Автор: Пономарева Карина Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Аксаковская гимназия №11"
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии"
Раздел: среднее образование
Представление педагогического опыта
Пономарева К.М.
Учитель биологии
МБОУ «Аксаковская гимназия №11»
«Использование технологии развития критического мышления
на уроках биологии»
Наши
дети
живут
в
огромном
информационном
поле:
книги,
периодическая печать, радио, телевидение, ресурсы сети Интернет. И одной из
современных
образовательных
технологий,
которая
позволит
ребенку
не
потеряться
в
интенсивном
потоке
информации,
на
мой
взгляд,
является
технология развития критического мышления через чтение и письмо.
О
данной
технологии
я
впервые
узнала
на
курсах
повышения
квалификации, она меня заинтересовала, и я начала постепенно применять на
своих уроках - уроках биологии.
Используя данную технологию, я пытаюсь решить очень важные для меня
задачи. Во-первых, использование приемов данной технологии делает процесс
обучения познавательным. Во-вторых, у учащихся формируются навыки работы
с
информацией,
без
которых
современному
человеку
трудно
достичь
социального успеха.
Основа
технологии
-
трёхфазовая
структура
урока:
стадия
вызова,
стадия осмысления содержания и стадия рефлексии.
Мне хотелось бы подробно остановиться на тех приемах технологии
развития критического мышления, которые я применяю на своих уроках.
На этапе актуализации (Вызова)
Прием
«Верите
ли
вы,
что…».
Позволяет
держать
учащихся
в
интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу,
способствует формированию умения критически оценивать результат. В начале
урока
я
предлагаю
каждому
учащемуся
индивидуально
заполнить
таблицу,
ответив на предложенные вопросы. В конце урока учащиеся возвращаются к
таблице и заполняют ее, используя знания, полученные на уроке. Например,
тема урока «Простейшие» 7 класс:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
Тела Простейших состоят из одной клетки.
2.
Простейшие открыл Л.Пастер.
3.
Эвглена зеленая- миксотрофный организм.
4.
Простейшие – это особые безъядерные клетки.
5.
Простейшие – все паразиты.
6.
Простейшие размножаться только половым путем.
7.
Простейшие
имеют
передвигаются
только
с
помощью
псевдоподий.
8.
Простейшие вызывают заболевания только животных и человека.
9.
Грипп и СПИД – заболевания вызываемые простейшими.
На этапе изучения нового материала идёт непосредственная работа с
информацией, источниками которой являются тексты. Деятельность учителя
на
этой
стадии:
заключается
в
сохранении
интереса
учащихся
к
теме,
постепенное
продвижение
от
знания
«старого»
к
«новому».
Учащиеся
на
данной стадии читают (слушают) текст, делают пометки на полях или ведут
записи по мере осмысления новой информации.
На этом этапе я использую Прием «Кластер», он развивает у учащихся
умение
строить
прогнозы
и
обосновывать
их,
учит
искусству
проводить
аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения
нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем.
Прием
«Концептуальная
таблица»
п о з в о л я е т
у ч а щ и м с я
систематизировать
информацию,
выделить
черты
сходства
и
отличия.
При
изучении темы «Членистоногие» (7 класс)
предлагаю
учащимся заполнить
сравнительную характеристику в виде таблицы:
Сравнительная характеристика классов типа Членистоногих
Линии сравнения
Ракообразные
Паукообразные
Насекомые
Внешний вид
Представители
Среда обитания
Количество конечностей
Прием
«Чтение
с
пометками INSERT»
является
средством,
позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Он
обязывает не просто читать, а вчитываться в текст и отслеживать собственное
понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
Ученики, работая самостоятельно с текстом, делают карандашом следующие
пометки: «V» - мне это известно; «-» - это противоречит тому, что я знал; «+» -
это для меня является новым; «?» - мне это не понятно, или я хочу узнать по
данному вопросу больше. Затем совместно обсуждаем проблемные вопросы и
делаем соответствующие умозаключения.
На
стадии
рефлексии
информация
анализируется,
интерпретируется,
творчески перерабатывается.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям –
предложениям,
внести
изменения,
дополнения,
дать
творче ские,
исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: соотнесение «новой» информации со «старой»,
используя
знания,
полученные
на
стадии
осмысления,
либо
анализ
и
систематизация учебного материала в виде синквейна. Каждый учащийся в
течение 3-5 минут составляет синквейн по определенным правилам. Затем по
желанию учащихся прослушиваем их результат творчества.
Прием «Письмо в будущее» позволяет учащимся проанализировать весь
учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать
соответствующие выводы. Например, В 9 классе, заканчивая урок по теме «
Наследственная
изменчивость», предлагаю
учащимся,
проанализировав
прошедший урок, написать письмо своему будущему ребенку, о том, что он
должен знать, что делать, как себя вести, чтобы снизить риск мутаций у себя и
будущих потомков.
И в заключение хочется отметить, что благодаря технологии «Развитие
критического
мышления
через
чтение
и
письмо»:
появилась
возможность
соединить
в
образовательном
процессе
навыки
различных
видов
интеллектуальной
деятельности
с
навыками
общения:
«Учитель-ученик»,
«Ученик-группа», и «Ученик- ученик»; повышается ответственность учащихся
за
качество
собственного
образования;
формируются
навыки
работы
с
информационными
источниками
разных
типов;
раскрывается
творческий
потенциал школьников.
Рассмотренные
приёмы
развития
критического
мышления
на
уроках
биологии
позволяют мне сделать работу на уроках более эффективной,
интересной и творческой. Поэтому данные приёмы, а также технологию в
целом, я буду продолжать использовать в дальнейшей работе.