Напоминание

опыт работы социального педагога частной школы


Автор: Соколов Алексей Александрович
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ОАНО СОШ "ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС...I"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: опыт работы социального педагога частной школы
Раздел: среднее образование





Назад




ОАНО СОШ «ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС…I»

Опыт работы социального педагога Соколова А.А. (тезисы выступления на

конференции АсНООР «Инновационная школа – 2017)

Современное развитие российского общества напрямую связано с

обновлением образования. Поиски новых форм в

обучении и воспитании

обучающихся

связаны

сегодня

с

процессом

модернизации

содержания

образования, созданием оптимальных условий для позитивной социализации

ребёнка.

В современной педагогике среда рассматривается как условия, в

которых

протекает

жизнь

человека,

его

окружение,

совокупность

людей,

связанных общностью этих условий.

Педагогическая

(образовательная)

среда

понимается

как

система

влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее

развития,

содержащихся

в

социальном

и

пространственно-предметном

окружении.

Субъектом в

образовательном пространстве является отдельный

обучающийся,

коллектив

обучающихся

(группа,

класс,

классы,

весь

контингент

обучающихся

образовательного

учреждения),

педагог,

педагогический коллектив, родители, образовательное учреждение в целом.

Здоровье

ребенка,

его

социально-психологическая

адаптация,

формирование личности во многом определяются средой, в которой он живет.

Школа – это особое воспитательное пространство, это место, где ребенок

проводит

большую

часть

своего

времени,

значит,

жизненно

важной

необходимостью

в

социально-педагогической

деятельности

становится

создание

условий, благоприятного климата для ребенка и его микросреды,

обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности.

В начале каждого учебного года проводится работа по изучению

социальной среды, условий жизни обучающихся. Составляется социальный

паспорт класса и образовательного учреждения.

Социальный паспорт содержит

информацию,

дающую

основания

для анализа и оценки социальной ситуации в школе. Помогает выстроить

целенаправленную и эффективную работу с обучающимися и семьей.

Контингент детей в школе неоднороден:

п/

п

Критерии

1

Многодетные семьи

2

Дети- инвалиды

3

Семьи-беженцы

4

Число обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях

5

Количество детей, состоящих на профилактическом учете:

состоят на учёте в школе

Мониторинг исследования социальной среды школы как условия её

жизнедеятельности и развития показывает, что увеличилось число детей,

воспитывающихся в неполных семьях. В основном, связанных с разводами

родителей. Наблюдается рост детей-инвалидов и детей, находящихся под

опекой

(попечительством).

Все

эти

семьи

находятся

в

«зоне

риска»

и

нуждаются в особом внимании, контроле, социальной поддержке и защите.

На

стабильном

уровне

остаются

показатели

правонарушений

среди

несовершеннолетних.

Учитывая

все

эти

факты,

приоритетным

в

социа льно-

педагогической

работе

остается

личностно–ориентированный

подход

по

отношению к обучающимся и родителям.

В

целях

оказания

комплексной

социально-педагогической

поддержки

и

помощи

обучающимся,

находящимся

в

трудной

жизненной

ситуации,

организации

свободного

времени

детей,

требующих

педагогического внимания, повышения качества и уровня жизни детей и

семей

с

детьми,

профилактики

социального

сиротства

и

жестокого

обращения с детьми, в школе работает «Социальная гостиная для детей

группы риска».

В 2016-2017 учебном году начала работу «Социальная гостиная»

для

детей

начальной

школы,

так

как

ранее

ее

посещали

обучающиеся

среднего звена. Считаем, что целесообразно начинать профилактическую и

реабилитационную работу в школе уже в начальных классах, а не ждать,

когда

накопившиеся

проблемы

приведут

ребёнка

к

серьёзным

правонарушениям

или,

когда

вытесненный

из

семьи

и

школы,

он

окончательно

окажется

на

улице.

Однако,

подростки

с

девиантным

поведением

не

остаются

без

внимания

педагогов.

Они

являются

помощниками,

организаторами

и

порой

наставниками

для

детей,

посещающих не только социальную гостиную.

Сейчас в «Социальной гостиной» насчитывается 25 обучающихся,

20% – это дети, находящиеся в социально-опасном положении. Такие дети

систематически опаздывают в школу или беспричинно пропускают занятия,

имеют

трудности

в

обучении,

агрессивны,

плохие

взаимоотношения

со

сверстниками и родителями.

