Автор: Николенко Татьяна Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУСОШ№9 Населённый пункт: станица Советская Новокубанский район Краснодарский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Изменение имён прилагательных по родам Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов Т.М. Николенко, МОБУСОШ №9
Новокубанский район , Краснодарский край.
Урок по русскому языку в 3-м классе .
Тема урока: Изменение имен прилагательных по родам.
Цели:
Образовательные:
- познакомить с окончаниями имён прилагательных женского, мужского и
среднего рода.;
- научить определять род у имё прилагательных;
- повторить ранее изученные орфограммы .
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
– развивать логическое мышление
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Учитель помогает детям настроиться на работу, снять напряжение.
На доске карточки со словами:
внимательн ая
внимательн ый
активн ая
активн ый
любознательн ая
любознательн ый
трудолюбив ая
трудолюбив ый
аккуратн ая
аккуратн ый
сомостоятельн ая
самостоятельн ый
- Что видите на доске? Что это за слова?
Дети отвечают.
Учитель помещает на доске картинку с изображением ученика и ученицы.
- Какие из этих слов могут относиться к ученику, а какие к ученице?
Дети отвечают.
- Я желаю вам , чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными,
аккуратными, любознательными, трудолюбивыми, самостоятельными.
2. Постановка целей через проблемную ситуацию и сообщение темы
урока.
- Я предлагаю ещё раз посмотреть на слова в таблице. Как вы думаете, что
это за слова? Почему я выбрала именно эти слова и как их можно связать с
уроком русского языка?
Дети отвечают.
-Почему у одинаковых прилагательных разные окончания и от чего это
зависит?
- Попробуем вместе догадаться и назвать тему урока.
Дети отвечают.
3. Исследовательскя деятельность. –
Без какой части речи мы не сможем определить род прилагательных?
(подсказка)
Хожу я по базару,
Ищу себе я пару.
Помогите мне , друзья,
Ведь без пары мне нельзя.
Дети отвечают.
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем изменять имена прилагательные по родам в паре с
именем существительным в единственном числе.
Учитель выставляет карточки – отгадки к загадкам.
1. Сочное и сладкое,
Румяное и гладкое
Растёт на втке высоко
Это – (яблоко).
2. Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает.( петух)
3. Кто любит морковку,
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки?
4. Глядишь – ласкается,
Дразнишь, кусается. ( собака)
5. Нам шагать по лестнице
Незачем тобой,
Лестница- чудесница
Бежит сама – собой. ( метро)
6. Хитрая плутовка ,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
И называется ( лисица).
- Что объединяет данные слова ?
- Разделите их на три группы по родам.
- Кто напомнит , как определить род у имён существительных?
( Проверка- карточки « да – нет»)
М. р.
Ж. р.
Ср. р.
заяц
собака
яблоко
петух
лисица
метро
5. Работа в парах.
Наблюдение над изменением имён прлагательных по родам.
Зрительно – слуховой диктант.
с.р.
с. р.
Море синее пылает.
м. р.
м. р.
Лебедь синий вдаль плывёт.
ж. р. ж. р.
Чайка синяя взлетает,
В синеву небес зовёт.( проверка парами)
- Какая часть слова изменилась у прилагательных? Выделите окончание. От
чего это зависит? ( Определите род у прилагательных по роду
существительных.)
6. Самостоятельная работа.
Упражнение в определении рода имён прилагательных.
Работа удоски.
Определить род имён существительных и найти прилагательные того же
рода.
песня
яркое
солнце
сильный
ветер
грустная ( карточки «да- нет»)
-Все мы знаем сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Допишите
существительные к прилагательным. Определите род. Выделите окончание.
( самостоятельно).
ж. р.
ж. р.
Золотая ( рыбка).
с.р. р.
ср. р.
Синее (море).
м. р.
м. р.
Высокий (терем).
ср. р.
ср.р.
Разбитое ( корыто).
ж.р.
ж.р.
Сварливая ( баба). ( карточки «да – нет )
7. Обобщение.
Работа с предметными картинками.
м.р.
м.р.
м.р.
м.р.
Шар какой? красный , синий, большая.
.ж.р. ж.р.
ж.р.
ж.р
Шапка какая? красная, синяяя, большая.
– Какая часть изменилась у прилагательных?
- Что изменилось у прилагательных?
- Определите род у существительных и прилагательных. Вывод делают сами
ученики. ( таблица)
Ж. р.
М.р.
Ср.р.
- ая, - яя
-ой, -ый, - ий
-ое, ее
8. Творческая работа.
- Вспомните из какого произведения А.С.Пушкина эти строчки? Расположите
строчки так, чтобы получилось стихотворение ( по рядам).
1-ряд.
ж.р.
1. Златая цепь надубе том. 2
м.р
У Лукоморья дуб зелёный. 1 (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
2-ряд.
Молвил он царю-на спицу 2
Посади ты эту птицу, 1
м.р.
Будет верный сторож твой 4
м.р.
Петушок мой золотой. 3
( «Золотой петушок»)
3-ряд.
Распахнулся и девица 2
Вдруг шатёр 1
ж.р.
Шамаханская царица 3
Тихо встретила царя 5
Вся сияя, как заря. 4
(Золотой петушок»)
- Найдите прилагательные и определите род.
9.Итог урока. Рефлексия. ( карточки «да-нет»)
- Вы согласны , что наша речь состоит только из прилагательных?
- Вы согласны , что прилагательные в единственном числе изменяются по
родам?
- Вы согласны . что прилагательные обозначают предмет?
- Вы согласны, что прилагательные связаны с именем существительным?
Оцените свою работу. Покажите мне, другим детям свою ленту « Мои
успехи».