Автор: Валитова Алсу Альтафовна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Ишимбай, Республика Башкортостан
Наименование материала: Технологическая карта урока 8 класс
Тема: "Бинарные соединения. Оксиды"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока химии в 8 классе
Тема урока: Бинарные соединения.Оксиды.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Цели урока:
обучающие: формирование у обучающихся представления о классе оксидов, имение их называть и
классифицировать;
развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитывающие: развитие мотивации к предмету химия, воспитание ответственного и бережного отношения к
окружающей среде.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и
называть их, классифицировать, описывать физические свойства оксидов.
Метапредметные :
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения
цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в
выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами,
владение
письменной речью;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические
рассуждения и делать
выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностные:
принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Используемая технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве.
Информационно-технологические
ресурсы: И.И.Новошинский,Новошинская
Н.С.
Химия
8
класс:
учеб.
для
общеобразоват. учреждений/ И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская – М.: Русское слово, 2012, таблицы, компьютер,
мультимедиапроектор , презентация.
Этапы урока
(краткое
содержание)
Основные
дидактические
задачи урока
Формы
организации
деятельнос
ти
учащихся
Методы и
приемы
обучения
Деятельность учителя
Пр
им
ер
но
е
вре
мя
Организационный
Приветствие,
проверка
готовности к уроку,
вступительное
слово учителя
Настроить на
работу создать
благоприят
ный психологичес
кий настрой
Фронтальная
Метод:
словесный
1'
Актуализация
знаний
Проводится
актуализация опыта
и
п р е д ы д у щ и х
знаний обучаемых
Организовать
повторение всего,
что знают о
степени
окисления.
Индивидуаль
ная работа;
Групповая
Метод:
эвристически
й
Определите степени окисления элементов в
указанных соединениях:
K
2
O, SO
2
, P
2
O
5
, SO
3
, Cu
2
O, Mn
2
O
7
9'
Стадия вызова
Определить цель
урока.
Групповая
я
предлагаю
вам
самостоятельно
определить
тему
сегодняшнего
урока.
Наверное,
сложно
Актуализация
опорных знаний и
способов
действий
переоценить значение веществ, которые мы будем
сегодня изучать, для нашей планеты и для людей.
Там где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества
образуют
минералы,
руды,
глины,
жидкий
минерал, доминирующий на нашей планете.
Что же это за вещества вы ответите мне через
несколько минут, когда разгадаете три загадки.
На столе перед вами три шкатулки – в них разные
в е щ е с т ва ,
от н о с я щ и е с я
к
т е м е
н а ш е г о
сегодняшнего урока.
Перед вами шкатулка №1.
Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке
до нашей эры назвал это вещество первым началом
и сущностью всего.
Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед,
Носитель благ, предвестник бед -
И радуга и лед.
Что
это
за
вещество?
–
это
вода.
Запишите
формулу воды на доске.
А что в шкатулке №2?
Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.
Это газ, выделяемый нами при выдохе.
это
углекислый
газ
.Запишите
формулу
углекислого газа на доске.
И последняя шкатулка.
Очень чистый кристалл, известен также в виде
минералов горного хрусталя.
окрашенный различными примесями образуют
драгоценные и полудрагоценные камни – яшма,
аметист, агат.
Более 50% земной коры состоит из SiO
2.
SiO
2
–
кварцевый песок, кремнезем.
Вы разгадали три загадки. Получили три
разных вещества. Первое – вода – жидкость, без
которой
немыслимо
существование
жизни
на
земле.
Второе
веще ство
–
углекислый
газ,
г а з
необходимый растениям для фотосинтеза, а значит
для питания и жизни.
Третье вещество твердое – оксид кремния.
Вопрос для учащихся: Определите для себя тему
урока. Сегодня нам предстоит исследовать один из
важнейших классов неорганических соединений,
чтобы
больше
узнать
о
представителях
-
необычных неорганических веществах.
