Автор: Соколов Алексей Александрович
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ОАНО СОШ "ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС...I"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: опыт работы социального педагога частной школы
Раздел: среднее образование
ОАНО СОШ «ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС…I»
Опыт работы социального педагога Соколова А.А. (тезисы выступления на
конференции АсНООР «Инновационная школа – 2017)
Современное развитие российского общества напрямую связано с
обновлением образования. Поиски новых форм в
обучении и воспитании
обучающихся
связаны
сегодня
с
процессом
модернизации
содержания
образования, созданием оптимальных условий для позитивной социализации
ребёнка.
В современной педагогике среда рассматривается как условия, в
которых
протекает
жизнь
человека,
его
окружение,
совокупность
людей,
связанных общностью этих условий.
Педагогическая
(образовательная)
среда
понимается
как
система
влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее
развития,
содержащихся
в
социальном
и
пространственно-предметном
окружении.
Субъектом в
образовательном пространстве является отдельный
обучающийся,
коллектив
обучающихся
(группа,
класс,
классы,
весь
контингент
обучающихся
образовательного
учреждения),
педагог,
педагогический коллектив, родители, образовательное учреждение в целом.
Здоровье
ребенка,
его
социально-психологическая
адаптация,
формирование личности во многом определяются средой, в которой он живет.
Школа – это особое воспитательное пространство, это место, где ребенок
проводит
большую
часть
своего
времени,
значит,
жизненно
важной
необходимостью
в
социально-педагогической
деятельности
становится
создание
условий, благоприятного климата для ребенка и его микросреды,
обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности.
В начале каждого учебного года проводится работа по изучению
социальной среды, условий жизни обучающихся. Составляется социальный
паспорт класса и образовательного учреждения.
Социальный паспорт содержит
информацию,
дающую
основания
для анализа и оценки социальной ситуации в школе. Помогает выстроить
целенаправленную и эффективную работу с обучающимися и семьей.
Контингент детей в школе неоднороден:
№
п/
п
Критерии
1
Многодетные семьи
2
Дети- инвалиды
3
Семьи-беженцы
4
Число обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях
5
Количество детей, состоящих на профилактическом учете:
состоят на учёте в школе
Мониторинг исследования социальной среды школы как условия её
жизнедеятельности и развития показывает, что увеличилось число детей,
воспитывающихся в неполных семьях. В основном, связанных с разводами
родителей. Наблюдается рост детей-инвалидов и детей, находящихся под
опекой
(попечительством).
Все
эти
семьи
находятся
в
«зоне
риска»
и
нуждаются в особом внимании, контроле, социальной поддержке и защите.
На
стабильном
уровне
остаются
показатели
правонарушений
среди
несовершеннолетних.
Учитывая
все
эти
факты,
приоритетным
в
социа льно-
педагогической
работе
остается
личностно–ориентированный
подход
по
отношению к обучающимся и родителям.
В
целях
оказания
комплексной
социально-педагогической
поддержки
и
помощи
обучающимся,
находящимся
в
трудной
жизненной
ситуации,
организации
свободного
времени
детей,
требующих
педагогического внимания, повышения качества и уровня жизни детей и
семей
с
детьми,
профилактики
социального
сиротства
и
жестокого
обращения с детьми, в школе работает «Социальная гостиная для детей
группы риска».
В 2016-2017 учебном году начала работу «Социальная гостиная»
для
детей
начальной
школы,
так
как
ранее
ее
посещали
обучающиеся
среднего звена. Считаем, что целесообразно начинать профилактическую и
реабилитационную работу в школе уже в начальных классах, а не ждать,
когда
накопившиеся
проблемы
приведут
ребёнка
к
серьёзным
правонарушениям
или,
когда
вытесненный
из
семьи
и
школы,
он
окончательно
окажется
на
улице.
Однако,
подростки
с
девиантным
поведением
не
остаются
без
внимания
педагогов.
Они
являются
помощниками,
организаторами
и
порой
наставниками
для
детей,
посещающих не только социальную гостиную.
Сейчас в «Социальной гостиной» насчитывается 25 обучающихся,
20% – это дети, находящиеся в социально-опасном положении. Такие дети
систематически опаздывают в школу или беспричинно пропускают занятия,
имеют
трудности
в
обучении,
агрессивны,
плохие
взаимоотношения
со
сверстниками и родителями.
