Напоминание

"Развитие творчества дошкольников"


Автор: Кацар Надежда Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Д/с № 23"
Населённый пункт: поселок Первомайский Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творчества дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творчества дошкольников

План.

Введение

1.

Глава 1

Проблема развития творческих способностей детей в психолого-

педагогической литературе.

1.1. Понятие - «Творческие способности».

1.2.

Особенности развития музыкальных творческих способностей у

детей дошкольного возраста

2.

Глава 2

Методика развития творческих способностей на музыкальных занятиях в

дошкольном образовательном учреждении.

2.1. Диагностика развития творческих способностей.

2.2.Занятия, направленные на развитие творческих способностей.

Заключение

Литература

Введение.

1

Проблема творчества- один, если так можно сказать, из острых участков

«педагогической целины». Сегодня особо остро ощущается необходимость её

решения во всей системе непрерывного образования. И начало должно быть

связано с периодом дошкольного детства – сензитивным в формировании

творческой направленности личности ( Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л.

А. Венгер, Н. А. Ветлугина и др. ). Характерная особенность дошкольного

детства: все виды деятельности способствуют развитию ребёнка. Вместе с

тем личностные качества, в том числе и творческая активность, наилучшим

образом формируются в деятельности, которая определяет и интересы, и

отношение к действительности.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на

человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний,

настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания

духовности, культуры чувств, развитии творчества.

Особенностью музыки является то, что она может с огромной

непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние

человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на

человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке

отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Музыка же развивает в человеке

такие творческие процессы, как воображение, умение импровизировать,

способность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия

на человека. Музыка же имеет возможность действовать на ребёнка на самых

ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно

важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает

будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребёнка, а быть может, уже

и формирует его вкусы и предпочтения.

2

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки.

Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной

деятельности ( восприятие, исполнение, творчество, музыкально-

образовательная деятельность), необходимо развить в детях всё лучшее, что

заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить

общие и специальные музыкальные способности, склонности к

определённым видам музыкальной деятельности.

3

Понятие - «Творческие способности».

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека,

которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой

деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным

построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в

самом человеке .

Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко

увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида

поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или

репродуктивным. Его сущность заключается в том, что человек

воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные

приёмы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений. Кроме

воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и

другой род деятельности, именно деятельность комбинирующую или

творческую. Когда человек в воображении рисует себе картину будущего или

отдалённого прошлого, он не воспроизводит те впечатления, которые ему

однажды привелось испытать. Всякая такая деятельность человека,

результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте

впечатлений или действий, и будет принадлежать ко второму роду

творческого или комбинирующего поведения.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей

способности нашего мозга, психология называет воображением или

фантазией.

Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково

проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая

возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом

смысле всё решительно, что нас окружает и что сделано рукой человека , весь

мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом

человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

4

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие

музыкальных способностей, также, как и развитие творчества, нужно

начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных

впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы

уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы

раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать,

научить фантазировать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее

развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление,

развивается творческое воображение, ребёнок делается чутким к красоте в

искусстве и жизни.

5

Особенности развития музыкальных творческих способностей у детей

дошкольного возраста

Чем же характеризуется детское музыкальное творчество?

В пении это импровизация простейших мотивов, часто возникающих

непроизвольно. Эти проявления возникают очень рано и позволяют ребёнку

выполнять творческие задания: придумать свою мелодию на заданный текст,

воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер

(марш, вальс); передать грустное или весёлое настроение.

Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала

возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского

творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие

возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия

искусства, которые являются образцом для детского творчества, его

источником. Другое условие – это накопление опыта исполнительства. В

процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные

способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для

того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные

впечатления.

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А.

Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития

музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап,

предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям

детей:

1.

самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения

знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения

взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2.

подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» - точное

воспроизведение заданных интонаций;

6

3.

различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести

мажорное и минорное трезвучие («Весёлый и грустный колокольчик»)

и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

4.

различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте,

длительности;

5.

транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку) : воспитатель

поёт первый звук.

Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного

творчества:

1.

импровизация имён, звукоподражаний, мелодий без слов;

2.

импровизация музыкальных вопросов и ответов;

3.

сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст,

сочинение попевок в определённом жанре;

Детям 3-4 лет легче петь мелодии, которые не содержат развёрнутого

текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания

сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля, та-та и т. д.

Дети 4-5 лет выполняют задания на пропевание имён, импровизации

мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает

налаживаться слуховокальная координация. Они чаще интонируют в пении,

чему способствуют и творческие задания с применением подстраивания к

звукам, транспонирования мотивов.

Дети 5-6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на

предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники,

воспроизведение мажорного и минорного ладов, которые помогают детям

удерживать тональность в их импровизациях.

В 6-7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на

заданный текст, сочинять попевки определённого настроения, жанра( танец,

марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и

раньше, но на несколько ином уровне.

7

В музыкальной игре это собственная трактовка различных персонажей,

характер которых подсказан программной пьесой, инсценированием песен

по литературной основе. Здесь возможны проявления стереотипных

движений. Творческими их можно назвать в том случае, если ребёнок

придумал оригинальное движение, характерные повадки, интересно

выразил поведение персонажа в соответствии с музыкой и литературным

текстом.

Танцевальное творчество проявляется в умении детей комбинировать

знакомые элементы танца, создавать собственные движения, сочинить

простой танец, типа польки. Если в сочинительстве участвует несколько

детей, то варианты коллективно обсуждаются и лучший из них разучивается,

а иногда исполняется на праздничном утреннике.

Музыкальное творчество активизирует фантазию ребёнка, побуждает к

достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для

воплощения своего замысла, способствует обучению, лучшему усвоению

песен, танцев, игр, хороводов.

Приведённая ниже последовательность творческих заданий, как показали

специальные исследования и опыт работы детских садов, наилучшим

образом способствует творческому развитию детей.

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации

обучения музыкально-ритмическим движениям. В основе этого обучения

лежит овладение обобщёнными способами музыкальной деятельности, в

данном случае необходимыми для творческих проявлений в ритмике .

Педагог должен особо позаботиться о создании благоприятных условий для

обучения. Полноценное творчество ребёнка в ритмике возможно только в том

случае. Если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические

представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить

самостоятельность.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в

импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инструменте,

8

непосредственном, сюиминутном выражении впечатлений. Оно возникает на

основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Накопление,

обогащение музыкальных впечатлений – непременное условие творческих

проявлений детей.

Педагог должен развивать основные музыкальные способности детей –

ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувство ритма, а

также другие способности, не специально музыкальные – воображение,

образное мышление.

Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество,

- владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах,

различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать

простейшие музыкальные образы.

На занятиях музыкальный руководитель даёт детям творческие задания

различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения

разных по жанру и характеру мелодий.

Характер руководства педагога инструментальным творчеством зависит от

индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Одни дети нуждаются в

детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении

взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно.

Степень участия педагога в творчестве детей меняется и в зависимости от

возраста воспитанников. Прямое участие необходимо, когда ребята

овладевают первоначальными ориентировочными действиями ( показ

приёмов звукоизвлечения в зависимости от характера мелодии, возможных

вариантов импровизаций; создание игровых ситуаций, побуждающих к

творчеству и т. д.).

В дальнейшем педагог только поощряет детей к занятиям, создаёт условия

для них, поддерживает желание музицировать, отмечает удачно найденные

мелодические интонации, просит сыграть их ещё раз, спеть, чтобы закрепить,

удержать в памяти.

9

Диагностика развития творческих способностей.

Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей,

бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их

результатов предсказывать музыкальное будущее ребёнка. Нужны

постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов

развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два

раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого

ребёнка и соответственно корректировать содержание занятий.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие

способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории

и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на

выявлении трёх основных музыкальных способностей: ладового чувства,

музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б.М. Теплов).

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в

наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях.

Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели

развитости каждой музыкальной способности в соответствии с

возрастными возможностями детей.

Одним из показателей развитости ладового чувства являются любовь и

интерес к слушанию музыки .

Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания,

внешних проявлениях (двигательных, мимических, пантомимических),

просьбах повторить произведение, наличии любимых произведений и т.д.

Кроме того, развитие ладового чувства определяется по умению различать

устойчивые и неустойчивые звуки при окончании на них мелодии,

узнавать мелодию, по чувствительности к точности интонации.

