Автор: Дуракова Ирина Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Тюльганская детская школа искусств"
Населённый пункт: п.Тюльган, Оренбургская область.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знания психофизиологических особенностей как обязательное условие организации индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися в ДШИ."
Раздел: дополнительное образование
Знания психофизиологических особенностей как обязательное
условие организации индивидуальной учебно-воспитательной работы с
учащимися в ДШИ.
Выполнила
Дуракова Ирина Петровна
Преподаватель МБУДО «Тюльганская детская школа искусств»
п. Тюльган.
Учёт возрастных особенностей - это один из основополагающих педагогических
принципов, т.к., опираясь на него, преподаватель распределяет нагрузку, устанавливает
содержательное поле, обоснованные объёмы занятости различными видами деятельности
и
т.д.
Они
также
обуславливают
выбор
форм
и
методов
учебно-воспитательной
деятельности. Важное значение имеют особенности развития психики и познавательной
деятельности
младших
школьников,
которая
происходит
под
влиянием
обучения.
В
психологии и педагогике утвердилась идея Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и
воспитания
в
психическом
развитии
детей.
Вот
почему
усилия
учителя
должны
направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребёнка,
использовать учебно-воспитательную работу для его интенсивного развития. Младший
школьный возраст - это период впитывания и накопления знаний. Если ребёнок в этом
возрасте не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в
дальнейшем ему будет труднее. Поэтому в развитии детей этого возраста очень важна роль
педагога, умеющего внедрить эти знания в учебно-педагогический процесс и применить
их в своей практике, учитывая особенности каждого ребёнка. Возраст - период развития
человека,
характеризуемый
совокупностью
специфических
закономерностей
формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно особый
этап,
которому
свойственен
ряд
изменений,
определяющих
своеобразие
структуры
личности
на
данной
ступени
развития.
Возрастные
особенности
образуют
комплекс
физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств
человека,
которые
характерны
для
большинства
людей
одного
возраста.
Возрастной
подход требует знания возрастных особенностей. Большое значение для умственного
развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их
познавательной деятельности, прежде всего, важно развивать те психические процессы,
которые связанны с непосредственным познанием окружающего мира.
Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности
младших школьников. В младшем школьном возрасте жизнь ребёнка связана с игрой и
учением, в ходе которого, на основе познания, упражнения и приобретённого опыта
возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретённые.
Итак, младший школьный возраст – “Период впитывания и накопления знаний”, как
определяют его психологи. Ложным и вредным является убеждение некоторых педагогов
музыкантов в том, что их единственной задачей является формирование узкоспециальных,
технологических
навыков.
Формирование
музыканта
–
не
может
быть
отделено
от
формирования его личности. Особенно важно это в работе с детьми. Этот тезис лежит в
основе
необходимости
определения
основных
направлений
учебно-педагогического
процесса
в
классе
специального
музыкального
инструмента
в
ДШИ
с
учётом
психологических особенностей каждой возрастной группы учащихся.
Обязательным условием организации индивидуальной учебно-воспитательной
работы с учащимися является знание их основных психофизиологических особенностей,
среди которых прежде всего следует выделить особенности нервной системы.
Среди детей младшего школьного возраста преобладают дети со слабым и средне-
слабым типом нервной деятельности, доля детей с сильным типом незначительна.
Для детей со слабым типом нервной системы характерен низкий уровень
работоспособности (нервные клетки не способны выдерживать сильные и длительные
нагрузки).
Индивидуальный
урок
с
такими
детьми
не
следует
начинать
с
гамм
и
упражнений. Ребенок входит в работу без «раскачки», успешно работает лишь в первую
половину урока, к концу урока производительность падает. Поэтому лучше начать урок с
самого
трудного
произведения,
с
того,
что
учится
наизусть(
такие
дети
медленно
запоминают, но прочность запоминания у них высокая), с того, что требует умственного
напряжения(лучше усваивают осмысленный материал- полифонические произведения).
Для
таких
детей
характерна
низкая
помехоустойчивость,
долгая
переключаемость
и
восстанавливаемость. Поэтому желательно, чтобы во время урока не входили в класс
посторонние: дети, педагоги, иногда и родители. На уроке необходимо создать спокойную
обстановку,
большую
роль
при
этом
играют
одобрение,
похвала,
подбадривание.