На
каждого
обучающегося
социальной
гостиной
составлена
индивидуальная
карта
с
личными
данными,
социально-психологической
характеристикой
и
результатами
проведенных
исследований,
разработан
индивидуальный план работы с ребенком (Приложение 1).
В социальной гостиной педагогом-психологом проводятся
индивидуальные
и
групповые
занятия,
направленные
на
устранение
имеющихся
трудностей
в
обучении.
На
занятиях
решаются
задачи
по
развитию
познавательных
процессов
(восприятия,
внимания,
памяти,
мышления,
воображения),
развитию
психологических
предпосылок
овладения учебной деятельностью. Опыт педагога-психолога прошлых лет
показывает,
что
работа
по
формированию
коммуникативных
навыков
способствовала
уменьшению
конфликтных
ситуаций
в
отношении
со
сверстниками
и
улучшению
межличностных
отношений
с
родителями
и
сверстниками.
Коррекция
нарушений
личностной
сферы
позволила
обучающимся стать более уверенными, уравновешенными, самостоятельно
справляться с различными трудностями.
Учителя-предметники оказывают помощь в подготовке домашнего
задания,
ведут
работу
по
преодолению
пробелов
в
з н а н и я х .
Результатом данной работы стало повышение успеваемости обучающихся по
учебным предметам.
Особое внимание уделяется организации занятости и досугу детей,
вовлечению их в кружки и секции с учетом интересов и способностей.
Педагог
дополнительного
образования
организует
досуг
детей.
Ребята
осваивают
техники
и
изучают
методики
декоративно-прикладного
творчества.
Регулярно
организуются
выставки
работ
обучающихся,
где
каждый рассказывает о своей работе.
Социальный педагог особое внимание уделяет правовой
грамотности
детей,
формированию
здорового
образа
жизни, используя
в
работе инновационные технологии:
- информационные технологии - презентации, видеофильмы, видеоролики,
готовые или сделанные совместно с детьми.
- технологии исследовательской (проектной) деятельности.
В пошлом учебном году ребята социальной гостиной посещали
занятия
школы
актива
«Академия
успеха»
по
образовательному
модулю
«Затейник» и сегодня продолжают обучение.
В
процессе
работы
налажена
тесная
связь
с
родителями
воспитанников социальной гостиной. Родители привлекаются к участию в
различных мероприятиях. Традиционно проводится «Семейное чаепитие».
Открытие социальной гостиной позволило организовать в школе
особое
пространство
для
детей,
где
они,
во-первых,
чувствуют
себя
в
безопасности, а во-вторых, не испытывают давления со стороны взрослых.
Мониторинг качества реабилитационного процесса
в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная СЕМЬ-Я»
в 2016-2017 учебном году
№
п/
п
Показатели
реабилитацион
ного процесса
На
начальн
ом
этапе
(кол-во)
На
промежуточ
ном этапе
(кол-во)
На
итогов
ом
(кол-
во)
Динамика
реабилитационного
процесса
На
нача
ло %
За
полугод
ие %
За
год
%
1
Слабая
мотивация
к
учению
10
8
5
62%
50%
31
%
2
Пропуски
учебных
занятий
6
4
1
37%
25%
6%
3
З а н я т и я
в
кружках
5
14
14
31%
87%
87
%
4
Тревожность
11
5
4
68%
31%
25
%
5
Агрессивность
4
2
1
25%
12%
6%
6
Проблемы
с
самооценкой
13
8
5
81%
50%
31
%
7
Проблемы
в
отношениях
с
родителями
6
2
1
37%
12%
6%
8
Проблемы
в
отношениях
с
педагогами
2
1
0
12%
6%
0
9
Проблемы
в
отношениях со
сверстниками
7
3
0
43%
18%
0
10
Вредные
привычки
4
2
0
25%
12%
0
По результатам деятельности социальной гостиной можно сделать
вывод, что используемые направления, формы и методы выбраны верно и
принесли
положительную
динамику
в
решении
имеющихся
проблем
у
обучающихся. А именно, уклонения некоторых родителей от общения со
специалистами перешло в тесное сотрудничество, выросло количество детей,
посещающих
объединения
дополнительного
образования,
наблюдается
положительная динамика в изменении взаимоотношений со сверстниками,
педагогами и родителями, сократились пропуски занятий по неуважительной
причине, произошло повышение адаптации к условиям школы, повышение
учебной
мотивации,
наблюдается
понижение
уровня
тревожности,
повышение
самооценки,
развитие
навыков
общения
в
коллективе
сверстников.
