Напоминание

"Преемственность в формировании и развитии УУД на ступенях начального и основного общего образования на уроках математики"


Автор: Черкасова Регина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Шестаковская сош"
Населённый пункт: пгт Шестаково, Иркутская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Преемственность в формировании и развитии УУД на ступенях начального и основного общего образования на уроках математики"
Раздел: начальное образование





Назад




Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального

района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шестаковская средняя общеобразовательная школа»

Автор работы:

Черкасова Регина Михайловна

Тема работы: «Преемственность в формировании и развитии УУД на

ступенях начального и основного общего образования на уроках математики»

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего

образования школьника. За четыре года ему надо не только

освоить программный материал предметных дисциплин, но и

научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Учебный предмет «Математика» имеет большие

потенциальные возможности для формирования всех видов УУД.

Реализация этих возможностей на этапе начального

математического образования зависит от способов организации

учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не

только обучать математике, но и воспитывать математикой, не

только учить мыслям, но и учить мыслить.

Роль математики неразрывно связана с личностными

результатами, так как основой формирования человека как

личности является развитие речи и мышления. С этой точки

зрения все без исключения задания учебника ориентированы

на достижение личностных результатов, так как они

предлагают не только найти решение, но и обосновать его,

основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые

инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»). Это

было видно на уроке.

На уроках планируются ситуации тесного межличностного

общения, предполагающие формирование важнейших этических

норм, которые позволяют научить ребёнка грамотно и корректно

взаимодействовать с другими. Это было на уроке

Одним из наиболее эффективных учебных заданий на

развитие регулятивных умений является текстовая задача, так

как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по

достижению поставленной цели (по П.Я. Гальперину).

Следующим этапом развития организационных умений является

работа над системой учебных заданий (учебной задачей). Для этого

в 1 классе предлагаются проблемные вопросы для обсуждения

учеников и выводы, позволяющие проверить правильность

собственных умозаключений. В значительную часть уроков 2–4

классов в уроки включаются проблемные ситуации, позволяющие

школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности

(сформулировать основную проблему (вопрос) урока).

К концу начальной школы соответствующим возрасту

становится использование проектной деятельности.

Проектная деятельность предусматривает как коллективную,

так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной

теме. Сегодня на уроке были созданы мини-проекты решений

задач на встречное движение.

Проектная деятельность – одна из технологий, которая

способствует формированию всех групп универсальных

учебных действий. Реализация метода проектов в основной

школе расширяет поле самореализации учащегося.

Психологическая

терминология

Педагогическая

терминология

Язык

ребенка

Виды заданий

Личностные

универсальные

учебные

действия.

Воспитание

личности

(Нравственное

развитие; и

формирование

познавательного

интереса)

«Я сам».

Участие в проектах

Творческие задания,

имеющие практическое

применение

Самооценка событий

Самоанализ

Подведение итогов

урока

Регулятивные

универсальные

учебные

действия.

самоорганизация «Я

могу»

«Преднамеренные

ошибки»

Поиск информации в

предложенных

источниках

Взаимоконтроль

Диспут

Познавательные

универсальные

исследовательская

культура

«Я

учусь».

«Найти отличия»

«Поиск лишнего»

учебные

действия.

Составления схем-опор

Работа с разными

видами таблиц,

диаграмм

Коммуникативные

универсальные

учебные действия

культуры

общения

«Мы

вместе»

Составь задание

партнеру

Отзыв на работу

товарища

Групповая работа

Таким образом, для жизни, деятельности человека важно не

наличие у него накоплений впрок, а проявление и возможность

использовать то, что есть, то есть -функциональные,

деятельностные качества.

Одним из самых важных и непременных условий

формирования УУД на всех ступенях образования

является обеспечение преемственности в освоении

учащимися универсальных учебных действий.

Поэтому особенно важно сохранить те способы организации

учебной деятельности школьников и те методические инновации,

применяемые педагогами начальной школы, которые позволяют не

только обучать математике, но и воспитывать математикой, не

только учить мыслям, но и учить мыслить.



В раздел образования