Автор: Самылина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с № 123 города Тюмени
Населённый пункт: г.Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: образовательный проект по ФЭМП
Тема: "Изучение дошкольниками объемных тел"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 123 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Проект
«Кубик, шарик и другие»
Руководитель проекта:
Самылина Татьяна Николаевна,
воспитатель
I квалификационная категория
Пояснительная записка
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности,
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах
и
отношениях
объектов
окружающего
мира,
формирование
математических
представлений;
Вопрос о формировании и развитии математических представлений у детей рассматривался
в работах Л. А. Венгера, А. М. Леушиной, З. А. Михайловой, Е. И. Щербаковой, и др.
А.
М.
Пышкало
отмечает,
что
«работа
по
изучению
геометрического
материала
должна
проводиться как в естественнонаучной дисциплине», то есть свойства фигур «выявляются
экспериментально, усваивается необходимая терминология и навыки».
Обследование фигур - игра с объемными геометрическими фигурами, для детей является
маленькой
опытно-экспериментальной
деятельностью
с
предметом,
осуществляемое
одновременно
зрительным
и
двигательно-осязательным
анализаторами
с
последующим
обозначением словом. Оно обеспечивает целостное их восприятие и дает осмысленный анализ
фигуры.
Дети
уже
осознанно
начинают
понимать
и
такие
свойства,
как
устойчивость,
неустойчивость,
вращается
или
нет,
сколько
оснований,
как
образуются
вершины
и
т.д.
Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность между предметами.
Актуальность
формирования
представлений
об
объемных
телах
у
дошкольников
очевидна, поскольку именно объемные предметы окружают ребенка с первых дней его жизни.
Путем обследования, ощупывания, игры с предметами ребенок согласует свое восприятие с
формирующимися у него представлениями о предмете, расширяют кругозор детей, позволяет
им
более
точно
и
разносторонне
воспринимать
форму
окружающих
предметов,
что
положительно
отражается
на
их
творческой
и
продуктивной
деятельности
и
на
развитие
математических
понятий.
А
математика,
в
свою
очередь,
является
мощным
фактором
интеллектуального развития ребенка, дальнейшей успешности обучения в школе.
Беседы и наблюдения за детьми в конструктивной деятельности выявили поверхностное
знание объемных геометрических тел и низкий уровень обследования формы предметов, чаще
всего
они
ограничиваются
беглым
зрительным
восприятием.
Потенциал
моделирования
в
математическом развитии дошкольников и недостаточная методическая проработанность его
использования для формирования представлений об объемных телах у дошкольников позволяют
сформулировать
гипотезу:
использование
наглядного моделирования
способствует
формированию представлений об объемных телах у дошкольников.
Информационная карта проекта
Полное наименование проекта: «Кубик, шарик и другие».
Автор проекта: воспитатель Самылина Татьяна Николаевна
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный (4 недели)
Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет), родители, воспитатели
Цель
проекта: формирование
представлений
об
объемных
геометрических
телах
у
дошкольников посредством использования наглядного моделирования
Задачи проекта:
подбор
изучение
методической
литературы,
ознакомление
с
информационными
ресурсами по использованию моделирования при формировании представлений об объемных
геометрических телах;
планирование и проведение практических и исследовательских мероприятий по теме;
организация выставки творческих работ детей и родителей;
проведение итогового мероприятия «Волшебные кубы» и круглого стола с детьми и
родителями.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Планируемые результаты:
1.Расширение и уточнение знаний об объемных геометрических телах и их свойствах;
2.Использование
полученных
знаний
в
практической
деятельности
(при
создании
наглядных образов, в разных видах продуктивной деятельности);
3.Совершенствование
конструктивных
умений, самостоятельности,
планирующей
функции творческого мышления;
4. Обогащение словаря математическими терминами: геометрия, геометрическое тело,
пирамида, вершина, грани, ребра, основание, многогранник, шар, объемное тело, срез, плоская
фигура, конус, боковая поверхность, тела вращения, цилиндр, призма, параллелепипед.
5. Развитие
дружеских, партнерских взаимоотношений между
всеми участниками
образовательного процесса.
