Взаимодействие светских и духовных учебных заведений в современном мире.
Автор: Цветикова Татьяна Викторовна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ КО "Колледж народного хозяйства и природообустройства" Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие светских и духовных учебных заведений в современном мире. Раздел: среднее профессиональное
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКИХ И ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
ЦВЕТИКОВА Т.В. – преподаватель
ГБПОУ КО «Калужский колледж
народного хозяйства и
природообустройства»
В современном мире все чаще ставиться задача приобщения к духовно-
нравственному воспитанию обучающихся не только средних
общеобразовательных школ, но и студентов начальных, средних, высших
профессиональных учебных заведений причем не только соответствующего
профиля будущей деятельности. Поэтому встает проблема взаимосвязи
образовательных моделей, предлагаемых светскими учебными заведениями и
духовными семинариями и училищами.
Задачей представляемого доклада является продемонстрировать пути
взаимодействия двух моделей и доказать жизнеспособность каждой из них в
современном мире. За основу взято осуществление образовательного
процесса в рамках кадастрового профессионального модуля, т.е.
образовательного курса, на первый взгляд далекого от богословской науки и
философской мысли и относящегося к области специального или
профессионального цикла.
Для начала обратимся к направлениям педагогической деятельности,
которую осуществляют при преподавании любых учебных дисциплин и
профессиональных модулей.
В классической педагогической мысли главной идеей является
формирование полноценной личности обучающегося. Указанное направление
предполагает, что выпускник учебного заведения должен обладать не только
общими и специальными знаниями как по ряду профилей, так и по
определенной специальности, но и показывать пример человека,
обладающего механизмами позитивного взаимодействия с другими
индивидами или группами лиц.
Неслучайно образовательный процесс, имеющий место в начальных,
средних или высших учебных заведениях назван «подготовкой к жизни».
Жизнь человека, с точки зрения классической педагогики, является
подготовкой к вечной жизни.
Данная подготовка, в соответствии с замыслом теоретика педагогической
мысли Средневековья, Я.А. Каменского, имеет три цели.
Прежде всего, человек должен обладать максимумом знаний об
окружающей действительности, чтобы лучше познать свою природу.
Во-вторых, ему предлагается выбирать оптимальные способы действий в
мире с достоинством для себя и пользой для остальных индивидов.
Наконец, индивид должен соотносить образ своих мыслей и действий с
промыслом Творца.
Если перевести представленные установки в область современной
образовательной концепции, то можно предложить следующую
интерпретацию.
ФГОС 3-го поколения утверждают необходимость подготовки в рамках
образовательных организаций специалистов, готовых к исполнению
обязанностей будущей специальности. Следовательно, выпускник должен
иметь представление и о важности выбранной профессии в современном
мире, и о ее значении в его судьбе. Специалист в области осуществления
кадастровой деятельности представляет себе структуру и содержание работ
как по постановке и снятию с кадастрового учета объектов недвижимости,
так и по порядку заполнения необходимой документации на земельные
участки и объекты капитального строительства. Выпускник православных
духовных учебных заведений имеет представление о смысле человеческой
жизни и необходимости ее позитивного сценарного развития с момента
рождения до смерти. По своей сути он является психологом, социальным
работником и врачом.
Что касается второй установки образовательного процесса, то она связана
со способностью человека устанавливать контакты с людьми в процессе
осуществления им своей деятельности. Безусловно, контингент
потенциальных потребителей в данной ситуации в светской среде отличается
от духовно-нравственных институтов, к которым относятся церковные
учреждения.
Тем не менее, требования внимательного и чуткого отношения к клиентам,
независимо от их социального статуса, профессии, возраста и других
демографических критериев справедливы и для контактов, наблюдаемых в
обычных учреждениях, организациях и на предприятиях, и для ситуаций,
развивающихся в религиозных структурах. Надо отметить, что от
церковнослужителя и священнослужителя по роду избранной ими
деятельности общество и государства требует большего проявления такта и
понимания, чем это наблюдается в структурах, не относящихся к духовно-
нравственной сфере. Если прихожанин храма после общения с духовным
наставником совершил проступок или пошел на преступление, значит
священнослужитель не смог убедить его в полезности праведного образа
жизни, в том числе и личным примером.
Наконец, выпускник образовательной организации должен представлять
собственную значимость для общества и государства, в котором он живет.
Будущий специалист в области кадастровых отношений обязан не просто в
точности выполнять инструкции и распоряжения руководителей фирм по
исследованию объектов недвижимости и оформлению его результатов, но и
понимать необходимость грамотного осуществления деятельности,
недопустимость представления ошибочных сведений в уполномоченные
организации и заказчикам не только под страхом санкций, но исходя из
состояния внутренней удовлетворенности своей работой.
Что касается представителей духовно-нравственной среды, то показатели
их деятельности определяются прежде всего численностью прихожан в
отдельно взятом храме. Священнослужитель, сумевший найти путь к сердцу
человека, как правило, располагает к себе молящихся.
Таким образом, мы увидели, что даже при различии в содержании
отдельных курсов и учебных дисциплин в светских и духовных
православных учебных заведениях цели преподавательской деятельности
являются идентичными и касаются формирования в рамках осуществления
образовательного процесса не только профессионала определенной сферы, но
и личности в широком смысле.
Подобная ситуация в перспективе может привести к расширению
преподавания курсов ОПК не только в учебных заведениях гуманитарной
направленности, но и в специальных средних и высших образовательных
организациях. Одновременно могут появляться отдельные курсы точных и
технических наук, содержание ведения которых будет приспособлено для
учебных заведений духовно-нравственной направленности.
В конечном итоге, на мой взгляд, это снимет излишнюю социальную и
политическую напряженность в обществе и подвигнет людей терпимее
относиться друг к другу, а окружающую действительность воспринимать как
изменчивое явление под воздействием воли индивидов или их групп.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
ЗеерЭ.Ф.
Личностно-ориентированное
профессиональное
образование
//Научно-методический журнал «Методист» № 3, 2008- Сс. 28-32
2. Тюлькова
С.В.
Влияние характера педагогического взаимодействия
преподавателя
и
студентов
на
профессионально-личностное
развитие
будущего специалиста.// Научно-методический журнал»«Методист»№ 3, 2008
- Сс. 40-41
3.
Шестун
Евгений,
протоиерей.
Православная
педагогика.
–
М.:
«Православная педагогика», 2001. – Сс. 512-513.