Автор: Кораблёва Мария Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Мурманска № 112
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста
Конструктивная
деятельность
–
это
практическая
деятельность,
направленная
на
получение
определенного,
заранее
задуманного
реального
продукта,
соответствующего
его
функциональному
на значе нию.
Конструирование
обладает
чрезвычайно
широкими
возможностями
для
умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Конструирование
детей
раннего
возраста
подразумевает
сооружение
разнообразных
построек
из
строительного
материала.
В
процессе
конструирования
осуществляется
развитие
сенсорных
и
мыслительных
способностей детей. Конструирование отвечает интересам детей, удовлетворяет
их
познавательную
активность,
развивает
фантазию,
изобретательность,
способствует активному формированию технического мышления.
Игры со строительным материалом оказывают влияние на всестороннее
развитие ребенка. Детское конструирование тесно связано с игрой: постройки
малышей служат для практического использования, для игры. Сюжетно-ролевая
игра
является
мотивом
для
создания
построек,
инициатором
игр
малышей
является
взрослый.
У
детей
2-3
лет
в
процессе
обучения
развиваются
конструирование
и
игра
«рядом».
Разнообразие
строительного
материала
развивает творческую активность детей.
Для конструирования с детьми 2-3 лет используются наборы крупного и
мелкого конструктора, набора «Строитель» (кубик, «кирпичик», треугольная
призма, пластина, цилиндр), крупной геометрической мозаики, конструктор
«Лего».
Для
обыгрывания
построек
необходимы
игрушки,
соразмерные
создаваемым постройкам (машинки, собачки, кошечки, матрешки и пр.).
Основная
цель
обучения
конструированию
заключается
в
том,
чтобы
развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства,
а не только научить выполнять ту или иную поделку.
Основной
формой
обучения
детей
конструированию
является
организованная образовательная деятельность, в которой применяются такие
методы
и
приемы
работы
как:
показ
и
анализ
образца,
объяснение
последовательности и способов выполнения постройки, создание проблемных
ситуаций, требующих нахождения самостоятельного решения.
В работе с малышами используются художественное слово и игровые
приемы, которые помогают заинтересовать детей этим видом деятельности.
Необходимо
учить
детей
обыгрывать
созданные
постройки
–
это
способствует повышению интереса к конструированию и поможет им включить
полученные умения в самостоятельную деятельность, игру.
Обследование
предметов
должно
проводиться
в
следующей
последовательности:
1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой.
2. Определение общей формы предмета, выделение его основных частей,
определение их формы и величины.
3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг
друга (сверху, снизу, выше, ниже).
4. Повторное восприятие предмета в целом с определением его общей
характеристики.
В
процессе
конструирования
по
образцу
используется
показ
способа
выполнения работы, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования
или
когда
они
впервые
сооружают
постройку
и
способы
действий
им
незнакомы. Воспитатель выполняет все действия по изготовлению конструкции,
сопровождая
их
словами.
После
накопления
детьми
определенных
конструктивных умений педагог организует конструирование по условиям. При
этом
используются
методы
обучения,
которые
способствуют
развитию
активности,
самостоятельности
детей,
их
творчества.
Детям
младшего
дошкольного
возраста
можно
предлагать
задачи
по
условиям,
требующим
изменения, усложнения знакомой конструкции, (например построить дорожку
известным
способом,
но
выполнить
ее
так,
чтобы
она
была
соразмерна
определенной игрушке). В ходе выполнения работы воспитатель использует
пояснения, вопросы.
С
детьми
2-3
лет
процесс
обучения
осуществляется
как
в
непосредственно
организованной
образовательной
деятельности,
так
и
при
организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр.
Полученные
знания
и
умения
малыши
переносят
в
самостоятельную
деятельность:
-
педагог
может
напомнить,
что
они
строили
ранее,
как
играли
с
постройками
и
игрушками,
предложить
детям
повторить
или
изменить
постройку, сделанную воспитателем. В игре малыши одну и ту же постройку
совершенствуют,
перестраивают,
дополняют
различными
деталями
на
протяжении многих дней;
-
необходимо
следит
за
тем,
чтобы
дети
аккуратно
обращались
со
строительным материалом, а по окончании игр убирали его на постоянное
место;
-
замечать
удачные
постройки,
получившиеся
у
ребенка
случайно,
привлекать
к
ним
внимание
других
детей,
хвалить
малыша
з а
самостоятельность и активность;
- в ходе игр детей со строительным материалом нужно поддерживать
между
малышами
добрые
взаимоотношения:
учить
не
мешать
друг
другу,
делиться игрушками, не отзываться на просьбу.
Список литературы:
1.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2.
Литвинова
О.Э.
Конструирование
с
детьми
раннего
дошкольного
возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 лет. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
3.
Печора
К.Л.
Развиваем
детей
раннего
возраста.
Современные
проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: Сфера, 2017.
4.
Лихачева
Е. Н.
Организация
не ст андартных
занятий
п о
конструированию с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2013.