Напоминание

Взаимодействие светских и духовных учебных заведений в современном мире.


Автор: Цветикова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Колледж народного хозяйства и природообустройства"
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие светских и духовных учебных заведений в современном мире.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКИХ И ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЦВЕТИКОВА Т.В. – преподаватель ГБПОУ КО «Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства» В современном мире все чаще ставиться задача приобщения к духовно- нравственному воспитанию обучающихся не только средних общеобразовательных школ, но и студентов начальных, средних, высших профессиональных учебных заведений причем не только соответствующего профиля будущей деятельности. Поэтому встает проблема взаимосвязи образовательных моделей, предлагаемых светскими учебными заведениями и духовными семинариями и училищами. Задачей представляемого доклада является продемонстрировать пути взаимодействия двух моделей и доказать жизнеспособность каждой из них в современном мире. За основу взято осуществление образовательного процесса в рамках кадастрового профессионального модуля, т.е. образовательного курса, на первый взгляд далекого от богословской науки и философской мысли и относящегося к области специального или профессионального цикла. Для начала обратимся к направлениям педагогической деятельности, которую осуществляют при преподавании любых учебных дисциплин и профессиональных модулей. В классической педагогической мысли главной идеей является формирование полноценной личности обучающегося. Указанное направление предполагает, что выпускник учебного заведения должен обладать не только общими и специальными знаниями как по ряду профилей, так и по определенной специальности, но и показывать пример человека, обладающего механизмами позитивного взаимодействия с другими индивидами или группами лиц.
Неслучайно образовательный процесс, имеющий место в начальных, средних или высших учебных заведениях назван «подготовкой к жизни». Жизнь человека, с точки зрения классической педагогики, является подготовкой к вечной жизни. Данная подготовка, в соответствии с замыслом теоретика педагогической мысли Средневековья, Я.А. Каменского, имеет три цели. Прежде всего, человек должен обладать максимумом знаний об окружающей действительности, чтобы лучше познать свою природу. Во-вторых, ему предлагается выбирать оптимальные способы действий в мире с достоинством для себя и пользой для остальных индивидов. Наконец, индивид должен соотносить образ своих мыслей и действий с промыслом Творца. Если перевести представленные установки в область современной образовательной концепции, то можно предложить следующую интерпретацию. ФГОС 3-го поколения утверждают необходимость подготовки в рамках образовательных организаций специалистов, готовых к исполнению обязанностей будущей специальности. Следовательно, выпускник должен иметь представление и о важности выбранной профессии в современном мире, и о ее значении в его судьбе. Специалист в области осуществления кадастровой деятельности представляет себе структуру и содержание работ как по постановке и снятию с кадастрового учета объектов недвижимости, так и по порядку заполнения необходимой документации на земельные участки и объекты капитального строительства. Выпускник православных духовных учебных заведений имеет представление о смысле человеческой жизни и необходимости ее позитивного сценарного развития с момента рождения до смерти. По своей сути он является психологом, социальным работником и врачом. Что касается второй установки образовательного процесса, то она связана со способностью человека устанавливать контакты с людьми в процессе осуществления им своей деятельности. Безусловно, контингент потенциальных потребителей в данной ситуации в светской среде отличается от духовно-нравственных институтов, к которым относятся церковные учреждения.
Тем не менее, требования внимательного и чуткого отношения к клиентам, независимо от их социального статуса, профессии, возраста и других демографических критериев справедливы и для контактов, наблюдаемых в обычных учреждениях, организациях и на предприятиях, и для ситуаций, развивающихся в религиозных структурах. Надо отметить, что от церковнослужителя и священнослужителя по роду избранной ими деятельности общество и государства требует большего проявления такта и понимания, чем это наблюдается в структурах, не относящихся к духовно- нравственной сфере. Если прихожанин храма после общения с духовным наставником совершил проступок или пошел на преступление, значит священнослужитель не смог убедить его в полезности праведного образа жизни, в том числе и личным примером. Наконец, выпускник образовательной организации должен представлять собственную значимость для общества и государства, в котором он живет. Будущий специалист в области кадастровых отношений обязан не просто в точности выполнять инструкции и распоряжения руководителей фирм по исследованию объектов недвижимости и оформлению его результатов, но и понимать необходимость грамотного осуществления деятельности, недопустимость представления ошибочных сведений в уполномоченные организации и заказчикам не только под страхом санкций, но исходя из состояния внутренней удовлетворенности своей работой. Что касается представителей духовно-нравственной среды, то показатели их деятельности определяются прежде всего численностью прихожан в отдельно взятом храме. Священнослужитель, сумевший найти путь к сердцу человека, как правило, располагает к себе молящихся. Таким образом, мы увидели, что даже при различии в содержании отдельных курсов и учебных дисциплин в светских и духовных православных учебных заведениях цели преподавательской деятельности являются идентичными и касаются формирования в рамках осуществления образовательного процесса не только профессионала определенной сферы, но и личности в широком смысле. Подобная ситуация в перспективе может привести к расширению преподавания курсов ОПК не только в учебных заведениях гуманитарной направленности, но и в специальных средних и высших образовательных организациях. Одновременно могут появляться отдельные курсы точных и
технических наук, содержание ведения которых будет приспособлено для учебных заведений духовно-нравственной направленности. В конечном итоге, на мой взгляд, это снимет излишнюю социальную и политическую напряженность в обществе и подвигнет людей терпимее относиться друг к другу, а окружающую действительность воспринимать как изменчивое явление под воздействием воли индивидов или их групп.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. ЗеерЭ.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование //Научно-методический журнал «Методист» № 3, 2008- Сс. 28-32 2. Тюлькова С.В. Влияние характера педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на профессионально-личностное развитие будущего специалиста.// Научно-методический журнал»«Методист»№ 3, 2008 - Сс. 40-41 3. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. – М.: «Православная педагогика», 2001. – Сс. 512-513.


В раздел образования