На

каждого

обучающегося

социальной

гостиной

составлена

индивидуальная

карта

с

личными

данными,

социально-психологической

характеристикой

и

результатами

проведенных

исследований,

разработан

индивидуальный план работы с ребенком (Приложение 1).

В социальной гостиной педагогом-психологом проводятся

индивидуальные

и

групповые

занятия,

направленные

на

устранение

имеющихся

трудностей

в

обучении.

На

занятиях

решаются

задачи

по

развитию

познавательных

процессов

(восприятия,

внимания,

памяти,

мышления,

воображения),

развитию

психологических

предпосылок

овладения учебной деятельностью. Опыт педагога-психолога прошлых лет

показывает,

что

работа

по

формированию

коммуникативных

навыков

способствовала

уменьшению

конфликтных

ситуаций

в

отношении

со

сверстниками

и

улучшению

межличностных

отношений

с

родителями

и

сверстниками.

Коррекция

нарушений

личностной

сферы

позволила

обучающимся стать более уверенными, уравновешенными, самостоятельно

справляться с различными трудностями.

Учителя-предметники оказывают помощь в подготовке домашнего

задания,

ведут

работу

по

преодолению

пробелов

в

з н а н и я х .

Результатом данной работы стало повышение успеваемости обучающихся по

учебным предметам.

Особое внимание уделяется организации занятости и досугу детей,

вовлечению их в кружки и секции с учетом интересов и способностей.

Педагог

дополнительного

образования

организует

досуг

детей.

Ребята

осваивают

техники

и

изучают

методики

декоративно-прикладного

творчества.

Регулярно

организуются

выставки

работ

обучающихся,

где

каждый рассказывает о своей работе.

Социальный педагог особое внимание уделяет правовой

грамотности

детей,

формированию

здорового

образа

жизни, используя

в

работе инновационные технологии:

- информационные технологии - презентации, видеофильмы, видеоролики,

готовые или сделанные совместно с детьми.

- технологии исследовательской (проектной) деятельности.

В пошлом учебном году ребята социальной гостиной посещали

занятия

школы

актива

«Академия

успеха»

по

образовательному

модулю

«Затейник» и сегодня продолжают обучение.

В

процессе

работы

налажена

тесная

связь

с

родителями

воспитанников социальной гостиной. Родители привлекаются к участию в

различных мероприятиях. Традиционно проводится «Семейное чаепитие».

Открытие социальной гостиной позволило организовать в школе

особое

пространство

для

детей,

где

они,

во-первых,

чувствуют

себя

в

безопасности, а во-вторых, не испытывают давления со стороны взрослых.

Мониторинг качества реабилитационного процесса

в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная СЕМЬ-Я»

в 2016-2017 учебном году

п/

п

Показатели

реабилитацион

ного процесса

На

начальн

ом

этапе

(кол-во)

На

промежуточ

ном этапе

(кол-во)

На

итогов

ом

(кол-

во)

Динамика

реабилитационного

процесса

На

нача

ло %

За

полугод

ие %

За

год

%

1

Слабая

мотивация

к

учению

10

8

5

62%

50%

31

%

2

Пропуски

учебных

занятий

6

4

1

37%

25%

6%

3

З а н я т и я

в

кружках

5

14

14

31%

87%

87

%

4

Тревожность

11

5

4

68%

31%

25

%

5

Агрессивность

4

2

1

25%

12%

6%

6

Проблемы

с

самооценкой

13

8

5

81%

50%

31

%

7

Проблемы

в

отношениях

с

родителями

6

2

1

37%

12%

6%

8

Проблемы

в

отношениях

с

педагогами

2

1

0

12%

6%

0

9

Проблемы

в

отношениях со

сверстниками

7

3

0

43%

18%

0

10

Вредные

привычки

4

2

0

25%

12%

0

По результатам деятельности социальной гостиной можно сделать

вывод, что используемые направления, формы и методы выбраны верно и

принесли

положительную

динамику

в

решении

имеющихся

проблем

у

обучающихся. А именно, уклонения некоторых родителей от общения со

специалистами перешло в тесное сотрудничество, выросло количество детей,

посещающих

объединения

дополнительного

образования,

наблюдается

положительная динамика в изменении взаимоотношений со сверстниками,

педагогами и родителями, сократились пропуски занятий по неуважительной

причине, произошло повышение адаптации к условиям школы, повышение

учебной

мотивации,

наблюдается

понижение

уровня

тревожности,

повышение

самооценки,

развитие

навыков

общения

в

коллективе

сверстников.

