Напоминание

"Исследование уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста в практике работы инструктора по физической культуре в ДОУ"


Автор: Медведева Наталья Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Исследование уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста в практике работы инструктора по физической культуре в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Исследование уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного

возраста в практике работы инструктора по физической культуре в ДОУ

Медведева Наталья Николаевна, инструктор по физической культуре

МБ ДОУ «Детский сад № 37», г. Новокузнецк

Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, своевременное

формирование двигательных умений навыков и основанных на них физических качеств,

проявление интереса к различным, доступным ребенку видам движений.

К физическим качествам относятся (рисунок 1)

Рисунок 1 «Основные физические качества»

Развитие физических качеств долговременный, но естественный процесс их качественного

изменения посредством физических упражнений.

Ученые

считают,

что

при

недостаточном

развитии

физических

качеств

обучение

двигательным навыкам затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. Поэтому

в

целях

гармонического

развития

ребенка

необходимо

создавать

условия

для

их

параллельного развития.

Рассмотрев физические упражнения как средство формирования и развития физических

качеств у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что для

формирования и развития физических качеств, необходимо освоение ребенком основных

движений. Основные движения в комплексе с физическими качествами развиваются как в

повседневной деятельности, так и на специально организованных занятиях.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим

методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры

1

рассматриваются

как

важнейшее

средство

всестороннего

развития

ребенка.

Глубокий

смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни,

существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать

важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и

умственных

способностей,

так

и

освоению

нравственных

норм,

правил

поведения,

этических ценностей общества.

Подвижная

игра

с

правилами

это

сознательная,

активная

деятельность

ребенка,

характеризующаяся

точным

и

своевременным

выполнением

заданий,

связанных

с

обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра – незаменимое средство

пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления,

смекалки, всех физических качеств, ценных морально-волевых качеств.

Также в играх, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений,

требуется проявление ловкости. О высоком уровне развития ловкости свидетельствует

хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися

условиями

или

осложненных

дополнительными

заданиями.

Прочно

закрепленный

двигательный навык, выполняемый в неизменных условиях, перестает способствовать

развитию ловкости. Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности

корковых нервных процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и

направление

движений,

степень

напряжения

и

расслабления

мышц,

особенности

окружающей обстановки. Так ловкость необходима во всех подвижных и спортивных

играх. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с

быстротой, в другом – с равновесием и т. д.

Известно, что в процессе выполнения интересного дела, в котором есть соревновательный

момент, значительно повышается эмоциональный тонус, что приводит к более позднему

наступлению

утомления

даже

при

трудной

работе.

Захваченные

игрой

дети

легче

преодолевают возникающие трудности, учатся доводить начатое дело до конца.

Проведение

подвижной

игры

включает

неограниченные

возможности

использования

разнообразных

приемов,

направленных

на

формирование

личности

ребенка,

умелое

педагогическое руководство ею.

Важное значение имеет отбор содержания и планирование игр. Главное требование к

планированию:

разнообразие игр, как по сюжету по двигательному содержанию, и по степени

двигательной активности детей в игре с учетом данных диагностики физической

подготовленности;

2

включение игр предусматривающих использование разнообразного оборудования и

атрибутов,

преемственная связь двигательного содержания игр с задачами занятия,

наличие вариантов усложнений с тем чтобы навыки и качества могли

совершенствоваться.

При отборе игр необходимо опираться исходный уровень развития физических качеств,

данные полученный в ходе диагностик . Следует включать в большей степени те игры, в

содержании которых отрабатываются наиболее слабо развитые физические качества детей

той

или

иной

группы,

как

правило,

это

ловкость,

гибкость.

Необходимо

четко

определиться какие двигательные навыки и физические качества формируются какие

совершенствуются

в

данной

возрастной

группе

учесть

возрастные

особенности,

доминирующие качества и планировать игры и эстафеты в соответствии с программным

содержанием занятий по физической культуре.