этап выявления
места и причины
затруднения;
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятия
ими целей урока
Проблемная ситуация
Что заметили интересного?
Как Вы думаете, с какими соединениями мы будем
сегодня работать? Подумайте, как можно назвать
вещества, которые состоят из двух элементов и в
которых есть кислород?
Хотите познакомиться с названием этих
соединений? А как их можно назвать,
классифицировать?
Какая цель нашего урока?
Основной этап урока
1.
1. Что такое
оксиды?
Из чего они
состоят? Как
составить
формулу и
дать название
оксиду
Первичная
проверка
знаний по
распознавани
ю оксидов
между других
веществ
3.
Классифика
ция оксидов:
а) основные
б) кислотные
в) амфотерные
г)
безразличные
(несолеобразу
ющие)
Организовать
деятельность
учащихся на
осмысление
понятий: оксиды,
кислотные
оксиды, основные
оксиды,
амфотерные
оксиды,
безразличные
оксиды, на
усвоение новых
видов
деятельности
Индивидуаль
ная работа;
групповая
(работа в
парах)
Метод:
эвристически
й, словесно-
наглядныйхи
мический
эксперимент
Приём:
использован
ие алгоритма
по
составлению
названий
оксидов
Работают с
учебником
§24
Оксиды - это сложные вещества, которые состоят
из
двух
элементов,
одним
из
которых
является
кислород
в
предложенном
перечне
веществ
выберите
формулы
веществ,
относящиеся
к
оксидам.
Обведите их в овал. Проверим результаты вашего
поиска (устно).
Относятся к оксидам: MgO, H2O, Na2O, CO2, FeO,
CO, SO3, N2O5, K2O, SO2, CaO, Fe2O3.
Слайд 8. Учитель: А сейчас мы определим, кто же из вас
самый сообразительный. Упражнение «Кто лишний?».
(ученики выполняют упражнение)
1.
лишний NH
3
, т.к. это не оксид
2.
лишний CuO, т.к. это оксид металла, а все остальные
являются оксидами неметаллов
3.
лишний СО
2
, т.к. оксид неметалла среди оксидов
металлов
Слайд 9. Учитель: Какую классификацию оксидов вы
можете предложить после выполнения упражнения?
(ученики предлагают деление оксидов на оксиды металлов
и неметаллов, схему слайда 10 записывают в тетрадь)
Дополните схему несколькими примерами
соответствующих оксидов
Слайд 11.(упражнение «Кто лишний?»)
4.
лишний Н
2
О, т.к. это оксид неметалла, а еще это
жидкий оксид среди твердых
5.
лишний SiO
2
, т.к. это твердый оксид среди
газообразных оксидов
6.
лишний N
2
O, т.к. это газообразный оксид среди
20 '
жидких
Слайд 12. Учитель: Как еще можно классифицировать
оксиды? Составьте соответствующую схему с примерами
оксидов. Проверьте друг у друга, что получилось.
Сравните
состав
данных
оксидов.
Назовите
сходные признаки (сложные вещества, состоят из
двух элементов, в формулу каждого оксида входит
химический
элемент
кислород).
Выделите
различия в составе данных оксидов (в некоторых
оксидах
атом
кислорода
связан
с
атомами
металлов,
например
-
K2O,
Fe2O3;
имеются
оксиды,
в
которых
атом
кислорода
связан
с
атомами неметаллов - H2O, SO2).
Подчеркните
оксиды
металлов
одной
чертой,
оксиды неметаллов - двумя чертами. Опираясь на
результаты исследования, предложите возможный
вариант
классификации
оксидов
с
примерами
-.
Проверим .
Учитель: Многие оксиды взаимодействуют с
водой. При этом оксиды активных металлов
образуют растворимые основания - щелочи, а
большинство оксидов неметаллов
взаимодействуют с водой с образованием кислоты.
По данному признаку оксиды классифицируют на
основные и кислотные.
Ребята!