Конечно,

в

реализации

профилактической

услуги

есть

свои

трудности. Это отсутствие для детей, специально оборудованного помещения

для игр и релаксации.

Как уже упоминалось, среда оказывает решающее воздействие на

формирование

личности

ребенка.

Для

взрослого

человека

семья

это

источник удовлетворения жизненно важных социальных потребностей. Для

ребенка

же

семья

это

среда,

в

которой

складываются

условия

его

физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением

факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк

данных

детей

школы.

Во

взаимодействии

классного

руководителя

-социального педагога - педагога-психолога, заполняются социальные карты

обучающихся.

Изучаются

социально-бытовые

условия

проживания

детей,

состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и занятость.

Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

В

работе

с

семьей

используются

такие

формы,

как

наблюдение,

беседа,

анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей

с

целью

выявления

семейного

неблагополучия.

Основной

информацией

обладает классный руководитель, который ежедневно работает с детьми и по

внешнему

виду

ребенка,

и

по

его

поведению

выявляет

признаки

неблагополучия,

составляет

мониторинг

по

обнаружению

признаков

возможного

пренебрежения

нуждами

детей

со

стороны

родителей

(Приложение 2).

Алгоритм работы с семьей на ранней стадии.

1 этап: Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение

обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей), педагогов

и т.д.

2 этап: Первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи.

3 этап: Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с родителями,

оценка условий их жизни. Комплексная диагностика семьи.

4 этап: Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей,

ценностных ориентации.

5 этап: Изучение личностных особенностей семьи

6 этап: Составление карты семьи.

7этап:

Координационная

деятельность

со

всеми

заинтересованными

организациями.

8 этап: Составление плана реабилитации семьи.

9 этап: Текущие и контрольные посещения семьи.

10 этап: Выводы о результатах работы с семьей.

Успех социально - педагогической работы в значительной степени

определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой,

использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны её

контакты

с

другими

воспитательными

учреждениями.

Сегодня развиты

партнёрские отношений школы с субъектами системы профилактики.

В школе реализуется программа «Родительская школа», которая

направлена на повышение родительской компетентности. В основу данной

программы

положен

принцип

интеграции

теоретического

обучения

и

процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что

делает программу актуальной.

Вся

совместная

деятельность

педагога

и

родителей

строится

с

учётом индивидуальных особенностей каждого родителя. Доминирующие

формы обучения: индивидуальные и дифференцированные задания, лекции,

беседы, ролевые игры, практикумы, дискуссии.

Приложение 1

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЛАН

ученика 5 класса,

________________, 11 лет

Здравоохранение

Описание проблемы

Задачи, действия

Ответственный, срок

Ожидаемый результат

Задачи

Сформировать

_____навыки,

положительное отношение

к ________

Отказ от вредных привычек.

Ребенок ____________________

Действия

Установить доверительные

отношения с ребенком и

родителями. Помочь

осознать необходимость

чистой одежды, обуви,

хороших школьных

принадлежностей для

повышения самооценки и

статуса ребенка в классе, в

коллективе сверстников.

сентябрь-октябрь 2017 г.

(тьютор,

классный руководитель)

Принять участие в Дне

здоровья

сентябрь 2017

(тьютор)

Провести тренинговые

занятия и упражнения на

развитие умения сказать

«нет»

октябрь 2017г

1 раз в неделю

(педагог-психолог)

Принять участие в

конкурсе видеороликов «В

ритме жизни»

(профилактика)

Апрель 2017

(классный руководитель)

Привлечь к участию в

спортивных мероприятиях

сентябрь-февраль 2017г

(классный руководитель)

Поощрить обучающегося

за хорошую работу

грамотой

февраль 2017г

(классный руководитель)

Образование и

познавательное развитие

Низкая мотивация к

учению

Задачи

Повысить мотивацию к

учению.

Действия

Организовать

дополнительные занятия с

учителями-предметниками

по отстающим предметам.

_______________________

Контроль за

успеваемостью и

посещаемостью ребенка в

школе. Контакт с

учителями школы.

