Авторы: Завацкая Ольга Борисовна, Цаплина Людмила Анатольевна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБУДО ЦДО "ЭкоМир" ЛО
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Организация учебного процесса с учетом индивидуализированного дифференцированного обучения"
Раздел: среднее образование
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Завацкая Ольга Борисовна, Цаплина Людмила Анатольевна
«Как построить урок, чтобы быть уверенным, что изучаемый материал пройден и понят
каждым
учеником?»
«Как
опросить
каждого
ученика
и
получить
ожидаемый,
планируемый
результат?»
Наверное,
каждый
учитель,
идя
на
урок,
задает
себе
эти
вопросы. И поэтому каждый из нас пытается найти пути решения этой задачи. Ясно одно,
урок пройдет удачно только в том случае, если правильно спланирована работа каждого
ученика на данном уроке и правильно разработан учебный материал.
На
сегодняшний
день
существует
множество
различных
теорий
и
методов
преподавания, но, как правило, в каждой из них есть свои плюсы и свои минусы. Так же
особо
остро
стоит
вопрос
о
наличии
и
качестве
учебников,
являющихся
основным
источником информации в школе. Пробуем решить эту проблему своими путями, опираясь
на передовой опыт учительства.
Чему должна научить школа? Наверное, многие из вас ответят читать и писать, но как
показывает практика, в первую очередь, мы должны научить ребят самостоятельности. Что
значит
быть
самостоятельным?
Это
значит
уметь
видеть
главное
в
большом
потоке
информации и соответственно правильно пользоваться приобретенными знаниями.
Чтобы
достичь
поставленной
цели,
мы
должны
придерживаться
следующих
принципов:
1.
Индивидуальный
подход
к
каждому
ученику.
Это
подразумевает
наличие
пакета
документов
для
каждого
учащегося,
позволяющего
работать
каждому
ребенку со своей скоростью и
воспринимать информацию на своем уровне
понимания.
2.
Дифференцированный подход к обучению. То есть подача материала на разных
уровнях, как с учетом индивидуальных особенностей учащихся, так и с учетом
деления классов на гуманитарное и техническое отделение.
3.
Принцип наглядности. Так как зрительное восприятие материала способствует
лучшему запоминанию.
Опираясь на эти принципы, попробуем создать свою теорию организации учебного
процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Это влечет за собой наличие индивидуального пакета документов у каждого
ученика, причем с учетом дифференциации обучения.
Пакет документов состоит из:
1.
Календарно-тематического плана, в котором весь материал разбит на блоки,
причем тема не должна разбиваться каникулами.
2.
Блоки разбиваются на микро цели.
3.
На основе календарно – тематического плана на каждый блок создается
тематическая карта, в состав которой входят:
- таблица планирования;
- порядок диагностических работ;
- самостоятельная деятельность учащихся в виде задания типа
«3»;
- инструкция к разработке теоретического материала.
Таблица планирования и порядок диагностических работ дает возможность,
каждому ученику, точно знать в какое время в течение четверти, и в какой форме, будет
произведен мониторинг его знаний.
Пример: в неделю 2 часа
№ недели
1
2
3
Вид
Мониторинга
Д
С
К
Оценка
коррекция
Обозначения: Д – диктант
С – самостоятельная работа
К – контрольная работа
У – устный опрос.
Л – лабораторная работа
Самостоятельная деятельность учащихся подразумевает подбор заданий, для
отработки знаний, полученных по данной микро цели, с учетом дифференциации.
Пример.
Задание
удовлетворительно
хорошо
отлично
З 1
№ 123, 125, 128
№ 125
№ 130
Каждый ученик вправе выбрать уровень подготовки по теме.
- если его устраивает уровень на «удовлетворительно», ему достаточно выполнить
задания этого уровня;
- если учащийся хочет повысить уровень своей подготовки, он должен выполнить
задания, начиная, с уровня «удовлетворительно» и двигаться
по нарастающей.
Инструкция к разработке теоретического материала должна быть создана в виде
опорного конспекта с пробелами. Это позволяет ребятам видеть направление, в котором
нужно двигаться при изучении данной темы и в процессе изучения, самостоятельно
получить опорный конспект для ответа.
Таким образом, мы преследуем несколько целей одновременно.
Во-первых, самостоятельно сделанное открытие прочно оседает в памяти.
Во-вторых, учебные программы построены таким образом, что периодически
приходиться возвращаться к ранее изученному материалу. Поэтому, опорный конспект,
полученный в процессе обучения, является наглядным дидактическим материалом при
углублении и расширении знаний по данной теме.
В-третьих, полученный конспект учащихся проверяется учителем у каждого ученика,
что позволяет при индивидуальном общении сразу устранить все моменты непонимания
данной темы.
В случаях, когда учебник не отвечает требованиям учителя,
более целесообразно вместо инструктивных карт разрабатывать рабочую тетрадь по теме,
которая должна содержать как теоретический материал по изучаемой теме, так и задания
для отработки этого материала. Такие тетради очень удобны при организации учебного
процесса
по
спирали,
так
как
при
возврате
к
той
или
иной
теме
очень
удобно
воспользоваться тетрадью с встроенным учебником и практическим материалом.
В-четвертых, в качестве источника информации используется не только учебник данной
параллели, а несколько различных изданий, содержащих данную тему. Это позволит
ученикам рассмотреть материал с разных сторон. И выбрать самое основное, опираясь на
разные формулировки и точки зрения ученых.
В качестве примера можно привести тему «Электромагнитные явления», которая
изучается в 8 классе и углубляется в 10 и 11 классах.
В заключении хочется сказать, что данная форма организации учебного процесса
позволяет решить ряд педагогических проблем. Таких как:
- отработка пропущенных занятий;
- еже урочных контроль уровня знаний учащихся;
- определение уровня знаний учащегося (не учитель определяет уровень ученика, а он сам
вправе выбрать свой уровень подготовки и получить заслуженную оценку);
- работа с родителями (отслеживание подготовки ученика);
- гарантированный, а не случайный результат работы ученика.
Литература
1.
Jim Higgins, Hathersham School, Oldham Пособие по интерактивным формам работы
учащихся.
2.
«Технология В.Ф. Шаталова» интернет-сайт.
3.
Е.А. Волохова, И.В. Юнкина, Дидактика, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.
4.
Технология «Глобального образования»