При планировании игр следует учесть и состояние здоровья дошкольников. Есть дети,

которым

некоторые

движения

противопоказаны.

Дети

частыми

заболеваниями

бронхолегочной

системы,

нарушениями

сердечно

сосудистой

системы

быстро

утомляются, для таких детей планируется индивидуальная работа и включаются игры

преимущественно средней и малой степени подвижности.

Педагогическое

воздействие

в

подвижных

играх

следует

направлять

на

развитие

двигательных качеств, роль которых особенно значима для овладения программными

умениями.

Надо

стремиться

к

тому,

чтобы

в

пределах

биологически

закономерных

колебаний не задерживалось развитие двигательных качеств.

Успех

любой

педагогический

деятельности

зависит

от

людей,

которые

постоянно

и

систематически развивают у детей физические качества. Стремление самого педагога к

личностному росту и профессиональному мастерству также отражается на результатах

двигательной деятельности детей, поскольку увлечь ребенка той или иной игрой, суметь

создать психологически комфортную атмосферу во время игры, может только тот педагог,

который

осознает

необходимость

проводимой

им

работы.

Создание

эмоционального

комфорта для детей во время игры так же является неотъемлемым условием достижения

положительного результата.

При этом необходимо помнить, что включать движение в игры можно только в том случае,

если оно хорошо освоено детьми. Последовательность движений и условия игр важно

менять, что способствует развитию и воспитанию у детей ловкости и сообразительности.

Закрепление накопленного опыта осуществляется при выполнении этих движений на

прогулке. Для развертывания самостоятельной двигательной деятельности необходимо

3

иметь достаточное количество пособий и игр и специальное место, где дети могли бы

упражняться в выполнении разнообразных движений. Воспитателю важно поощрять и

стимулировать у детей желание соревноваться в движениях; он должен заботиться о

целесообразной смене движений, способствовать объединению детей в небольшие группы

для игр или выполнения двигательных задач.

Для

достижения хороших

результатов провожу консультации по планированию с

воспитателями групп, при анализе обращаю внимание:

как часто планируются подвижные и спортивные игры;

разнообразие видов подвижных и спортивных игр;

взаимосвязаны ли подвижные и спортивные игры с содержанием занятия;

есть ли варианты усложнения;

планируются ли игры для детей разного уровня подготовки и развития;

на какие физические качества преимущественно направлены игры.

А также наблюдаю за руководством подвижными играми и эстафетами воспитателями

групп.

Выявление уровня сформированности основных движений у детей старшего дошкольного

возраста осуществляю при помощи тестов, предлагаемых в учебном пособии Кожуховой

Н. Н., Рыжковой Л. А., Самодуровой М. М.

Кроме того, предлагаю детям двигательные задания, наблюдаю за движениями детей в

играх, на занятиях.

Тесты проводятся по подгруппам с использованием упражнений соревновательного типа,

ярких пособий и физкультурного оборудования. (Приложение 1)

Во всех тестах предлагается по две попытки, и фиксируется

лучший результат. При

обработке результатов помимо количественных показателей учитывались и качественные

показатели, такие как:

техника выполнения упражнения,

соответствие выполнения упражнения с заданием и схемой движения, степень

владения ребенком своим телом,

способность или предрасположенность к какому-либо спортивному движению.

Критериями оценки служат

количественные возрастно-половые показатели развития

двигательных качеств у детей 6-7 лет, данные в методических пособиях и качественные

характеристики освоения движений такие как:

техника движений,

уверенность

самостоятельность выполнения.

4

Дети,

выполнившие

все

тесты

или

большую

их

половину,

с

результатами

в

рамках

воз раст ны х

норм

бы ли

от не с ены

нами к

среднему

уровню

физической

подготовленности. У таких детей наблюдались нарушения некоторых деталей техники,

что

свидетельствует

о

том,

что

основные

движения

в

целом

сформированы,

но

не

отработаны.

Если у ребенка количественный результат при отсутствие низкого, по большинству тестов

был

средний

или

высокий,

и

техника

безупречна

таких

детей

мы

также

отнесли к

высокому уровню.

