Напоминание

"Туризм. Мы идем в поход"


Автор: Дьяченко Наталья Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Станция юных туристов"
Населённый пункт: г. Анжеро-Судженска, Кемеровская области
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Туризм. Мы идем в поход"
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа

«Станция юных туристов»

Конспект занятия

«Туризм. Мы идем в поход»

(для учащихся 9-10 лет)

Автор-составитель: Дьяченко Наталья Анатольевна,

педагог дополнительного образования

г. Анжеро-Судженск,

2018 г

Пояснительная записка

Каждый родитель стабильно несколько раз в год задается вопросом о том,

чем

занять

свое

любимое

чадо

на

время

каникул.

Лучший

вариант

из

всех

возможных — это организовать ему увлекательный, познавательный, здоровый

отдых в кругу сверстников. Причем здесь ждет огромное разнообразие вариаций,

как по географии, так и по программе. Один из самых массовых видов туризма -

это детский туризм, т. е. путешествия детей с различными целями. Детский

туризм

по

своей

сути

содержит

огромное

разнообразие

возможностей

и

особенностей.

Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно

ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны, пробудить у

детей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к

быту и обычаям других национальностей и народов.

Занятия

туризмом

(при

условии

их

систематичности)

компенсирует

так

называемый двигательный дефицит движений. Пешеходные прогулки и экскурсии

за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского

туризма. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей,

воспитанию эстетических чувств, совершенствованию двигательных навыков и

физических качеств.

В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить

двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, бревнышки, а также

природный

материал

(шишки,

камешки,

палки)

развивают

двигательную

активность детей. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы

по

пересеченной

местности,

что

способствует

развитию

основных

видов

движений.

Данное занятие по теме «Туризм. Мы идем в поход» разработано педагогом

дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных туристов» г. Анжеро-

Судженск

Кемеровской

области

Дьяченко

Натальей

Анатольевной

на

основе

дополнительной общеразвивающей программе «Оздоровительно познавательный

туризм» для учащихся первого года обучения в возрасте 8-9 лет (2 класс). Данное

занятие

запланировано

первым

занятием

в

разделе

программы

«Туристско-

бытовые навыки юного туриста». Количественный состав кружка на занятии 12

человек.

Тема занятия: Туризм. Мы идем в поход

Тип занятия: получение новых знаний и умений

Вид занятия: комбинированное

Цель занятия: формирование у детей начальных представлений и знаний о

туризме, осознанного правильного отношения к природе.

Задачи занятия:

Обучающая: обучать умению ориентироваться по компасу, вязать туристические

узлы, умению укладывать рюкзак, составлять меню в поход.

Развивающая: формировать всесторонне развитую личность средствами туризма.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Методы и приёмы обучения: словесные, игровые, наглядные, практические,

ИКТ, дидактические.

Предполагаемый результат:

Предметные:

Приобретение

специальных

знаний

по

вопросам

организации

похода.

Обеспечение

выживания

в

экстренных

условиях.

Приобщение

к

здоровому образу жизни.

УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: развитие познавательных мотивов

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи; волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование

учебного

сотрудничества

с

партнером,

взаимодействие в паре

Материалы

и

оборудование:

образцы

заданий,

карты,

схемы,

секундомер,

компас, компьютер, экран, проектор, слайдфильм.

План занятия

1

Вводная часть.

Приветствие. Организация рабочего места. Сообщение целей и

задач занятия.

3 мин.

2

Основная часть

Задание №1 «Составление туристического маршрута» - 3 мин.

Задание №2 «Что нам пригодиться в походе» - 5 мин.

Задание №3 «Собери рюкзак» - 5 мин.

Задание №4 «Бивак» - 3 мин.

Задание №5 «Походное меню» - 5 мин.

Задание №6 «Собери карту» - 3 мин.

Задание №7 «Туристические узлы» - 5 мин.

Задание №8 «Медицинская помощь» - 5 мин.

Задание №9 «Компас» - 4 мин.

38

мин.

3

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

4 мин.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте ребята! На сегодняшнем занятии я хочу пожелать вам

новых знаний и открытий. (рассаживаются за партами).

