственной речи и в своих текстах.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, составляет 34 часа (1 час в неделю)

Программа имеет 4 разделов:

1)

«Язык. Текстоведение как наука» ( 6 ч.)

2)

«Речевое произведение – текст. Планы текстов.» ( 10 ч.)

3)

«Типы речи. Текст как единое целое» ( 10 ч.)

4)

«Языковые средства выразительности» ( 8 ч.)

В первом разделе дается понятие текстоведения как науки, рассматриваются

законы построения текстов разных типов, проводится работа над определением темы

текста, его проблематикой.

Во втором разделе отрабатываются навыки написания сочинений разных жанров,

уделяется внимание точности и логичности речи, а также композиционному построению

текста. Учащиеся составляют планы и редактируют текст.

В третьем разделе изучается текст как единое целое с учётом его типологии,

сопоставляются прозаическийи лирические тексты.

В четвертом разделе рассматриваются средства выразительности на всех

языковых уровнях.

Обучение по программе основывается на следующих педагогических

принципах:

-личностно-ориентированного подхода (признание самобытности и уникальности

каждого ученика);

-свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

-сотрудничества и ответственности;

-сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

-систематичности, последовательности, преемственности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы:

-объяснительно-иллюстративный;

-деятельностный;

-эвристический;

-исследовательский;

-репродуктивный.

Программа

предполагает

использование фронтальной,

групповой и индивидуальной

форм

учебной

работы. Фронтальная

формапредусматривает

подачу

учебного

материала

всему

коллективу

учеников.

В

ходе

групповой

работы

учащимся

предоставляется

возможность

самостоятельно

построить

свою

деятельность

на

основе

принципа

взаимозаменяемости,

ощутить

помощь

со

стороны

друг

друга,

учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. А особым приёмом

при организации групповой формы работы является ориентирование учащихся на

создание так называемых творческих пар или подгрупп с учётом их возраста и опыта

работы.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельною работу учащихся, оказание

необходимой

помощи

учащимся

со

стороны

педагога,

позволяет,

не

уменьшая

активности

обучающихся,

содействовать

выработке

навыков

самостоятельной

работы.

Программа предполагает следующие формы учебных занятий:

-типовое (сочетание объяснение и практическое упражнение);

-собеседование;

-консультации;

-самостоятельна работа;

-творческая работа;

-исследовательская работа;

-проведение дидактических игр;

-творческие дни.

Процесс обучения предполагает следующие виды контроля:

-вводный

(проводится

перед

началом

работы,

предназначен

для

выявления

и

закрепления знаний, умений и навыков по данной дисциплине);

-текущий

(проводится

в

ходе

учебного

занятия

для

закрепления

и

контроля

изучаемого материала);

-рубежный (проводится после завершения изучения объёмной темы);

Итоговый (поводится после завершения изучения учебной программы).

Контроль

может

осуществляться

в

форме

собеседования,

защите

рефератов,

творческих работ, написаний сочинений и эссе.

Таблица тематического распределения часов в 10 классе

№п/п

Основные темы

Кол-во часов

1.

Текстоведение как наука.

6

2.

Речевое произведение-текст. Планы текстов.

10

3.

Типы речи, текст как единое целое.

10

4.

Языковые средства выразительности.

6

5.

Итого

34

Практическая реализация

Виды деятельности

Количество часов

1

Работа над простым и сложным планом

3

2

Анализ предложенного текста

9

3

Работа со словарем

1

4

Редактирование чужого текста

1

5

Сочинение по картине

1

6

Сочинение – миниатюра

1

7

Сообщение по теме

2

8

Анализ стихотворения

4

Содержание курса

«Избранные вопросы русского языка»

10 класс

Текстоведение как наука ( 6 )

Язык – важнейшее средство общения людей. Роль языка в жизни человека, общества

функции

языка.

Отличие

письменной

работы

от

устной.

Воспроизведение

лингвистического текста. Законы построения текстов. Речевые и структурные особенности

текста. Тема текста, проблематика текста. Разнообразие тематики микротомы.

Речевое произведение - текст ( 10 )

Замысел, подбор материалов для создания задуманного текста. Точность и логичность

речи. Композиционное строение текста, особенность композиции текста, композиция как

средство художественной выразительности. Связь предложений в тексте. Использование

повтора как средства связи. Мысль текста и основные особенности текста. План разбора

текста.

Простой

план

текста.

Сложный

план

текста.

Абзац,

глава,

подбор

заголовка.

Ошибки

при

создании

текста

(отступление

от

темы).

Редактирование

текста.

Редактирование чужого текста.

Типы речи ( 10 )

Повествование как тип речи. Повествование в стихах и прозе. Рассуждение как тип речи.

Отличие текста повествования от рассуждения, монолог и диалог. Особенности текста:

тезис,

доказательство,

вывод.

Описание

как

тип

речи,

его

развитие

в

пространстве.

Пейзаж.

Портрет,

описание

состояния

человека.

Описание

интерьера.

Описание

животного.

Описание

действия.

Сопоставление

с

другими

видами

описаний

и

с

повествованием. Текст как единое целое.