Обратите
внимание
и
запомните:
неметаллы
образуют
только
кислотные
оксиды.
Металлы
с
валентностью
меньше
четырех,
преимущественно
образуют
основные
оксиды:
MnO
-
оксиду
марганца
(II)
соответствует
основание
Mn(OH)2.
Металлы
с
валентностью
больше
четырех
-
кислотные
оксиды:
Mn2O7
-
оксиду
марганца
(VII)
соответствует
кислота
HMnO4.. Даем определение кислотным оксидам:
Оксиды
неметаллов
называют
кислотными
оксидами.
Оксиды металлов называют основными оксидами.
Что означает слово основные, пока не понятно.
Если
кальций
оксид
(негашеная
изве сть)
соединить с водой, то получиться новое вещество
состава
Са(ОН)2
–
основание.
Его
используют
весной
в
садах,
парках,
скверах
для
побелки
деревьев.
Теперь, когда мы познакомились с основаниями,
становится понятным название – основной оксид.
Оксиды,
которым
соответствуют
основания
(независимо от того, реагируют они с водой или не
реагируют) называют основными.
Существуют амфотерные элементы.
Амфотерность – способность элементов и веществ
проявлять двойственные свойства.
Амфотерными являются Be, Zn, Al и некоторые
другие элементы.
Их
оксиды
и
гидроксиды
реагируют
как
с
кислотами, так и со щелочами, образуя соли.
переходим
к
следующему
этапу
-
исследование
номенклатуры
оксидов.
Названия
веществ,
относящихся к данному классу, следует начинать
со слова "оксид" с добавлением названия второго
химического элемента, входящего в данный оксид.
Так, в нашем перечне выделенных оксидов первые
три вещества будут иметь следующие названия:
дайте названия всем выделенным оксидам (устная
работа).
какие трудности или вопросы возникли у вас при
определении названий для каждого оксида? (для
некоторых пар оксидов соответствую одинаковые
названия: CO2 и CO - оксиды углерода). Запомните:
в подобных случаях вы действительно
встречаетесь с оксидом одного и того же
химического элемента, но в разных его валентных
состояниях. Для "разведения" названий для
каждого из веществ необходимо в конце указать
валентность этого химического элемента.
Названия оксидов, в составе которых имеются
химические элементы с постоянной валентностью,
даются без упоминания о валентности.
Задачи:
самостоятельно
предложить
принцип
к л а с с и ф и к а ц и и
о к с и д о в ,
н а у ч и т ь с я
классифицировать и называть оксиды.
Взаимоконтроль
знаний и умений
Выполнить работу,
предложенную на
слайде, провести
взаимопроверку,
выставление
отметки.
Выявление
качества знаний,
установление
причин
недостатков,
обеспечение
способностей к
оценочным
действиям
Групповая
Метод:
словесно –
наглядный
10 '
Рефлексия и
подведение итогов
Задание
1(самоанализ)
Закончите
предложение: Мне
нужно знать, что
такое оксиды,
потому что…
Задание 2
(самооценка)
Я могу составить
формулу оксида
(да/нет/не знаю)
Я могу дать ему
название (да/нет/не
знаю)
Проверка степени
усвоения знаний,
выявление
недостатков в их
усвоении
Фронтальная
Словесно-
наглядный
поощрение
лучших
учеников
Подведем итоги нашей работы.
Вспомните, какую цель мы поставили в начале
урока?
Как вы считаете, достигли ли мы целей?
А теперь оцените свою деятельность на уроке.
Ответьте на предложенные вопросы.
Что изучали сегодня на уроке?
Кто желает сформулировать определение оксидов.
На какие группы делятся оксиды?
Коррекция самооценок, самоанализа,
выставление оценок.
5 '
Информация о
домашнем задании
Обеспечение
понимания
детьми цели,
содержания и
способов
§24, №3, № 6
Метод:
словесный
Поясняет выполнение заданий.
выполнения
домашнего
задания