Педагог: Сегодня на занятии мы с вами отправимся в поход. Поход – дело

серьезное, сложное и даже опасное. Нужно быть здоровым и сильным, нужно

изучить снаряжение, правила поведения в лесу, компас, научиться читать карту,

вязать туристские узлы. Это все не просто, а вы готовы? (ответы детей).

Основная часть

1.

Вступительное

слово

педагога.

Друзья

любите

ли

вы

путешествия

и

приключения? А хотите ли вы пойти в поход? Только это будет необычный

поход,

мы

будем

искать

дружбу,

взаимовыручку,

ответственность,

силу,

ловкость, выносливость. Только путь наш будет нелегок, готовы ли вы

преодолевать

широкие

реки,

дремучие

леса

и

непроходимые

болота?

(просмотр слайдфильма о туристическом походе, останавливается просмотр

на слайде с туристической стоянкой) (Приложение 1)

Педагог.

Одним

из

важных

условий

похода,

является

комплектование

группы, так как туристская группа должна составлять единое целое. После

того как мы создали группу для похода, нам нужно выбрать маршрут.

Ребята,

очень

важно

в

любом

походе

правильно

составить

маршрут

и

распределить обязанности в группе. Сейчас вы сделаете это, учитывая, что

поход у нас 2-х дневной, группа состоит из 8 человек.

Практическое задание: Дети делятся на две команды и готовят ответ по

правильному

составлению

маршрута,

как

распределяются

должности

в

группе.

2.

Педагог. Ребята, как вы думаете, какое снаряжение нам понадобиться в

походе?

Для

безопасного

похода

туристской

группе

нужно

правильно

подобрать и подготовить снаряжение. А вот перед нами скатерть, только она

необычная, на ней не только съестное, но и разные предметы (предметы

перечисляются и показываются). Что нам взять с собой? Какие предметы

помощники нам помогут?

Практическое задание: учащиеся выбирают из предложенных предметов те,

которые пригодятся в походе. (Приложение 2)

3.

Педагог. Для успешного совершения похода, важно правильно сложить все

вещи

в

рюкзак,

для

того

чтобы

рюкзак

не

мешал

передвижению

по

маршруту.

Практическое

задание:

представители

команд

по

сигналу

укладывают

рюкзак, какая команда первой и правильно сложит все необходимые вещи в

рюкзак. (Приложение 3)

4.

Педагог. Успех похода часто зависит от правильного, безопасного выбора

места для бивака. Что такое бивак? (ответы детей) Как правильно выбрать

место для бивака?

Практическое

задание:

дети

отвечают

письменно

на

карточках.

(Приложение 4)

5.

Педагог.

Ребята

в

туристском

походе

существует

поговорка

«Хорошо

полопаешь, хорошо и потопаешь». Нужно составить меню из трех блюд, с

перечнем необходимых продуктов.

Практическое

задание:

составляется

меню

из

трех

блюд

с

перечнем

необходимых продуктов, из расчета что в группе 8 человек. (Приложение

5)

6.

Педагог. Мы отдохнули, теперь можем еще раз взглянуть на карту. Ох, да

наша

карта

разорвалась.

Что

делать?

Капитаны

должны

хорошо

знать

местность в которой совершается поход. Разрезанную карту нужно собрать

в целое.

Практическое

задание:

капитаны

получают

разрезанную

на

7-8

частей

карту

(для

обоих

капитанов

разрезана

одинаково,

задача

капитанов

по

сигналу собрать ее в целое). (Приложение 6)

7.

Педагог.

Турист

должен

уметь

вязать

туристские

узлы.

Это

умение

пригодиться в походе для закрепления веревок, переправы через реку и т.п.

Ваши команды связывают два основных туристических узла, кто быстрее с

этим заданием справиться тот и победит в этом задание.

Практическое

задание: дети

вяжут

узлы:

прямой

и

академический.

(Приложение 7)

8.

Педагог. Ребята, а должен ли турист уметь оказывать первую медицинскую

помощь? Что делать если вдруг ушиб коленку, нос и т.д. Сейчас мы с вами

будем оказывать первую медицинскую помощь.

Практическое

задание:

задание

состоит

из

2-х

частей:

теоретический

вопрос,

практическая

часть:

наложить

повязку

на

коленный

сустав.

(Приложение 8)

9.

Педагог. Ребята, а что делать если заблудился? Ну, что же, у нас есть компас.