Если у ребенка количественные показатели по результатам теста ниже возрастной нормы

по всем или по большему числу показателей и при этом нет высоких, то таких детей мы

отнесли

к низкому уровню физической подготовленности, у них основные движения

практически не сформированы слабая техника движений, что закономерно.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений

помогает

успешно

функционировать

всем

системам

организма

и

оказывает

на

них

тренирующее, развивающее действие. Благодаря разнообразным движениям улучшаются

функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный

аппарат, регулируется деятельность нервной системы.

Хорошая

физическая

подготовленность,

определяемая

уровнем

развития

основных

физических

качеств,

является

основой

работоспособности

во

всех

видах

учебной,

трудовой, прикладной и спортивной деятельности.

Литература

1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.:

Просвещение, 1992. – 159 с.

2. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного

возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

1999. - 176с.: ил.

3. Карманова Л. В., Шебенко В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада,

Минск «Полымя» 1987.

4. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста.

Избр. пед. соч. Т. 2. - М., 1952

5

5. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. 1986 - 304с.

6. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для

руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. – Сб.:

«ДЕТСТВОПРЕСС», 2001. - 96с.

7. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для

воспитателя подг. к школе группы. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984. – 159с.

6

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

7

Диагностика физической подготовленности

старших дошкольников

Тесты для определения скоростных качеств

1. Бег на 10 м с хода (тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его

реакцию).

На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (6-

7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет — кегля, кубик), для того чтобы ребенок,

пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых

между ними 5 мин.

Ребенок по команде «На старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель

стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флажком ребенок делает

разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и

выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.

2. Бег на 30 м со старта (тестируются скоростные качества).

Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина – 3 м). На дорожке

отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых, один

находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) - на линии финиша. За

линией финиша на расстоянии 5-7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя

«внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует

команда «марш» — взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время

воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер.

Во время короткого отдыха (35 мин) проводится спокойная ходьба с дыхательными

упражнениями. Предлагаются две попытки, фиксируется наилучший результат.

Внимание. Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

8

Тесты для определения скоростно-силовых качеств

1. Прыжок в длину с места

Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате, на который

нанесена разметка через каждые 10 см). Тестирование проводят два человека — первый

объясняет задание, следит за тем, как ребенок принял исходное положение для прыжка,

дает команду «Прыжок»; второй замеряет длину прыжка (с помощью сантиметровой

ленты).

Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах

руками, и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади

руками. Второй воспитатель измеряет расстояние от линии старта до пятки «ближней

ноги» с точностью до 1 см.

Делаются две попытки, засчитывается лучшая из них. Следует давать качественную

оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное

отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета,

мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу.

Внимание! Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то следует

засчитывать попытку и фиксировать тот результат, который отмечается в момент

постановки ног на опору.

Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить несколько ярких

предметов на расстоянии 15-20 см за матом и предложить ребенку допрыгнуть до самого

дальнего из них.

2. Прыжок вверх с места

Ребенок подпрыгивает вверх, стараясь достать предмет, находящийся выше поднятой

руки. (Например, воспитатель держит флажок над головой ребенка.) Результат

определяется с помощью натянутой сантиметровой ленты, прикрепленной к поясу

ребенка. Засчитывается лучший результат из двух попыток.

3. Прыжок в длину с разбега

(тест позволяет оценить скоростно-силовые качества и ловкость).

Ребенок разбегается, при этом его корпус слегка наклонен вперед, руки согнуты в локтях.

Приземляться нужно на две полусогнутые ноги с перекатом с пятки на носок. Важно

сохранить при этом равновесие.

Даются две попытки, между ними отдых (3—5 мин). Фиксируется лучший результат.

9

4. Бросок набивного мяча весом

1 кг способом из-за головы двумя руками стоя (тестируются уровень физического

развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности).

Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его как можно дальше, при этом

одна нога впереди, другая сзади. При броске мяча ступни ног ребенка не должны

отрываться от пола (земли). Делаются два броска подряд, фиксируется лучший результат.

5. Бросок теннисного мяча удобной рукой

(тест позволяет определить меткость и скоростную реакцию ребенка).

Метание мяча производится любой рукой, способом «из-за спины через плечо». Метание

осуществляется на дорожке шириной 4-5 м, длиной 20 м с линиями деления через каждые

0,5 м.Из двух попыток фиксируется лучший результат.

Тесты для определения ловкости и координационных способностей

1. Челночный бег 3 раза по 10 м

(определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с

требованиями внезапно меняющейся обстановки)

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «Марш» (в этот момент воспитатель

включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по

прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его.

Фиксируется общее время бега.

2. Статическое равновесие

(тест выявляет и тренирует координационные возможности детей)

Ребенок встает в стойку: носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди

стоящей ноги - и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с

открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером.

Из двух попыток фиксируется лучший результат.

3. Подбрасывание и ловля мяча

(тест на ловкость и координацию) Ребенок принимает исходное положение (ноги на

ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно

большее количество раз.Ребенку предлагается сделать две попытки. Фиксируется лучший

результат.

4. Отбивание мяча от пола

10

(тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы)

Ребенок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч

от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания

не разрешается сходить с места. Даются две попытки. Фиксируется лучший результат.

5. Прыжки через скакалку

(тестируются ловкость, гибкость, выносливость) Принимается исходное положение; ноги

вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку.

Воспитатель считает количество прыжков.Делаются две попытки, засчитывается лучший

результат.

Внимание! Важно правильно подобрать скакалку для каждого ребенка. Если скакалка

выбрана правильно, то, когда ребенок встает обеими ногами на середину скакалки и

натягивает ее, концы скакалки достают до подмышек.

6. Гибкость

(тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата,

эластичность мышц и связок)

Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку

(поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз,

стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из

воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамье,

регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если

ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат

засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать

игровой момент «достань игрушку».

Тесты для определения выносливости

Бег на выносливость

(определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих

функциональную активность двигательного аппарата)

Тест проводится с небольшой подгруппой (5-7 человек), сформированной с учетом уровня

ДА детей. Участвуют два воспитателя и медсестра, которая следит за самочувствием

детей.

Воспитателю заранее необходимо измерить дистанцию беговой дорожки (в метрах) и

разметить ее, отметив линию старта и половину дистанции. Дорожка может быть

расположена вокруг дошкольного учреждения. Дети подходят к линии старта.

11

Воспитатель группы дает команду «на старт» и включает секундомер. Воспитатель по

физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за

ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до

появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если

ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.

Записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую

пробежал ребенок.

Тесты для определения силы и силовой выносливости

1. Измерение мышечной силы кистей рук с помощью ручного механического

динамометра

Перед обследованием необходимо познакомить детей с прибором (динамометром) и

рассказать, как им пользоваться. Во время тестирования ребенок принимает исходное

положение: стоя, руки опущены вниз. Воспитатель дает указание взять в руку динамометр,

при этом рука ребенка опущена и немного отведена в сторону. Затем воспитатель

использует игровой прием и предлагает ребенку поднять «сетку картошки» — сильно

сжать прибор.

Делается по две попытки каждой рукой, между попытками даются 1—2 мин отдыха.

Результаты измерений фиксируются с точностью до 0,1 кг.

2. Подъем из положения лежа на спине

(тест для определения силовой выносливости)

Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде

«Начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени

ребенка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Воспитатель считает

количество подъемов. Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме

не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми.

Из двух попыток засчитывается лучший результат.

Тестирование физических качеств

Для тестирования физических качеств дошкольников могут быть использованы

контрольные упражнения, имеющие, в основном, игровую форму проведения.

Быстрота

Тест: бег 10 м. На дистанции 30 метров выделяется средний 10-метровый отрезок.

