Системные задачи кинематической прикладной физики морского флота
Автор: Мищик Сергей Александрович Должность: доцент кафедры "физика" Учебное заведение: Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова Населённый пункт: г.Новороссийск, Краснодарский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Системные задачи кинематической прикладной физики морского флота Раздел: высшее образование
Физика /1.Теоретическая физика
К.п.н. Мищик С.А.
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова ,
Россия
Системные задачи кинематической прикладной физики
морского флота
Системные
задачи
кинематической
прикладной
физики
морского
флота
отражают целостно-системное моделирование основных элементов транспортных
объектов.
При
этом
идёт
ориентация
на
единство
базисных
характеристик
предметных и исполнительных условий относительно предмета содержания и
способа
его
реализации.
Рассматривается
применение
основных
теорем
кинематики
о
равномерном,
ускоренном,
поступательном
и
вращательном
относительном, переносном и абсолютном движении морского флота.
В процессе решения системных задач кинематической прикладной физики
морского флота необходимо применять основные положения теории деятельности,
системного анализа и теории формирования интеллекта.
Системный
анализ
предполагает
выполнение
последовательности
системных аналитических действий: выделить объект анализа – кинематическую
задачу прикладной физики морского флата (КЗПРМФ) как систему; установить
порождающую
среду
КЗПРМФ;
определить
уровни
анализа
КЗПРМФ;
представить целостные свойства КЗПРМФ относительно пространственных, и
временных характеристик и их комбинаций; выделить структуру уровня анализа
КЗПРМФ;
установить
структурные
элементы
уровня
анализа
КЗПРМФ;
определить
системообразующие
связи
данного
уровня
анализа
КЗПРМФ;
представить межуровневые связи анализа КЗПРМФ; выделить форму организации
КЗПРМФ; установить системные свойства и поведение КЗПРМФ.
Задача 1
Два судна А и В идут взаимно перпендикулярными курсами с постоянными
скоростями, равными по величине 20 узлам (узел — единица скорости, равная
миле
в
час).
Определить
закон
изменения
расстояния
s
между
ними,
если
в
начальный момент суда занимали положения А
0
и В
0
, причем ОА
0
= ОВ
0
=3 мили.
Задача 1 Задача 2
Ответ:
Задача 2
Курсы
двух
судов
А
и
В,
идущих
с
постоянными
скоростями V
A
=25 узлов и
V
B
=15узлов, пересекаются в точке О под прямым углом. Определить, в какой
момент времени t
1
расстояние s между судами будет наименьшим, а также момент
времени t
2
, когда это расстояние снова станет равным начальному расстоянию А
0
В
0
=
s
0
,
если ОА
0
= 2,2 мили, а ОВ
0
= 2 мили.
Ответ: t
1
= 6 мин; t
2
= 12 мин.
Задача 3
Из пункта А, находящегося на берегу моря, нужно попасть в пункт В, отстоящий
от берега на расстоянии 9 км. В каком пункте С нужно высадиться на берег со
шлюпки, идущей со скоростью V
1
= 1,5 м/с, чтобы в кратчайшее время прибыть в
пункт В, если средняя скорость ходьбы V
2
=1,2 м/сек, а расстояние АВ = 41 км?
Ответ: АС = 28 км.
Задача 3 Задача 4
Задача 4
Человек
получил
задание
в
кратчайшее
время
добраться
из
пункта
А,
находящегося на берегу, на остров В, отстоящий от берега на расстоянии 17,3 км.
В каком месте С человек должен пересесть на катер, если скорость катера 36
км/час, а скорость автомобиля, на котором он передвигался по участку АС, равна
72 км/час?
Ответ: DC =10 км.
Задача 5
Брандспойт имеет расход воды
q
м
3
/с. Площадь отверстия брандспойта равна
σ
м
2
.
Под каким углом
α
следует направить струю, чтобы она падала на расстоянии
s
метров? Указание. Считать, что капли воды летят независимо друг от друга с
ускорением
свободного
падения.
Начальную
скорость
определить
исходя
из
расхода.
Ответ:
.
Задача 6
Движение судна задано уравнениями
,
где φ - долгота;
ψ - широта места, занимаемого судном на земной поверхности; k — постоянная
величина. Определить скорость и ускорение судна в любой момент времени.
Сферическая координата ϑ будет равна
, так как широта отсчитывается от
экватора. Ответ:
.
где R-радиус Земли.
Задача 7
Судно
движется
равномерно
со
скоростью
v
,
образующей
с
географическим
меридианом постоянный угол
α
. Принимая судно за точку, определить величину
его ускорения в функции угла ϑ , заключенного между осью Земли и радиусом,
проведенным из ее центра в точку, занимаемую судном.
Ответ:
,
где R — радиус Земли.
Задача 7 Задача 8
Задача 8
Якорная цепь сматывается с неподвижного барабана брашпиля радиусом R, все
время
оставаясь
в
натянутом
состоянии.