Новизна
заключается
в
использовании
метода
наглядного
моделирования
в
рамках
реализации
образовательной
области
«Познавательное
развитие»
с
целью
изучения
и
закрепления детьми подготовительной группы объемных геометрических форм через изучение
развертки фигур и создание наглядных творческих образов.
Практическая значимость работы состоит в том, что представлен систематизированный
материал
по
ознакомлению
детей
с
формами
предметов
и
геометрическими
фигурами,
дидактические игры, наглядные творческие модели по данной теме. Материалы проекта могут
быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.
Продукты проекта:
*Дидактический кубик «Геометрические фигуры», Геометрические тела»
*Дидактическая игра «Фетро-метрия»
* Картотека дидактических карточек «На что похожи фигуры»
* Выставка творческих работ детей и родителей: «Знакомые незнакомцы»
Этапы реализации проекта
Работа
над
проектом
состояла
из
трех
этапов:
подготовительного,
основного,
заключительного.
Алгоритм совместных действий взрослых и детей в проекте
Методы и приемы реализации проекта: практические, наглядные, словесные, игровые.
Использовались в совокупности, в различных комбинациях друг с другом.
Ведущим
практическим
методам
при
знакомстве
с
объемными
фигурами
стало
моделирование.
Моделирование – это замена оригинала моделью (мысленно или реально), наглядно-
практический прием, включающий создание удобных и доступных моделей и их использование
Выбор геометрического тела
Изучение своиств,
экспериментирование,
развёртка
Изготовление
модели, макета геометрической фигуры
Создание творческого образа,
выставка игрушек
- с моделями можно выполнять предметные действия, облегчающие выявление и изучение
существенных свойств объемных тел, есть пространство для творчества детей;
-
в
процессе
изготовления
моделей
складываются
и
сохраняются
образы
объёмных
геометрических форм.
Сочетание
пояснения,
запоминания,
показа
действий,
рассказывания
самими
детьми,
оказалось
результативным,
так
как
вызывали
в
памяти
и
воображении
детей
яркие
представления об изучаемых объемных формах, окрашивались собственными переживаниями
детей, влечёт за собой активизацию мыслительной и речевой деятельности.
Воспитатели использовали индивидуальный, дифференцированный подход, которые очень
важны для детей, их самоуважения и самоутверждения.
Условия реализации проекта:
1. Кадровые: педагоги группы.
2.Материально-технические: соблюдение требований к искусственному и естественному
освещению
помещений
для
образования
детей;
к
санитарному
состоянию
и
содержанию
помещений
в
соответствии
с
санитарно-эпидемиологическими
правилами
и
нормативами;
охраны жизни и здоровья воспитанников.
3
. Учебно
–
материальные:
оснащение
образовательного
процесса
игровым,
познавательным, развивающим, демонстрационным, наглядным материалом, ИКТ (компьютер,
мультимедийное оборудование, музыкальный центр); канцтовары (бумага, краски, карандаши,
ножницы, клей, пластилин, салфетки).
4. Информационно-методические: методическая литература и детская художественная
литература, перспективное
планирование,
критерии
оценивания,
интерпретация
уровней
развития, картотека дидактических игр, конспекты НОД.
План реализации проекта
Этапы
Содержание
Работа с детьми
Работа с родителями
Совершенствование
предметно-развивающей
среды
Подготовительный
Определение
цели
и
задач,
с о с т а в л е н и е
а л г о р и т м а
совместных действий взрослых
и детей.
С б о р
и н ф о р м а ц и о н н о г о
материала,
диагностическое
и с с л е д о в а н и е ,
о т б о р
методического материала.
Составление
конспектов
НОД
по
теме
проекта,
п одбор
заданий
г е о м е т р и ч е с ко го
содержания
Ч т е н и е
д е т с к о й
художественной
литературы:
1Вовлечение
родителей
в
проектную деятельность.
2.
Внесение
дополнений
в
план деятельности.
3 .
У ч а с т и е
в
с б о р е
необходимого материала.
Пополнение предметно-
развивающей среды по теме
проекта;
Приобретение развивающего
и демонстрационного
материала по теме,
изобразительные средства и
материалы.