Языковые средства выразительности литературной речи ( 8 )

Наблюдение языковых средств выразительности в тексте. Эпитет и метафора.

Сравнение,

олицетворение,

гипербола,

гротеск,

литота.

Фонетические

и

словообразовательные средства выразительности, звукоподражание и другие музыкальные

сочетания гласных и согласных в речи. Звукопись.

Требования к умениям и навыкам:

-уметь редактировать чужой текст;

-уметь пользоваться сложным планом;

-уметь работать над текстом художественного произведения;

-уметь выделять в тексте основные проблемы;

-уметь подбирать материал к задуманному тексту;

-уметь определять тему и подтему текста;

-уметь работать со словарем.

Список литературы:

1.

Альбеткова Р.И. «Основы русской словесности» 8,9 класс М., 2001г.

2.

Галлингер И.В. «От А до Я». Культура речи М., 1994г.

3.

Гриценко Р.М. «Русский язык. Литературная норма и кубанские говоры»

(пособие для 5-9 класса), Краснодар 2002 г.

4.

Львова С.М. «Уроки словесности» М.,1997г.

5.

Михайлова С.Ю., Нефедова Р.М. Изложение с элементами сочинения.

М., 1997г.

6.

Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения. ( 5-9 классы). Книга для

учителя. М., 1987г.

7.

Шанский

Н.М. « Занимательный русский язык» М., 1996г. ч 1-2.

Календарно-тематическое планирование к авторской программе

«Избранные вопросы русского языка»

10 класс

(34 ч. )

Дата

про-

Дата

фак.

занятия

Программный материал

Кол.

ча-

Виды

деятельности

вед.

сов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Текстоведение как наука ( 6 )

Язык – важнейшее средство общения людей.

Роль языка в жизни человека, общества.

Функции языка.

Отличие письменной работы от устной.

Воспроизведение лингвистического текста.

Законы построения текстов.

Речевые и структурные особенности текста.

Тема текста, определение темы.

Проблематика текста. Определение проблем,

затронутых в тексте.

Разнообразие тематики, микротемы,

стройность системы микротем.

Речевое произведение - текст (10 )

Замысел, умение подбирать материалы для

создания задуманного текста.

Точность и логичность речи.

Композиционное строение текста.

Особенность композиции текста.

Композиция как средство художественной

выразительности.

Связь предложений в тексте. Использование

повтора как средства связи.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Конспектирова-

ние,составление

тезисного плана.

Разыгрывание

ситуаций общения

+

Прослушивание и

анализ текста.

Конкурс на луч-

ший мини-текст.

Работа со

словарем.

Работа с текстом

Выделение в

тексте основных

проблем.

Определение темы

и подтемы текста.

Подбор материа-

лов к задуман-

ному тексту.

Наблюдение над

разными вари-

антами рассказов

А.П.Чехова.

Работа учащихся

над художествен

-ным текстом.

Тренировочные

упражнения.

Анализ предло-

женного текста.

10

11

12

13

14

15-16

17

18

19-20

21

22

23

24

Мысль текста и основные особенности текста

План разбора текста. Простой план.

Сложный план текста.

Абзац, глава, подбор заголовков.

Ошибки при создании текста (отступление от

темы)

Редактирование текста

Редактирование чужого текста, осторожность

и тактичность в правке авторского текста.

Типы речи ( 10)

Повествование как тип речи.

Повествование в стихах и прозе.

Рассуждение как тип речи. Отличие текста

повествования от рассуждения.

Особенности текста: тезис, доказательство,

вывод.

Описание как тип речи, его развитие в

пространстве. Пейзаж.

Портрет, описание состояния человека.

Описание интерьера.

Описание животного

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

Круглый стол

Составление

простого плана

текста.

Работа над слож-

ным планом.

Дискуссия по

данному тексту.

Редактирование

чужого текста.

Работа над

текстом .

Работа над текс-

том художествен-

ногопроизведе-

ния.

Работа над произ-

ведениями Май-

кова и О.Уальда.

Конкурс риторов

Работа над

текстом .

Сочинение по

картине.

Сочинение-

миниатюра.

Анализ эпизодов

романа А.С.Пуш-

кина«Евгений

Онегин».

Анализ стихот-

ворений С. Есе-

25

26

27-28

29-30

31-32

33-34

Описание действия, сопоставление с другими

видами описаний и с повествованием.

Текст как единое целое.

Языковые средства выразительности

литературной речи ( 8 )

Наблюдение языковых средств

выразительности в тексте. Эпитет и метафора.

Сравнение, олицетворение, гипербола,

гротеск, литота.

Фонетические и словообразовательные

средства выразительности. Звукоподражание и

другие музыкальные сочетания гласных

согласных в речи.

Звукопись.

1

1

2

2

2

2

нина.

«Проба пера»

Круглый стол

Анализ текста

древнегреческого

мифа об Орфее и

Эвридике. Стих.

С. Есенина «Не

жалею, не зову, не

плачу».

Стихотворение

Б.Пастернака

«Снег идёт».

Анализ

стихотворений

Чтение

скороговорок



В раздел образования