Определить
уравнение
движения
по
траектории точки якорной цепи, находившейся в начальный момент времени на
барабане брашпиля, если угол
φ
, определяющий положение радиуса, проведен-
ного в точку N схода , задан как возрастающая функция времени (
φ
1
>0) .
Ответ:
.
Задача 9
При прямолинейном движении судна его скорость в пункте А была 10 узлов, а в
пункте В стала 30 узлов. Расстояние между пунктами А и В равно 2 милям. Считая
в первом приближении движение судна равноускоренным, определить время Т
движения судна на данном расстоянии, а также величину его ускорения (узел —
единица скорости, равная миле в час или 0,5144 м/сек).
Ответ: Т = 6 миннут; а = 220 узлов/час.
Задача 10
Скорость катера задана графически. Определить его
максимальную скорость, если он прошел расстоя-
ние
s
= 0,5 мили за время
Т
= 2 мин.
Ответ:
Задача 11
При
проворачивании
гребного
вала
угол
его
поворота
пропорционален
кубу
времени.
Зная,
что
вал
за
время t
*
=
4
сек
сделал
N=10
полных
оборотов,
определить уравнение движения точки лопасти винта, отстоящей от оси вращения
на
расстоянии
ℓ
= 0,4 м, а также скорость и ускорение точки в этот момент
времени.
Ответ:
Задача 12
Величина скорости судна, движущегося прямолинейно, за 2 мин уменьшилась с 30
до 5 узлов. Считая, что величина ускорения при этом была пропорциональна
квадрату скорости, определить величины скорости и ускорения судна к концу
четвертой минуты.
Ответ: v = 2,73 узла, a = 37,1 узл/час
Задача 13
В течение 20 сек скорость судна, совершающего движение по дуге круга радиусом
200 м, падает с 15 м/сек до 12 м1сек. Предполагая, что величина касательного
ускорения
судна
в
рассматриваемом
промежутке
времени
пропорциональна
квадрату скорости, определить пройденный им путь за первые 10 с.
Ответ: s = 141 м.
Задача 14
Угол поворота винта судна диаметром 120 см изменяется по закону
радиан (t — в секундах). Судно движется прямым курсом с постоянной скоростью,
равной 10 м/сек. Определить радиус кривизны траектории точки винта, наиболее
удаленной от оси
Ответ:
ρ
= 0,77 м.
Задача 15
Крен судна на спокойной воде описывается уравнением
(t - в
секундах,
φ
- в радианах). Определить моменты времени, в которые судно имеет
максимальный
крен,
и
моменты,
когда
его
угловая
скорость
достигает
максимальных значений, а также промежутки времени, когда вращение судна
ускоренное и когда замедленное.
Ответ:
При
t=20
секунд
судно
возвращается
в
первоначальное
положение,
и
процесс качки повторяется.
Задача 16
Гребной винт судна, имевший угловую скорость
рад/с, останавливается
через 20 сек вследствие сопротивления воды и трения в подшипниках. Считая
вращение
винта
равнопеременным,
определить
угловое
ускорение
и
число
оборотов винта до остановки.
Ответ: N = 200 оборотов.
Задача 17
Ротор турбины имел угловую скорость, соответствующую 3600 об/мин. Вращаясь
затем равноускоренно, он удвоил свою угловую скорость за 12 сек. Определить,
сколько оборотов сделал ротор за это время.
Ответ: 1080 оборотов.
Задача 18
Компрессор,
вращаясь
равнозамедленно,
уменьшил
угловую
скорость
с
14000
об/'мин до 10000 об/мин, 'совершив при этом 9000 оборотов. Определить время, в
течение которого произошло снижение угловой скорости. Ответ: t = 45 сек.
Задача 19
Ротор
турбины,
вращаясь
равноускоренно,
в
моменты
времени
t
1
,
и
t
2
имел
соответственно n
1
= 1300 об/мин и n
2
=4000 об/мин. Определить угловое ускорение
ε
и число оборотов N ротора за промежуток времени t = t
2
- t
1
= 30 сек.
Ответ:
ε
= 3
π
: рад/с
2
; N =1325 оборотов.
Задача 20
Вал двигателя, вращаясь равноускоренно с угловым ускорением
ε
=
π
рад/с
2
, за
промежуток времени t
2
- t
1
= 10 сек совершил 100 оборотов. Определить число
оборотов вала в минуту в моменты времени t
1
и t
2
Ответ: n
1
= 450 об/мин; n
2
= 750 об/мин.
Задача 21
При пуске в ход гирокомпаса угловое ускорение его ротора возрастает от нуля
пропорционально времени. По прошествии 5 мин ротор имеет 18000 об/мин.
Сколько оборотов сделал ротор за это время?
Ответ: 30000 оборотов.
Задача 22
Корабельный зубчатый редуктор, схема которого показана на рисунке, состоит из
трех зубчатых колес. Первое колесо имеет диаметр 20 см и делает 7200 oб/мин.