Музыкально-слуховые представления проявляются в двух видах

музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на

музыкальных инструментах. В зависимости от возраста детей задания

10

могут усложняться: пение хорошо знакомой мелодии с сопровождением,

без сопровождения; пение малознакомой или незнакомой мелодии,

несколько раз прослушанной; подбор мелодий и т.д.

К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность

движений, их соответствие характеру и ритму музыки.

Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания,

которые позволяют судить о динамике развития музыкальных

способностей . Диагностика может проводиться педагогом в течение

нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими

группами, другие – индивидуально.

В нашем детском саду при планировании работы по музыкальному

воспитанию используется анализ результатов и их оценка. При этом речь

идёт об объективной уровневой оценке музыкального развития каждого

ребёнка в динамике. Мы делаем это в форме диагностических карт.

Какие же критерии оценки берутся за основу.

Высокий уровень – творческая активность ребёнка, его

самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное

выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная

эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности ).

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание

включиться в музыкальную деятельность. Однако ребёнок затрудняется в

выполнении задания. Требуется помощь педагога, показ, повторы,

дополнительное объяснение.

Низкий уровень – малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к

музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса,

равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень (редко встречаемая оценка) – негативное

отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с

отклонениями в здоровье ребёнка или педагогической запущенностью.

11

Для того, чтобы проследить за динамикой музыкального развития

каждого ребёнка, необходимо определить основополагающие задачи по

всем видам музыкальной деятельности на год ( основываясь на программе

по которой работает учреждение и учитывая специфику здоровья и

развития детей). Задач может быть две – четыре.

Эти задачи выписываем под соответствующим видом музыкальной

деятельности . Затем дополнительно, учитывая специфику репертуара,

мероприятия, время года, интересы детей, их затруднения и т.д., на

каждый квартал вписываем дополнительные задачи и репертуар. К концу

полугодия напротив имени каждого ребёнка под названием всех видов

музыкальной деятельности появляются условные обозначения,

соответствующие определённым годовым задачам. Эти условные

обозначения «разноцветны», так как цвет обозначает оценку уровня

музыкального развития каждого ребёнка по отношению к конкретной

задаче того или иного вида музыкальной деятельности. Эти оценки могут

вноситься в «карту» постепенно (например, через каждые 2 –3 недели),

вначале только положительные результаты (т. е.отмечается только высокий

уровень – красный цвет), а к концу полугодия оцениваем каждого ребёнка

(вне зависимости от результатов). У всех детей показатели отношению к

конкретным задачам разные. И поэтому один и тот же ребёнок по

отношению к конкретным задачам может иметь и высокую оценку, и

среднюю и даже низкую.

С учётом анализа результатов работы (согласно диагностики) намечается

содержание работы на следующее полугодие, включаются

дополнительные задачи, а показатели музыкального развития детей

остаются теми же в течение года.

В последней графе таблицы «Формы организации музыкальной

деятельности» планируются нетрадиционные занятия, праздники,

развлечения. Например, музыкальное тематическое занятие «Что такое

12

музыка»; праздник «Осенины», музыкально-драматический спектакль

«Помощники» и т.д.

Такая форма, наглядно-графическая, очень удобна, хотя, может быть, не

совсем совершенна.

13

Занятия, направленные на развитие творческих способностей.

Заключение.

Итак, использование элементов психогимнастики и аутотренинга, а

также речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях в

дошкольном учреждении, начиная с младшего возраста, приводит:

1.

К развитию воображения у детей

2.

К снятию эмоциональной напряжённости

3.

Гармонизирует отношения между детьми, между детьми и

взрослыми

4.

Вырабатывает уверенность в себе

Таким образом, можно сделать вывод, что используя игры и упражнения,

основанные на концепции К. Орфа у детей развиваются творческие

способности, а именно:

Ребёнок самоутверждается как личность;

Развиваются факторы креативности, чувствительности,

оригинальности, спонтанности, многовариативности,

чувствительности;

Ребёнок учится владеть своим телом (перевоплощение в образ,

предмет);

Ребёнок учится владеть своим голосом ( тембром, динамикой,

настроением);

Ребёнок учится владеть любым детским музыкальным

инструментом (музицировать);

14

15



В раздел образования