В походе умение ориентироваться по компасу, иногда играет ключевую роль

в

завершении

похода.

Задание:

определение

азимута

по

компасу

и

определение севера.

Практическое

задание:

от

команды

по

одному

человеку

участвуют

в

конкурсе,

победитель

тот,

кто

быстрее

справляется

с

заданием.

(Приложение 9)

10. Подведение итогов. Педагог обобщает пройденный материал. Приводятся

примеры по пройденному материалу, по применению его в жизненных

ситуациях. Планируют перенос полученных знаний в жизненные ситуации.

Список литературы:

1.

Бардин К. Азбука туризма /[Текст]/ К. Бардин. - М.: Просвещение, 1981г.

2.

Константинов

Ю.С.

Туристско-краеведческая

деятельность

учащихся

в

системе дополнительного образования детей /[Текст]/ Ю.С. Константинов.

-М.: Просвещение, 2010г.

3.

Тыкул

В.И.

Спортивное

ориентирование,

методические

разработки

и

программы

1-2

года

обучения

в

кружках/

[Текст]/

В.И.

Тыкул.

-М.:

Просвещение, 1990г.

Приложение 1

Слайд фильм

Слайд №1. «Мы идем в поход»

Слайд

№2.

«Собираемся

в

поход

личное и групповое снаряжение»

Слайд №3 «Бивак»

Слайд

№4.

«Приготовление

пищи»

Слайд №5 «Поход»

Приложение 2

Снаряжение для похода

Рис.1.Рюкзак Рис.2. Спальник Рис.3. Фонарик

Рис.4. Посуда Рис.5. Спички Рис.6. Туристский коврик

Рис.7. Компас Рис.8. Туфли Рис.9. Юбки

Рис.10 Телефон Рис.11. Одеяло Рис.12. Подушка

Приложение 3

Укладка снаряжения в рюкзак

Рюкзак

это

специальная

походная

сумка

туриста,

которая

носится

за

плечами. Рюкзаки бывают разными и по своей форме (круглые, вытянутые, на

жёстком каркасе) и по объёму (величине).

Рюкзак,

имеющий

форму

шара

или

огурца,

обязательно

натрёт

спину.

Поэтому твой рюкзак должен быть уложен так, чтобы он стал как бы частью

твоего тела и сохранял хорошую осанку. Нижняя часть рюкзака должна быть

вогнутой, повторяя форму поясницы, и плотно к ней прилегать. К спине рюкзак

должен прислоняться, а не давить на неё. Поэтому в рюкзак под спину кладут

мягкие вещи и регулируют длину лямок. Чтобы придать обычному рюкзаку (типа

«Манарага») форму, в него вставляют пенополиуретановый коврик. Туристский

коврик сначала скручивают, вставляют в рюкзак, а затем расправляют так, чтобы

образовалась как бы «труба», куда и будут складываться все вещи.

Общие правила при укладке снаряжения в рюкзак:

1.

Вставить в рюкзак коврик, придать форму;

2.

Тяжёлые вещи – вниз;

3.

Мягкое – к спине;

4.

Объёмные и хрупкие вещи – наверх;

5.

Предметы первой необходимости – в карманы клапана.

Приложение 4

Бивак

Место для бивака должно удовлетворять нескольким требованиям. Первое

из них – безопасность. Не рекомендуется, например, располагаться лагерем ниже

по течению реки вблизи крупных деревень, скотных дворов, боен, поселков с

промышленными предприятиями. Вода, взятая из реки в подобном месте, может

оказаться испорченной. Не следует без крайней нужды разбивать лагерь возле

водоемов со стоячей цветущей водой

Следующим требованием к месту бивака является наличие воды и дров.

Трудно сказать, какое из этих требований является более важным. Все зависит от

конкретных условий похода. Обычно в жаркое летнее время в средней полосе

России важнее бывает найти воду. С дровами проще, но ранней весной, когда еще

не сошла талая вода, эта проблема выдвигается на первый план.