Необходимо помнить, что дети си слабым типом нервной системы очень чувствительны к
педагогическому воздействию.
Дети с сильным типом нервной системы более адаптированы к учебному процессу.
Они отличаются высоким уровнем работоспособности. Для них характерно постепенное
«втягивание « в работу, «раскачка» в начале занятий. Наиболее продуктивна вторая часть
урока.
Поэтому
урок
можно
начать
с
упражнений,
гамм,
повторения
выученных
произведений. У детей данного типа лучше развита механическая память, что позволяет
быстро
запоминать
произведения,
но
надежность
запоминания
ниже,
чем
у
детей,
имеющих
слабый
тип
нервной
системы.
Дети
с
сильным
типом
нервной
системы
обладают
высоким
порогом
чувствительности,
в
том
числе
и
к
педагогическому
воздействию.
Предпочитают
лидировать.
Ведущая
мотивация
у
таких
учащихся-
достижение успеха.
Получено немало фактов, свидетельствующих о том, что скоростные характеристики
высшей
нервной
деятельности
(лабильность
и
инертность
нервной
системы)
играют
немаловажную роль в успешности осуществления музыкальной деятельности.
Под лабильностью нервной системы принято понимать скорость возникновения и
исчезновения нервных процессов(возбуждение и торможение) в коре головного мозга в
ответ на внешний раздражитель. Выраженность свойства лабильности нервной
системы является немало важным природным качеством для успешности проявлений
музыкальности. У лабильных детей выше продуктивность непроизвольного запоминания,
лучше развита тонкая моторика руки и зрительно- моторная координация. Не все дети
могут успешно учиться при единой для всех системе. Одни будут иметь преимущество в
овладении
музыкальной
грамотой,
развитии
музыкального
слуха,
двигательных
навыков( скорее всего это будут дети с лабильной нервной системой).
Для других (более инертных) учеба будет настолько затруднена, что может закрепить
переживание неуспеха и тем самым вызовет нежелание заниматься музыкой и затормозит
развитие музыкальности. Необходимо помнить, что нервная система тем более лабильна,
чем младше школьник.
Основные свойства нервной системы обусловлены генетически. Под свойствами
нервной
системы
понимаются
такие
устойчивые
её
качества,
которые
являются
прирожденными. К числу таких свойств относятся:
1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. её способность
длительно выдерживать ,не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто
повторяющие процедуры.
2.
Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность
выдерживать длительные и часто повторяющие тормозные влияния.
3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и
торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на
возбудительные и тормозные влияния.
4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и
прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.
Типологические особенности нервной системы и высшей нервной деятельности
детей являются физиологической базой, на которой формируется темперамент ребенка. Со
времен Гиппократа в психологии утвердилось учение о темпераментах, что в переводе
латинского обозначает «надлежащее соотношение частей». Такими частями в организме
человека Гиппократ полагал четыре типа жидкостей - крови(по-латыни - сангвис), лимфы
(по-гречески – флегма),желчи ( по-гречески – холе) и черной желчи( по-гречески – мелана
холе). Отсюда и возникли названия четырех типов темпераментов – сангвиник, холерик,
флегматик и меланхолик,- сохранившиеся до настоящего времени.
Физиологическое объяснение природы темперамента дал в своих исследованиях И.П.
Павлов, который связал тип темперамента с основными свойствами нервной системы
человека. И.П. Павлов рассматривал три таких свойства:
-силу нервной системы, проявляющейся в её способности выдерживать длительное
напряжение;
-уравновешенность нервных процессов торможения и возбуждения;
-подвижность нервных процессов, которая заключается в способности к быстрой
смене возбуждения торможением, и наоборот.
По И.П. Павлову, к холерикам следует относить людей с сильным,
неуравновешенным
и
подвижным
типом
нервной
системы,
эмоционально
легко
возбудимы и агрессивны, осложнены отношения с окружающими, но бывают незаменимы
в сложной обстановке, требующей решительных боевых действий.
