Автор: Тищенко Елена Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: город Вяземский Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конспект подгруппового логопедического занятия с элементами коммуникативного тренинга "Звук Р""
Раздел: дошкольное образование
Конспект подгруппового логопедического занятия с элементами коммуникативного тренинга «Звук
Р»
Цель: создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука [р] в слогах, словах,
в предложениях.
Задачи:
- Речевые: выработать навык правильной артикуляции звука [р] в слогах, и словах, предложениях;
уточнить и расширить словарный запас.
- Коррекционно – развивающие: развивать зрительную и речеслуховую память, фонематический
слух, мелкую, общую моторику, силу голоса.
- Обучающие: развивать элементарный звуковой анализ;
-
Воспитательные:
создавать
на
занятиях
общую
эмоциональную
позитивную
атмосферу,
прививать интерес к занятиям, воспитывать организованность, умение работать в одном коллективе,
развивать коммуникативные способности: навыки общения, уверенность в себе, умение получать радость
от общения, эмпатию, способствовать раскрытию внутреннего мира.
Ресурсы:
атрибуты
костюма
почтальона,
светофоры,
ковер-самолет,
изображения
сказочных
персонажей (Вини-Пух, Баба-Яга), избушка на курьих ножках, картинкисозвуком [р], пазлы (игра «Чток
чему?»), презентация к занятию, ноутбук, проектор.
Ход занятия:
1.
Приветствие: упражнение «Привет» по развитию коммуникативных навыков:
Цель: развитие внимания, раскрепощения, улучшения настроения.
Учитель
-
логопед:
Здравствуйте!
Давайте
встанем
в
круг!
(Дети
выполняют
все
действия,
предлагаемые педагогом)
- Посмотрите на своего ближайшего соседа и скажите ему: «Привет!» Хорошо.
- А теперь посмотрите на своего дальнего соседа и тоже скажите ему: «Привет!» Замечательно!
- А теперь потрогайте свой носик и тоже скажите ему: «Привет!» Чудесно!
- А теперь потрогайте носик своего соседа и тоже скажите ему: «Привет!» Превосходно!
- Найдите кого – нибудь в красном (синем, зелёном) и тоже скажите ему: «Привет!» Отлично!
II.
Организационный момент: В кабинет входит почтальон:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Это он,
Это он,
Вяземский почтальон.
III.
Сообщение темы занятия:
Почтальон: Здравствуйте, ребята! Тут вам телеграмма. Послушайте, что в ней написано: «Ребята, меня
похитила злая Баба-Яга. Спасите! – Ваша любимая буква «р». Получите и распишитесь (уходит).
Учитель – логопед: Ребята, что случилось, почему вы такие грустные? (Ответы детей). Тогда скорее
отправляемся на поиски нашей буквы. Много препятствий нас ждет впереди, и все мы их должны
преодолеть. Но сначала надо подготовиться, сделать зарядку для язычка.
IV.
Артикуляционная гимнастика (выполняется перед зеркалом)
V.
Развитие фонематического восприятия. Игра «Светофор».
Учитель – логопед: Ребята, но не пойдем же мы с вами пешком, слишком далек наш путь. Внимание!
Приготовьтесь остановить нужный транспорт. Я называю виды транспорта, а вы выбираете слова со
звуком[Р]: грузовик, самолет, ракета, поезд, воздушный шар, лодка, автобус, вертолет, троллейбус (дети
красным сигналом светофора «останавливают» машины, в названии которых есть звук [Р]).
VI.
Произношение изолированного звука. Работа над голосом:
Учитель - логопед: А какие сказочные виды транспорта вы знаете? (Ответы детей - Емеля ездит на печи,
у Кота – сапоги-скороходы, Баба-Яга летает в ступе, на метле, Старик-Хоттабыч– на ковре-самолете).
Учитель – логопед: Мы полетим на ковре-самолете. Заводим мотор Р-Р-Р. Мотор работает тихо – громко
(дети произносят звук [Р] с усилением и ослаблением голоса).
VII.
Произнесение звука [Р] в слогах:
Учитель - логопед: Летим на ковре-самолете. Навстречу нам Змей – Горыныч летит. Не пропустит он нас
дальше, если не выполним его задание. Хочет Змей, чтобы мы спели ему песенку:
ра – ра - ра
ро – ро - ро
ру – ру - ру
ры – ры - ры
ра – ро – ру
ры – ра – ро
Учитель - логопед: Пропусти нас Змей - Горыныч дальше. Летим, моторчик работает: РРРРРРРРРРРРР.
Вдруг видим на земле, на полянке избушка Бабы – Яги стоит. Давай приземляться, выключаем моторчики.
Посадка прошла успешно! Пора в дорогу , туда нас приведет волшебный клубочек.
VIII.
Физминутка:
Мы по лесу шли, шли, шли,
Земляничку нашли.
Сели, съели, дальше пошли.
IX.
Произнесение звука [Р] в словах. Звуковой анализ слов:
Учитель - логопед: А вот и избушка на курьих ножках. Чтобы попасть внутрь, выложим на
крылечке заклинание из картинок. На первую ступеньку положите картинки, в названии которых звук [р]
находиться в начале слова, на вторую – в середине слова, на третью – в конце слова.
X.
Произношение звука [Р] в чистоговорках:
(Дети входят в избушку, ищут букву Р, влетает Баба-Яга)
Баба – Яга: Фу – фу – фу, что-то человеческим духом пахнет. Кто это ко мне пожаловал? Зачем
пришли? (Ответы детей). Ладно, отдам я вам вашу букву, все равно не знаю, что с ней делать. Но сначала
поиграйте со мной, скучно мне одной в лесу. Будем сочинять стихи, я начинаю, вы заканчиваете:
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ро-ро-ро – говорим мы хорошо,
Ру-ру-ру – мимо скачет кенгуру,
Ры-ры-ры – у нас новые шары.
XI.
Развитие логического мышления:
Учитель – логопед: Баба-Яга предлагает поиграть в игру «Что к чему?».
Ваза – розы
Ручка – тетрадка
Брюки – ремень
Корзина – грибы
Чайник – кружка
Птичка – кормушка
Батарейки – фонарик
Пирамидка – колесико
Елка – елочные игрушки
Барабан – барабанные палочки
XII.
Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук – «Разрезные картинки».
Баба-Яга дарит в подарок разрезные картинки, которые дети с удовольствием собирают.
XIII.
Рефлексия: Наше занятие подошло к концу, спасибо. Какой звук нам сегодня помогал? Что для
вас было самым интересным? Что вы сейчас чувствуете? С каким настроением пойдёте в
группу? Всего доброго!