Остальные

требования

к

месту

бивака

следует

рассматривать

как

желательные, но не обязательные. К числу таких требований относится удобство

места для разворачивания бивачных работ. Желательно, чтобы за водой не надо

было лазить в глубокий овраг или цедить по кружечке из еле заметного родничка,

чтобы

не

требовалось

далеко

ходить

за

дровами,

чтобы

место

бивака

было

защищено от ветра, а если в лесу много комаров, то, наоборот, чтобы место было

продуваемым,

чтобы

палатки

можно

было

натянуть

на

деревьях,

а

не

на

специальных кольях и т. д. Если бивак не удовлетворяет подобным требованиям,

это затянет время работ по разбивке лагеря и потребует больших усилий от

туристов, но, в конечном счете, и в таких условиях можно обеспечить себе

полноценный отдых.

Эстетические требования к месту бивака и внешнему виду лагеря тоже

относятся к числу дополнительных требований. Конечно, при прочих равных

условиях лучше поставить лагерь на каком-то красивом, радующем глаз месте.

Приложение 5

Питание в туристическом походе

В походах школьников или взрослых — если вы не думаете заниматься

спортивным туризмом, смело пользуйтесь упрощенным, эмпирическим способом

составления раскладки продуктов. Для этого выпишем сначала в блокнот меню на

3—4 дня. Потом возьмем нормы продуктов на человека в день, а затем умножим

нормы

на

число

участников

похода. Эти

3—4

варианта

меню

(цикл)

будем

повторять весь поход. Поэтому подсчитаем, сколько раз будет использован один и

тот же вариант меню, и определим количество продуктов на весь поход. Можно

составить меню и на 5—7 дней, но большой пользы от такого разнообразия не

будет.

Завтрак

Р и с

:

6 0 — 8 0

Мол о ко

су хо е

:

2 0

М а с л о

:

1 5

С у х а р и

:

1 5

Чай

С а х а р

:

5 0

К о н ф е т ы

:

3 0

Баранки : 50

Г р е ч к а

:

6 0 — 8 0

Мясная

начинка

:

30

М а с л о

:

1 5

С у х а р и

:

1 5

Чай

С а х а р

:

5 0

К о н ф е т ы

:

3 0

Печенье : 50

П ш е н к а

:

6 0 — 8 0

М о л о ко

с у х о е

:

2 0

М а с л о

:

1 5

С у х а р и

:

1 5

Чай

С а х а р

:

5 0

К о н ф е т ы

:

3 0

Вафли : 50

Обед (перекус)

Колбаса

копченая

:

60

С у х а р и

:

1 5

Щ е р б е т

:

5 0

С у х о ф р у к т ы

:

5 0

К о р е й к а

:

6 0

С у х а р и

:

1 5

Х а л в а

:

5 0

С у х о ф р у к т ы

:

5 0

С а л о

:

5 0

С у х а р и

:

1 5

К о з и н а к и

:

5 0

С у х о ф р у к т ы

:

5 0

Печенье : 50

Пряники : 50

Баранки : 50

Ужин

Р о ж к и

:

6 0 — 8 0

Мясная

начинка

:

30

М а с л о

:

1 5

С у х а р и

:

1 5

Т о м а т

:

5

Чай

Сахар : 50

Суп овощной : 60 — 80

Мясная

начинка

:

30

С у х а р и

:

1 5

С ы р

:

5 0

Чай

Сахар : 50

Суп рисовый : 60 — 80

Мясная

начинка

:

30

С у х а р и

:

1 5

Чай

С а х а р

:

5 0

Вафли : 50

Итого:

640—680

680—720

660—700

Однако, если туризм для вас не только отдых, но и способ познать природу и

себя, эмпирический подход составления раскладки продуктов устроит вас только

на первых порах. Однажды, перед очередным, более сложным походом окажется,

что

прежняя

раскладка

продуктов

ограничивает

возможности

группы.

Тогда

придется

овладевать

всеми

премудростями

должности

завхоза. Но

опыта

составления

раскладки

продуктов

по

всем

правилам

не

будет,

а

учиться

на

ошибках в сложных походах неразумно. Поэтому даже начинающим спортсменам-

туристам надо осваивать работу завхоза в полном объеме с первого похода.

С чего начать составление раскладки продуктов для туристического

похода.

Надо учесть характер препятствий (сложность перевалов), а для пеших и

лыжных

походов

протяженность

дневных

переходов. Теперь

по

графику

нагрузок

с

учетом

рекомендаций «Раскладка

продуктов.

Плавающая

раскладка» наметим

калорийность

рационов

на

каждый

день

и

для

удобства

построим график калорийности.

