Напоминание

"Организация учебного процесса с учетом индивидуализированного дифференцированного обучения"


Авторы: Завацкая Ольга Борисовна, Цаплина Людмила Анатольевна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБУДО ЦДО "ЭкоМир" ЛО
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Организация учебного процесса с учетом индивидуализированного дифференцированного обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Завацкая Ольга Борисовна, Цаплина Людмила Анатольевна

«Как построить урок, чтобы быть уверенным, что изучаемый материал пройден и понят

каждым

учеником?»

«Как

опросить

каждого

ученика

и

получить

ожидаемый,

планируемый

результат?»

Наверное,

каждый

учитель,

идя

на

урок,

задает

себе

эти

вопросы. И поэтому каждый из нас пытается найти пути решения этой задачи. Ясно одно,

урок пройдет удачно только в том случае, если правильно спланирована работа каждого

ученика на данном уроке и правильно разработан учебный материал.

На

сегодняшний

день

существует

множество

различных

теорий

и

методов

преподавания, но, как правило, в каждой из них есть свои плюсы и свои минусы. Так же

особо

остро

стоит

вопрос

о

наличии

и

качестве

учебников,

являющихся

основным

источником информации в школе. Пробуем решить эту проблему своими путями, опираясь

на передовой опыт учительства.

Чему должна научить школа? Наверное, многие из вас ответят читать и писать, но как

показывает практика, в первую очередь, мы должны научить ребят самостоятельности. Что

значит

быть

самостоятельным?

Это

значит

уметь

видеть

главное

в

большом

потоке

информации и соответственно правильно пользоваться приобретенными знаниями.

Чтобы

достичь

поставленной

цели,

мы

должны

придерживаться

следующих

принципов:

1.

Индивидуальный

подход

к

каждому

ученику.

Это

подразумевает

наличие

пакета

документов

для

каждого

учащегося,

позволяющего

работать

каждому

ребенку со своей скоростью и

воспринимать информацию на своем уровне

понимания.

2.

Дифференцированный подход к обучению. То есть подача материала на разных

уровнях, как с учетом индивидуальных особенностей учащихся, так и с учетом

деления классов на гуманитарное и техническое отделение.

3.

Принцип наглядности. Так как зрительное восприятие материала способствует

лучшему запоминанию.

Опираясь на эти принципы, попробуем создать свою теорию организации учебного

процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Это влечет за собой наличие индивидуального пакета документов у каждого

ученика, причем с учетом дифференциации обучения.

Пакет документов состоит из:

1.

Календарно-тематического плана, в котором весь материал разбит на блоки,

причем тема не должна разбиваться каникулами.

2.

Блоки разбиваются на микро цели.

3.

На основе календарно – тематического плана на каждый блок создается

тематическая карта, в состав которой входят:

- таблица планирования;

- порядок диагностических работ;

- самостоятельная деятельность учащихся в виде задания типа

«3»;

- инструкция к разработке теоретического материала.

Таблица планирования и порядок диагностических работ дает возможность,

каждому ученику, точно знать в какое время в течение четверти, и в какой форме, будет

произведен мониторинг его знаний.

Пример: в неделю 2 часа

№ недели

1

2

3

Вид

Мониторинга

Д

С

К

Оценка

коррекция

Обозначения: Д – диктант

С – самостоятельная работа

К – контрольная работа

У – устный опрос.

Л – лабораторная работа

Самостоятельная деятельность учащихся подразумевает подбор заданий, для

отработки знаний, полученных по данной микро цели, с учетом дифференциации.

Пример.

Задание

удовлетворительно

хорошо

отлично

З 1

№ 123, 125, 128

№ 125

№ 130

Каждый ученик вправе выбрать уровень подготовки по теме.

- если его устраивает уровень на «удовлетворительно», ему достаточно выполнить

задания этого уровня;

- если учащийся хочет повысить уровень своей подготовки, он должен выполнить

задания, начиная, с уровня «удовлетворительно» и двигаться

по нарастающей.

Инструкция к разработке теоретического материала должна быть создана в виде

опорного конспекта с пробелами. Это позволяет ребятам видеть направление, в котором

нужно двигаться при изучении данной темы и в процессе изучения, самостоятельно

получить опорный конспект для ответа.

Таким образом, мы преследуем несколько целей одновременно.

Во-первых, самостоятельно сделанное открытие прочно оседает в памяти.

Во-вторых, учебные программы построены таким образом, что периодически

приходиться возвращаться к ранее изученному материалу. Поэтому, опорный конспект,

полученный в процессе обучения, является наглядным дидактическим материалом при

углублении и расширении знаний по данной теме.

В-третьих, полученный конспект учащихся проверяется учителем у каждого ученика,

что позволяет при индивидуальном общении сразу устранить все моменты непонимания

данной темы.

В случаях, когда учебник не отвечает требованиям учителя,

более целесообразно вместо инструктивных карт разрабатывать рабочую тетрадь по теме,

которая должна содержать как теоретический материал по изучаемой теме, так и задания

для отработки этого материала. Такие тетради очень удобны при организации учебного

процесса

по

спирали,

так

как

при

возврате

к

той

или

иной

теме

очень

удобно

воспользоваться тетрадью с встроенным учебником и практическим материалом.

В-четвертых, в качестве источника информации используется не только учебник данной

параллели, а несколько различных изданий, содержащих данную тему. Это позволит

ученикам рассмотреть материал с разных сторон. И выбрать самое основное, опираясь на

разные формулировки и точки зрения ученых.

В качестве примера можно привести тему «Электромагнитные явления», которая

изучается в 8 классе и углубляется в 10 и 11 классах.

В заключении хочется сказать, что данная форма организации учебного процесса

позволяет решить ряд педагогических проблем. Таких как:

- отработка пропущенных занятий;

- еже урочных контроль уровня знаний учащихся;

- определение уровня знаний учащегося (не учитель определяет уровень ученика, а он сам

вправе выбрать свой уровень подготовки и получить заслуженную оценку);

- работа с родителями (отслеживание подготовки ученика);

- гарантированный, а не случайный результат работы ученика.

Литература

1.

Jim Higgins, Hathersham School, Oldham Пособие по интерактивным формам работы

учащихся.

2.

«Технология В.Ф. Шаталова» интернет-сайт.

3.

Е.А. Волохова, И.В. Юнкина, Дидактика, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.

4.

Технология «Глобального образования»



В раздел образования