Изготовление
раздаточного
материала,
изготовле ние
д и д а кт и ч е с ко го
к у б и к а
«Геометрические
фигуры»
( п л о с к и е ,
о бъ е м н ы е )
и
дидактической игры «Фетро-
Основной
Показ презентации для
детей «Веселая геометрия»
Рассматривание таблиц,
карточек и плакатов с
изображением плоскостных и
объемных геометрических тел.
Д/И «Чем похожи и чем
отличаются фигуры между
собой?»
Д/И «На что похожи?»
М о д е л и р о в а н и е
к у б а ,
работа
творческой
мастерской
по превращению модели куба в
игровые образы.
Выполнение индивидуальных
з а д а н и й
с
д е т ь м и
«Превращение
(дорисовывание)
геометрических
фигур
в
п р е д м е т ы
о к р у ж а ю щ е й
действительности»
Изготовление
дидактиче ского
а л ь б ома
«Страна Геометрия»
Раздаточный
материал:
объемные
фигуры:
к у б ,
параллелепипед,
пирамида,
призма, цилиндр, конус, шар.
Демонстрационный
материал: куб; развертка куба
на офисной бумаге, клей, (по
количеству детей)
Моделирование
параллелепипеда,
работа
творческой
мастерской
по
преобразованию
полученной
модели в образы.
Изготовление геометрических
фигур разной величины и
разного цвета из цветного
двухстороннего картона для
игры в «геометрическую
мозаику»
И г р а
« Р а з н о ц в е т н ы й ,
блестящий, красивый»
Продуктивная
деятельность
( м од е л и р о ва н и е
г е р о е в
сказки из параллелепипедов)
Демонстрационный
материал:
параллелепипед;
развертка параллелепипеда на
офисной бумаге
Моделирование треугольной
призмы, работа творческой
мастерской по преобразованию
полученной модели в игровые
образы.
Экспериментально-
исследовательская
д е я т е л ь н о с т ь «Измерение
оснований призм».
Организация
дидактических
и
г
р « Н а й д и
п р и з м у » ,
«Чудесный мешочек».
Ч т е н и е А р ом ш т а м
М . ,
«Ластик
и
Скрепочка
на
Призмачном острове».
Игровое упражнение
«Придумаем игры с
геометрическими
фигурами и
геометрическими телами»
Моделирование
геометрических фигур из
пластилина и счётных
палочек. Каркасные
модели.
Демонстрационный
м а т е р и а л :
т р е у г о л ь н а я
призма; принадлежности для
моделирования:
развертка
треугольной
призмы
н а
офисной бумаге,
Моделирование
четырехугольной пирамиды,
работа творческой мастерской
по преобразованию полученной
модели в игровые образы.
д\игра «Посмотри вокруг»
чтение сказки Аромштам М.,.
«Ластик и Скрепочка в городе
Пирамид».
Чтение
математической
сказки «Пирамида-врунья»
Демонстрационный
материал: четырехугольная
пирамида; принадлежности
для моделирования: развертка
четырехугольной пирамиды
на офисной бумаге,
Моделирование
цилиндра,
в ы д е л и т ь
с у щ е с т в е н н ы е
свойства
цилиндра;
работа
творческой
мастерской
по
преобразованию
полученной
модели в игровые образы.
Экспериментально
исследовательская
деятельность
на
закрепление
с в о й с т в «Игры
прыгающих
цилиндров».
.Экспериментально-
исследовательская
де я те льно с ть « Мож н о
л и
«развернуть» шар?»
Выполнить
индивидуальные
задания
с
детьми:
раскрась
каждую
тень в цвет той фигуры, от
которой она должна падать.
Демонстрационный
м а т е р и а л :
ц и л и н д р ;
п р и н а д л е ж н о с т и
д л я
моделирования:
развертка
цилиндра на картоне,
Моделирование конуса, работа
творческой
мастерской
по
преобразованию
полученной
модели в игровые образы.
Чтение математической сказки
«История круглых братьев»;
Организация
и
проведение
дидактической игры «Узнай на
ощупь»,
О п ы т ы «Прыгающий
конус»,
«Конус на голове».
Т в о р ч е с к о е
з а д а н и е
изготовление
персонажей,
используя
шарообразные
и
конусообразные
макеты
геометрических фигур.