Особенности проявления темперамента у младших школьников. Выделяется среди
сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия
постоянно меняет позу. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не
подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не
сидит на месте, готов все время бегать . В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко
вступает в драку.
Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение.
Отличается
очень
выразительными
и
сильными
эмоциональными
реакциями,
выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Но в выполнении поручений
проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не
теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.
У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются
устойчивым
вниманием.
Такие
ученики,
читают
быстрее,
рассказывают,
пересказывают с одного раза, с увлечением.
Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для
восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать.
Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются
большой силой, резкостью и выразительностью.
Учебно-воспитательная работа с холериками. Холерики легко возбудимы, как
правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка
нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой
ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не
надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации.
Гораздо
целесообразнее
поддержать
его
полезное
увлечение,
стремиться
так
организовать
жизнь,
чтобы
его
активность
находила
полезное
применение.
Надо
считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить,
успокоить,
уложить
спать.
Ни
в
коем
случае
нельзя
применять
«сильные
меры»
воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С
возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров.
Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за
чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки,
юмор.
Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо
щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему,
особенно во второй половине дня, перед сном.
Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности
холериков.
Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать
своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо
учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания.
От школьников-холериков педагог должен постоянно, мягко, но настойчиво
требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное
отношение
к
товарищам,
взрослым.
Во
время
выполнения
учебного
задания
у
холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану
вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в
процессе всего выполнения задания. Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе
игрового
общения,
опоры
на
значимые
для
младших
школьников
мотивы
деятельности. (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.)
Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность,
смелость,
энергичность,
устойчивость
и х
интересов,
нередко
проявляющуюся
инициативность.
К сангвиникам относят людей с сильным, уравновешенным и подвижным типом
нервной системы, людей веселых и общительных, никогда не унывающих и умеющих
видеть в жизни преимущественно светлые её стороны.
Особенности проявления
сангвинистического темперамента
у младших
школьников. Очень живой, непоседливый, впечатлителен, легко увлекается. На занятиях
живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и
устойчивы — увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Не любит кропотливых
занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата.
Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться,
даже
расплакаться.
Однако
очень
быстро
совершенно
забывает
об
этом,
начиная
бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям.
Легко
входит
в
контакт
со
сверстниками,
является
активным
членом
детского
коллектива, всегда находится в окружении ребят. Обычно ученики сангвинистического
темперамента
быстро
решают
практические
и
теоретические
задачи, если для
этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их
эмоционально окрашенная, оживленная. Сангвиника характеризует обилие и живость
движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На
переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору.
Учебно-воспитательная работа с сангвиниками. В отношении живых, общительных,
энергичных сангвиников – нужно опираться на эти, характерные для них качества,
пытаясь
помочь
и м
самоутвердиться
среди
сверстников,
выработать
свой
индивидуальный стиль деятельности.
Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность,
формируются
у
сангвиников
с
большим
трудом,
нежели
у
детей
с
другим
темпераментом.
Частая
снисходительность
к
«мелким»,
н а
первый
взгляд,
нарушениям
правил,
порядка ,
отсутствие
контроля
за
поведением,
действиями
способствуют
разрушению
полезных
привычек
у
сангвиников
(затрудняет
их
формирование).
Сангвиник
склонен
к
остроумию,
быстро
схватывает
новое,
легко
переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции больше всего, подходит
ему.
Он
быстро
устают
от
однообразия.
Как
только
деятельность
теряет
свою
привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другое. Во
всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено,
обращать
внимание
на
качество,
не
допускать
поверхностного
и
небрежного
выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не
следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить
до конца может стать свойством характера.
Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам,
способствовать
установлению
прочных,
глубоких
взаимоотношений
сангвиника
со
сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности.
Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить
его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.
Меланхоликов отличает высокая чувствительность нервной системы, которая
приводит к тому, что они гораздо раньше замечают в окружающей среде признаки какого-
либо
надвигающегося
события.
Когда
кругом
все
безмятежны,
меланхолики
по
еле
уловимым
признакам
могут
предсказать,
как
будут
развиваться
дальше
события.