Второе колесо делает 4000 об/мин, а третье, вращающее гребной вал, совершает
600 об/мин. Определить диаметры второго и третьего колес.
Ответ: d
2
= 36 см d
3
= 240 см.
Задача 19 Задача 20
Задача 23
На рисунке изображена схема привода управления судовой рулевой машиной.
Определить вертикальное перемещение s рейки АВ при повороте штурвала на 45°,
если r
1
= 20 см, r
2
= 10 см, r
3
= 15 см.
Ответ: s = 23,6 см.
Задача 24
Колесо
сепаратора
радиусом
80
см,
вращающееся
в
период
разгона
равноускоренно из состояния покоя, совершило за некоторое время 750 оборотов.
Зная, что величины скоростей точек на ободе колеса достигли при этом 200 м/с,
определить время разгона. Ответ: t = 37,7 сек.
Задача 25
Ротор турбины вращается равноускоренно из состояния покоя таким образом, что
его точка М, отстоящая от оси вращения на расстоянии 0,4 м, имеет в некоторый
момент ускорение, равное по величине 40 м/с
2
и направленное под. углом 30° к
радиусу. Определить уравнение вращения ротора, а также величины скорости и
центростремительного ускорения точки в момент t = 5 с.
Ответ:
а
цс
= 25000 м/с
2
.
Задача 26
Подъем трубы производится при помощи брашпиля с талевым
ступенчатым
барабаном А, вал которого делает 10 об/мин. Определить скорость подъема трубы,
если r = 5 см, R=15 см. Участки тросов BE и DC считать вертикальными.
Ответ: v = 5,24 см/сек.
Задача 23 Задача 24
Задача 27
В реверсивном парораспределительном механизме угол между направляющими
ползунов равен 60°, а кривошип ОА длиной г вращается с угловой скоростью ш0.
Определить величины скоростей ползунов В и D в изображенном на рисунке
положении механизма, если при этом шатун АВ занимает горизонтальное, шатун
BD - вертикальное положение, а кривошип ОА параллелен направляющей ВС.
Ответ:
.
Задача 28
Судно движется на юго-восток со скоростью U. Флюгер на судне составляет угол
90°
с
его
диаметральной
плоскостью,
причем
ветер
дует
с
левого
борта.
Определить истинную скорость ветра и его направление, если относительная
скорость ветра равна скорости судна.
Ответ: ветер дует с севера со скоростью
Задача 29
Определить величину абсолютной скорости точки ротора паровой турбины, ось
которого горизонтальна и лежит в диаметральной (продольной) плоскости судна,
идущего со скоростью 40 узлов (узел — единица скорости, равная 1 миле в час,
или 0,5144 м/сек). Расстояние данной точки до оси вращения равно 60 см. Ротор
делает 3000 об/мин.
Ответ:
v
=189 м/сек.
Задача 30
Судно, двигаясь с постоянной скоростью, испытывает бортовую качку, имея в
данный
момент
угловую
скорость
ω
= 0,5 paд/c. Определить в этот момент
ускорение Кориолиса наивысшей точки на окружности диска турбины радиусом
0,8
м,
если
он
делает
3000
об/мин
вокруг
горизонтальной
оси,
лежащей
в
диаметральной (продольной) плоскости судна.
Ответ:
a
C
направлено по радиусу диска;
a
C
=
251 м/с
2
.
Задача 31
Судно
испытывает
килевую
качку
согласно
уравнению
.
Определить
наибольшее
значение
ускорения
Кориолиса
точек
ротора,
совершающего 6000 об/мин, если его ось вращения горизонтальна и лежит в
диаметральной плоскости судна. Радиус ротора равен 40 см.
Ответ:
a
C
= 8/9
π
3
м/с
2
.
Задача 32
Флюгер корабля, двигавшегося на север, отклоняется из-за ветра и составляет с
направлением движения корабля угол 135°, отсчитываемый против хода часовой
стрелки. При изменении курса корабля на северо-восток угол между направле-
нием движения корабля и флюгером стал равным
Определить
истинное
направление
ветра,
считая,
что
величина
скорости
корабля
при
изменении
курса
сохранилась
прежней.
Указание.
Проектировать
векторные
уравнения на направления северо-восток и северо-запад.
Ответ: ветер дует с юго-востока.
Задача 33
Два корабля идут прямыми расходящимися курсами, образующими между собой
угол
α
.
Скорость
одного
корабля
равна V
1
.
Какую
скорость V
2
должен иметь
второй корабль, чтобы первый находился все время у него на траверсе, т. е. на
перпендикуляре к его курсу? С какой скоростью U будет увеличиваться при этом
расстояние между кораблями? Ответ: v
2
= v
1
cos
α
; u = v
1
sin
α
.
Литература
Н. А. Бражниченко и др. Сборник задач по теоретической механике. М.:
1967. – С.52