Демонстрационный
материал: картинки к сказке,
конус;
принадлежности
для
моделирования:
развертка
конуса на акварельной бумаге
Моделирование
шара,
работа
творческой
мастерской
по
преобразованию
полученной
модели в игровые образы.
Соревнования «Кто быстрей!»,
продуктивная деятельность
Организация
дидактических
и г р «Шарообразный
-
не
шарообразный»,
«Лишний
предмет»,
«Найди
предмет
н уж н о й
ф о рм ы » ,
« Ш а р ,
катись на место».
Т в о р ч е с к а я
и г р а
«Путешествие в батискафе».
Т в о р ч е с к о е
з а д а н и е
«Нарисуй
модель
нашей
планеты».
Демонстрационный
м а т е р и а л :
ш а р ;
п р и н а д л е ж н о с т и
д л я
моделирования: 12 кругов из
акварельной
бумаги
( п о
количеству детей), степлер у
воспитателя
Заключительный
А н а л и з
п о в т о р н о г о
диагностического
исследования.
П р о в е д е н и е
и т о г о в о г о
о т к р ы т о г о
м е р о п р и я т и я
«Волшебные кубы».
П р е зе нт а ция
–
в ы с т а в к а
п о д е л о к
« З н а к о м ы е
незнакомцы».
1.
Посещение
открытого
мероприятия
2.Посещение выставки
3. Отзывы родителей
.
Круглый стол: подведение итогов, обсуждение результатов.
Критерии результативности
Для оценки качества усвоенного детьми материала по теме определены критерии оценки,
уровни освоения материала
- знание и умение называть геометрические фигуры и тела, форму предметов;
- умение называть и показывать структурные элементы объемных форм: сторона, угол,
вершина, основание, ребра;
- называние скрытых свойств и качеств объемных геометрических форм;
- сравнение геометрических плоских и объемных фигур;
- умение конструирования из бумаги: сгибание, резание, склеивание, круга и полкруга в
конус, прямоугольника в цилиндр;
-
изготовление
игрушек
и
предметов
из
готовых
разверток,
умение
читать
схемы
сложения;
- создание сооружений по схемам, моделям, фотографиям, заданной теме, условиям,
самостоятельному замыслу;
- самостоятельное создание детьми интересных игрушек из объемных геометрических
форм;
- использование в речи математических терминов.
Интерпретация уровней развития освоения материала
Сформированы - ребенок имеет представление об эталонах формы и владеет действием
соотнесения эталонов с реальными предметами. Различает форму окружающих предметов,
знает
названия
геометрических
форм. Знает
существенные
характеристики
объемных
геометрических
форм,
их
скрытые
свойства
и
качества.
Самостоятельно
анализирует
конструкцию, выполняет задание согласно условию, умело заменяет одни детали другими
Самостоятельно создает игрушки на основе конуса, цилиндра, придает выразительность образу
за счет дополнительных деталей, проявляет творчество, есть желание экспериментировать.
Ребенок
может
поэтапно
рассказать,
как
изготовить
поделку,
использует
математические
термины.
Находится в стадии развития - ребенок имеет нечеткие представления об эталонах
формы и недостаточно владеет действием соотнесения эталонов с реальными предметами.
Иногда не различает предметы схожие по форме, может не знать некоторые названия. Д ает
неполную характеристику свойствам и качествам объемных геометрических форм. При выполнении
задания, постройка соответствует поставленному замыслу. Может создавать различные образы из
одной и той же формы, дополнив определенными деталями. Ребенок при небольшой помощи
взрослого
рассказывает
об
этапах
изготовлении
поделки,
при
подсказке
использует
математические термины.
Не сформированы - ребенок слабо владеет действием соотнесения эталонов формы с
реальными предметами. Затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных
картинок. Постройка не совсем соответствует поставленному условию. При создании игрушки,
творчества не проявляет, обращается за помощью к воспитателю. Ребенок не использует в речи
математические термины.
Для определения уровня знаний по теме диагностические мероприятия были проведены
до начала проекта и после, в группе, где реализовывался проект и в группе, где проектной
деятельности не осуществлялось.