Меланхолики нередко отличаются мрачным, подавленным настроением и пессимизмом.
Застенчивость, мнительность, нерешительность отличает людей этого типа.
Особенности проявления темперамента у младших школьников. На занятиях
спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-
нибудь держит и вертит в руках. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель
делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит
обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Отвечает медленно,
неуверенно. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется,
не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-
веселым.
Очень
сдержан
в
выражении
своих
чувств.
В
благоприятных
для
него
условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему
добиться
больших
успехов
в
музыке,
рисовании.
Любит
ухаживать
за
цветами,
животными.
Отличается
отзывчивостью,
всегда
готов
придти
на
помощь.
Меланхолики- ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При
выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха.
Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой
ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.
Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики
сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило,
суетливые,
не
отличаются
энергией,
мимика
маловыразительная,
жесты
скупые
и
вялые.
Учебно-воспитательная работа с меланхоликами. В учебной работе меланхолики не
способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым
переходом клеток из мозга в состояние охранительного торможения. У учащихся с
меланхолическим
темпераментом
следует
развивать
общительность,
воспитывать
чувство дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно
соблюдать
щадящий
режим
и
принцип
постепенности.
Прежде
всего
следует
ограничить шум, сузить круг знакомств. Но в то же время надо приучать ребенка не
бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку. Дети со слабым
типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, медленно привыкают к
режиму, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками.
Пребывания такого ребенка в школе требуют огромного внимания со стороны
учителя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе,
вызвать доверие.Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на
них
нельзя
повышать
голос,
проявлять
чрезмерную
требовательность
и
строгость,
наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность
и
другие
нежелательные
реакции.
Говорить
с
такими
детьми
следует
мягко,
но
уверенно, не скупиться на ласку.
Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их
недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. Детям свойственна
высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень
самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы,
высокую обучаемость.
Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще планируют свои действия
без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей,
преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.
У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение
преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.
Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.
Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества –
чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям,
эмпатии
и
др.
Детям
этого
темперамента
обычно
легче
проявить
себя,
самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др ).
Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.
Флегматики по своей природе мало подвижны как во внешних проявлениях, так и в
скорости протекания нервных процессов. В силу этого уравновешены, спокойны, ровны в
обращении и их трудно вывести из себя внешним обстоятельством. Это – сильный,
уравновешенный,
инертный
тип,
обладающий
большой
выносливостью
и
трудоспособностью. Медленно входя в работу, они всегда стараются довести её до конца.
Особенности проявления темперамента у младших школьников. Его отличает
неторопливость
и
спокойствие.
Отвечает
на
вопросы
не
сразу
и
без
какой-либо
живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не
избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его
можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. Окружающие всегда
стараются его растормошить, развеселить. Его привязанности достаточно постоянны.
Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и
развеселить.
Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и
речевых
процессов.
Речь
детей
этого
типа
неторопливая,
интонационно
мало
выразительная.
Внимание
у
флегматиков
характеризуется устойчивостью
и
слабой
переключаемостью.
Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках
они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, редко поднимают руку. Такой
ученик не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Движения его
спокойные
и
медленные,
мимика-
бедная
и
маловыразительная,
жесты
-
редкие,
неэнергичные.
Учебно-воспитательная работа с флегматиками. В процессе учебной работы
школьнику-флегматику
нередко
мешает
его
медлительность.
В
тех
случаях,
когда
необходимо
быстро
сообразить,
быстро
запомнить,
быстро
что-либо
сделать,
флегматик
проявляет
полную
беспомощность.
Вместе
с
тем
если
уж
он
запоминает,
то
надолго
и
основательно.
Педагог
должен
как
можно
чаще
активизировать
деятельность
флегматичных
учеников,
бороться
с
равнодушием,
излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном
темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности.
Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку
требований
без
учета
его
природных
особенностей,
проявление
недовольства
нерасторопностью,
неловкостью.
Окрики,
угрозы,
подталкивания
еще
ни
одному
флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как
окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он
действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный
для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а
«запасы» этого напряжения невелики.
Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая
посильность
в
наращивании
темпа.