Далее надо составить меню на каждый день, а для этого представить себе, в

каком состоянии будет группа и какое блюдо может вызвать в этом состоянии

наибольший энтузиазм.

Конечно,

предусмотреть

все

не

удастся,

но

на

маршруте

меню

легко

скорректировать, например, усилить завтрак за счет другого дня или перенести

вариант ужина с одного дня на другой. Для удобства меню может повторяться

циклами через 3—4 дня. При этом в зависимости от требуемой калорийности и

предполагаемой сложности дня основные блюда дополняются теми или иными

продуктами. Но строго следовать этому принципу не надо. Меню должно зависеть

прежде всего от условий маршрута, а не от очередности в цикле. Впрочем, в

лыжных

и

пеших

походах,

где

нагрузки

довольно

равномерны,

циклическое

повторение меню оправдано целиком и полностью.

Приложение 6

Карта для пазла

Приложение 7

Туристические узлы

«Прямой» узел

Служит для связывания верёвок одного диаметра, то есть одинаковых по

толщине. Легко вяжется, но под нагрузкой сильно затягивается, может

самопроизвольно развязываться – «ползти» на мокрых, жёстких и обледенелых

верёвках. Недопустимо использование без контрольных узлов.

«Академический» узел

Служит для связывания верёвок разного диаметра, то есть разных по толщине.

Легко вяжется, под нагрузкой может затягиваться и «ползти», поэтому нужно

использовать и контрольные узлы.

Приложение 8

Правила наложения повязок

1.

Больной должен находится в удобном положении.

2.

Бинтуемая часть должна быть неподвижной, обнажённой, легкодоступной

для бинтования, в правильном (физиологическом) положении.

3.

Бинтуемая часть должна быть в таком положении, в котором она останется

после бинтования.

4.

Бинтующий должен становиться лицом к больному, чтобы по выражению

лица видеть не вызывает ли повязка боль.

5.

Бинтование

производится

снизу-вверх,

от

периферии

к

центру,

правой

рукой бинт катится слева направо.

6.

Каждый тур должен перекрывать предыдущий на половину или на 2/3.

7.

Бинтовая повязка начинается и заканчивается 1-2 закрепляющими турами.

8.

По окончании бинтования повязку завязывают узлом, который не должен

беспокоить больного.

Требования к повязке.

Повязка должна быть прочной (не сползать), мягкой и удобной, не

перетягивать бинтуемую поверхность, по возможности не ограничивать

движения.

Приложение 9

Работа с компасом

Компас

один

из

древнейших

приборов

для

ориентирования.

Люди

используют его уже несколько сотен лет. Они полагались на него даже тогда, когда

не понимали, по какому принципу он работает, зная, что компас всегда укажет им

на север.

ПРИНЦИП РАБОТЫ КОМПАСА

Вы можете сами изготовить свой компас – это поможет вам понять, как он

работает. Вам потребуются иголки, пробки от винных бутылок, плоский магнит и

миска с водой. Несколько раз проведите иголкой по краю магнита в одном и том

же направлении. Это позволит ее намагнитить. Проткните иголкой пробку в самом

центре и опустите ее в миску с водой. Проделайте эту процедуру с другими

иголками

и

пробками,

и

вы

увидите,

что

все

иголки

расположатся

в

одном

направлении – строго на север.

Все, кто имел дело с магнитом, знают, что противоположные полюса (или

концы магнита) притягиваются, а одноименные – отталкиваются. Все компасы,

которые сделаны из иголок, плавая в воде, подчиняются этому закону. Земля

обладает магнитным полем. Одним концом намагниченная игла притягивается к

одному из полюсов Земли (мы называем его северным магнитным полюсом), а от

другого отталкивается.

АЗИМУТ

Азимут – это расположение нужной нам точки по отношению к северу. По

черточкам

на

лимбе

компаса

можно

только

приблизительно

определить,

где

находится тот или иной объект – например, на северо-востоке. Это означает, что

это где-то между севером и востоком. Поэтому лимб компаса разделен на 360°,

при этом север обозначен 0°.

Таким образом, если мы скажем, что нам надо идти, например, по азимуту,

равному 13° или 228° (азимут – это угол между направлением на север и на

нужный вам объект), то мы получим гораздо более точное указание, куда надо

двигаться.



В раздел образования