Контроль осуществлялся в занимательной форме: проблемные ситуации, игры, итоговое
мероприятие. Это позволяло увидеть результаты, выявить недочеты, наметить перспективы,
создать индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.
до проекта
после проекта
0
10
20
30
40
50
60
70
не сформированы
находится в ста-
дии становления
сформированы
Результаты свидетельствуют об эффективности выбранных методов и форм работы.
Перспектива:
Дальнейшее развитие проекта заключается:
- составление индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка, с целью
формирования недостающих знаний об объемных геометрических телах;
-
проведении
мастер-классов,
участие
в
конкурсах
для
обмена
опыта
работы
с
педагогическим сообществом;
-
разработка
программы
дополнительного
образования
с
использованием
ЛЕГО-
конструирования по формированию представлений об объемных геометрических телах для
детей старшего дошкольного возраста.
Анализ:
В
ходе
реализации
проекта
удалось
создать
положительный
эмоциональный
фон,
вызвать интерес к познавательной и мыслительной деятельности детей. Систематизированы и
расширены знания детей о геометрических фигурах - методом наглядного моделирования.
Выбирали
объёмную
геометрическую
фигуру,
проводили
маленькую
опытно-
экспериментальную деятельностью с предметом, выясняли свойства фигуры. С использованием
развертки фигуры дети сами
конструировали геометрические тела, а потом на их основе
создавали разные поделки, игрушки. Воспитанники, сами выбирали необходимые инструменты
и материалы, удобные для моделирования.
В
ходе
опытно-экспериментальной
деятельности
поощрялось
проговаривание
детьми
названий объектов, оснований, сторон, граней, вершин, благодаря чему формировались более
полные и осознанные представления, обогащался словарь, происходило развитие связной речи.
Математические представления складывалось на основе активной познавательной деятельности
самих детей, что привело к образованию под собой прочной чувственной основы.
Творческая мастерская способствовала развитию фантазии, воображения, конструктивных
навыков.
Именно
в
творческой
мастерской
наиболее
отчетливо
проявились
партнерские
взаимоотношения между детьми и взрослыми. Создав игровой образ вместе всей семьей, дети
испытывали незабываемый восторг, гордость за своих родителей, любовь к ним. Родители
проявили необычную активность, участвовали с неподдельным интересом, азартом, создавая
непохожие
друг
на
друга
игровые
образы.
Ценно
то,
что
для
изготовления
поделок
использовался разнообразный бросовый и природный материал.
Благодаря
этому
проекту
у
детей
начали
активно
формироваться
проектно-
исследовательские
умения:
умение
выявить
проблему,
самостоятельный
поиск
нужного
решения
проблемы,
умение
выбрать
способ
и
продуктивно
его
использовать,
научились
представлять результаты своего труда; видеть удачные и не удачные моменты в ходе работы;
объективно
относиться
к
результатам,
оказывать
помощь
друг
другу,
радоваться
за
успех
каждого и общий. умение самостоятельно анализировать полученный результат.
После
подведения
итогов,
можно
уверенно
сказать,
что
использование
наглядного
моделирования
способствует
формированию
представлений
об
объемных
телах
у
дошкольников.
Список литературы
1.
А
. Симановский. Развитие пространственного мышления ребёнка» – М.: Педагогика,
2001. – 176 с.
2.
Аромштам М., Баранова О. Пространственная геометрия для малышей. Развивающие
занятия. М., 2004
3.
Бортникова Е. Чудо
обучайка: изучаем геометрические фигуры / Е. Бортникова. —
Екатеринбург: Литур, 2015. — 24 с.
4.
Выготский Л. С. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991
5.
Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Путешествие по стране Геометрии». М., 1991– 176 с.
6.
Леушина, А.М. Формирование Элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста/А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
7.
Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое
пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2013 г.
8.
Непомнящая, Н.И. Психологический анализ обучения детей 3 – 7 лет (на материале
математики)/ Н.И. Непомнящая. –М.: Педагогика, 1983 г. – 112 с.
9.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -
М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 304 с.
10. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова,
А.Ф. Говорковой. – М.: Педагогика, 1985. – 224 с.
11. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред.
Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
12. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб.
пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального
института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
13. Дары Фридриха Фребеля [Электронный ресурс].