Повысить самооценку

ребенка через

индивидуальную работу

_______________________

Вовлечь в систему

дополнительного

образования, осуществлять

контроль за

сентябрь-февраль 2017г

(классный руководитель,

учителя-предметники)

________________________

в течение всего периода

(тьютор,

классный руководитель )

_________________________

сентябрь 2017

(тьютор,

классный руководитель )

ноябрь 2017г

Мотивация к учению повышена.

Ребенок учится в меру своих

интеллектуальных способностей.

Дополнительные индивидуальные

занятия пошли ему на пользу.

Почувствовав успех, он стал

проявлять старание в учебной

деятельности.

Занятия в объединении

дополнительного образования

интересны. Педагог стал для

ребенка значимым взрослым.

Полученные знания позволили

сформировать нормативность

поведения.

посещаемостью занятий

Провести беседу о

нравственности:

«Пойми, как ты

взрослеешь»

(тьютор)

Эмоциональное и

поведенческое развитие

Выявлены

гиперактивность,

импульсивность.

Склонность к риску,

выраженной потребности

в острых ощущениях.

Низкий уровень

социального контроля.

Задачи

Снизить гиперактивность

и импульсивность.

Развить саморегуляцию.

Действия

Проводить тренинговые

занятия по преодолению

эмоциональной

расторможенности. Учить

управлять эмоциями,

гневом.

Подготовить совместно с

педагогом-психологом

компьютерную

презентацию «Я и мои

эмоции».

____________________

Регулярно привлекать к

ответственным

поручениям. Строго

требовать выполнения

поручений.

октябрь-декабрь 2017г

1 раза в неделю

(педагог-психолог)

___________________________

__________

В течение всего периода

Гиперактивность и

импульсивность снижены.

Снижены тревожность и

агрессивность.

Навыки самоконтроля

сформированы.

(тьютор, классный

руководитель)

Формирование личности

Легкомыслен, повышена

самооценка, недостаток

чувства дистанции в

отношениях с другими.

Конфликтен.

Задача

Снизить конфликтность,

самооценку привести в

норму,

Действия

Провести занятия по

коррекции социальных

отношений

(взаимоотношения в семье,

школе, с друзьями).

Развивать терпимость к

правам других и своим

обязанностям.

Формировать умение

объективно оценивать свои

возможности.

Изучать окружение

подростка, выявлять лиц,

оказывающих

положительное о

отрицательное влияние,

принимать

соответствующие меры.

январь - февраль 2017г

(педагог-психолог, тьютор)

Взаимоотношения в семье

Отсутствует

эмоциональный контакт с

родителями. Не

удовлетворены

потребности: в

принадлежности и любви,

понимании и признании.

Родители не являются для

ребенка авторитетов.

Задача

Содействовать

налаживанию

внутрисемейных

коммуникаций.

Действия

Привлечь родителей к

занятиям «Родительская

школа»

сентябрь - февраль 2017г

1 раз в месяц

(педагог-психолог, тьютор)

Эмоциональный контакт с

матерью восстанавливается.

Занятия в «Родительской школе»,

по словам матери,

ей очень помогли в отношениях с

сыном. Дали необходимые

педагогические и

психологические знания.

Практические занятия (игры,

упражнения, тренинги) были

полезны ей как человеку,

женщине, матери.

Классный руководитель (_________________)

Тьютор (__________________)

Педагог-психолог (__________________)

Приложение 2

Мониторинг по обнаружению признаков возможного пренебрежения нуждами детей со стороны родителей

Ф.И.

обучающегося

Признаки возможного пренебрежения нуждами ребенка у родителей

1А класс

Носит одежду

несоответству

ющего

размера,

грязную,

порванную;

или одежда не

соответствует

сезону

Иногда

голоден,

просит,

крадет или

запасает

еду.

Часто выглядит

вялым,

уставшим, не

выспавшимся,

ослабленным

Часто занят с

младшими

братьями или

сестрами,

выполняя

родительские

функции

Выглядит

запущенным,

неряшливым, не

соблюдающим

правила личной

гигиены

Не проходил

медицинского

осмотра, не

проводятся

профилактичес

кие прививки.

Часто

говорит о

том, что у

него нет дома

или о нем

никто не

заботится

Родители или

опекуны

злоупотребляю

т алкоголем,

наркотиками

С кем

постоянно

проживает

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Классный руководитель _____________________



В раздел образования