Напоминание

Основные задачи работы над полифонией в младших классах фортепиано детской музыкальной школы


Автор: Яровинская Вера Алексеевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Санкт-Петербурское ГБУДО "Санкт-Петербургская ДШИ на Петроградской"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Основные задачи работы над полифонией в младших классах фортепиано детской музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

В.А. Яровинская

Основные задачи работы над полифонией в младших классах

фортепиано детской музыкальной школы

Младший

школьный

возраст

является

лучшим

периодом

для

формирования музыкального и, в частности, полифонического мышления

ребенка.

Полифония

-

неотъемлемая

и

важнейшая

часть

фортепианного

искусства.

Вся

фортепианная

музыка

пронизана

полифонией.

Задачей

учителей

фортепиано

является

расширение

представлений

начинающего

музыканта

и

пианиста

о

музыке,

формирование

его

полифонического

мышления,

т.

к.

в

условиях

современного

социума

под

воздействием

окружающей

музыкальной

среды

уже

в

младшем

возрасте

у

ребенка

складывается гомофонный тип мышления.

Изучение полифонии можно и нужно начинать с первого года обучения

в музыкальной школе. Полифонический репертуар для начинающих сначала

составляют

легкие

полифонические

обработки

народных

пе сен

подголосочного склада, понятные детям. Учитель должен рассказать ребенку,

что начинал песню запевала, затем подхватывал хор, варьируя подголосками

ту же мелодию. Полезны в работе сборники Е. Ф. Гнесиной "Фортепианная

азбука", "Подготовительные упражнения".

Один из приемов полифонической музыки - имитация. Детям понятнее

объяснить имитацию как эхо, игра в ансамбле поможет ее понять быстрее -

мелодию играет ученик, а ее имитацию (эхо) - педагог. Затем наоборот.

Важно сразу приучить ребенка к ясности вступления голосов, четкости их

проведения и окончания, обязательно добиваться контрастности и различного

тембра для каждого голоса.

Далее необходимо перейти к изучению полифонических пьес И. С.

Баха, т. к. именно они являются вершиной полифонической музыки. Сам И.С.

Бах предназначал клавирные произведения не для исполнения, а для учения.

Первая ступень изучения баховской полифонии - "Нотная тетрадь А.М. Бах".

Она

представляет

собой

в

основном

небольшие

танцевальные

пьесы-

полонезы, менуэты, марши, а также вокальные сочинения - арии и хоралы.

2

Существует достаточно много редакций баховских сочинений. Бах писал

только ноты и ритм, некоторые украшения без расшифровки, все остальное -

ставит

редактор.

Среди

множества

редакций

(К.

Черни,

Б.

Барток,

А.

Лукомской,

И.

Браудо,

А.

Майкапар),

редакция

Л.

Ройзмана

-

самая

распространенная. Достоинство этой редакции - точный авторский текст Баха

и правильная расшифровка мелизмов.

Начав изучать какое - либо произведение из "Нотной тетради А. М.

Бах", ученику, вместе с учителем, необходимо определить характер музыки,

обратить внимание на

отличия в мелодии верхнего и нижнего голосов.

Проанализировать самостоятельность и независимость голосов друг от друга.

Первый - женский голос, второй - мужской. Или сравнить два голоса с двумя

разными инструментами, спросить - какими? И. Браудо предавал большое

значение умению инструментовать на фортепиано. "Большое воспитательное

для

слуха

значение

имеет

исполнение

двух

голосов

в

различной

инструментовке". И.Браудо предлагает следующий педагогический прием:

педагог и ученик располагаются за двумя роялями. Сначала педагог играет

первый

двутакт

(вопрос),

а

затем

ученик

отвечает

исполнением

второго

двутакта (ответ). При этом вопрос надо играть ярче, ответ - чуть тише. Этим

мы учим "спрашивать" и " отвечать" на рояле.

Основной

задачей

в

изучении

полифонии

является

работа

над

певучестью, выразительностью

интонации и самостоятельностью каждого

голоса отдельно. На примере пьес из "Нотной тетради А. М. Бах" ребенок

знакомится с особенностями баховской ритмики, для которой характерно

исполнение

соседних

длительностей

-

восьмые

и

четверти

(Марши

и

менуэты), шестнадцатые и восьмые (" Волынка"). И. Браудо выявил и назвал

"приемом восьмушки" контраст в артикулировании соседних длительностей:

мелкие длительности играются legato, а более крупные-non legato.