Важно
поощрять
даже
незначительное
проявление расторопности, подвижности. Медлительным детям надо создавать такие
условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность
чувств – в их бедность и слабость. В целях же преодоления возможных инертности,
вялости следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют
от ребенка и двигательной активности.
В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям
жизни.
Этим
детям
трудно
привыкать
к
школе,
к
учителям,
трудно
приспосабливаться
к
новому
режиму,
новым
требованиям.
Нужно
помочь
преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям,
полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или со взрослыми.
Подобного
рода
деятельность
помогает
развить
и
коммуникативные
умения
у
интровертов.
Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период
«раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и
закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но
не прерывать его резко.
Темперамент зависит от свойств нервной системы.
Свойства темперамента
определяются в основном свойствами нервной системы человека.
В. М. Русалов выделил четыре свойства темперамента, отвечающие за широту или
узость
афферентного
синтеза
(степень
напряженности
взаимодействия
организма
со
средой),
легкость
переключения
с
одной
программы
поведения
на
другую,
скорость
исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального
результата действия с его акцептором.
В число свойств, применительно к познавательным процессам и предметной
деятельности можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость
и переключаемость.
Активная сторона познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение,
память, мышление) характеризуется тем, насколько человек в состоянии сосредоточить,
сконцентрировать свой внимание, воображение, память и мышление на определённом
объекте
или
его
аспекте.
Темп
проявляется
в
том,
насколько
быстро
работают
соответствующие
психические
процессы(
один
человек
запоминает,
припоминает,
рассматривает, представляет быстрее, чем другой).
Продуктивность познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по
результатам,
полученным
в
течение
определенного
отрезка
времени.
Продуктивность
выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, запомнить, припомнить,
представить, решить.
Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту
возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса
с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому.
Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду
связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у
менее
активного.
Человеку
с
повышенной
активностью
труднее
дается
выполнение
слабых,
тонких,
небольших
по
амплитуде
движений,
в
то
время
как
человеку
с
пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.
Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий,
движений, выполняемых за единицу времени.
Один человек предпочитает работать в
быстром темпе , другой – в медленном.
От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с
движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности,
к соответствующим действиям не предъявляются.
Существует значительное число методик, позволяющих определить тип нервной
системы, лабильность нервной системы, типы темперамента и соответствующие свойства
темперамента. Обязательным условием психодиагностики типа нервной системы является
наблюдение
за
учеником
в
естественных
условиях,
в
повседневной
педагогической
практике, что может сделать сам педагог без помощи психолога. Педагог должен знать
также
и
свой
тип
нервной
системы.
Для
этого
необходимо
проанализировать
свою
деятельность на работе и дома.
Очень важно, чтобы и ребенок, и учитель имели представление о своих природных
особенностях, умели их правильно использоваться.
Нужен постоянный контроль педагога-воспитателя, следящего за тем, чтобы радость
успеха
не
порождала
чрезмерное
благодушие,
формальность,
а
страх
неуспеха
не
парализовал волю ребёнка, не порождал неуверенность в себе. Эффективность работы с
детьми младшего школьного возраста напрямую зависит от того, удастся ли педагогу
вызвать у ребёнка живой интерес к занятиям на уроках специальности. При развитии
учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения значительную роль играет
оказываемое на него воздействие учителя. Взаимодействие и взаимоотношение с ребёнком
каждый
учитель
должен
основывать
на
знании
возрастных
и
психологических
особенностей каждого возраста. Период младшего школьного детства является самым
важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-
эстетического
отношения
к
жизни.
Только
глубокое
изучение
и
знание
возрастных
особенностей
развития
школьников
создаёт
условия
для
успешного
учёта
этих
особенностей в процессе обучения и воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология.– М.: ТЦ Сфера, 2001.
2. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2001.
3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Академический проект: Трикста, 2008.
4.
Поджарая
А.В.
«Психолог-музыкант
–
педагогу-музыканту.»//
Дополнительное
образование № 1, 2004.
5. Подуровский В.М. Психология музыкально-педагогической деятельности. – М.: Владос,
2001.
6. Сластёнин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2002.