Конечно,
в
реализации
профилактической
услуги
есть
свои
трудности. Это отсутствие для детей, специально оборудованного помещения
для игр и релаксации.
Как уже упоминалось, среда оказывает решающее воздействие на
формирование
личности
ребенка.
Для
взрослого
человека
семья
–
это
источник удовлетворения жизненно важных социальных потребностей. Для
ребенка
же
семья
–
это
среда,
в
которой
складываются
условия
его
физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением
факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк
данных
детей
школы.
Во
взаимодействии
классного
руководителя
-социального педагога - педагога-психолога, заполняются социальные карты
обучающихся.
Изучаются
социально-бытовые
условия
проживания
детей,
состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и занятость.
Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
В
работе
с
семьей
используются
такие
формы,
как
наблюдение,
беседа,
анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей
с
целью
выявления
семейного
неблагополучия.
Основной
информацией
обладает классный руководитель, который ежедневно работает с детьми и по
внешнему
виду
ребенка,
и
по
его
поведению
выявляет
признаки
неблагополучия,
составляет
мониторинг
по
обнаружению
признаков
возможного
пренебрежения
нуждами
детей
со
стороны
родителей
(Приложение 2).
Алгоритм работы с семьей на ранней стадии.
1 этап: Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение
обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей), педагогов
и т.д.
2 этап: Первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи.
3 этап: Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с родителями,
оценка условий их жизни. Комплексная диагностика семьи.
4 этап: Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей,
ценностных ориентации.
5 этап: Изучение личностных особенностей семьи
6 этап: Составление карты семьи.
7этап:
Координационная
деятельность
со
всеми
заинтересованными
организациями.
8 этап: Составление плана реабилитации семьи.
9 этап: Текущие и контрольные посещения семьи.
10 этап: Выводы о результатах работы с семьей.
Успех социально - педагогической работы в значительной степени
определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой,
использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны её
контакты
с
другими
воспитательными
учреждениями.
Сегодня развиты
партнёрские отношений школы с субъектами системы профилактики.
В школе реализуется программа «Родительская школа», которая
направлена на повышение родительской компетентности. В основу данной
программы
положен
принцип
интеграции
теоретического
обучения
и
процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что
делает программу актуальной.
Вся
совместная
деятельность
педагога
и
родителей
строится
с
учётом индивидуальных особенностей каждого родителя. Доминирующие
формы обучения: индивидуальные и дифференцированные задания, лекции,
беседы, ролевые игры, практикумы, дискуссии.
Приложение 1
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЛАН
ученика 5 класса,
________________, 11 лет
Здравоохранение
Описание проблемы
Задачи, действия
Ответственный, срок
Ожидаемый результат
Задачи
Сформировать
_____навыки,
положительное отношение
к ________
Отказ от вредных привычек.
Ребенок ____________________
Действия
Установить доверительные
отношения с ребенком и
родителями. Помочь
осознать необходимость
чистой одежды, обуви,
хороших школьных
принадлежностей для
повышения самооценки и
статуса ребенка в классе, в
коллективе сверстников.
сентябрь-октябрь 2017 г.
(тьютор,
классный руководитель)
Принять участие в Дне
здоровья
сентябрь 2017
(тьютор)
Провести тренинговые
занятия и упражнения на
развитие умения сказать
«нет»
октябрь 2017г
1 раз в неделю
(педагог-психолог)
Принять участие в
конкурсе видеороликов «В
ритме жизни»
(профилактика)
Апрель 2017
(классный руководитель)
Привлечь к участию в
спортивных мероприятиях
сентябрь-февраль 2017г
(классный руководитель)
Поощрить обучающегося
за хорошую работу
грамотой
февраль 2017г
(классный руководитель)
Образование и
познавательное развитие
Низкая мотивация к
учению
Задачи
Повысить мотивацию к
учению.
Действия
Организовать
дополнительные занятия с
учителями-предметниками
по отстающим предметам.
_______________________
Контроль за
успеваемостью и
посещаемостью ребенка в
школе. Контакт с
учителями школы.