Ребенок бежит с максимальной скоростью всю 30-метровую дистанцию. Воспитатель же

12

фиксирует время пересечения начала и конца этой 10-метровой серединной части

дистанции. Вначале проводится разминка, затем каждому ребенку предоставляется

возможность 2-3 раза пробежать дистанцию. В забеге принимают участие несколько детей

одновременно.

Мышечная сила кистей обеих рук

измеряется с помощью ручного механического динамометра. Перед обследованием

необходимо познакомить детей с прибором и рассказать, как им пользоваться. Во время

обследования ребенок должен занять исходное положение - стоя, руки опущены вниз.

Дается инструкция: взять в руку динамометр, опущенную руку отвести немного в сторону

и сжать прибор как можно сильнее, при измерении каждому ребенку предлагается сделать

три попытки: сначала по две — каждой рукой (поочередно правой и левой), затем после

отдыха дается третья попытка. Троекратное измерение позволит ребенку лучше

выполнить задание. Результаты измерений записываются в протокол обследования с

точностью до 0,1 кг.

Измерение силы мышц спины или становой силы

производится становым детским динамометром. При измерении становой силы рукоятка

динамометра должна находиться на уровне коленей, что достигается регулировкой при

помощи съемной цепи станового динамометра. Ребенок становится на доску с

ввинченным в планку крюком, сгибаясь в пояснице, берется обеими руками за ручку

динамометра и затем постепенно, без рывков, не сгибая коленей, с силой выпрямляется до

отказа. Измерение производится 2—3 раза; в протокол записывается наибольшая

величина. Точность измерения до 1 кг.

Скоростно-силовые качества ребенка

могут быть измерены по расстоянию, на которое он бросает двумя руками набивной мяч

весом в 1 кг.

Ребенок сидит спиной к линии, начерченной на полу, так, чтобы спина по отношению к

начерченной линии находилась перпендикулярно. Выполняется бросок из положения

спина прямая, нога разведены в стороны, набивной мяч отведен за голову как можно

дальше. Ребенок совершает два броска, фиксируется лучший результат.

Скоростно-силовые возможности дошкольника

13

могут еще определяться и по прыжку в длину и в высоту с места (см. описание методики

обследования основных видов движений).

Ловкость

определяется временем пробегания первой дистанции, на которой по прямой линии

устанавливаются разные предметы (кубы, мячи набивные, кегли и т. п.), в количестве 8-10,

которые ребенок огибает один справа, другой слева. Дается несколько попыток.

Записывается в протокол лучший результат.

Для изучения выносливости

используется бег на расстояние. Он проводится в удобном для ребенка темпе

(умеренном). Ребенок бежит до тех пор, пока не отказывается сам бежать дальше.

Фиксируется расстояние и время его пробегания. Дети 4-5 лет бегут за лидером

(воспитатель), а дети 6 лет - самостоятельно. В 4 года дети способны пробежать в данном

темпе 760-820 м (соответственно мальчики и девочки), в 5 лет - 1000-1100 м, в 6 лет -1600

м. Желательно, чтобы старт и финиш находились в одном месте.

Гибкость

определяют по расстоянию наклона стоя на гимнастической скамейке. Ребенок

наклоняется не сгибая колен, стараясь как можно ниже к полу коснуться установленной

перпендикулярно полу линейки (отсчет см от пола). Регистрируется тот см, которого

дотянулся пальцами ребенок. Чем меньше число см, тем выше гибкость ребенка.

Меткость

определяют при помощи теста: метание на дальность теннисного мяча удобной рукой.

Метание мяча производиться любой рукой, способом «из-за спины через плечо». Метание

осуществляется на дорожке шириной 4-5 м., длиной 20 м. с линиями деления через

каждые 0,5 м. Старшие дошкольники метают с расстояния 2-3 м. от цели. При метании

ребенок ставит одну ногу вперед, отводит назад корпус и согнутую в локте руку,

отклоняется назад и выполняет бросок, перенося вес тела на впереди стоящую ногу, рука

при этом полностью выпрямляется.

14

15



В раздел образования