При работе над полифонией И.С. Баха учащиеся часто встречаются с

мелизмами. В статье Л.И. Ройзмана "Об исполнении украшений (мелизмов) в

произведениях старинных композиторов" подробно разбирается этот вопрос,

приводятся указания И.С. Баха. Исполнять мелизмы И.С. Бах рекомендует за

3

счет длительности основного звука. Все мелизмы начинаются с верхнего

вспомогательного звука (кроме некоторых исключений). Во всех случаях

ученику понадобится помощь учителя.

Очень

часто

насыщенность

одноголосной

линии

у

И.

С.

Баха

достигается присутствием в мелодии скрытого голоса. Этот скрытый голос

возникает только в той мелодии, где есть скачки. Примеры

скрытого

двухголосия мы находим в "Маленьких прелюдиях" - это уже следующий

этап в изучении полифонии И. С. Баха. Для понимания полифонического

произведения и осмысленности исполнения ученику необходимо с самого

начала представлять его форму и тонально - гармонический план. После

знакомства

в

младших

классах

с

имитацией,

ученик

в

средних

классах

расширяет свое представление об имитации как повторение темы в другом

голосе.

Имитация

-

основной

полифонический

способ

развития

темы.

Поэтому всестороннее изучение темы является первоочередной задачей в

работе над любым полифоническим произведением.

Сначала ученик должен определить границы темы, затем - ее характер,

звуковые тонкости исполнения. Тщательно выгравшись,

впевшись в тему,

ученик

переходит

к

знакомству

с

первой

имитацией

темы,

называемой

ответом. И. Браудо советует одну из тем сыграть, другую петь. Такая работа

очень стимулирует слух и полифоническое мышление.

За освоением темы и ответа начинается работа над противосложением.

Основным методом работы является исполнение ответа и противосложения в

ансамбле с педагогом, а дома - двумя руками.

Затем можно перейти к тщательной работе над мелодической линией

каждого голоса. Надо играть оба голоса, но по - разному: верхний f, нижний

p. Такой метод Г. Нейгауз назвал методом "преувеличения". Точное и ясное

слышание каждой линии - непременное условие в исполнении полифонии.

Трудность

слышания

ткани

многоголосного

произведения

это

уже

следующий этап- "Маленькие прелюдии и фуги", "Инвенции") возрастает по

сравнению

с

двухголосным.

Здесь

надо

внимательно

отнестись

к

аппликатуре. Бузони первым возродил аппликатурные принципы баховской

4

эпохи, как наиболее отвечающие выявлению мотивной структуры. Наиболее

часто применяются принципы перекладывания пальцев, скольжения пальца с

черной на белую клавишу, беззвучной подмены пальцев.

При работе над трех - четырехголосными произведениями, ученик уже

должен учить по два голоса в разных сочетаниях: первый и второй, второй и

третий, играя один из них f, другой - p. Этот же способ полезен и при

соединении трех голосов вместе: сначала f играется один голос, остальные

два

-

тихо.

Затем

динамика

голосов

меняется.

Этот

способ

наиболее

эффективный.

Из других способов работы над полифонией можно назвать:

1.

исполнение разных голосов различными штрихами (legato и non legato);

2.

исполнение всех голосов p;

3.

исполнение без одного голоса - этот голос петь

Эти способы приводят к ясности слухового восприятия полифонии, ясности

голосоведения.

Работа

над

полифониче скими

произведениями,

и зу ч е н и е

баховских

сочинений

-

большая

аналитическая

работа.

Для

понимания

полифонических пьес И. С. Баха нужна правильная система их усвоения.

Достижение определенного уровня полифонической зрелости возможно при

условии

постепенного,

плавного

наращивания

знаний

и

полифонических

навыков. Перед нами, преподавателями музыкальных школ, стоит важная

задача - научить ученика любить полифоническую музыку, понимать ее, с

удовольствием работать над ее усвоением!

Список используемой литературы

1.

Браудо И. "Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной

школе" Изд."Северный олень"СПб 1994.

2.

Булатова Л."Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной" Изд. Музыка

1976.80с.

3.

Друскин М. "Иоганн Себастьян Бах"Изд.Музыка 1982.383с.

4.

Любомудрова Н. "Методика обучения игре на фортепиано"Изд. Музыка

1982.143с.

5

5.

Нейгауз Г."Об искусстве фортепианной игры"Изд.Музыка 1987.

6.

Ройзман Л. "Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях

старинных композиторов".статья в кн .: Очерки по методике обучения

игре на фортепиано, вып. 2,М.,1965



В раздел образования