Повысить самооценку
ребенка через
индивидуальную работу
_______________________
Вовлечь в систему
дополнительного
образования, осуществлять
контроль за
сентябрь-февраль 2017г
(классный руководитель,
учителя-предметники)
________________________
в течение всего периода
(тьютор,
классный руководитель )
_________________________
сентябрь 2017
(тьютор,
классный руководитель )
ноябрь 2017г
Мотивация к учению повышена.
Ребенок учится в меру своих
интеллектуальных способностей.
Дополнительные индивидуальные
занятия пошли ему на пользу.
Почувствовав успех, он стал
проявлять старание в учебной
деятельности.
Занятия в объединении
дополнительного образования
интересны. Педагог стал для
ребенка значимым взрослым.
Полученные знания позволили
сформировать нормативность
поведения.
посещаемостью занятий
Провести беседу о
нравственности:
«Пойми, как ты
взрослеешь»
(тьютор)
Эмоциональное и
поведенческое развитие
Выявлены
гиперактивность,
импульсивность.
Склонность к риску,
выраженной потребности
в острых ощущениях.
Низкий уровень
социального контроля.
Задачи
Снизить гиперактивность
и импульсивность.
Развить саморегуляцию.
Действия
Проводить тренинговые
занятия по преодолению
эмоциональной
расторможенности. Учить
управлять эмоциями,
гневом.
Подготовить совместно с
педагогом-психологом
компьютерную
презентацию «Я и мои
эмоции».
____________________
Регулярно привлекать к
ответственным
поручениям. Строго
требовать выполнения
поручений.
октябрь-декабрь 2017г
1 раза в неделю
(педагог-психолог)
___________________________
__________
В течение всего периода
Гиперактивность и
импульсивность снижены.
Снижены тревожность и
агрессивность.
Навыки самоконтроля
сформированы.
(тьютор, классный
руководитель)
Формирование личности
Легкомыслен, повышена
самооценка, недостаток
чувства дистанции в
отношениях с другими.
Конфликтен.
Задача
Снизить конфликтность,
самооценку привести в
норму,
Действия
Провести занятия по
коррекции социальных
отношений
(взаимоотношения в семье,
школе, с друзьями).
Развивать терпимость к
правам других и своим
обязанностям.
Формировать умение
объективно оценивать свои
возможности.
Изучать окружение
подростка, выявлять лиц,
оказывающих
положительное о
отрицательное влияние,
принимать
соответствующие меры.
январь - февраль 2017г
(педагог-психолог, тьютор)
Взаимоотношения в семье
Отсутствует
эмоциональный контакт с
родителями. Не
удовлетворены
потребности: в
принадлежности и любви,
понимании и признании.
Родители не являются для
ребенка авторитетов.
Задача
Содействовать
налаживанию
внутрисемейных
коммуникаций.
Действия
Привлечь родителей к
занятиям «Родительская
школа»
сентябрь - февраль 2017г
1 раз в месяц
(педагог-психолог, тьютор)
Эмоциональный контакт с
матерью восстанавливается.
Занятия в «Родительской школе»,
по словам матери,
ей очень помогли в отношениях с
сыном. Дали необходимые
педагогические и
психологические знания.
Практические занятия (игры,
упражнения, тренинги) были
полезны ей как человеку,
женщине, матери.
Классный руководитель (_________________)
Тьютор (__________________)
Педагог-психолог (__________________)
Приложение 2
Мониторинг по обнаружению признаков возможного пренебрежения нуждами детей со стороны родителей
№
Ф.И.
обучающегося
Признаки возможного пренебрежения нуждами ребенка у родителей
1А класс
Носит одежду
несоответству
ющего
размера,
грязную,
порванную;
или одежда не
соответствует
сезону
Иногда
голоден,
просит,
крадет или
запасает
еду.
Часто выглядит
вялым,
уставшим, не
выспавшимся,
ослабленным
Часто занят с
младшими
братьями или
сестрами,
выполняя
родительские
функции
Выглядит
запущенным,
неряшливым, не
соблюдающим
правила личной
гигиены
Не проходил
медицинского
осмотра, не
проводятся
профилактичес
кие прививки.
Часто
говорит о
том, что у
него нет дома
или о нем
никто не
заботится
Родители или
опекуны
злоупотребляю
т алкоголем,
наркотиками
С кем
постоянно
проживает
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Классный руководитель _____________________