Автор: Шишулина Надежда Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Яковская ОШ
Населённый пункт: с Яковское Сосновский район Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа кружка "Физика и игрушка "
Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное учреждение
Яковская средняя общеобразовательная школа
Программа кружка
«
Физика в игрушках
»
6-7-8 классы
Учитель физики:
Шишулина Н. В.
стаж работы 35 лет
2016 год
Яковское
Кружок по предназначен для учащихся 6,7,8 классов начавших изучение физики, а
также для тех, кто интересуется возможностями «ежедневного» приложения знаний
по физике. В рамках этого курса рассматриваются некоторые физические явления,
проводятся
интересные
опыты.
Учащимся
предлагается
построить
игрушку
принципы работы которой основан на данном физическим явлении.
Курс прошел апробацию в МБОУ Яковская СОШ
Пояснительная записка.
Разработка данной программы вызвана острой потребностью популяризации физики
как учебного предмета среди современной молодежи. В настоящее время во всем
мире наблюдается снижение интереса к физике, как к ключевой науке о природе.
В
подобных
условиях
необходимо
изменить
устоявшуюся
систему
спецкурсов,
включая
в
нее
варианты
более
привлекательного,
легкого
характера,
ориентированные на самую широкую детскую аудиторию.
В предлагаемом варианте программы, начиная с самого первого года изучения
физики,
и
даже
с
шестого
класса,
реализуется
возможность
непрерывного
пропедевтического действия на всех без исключения учащихся с целью дальнейшей
профориентации в области точных наук.
Основная его идея заключается в соединении достаточно серьезной физики и …
игры, игрушек, занимающих ребенка с самых первых лет его жизни.
Игрушка — это первое, что берет в руки маленький человек, стремясь постичь
окружающий его мир. Поэтому она должна быть увлекательной и несложной. С
другой стороны, чтобы удивить, нужно быть привлекательнее и интереснее всего
окружающего, привычного.
«Соединить» эти два противоречивых начала в одном предмете под силу только
серьезному человеку, для которого игрушка — уже не игрушка, а объект достаточно
серьезных исследований.
Разбираясь в принципах работы игрушек, можно лучше понять и одну из самых
серьезных наук — физику, которая коренным образом изменила быт человека за
последние несколько десятков лет.
Чрезвычайно важно, пользуясь школьным курсом физики, попробовать «раскусить»
секреты их работы, усовершенствовать или придумать что-нибудь новое.
В силу разных причин человеку некогда задуматься о том, что игрушки устроены и
действуют также «по законам физики», следовательно, мы можем не только понять и
объяснить
принцип
действия
той
или
иной
игрушки,
но
и
самостоятельно
предложить интересные варианты новых игрушек.
Данный курс по выбору ставит перед собой следующие задачи:
Доступными
средствами
заинтересовать
учащихся
6-7-8
классов
в
изучении точных наук в целом и физики в частности;
Помочь
учащимся
в
усвоении
материала
обязательного
уровня
посредством
простых
и
наглядных
демонстраций,
не
входящих
в
обязательный
перечень программы основного школьного курса;
Показать
возможности
практического
приложения
знаний
и
умений
обязательной школьной программы по физике в повседневной жизни.
Привлечь учащихся младших классов к проведению самостоятельной
исследовательской работы по доступным их понимаю темам
Структура
курса
не
совсем
соответствует
структуре
преподавания
предмета
"Физика" .
Данный
курс
не
нацелен
на
усвоение
учениками
школьного
курса
физики.
Теоретический материал должен излагаться скорее в ознакомительном плане. Ребят
больше знакомят с практическим применением физических явлений. И в тоже время
не надо забывать напоминать детям, что более подробно они изучат это на уроках
физики. Это вызывает дополнительный интерес учеников к предмету.
Основной метод работы при проведении курса можно сформулировать следующим
образом:
«демонстрация
физического
явления
�
с е к р е т
�
объяснение
�
физические
основы
действия
�
во зм ож н ы е
ва р и а н т ы
п р и м е н е н и я
�
конструирование игрушки
».
На занятиях кружка учащиеся активно участвуют в обсуждении принципов действия
игрушек.
Ведь
с
самого
рождения
человек
считает
себя
«специалистом»
по
игрушкам, что придает занятиям раскованный и увлекательный характер.
ЦЕЛИ программы
1.
Образовательная:
– развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
выдвигать гипотезы и строить модели;
на практике использовать физические знания.
2.
Просветительская:
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
в
процессе
приобретения
знаний
и
умений
с
использованием
различных источников информации и современных информационных технологий;
расширение кругозора учащихся.
3.
Воспитательная:
– воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
уважительного
отношения
к
мнению
другого
при
обсуждении
проблем
естественнонаучного содержания;
Основное
место
занимает
самостоятельная
и
творческая
работа
учащихся
-
индивидуальная и групповая, рефлексия.
Курс «Физика в игрушках» подталкивает ученика к самостоятельному мышлению,
логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению
анализировать
наблюдаемую
ситуацию
и
приходить
к
правильному
решению,
умению видеть важное и делать правильные выводы.
Содержание
курса
позволяет
ученику
любого
уровня
подготовки
активно
включаться
в
учебно-познавательный
процесс
и
максимально
проявить
свои
возможности и способности.
Ожидаемые результаты обучения:
Формирование конкретных практических умений и навыков на основе
знакомства с законами физики.
Показать значение физики в окружающем мире.
Повышение познавательного интереса к предмету на занятиях кружка.
Помочь преодолеть ложные страхи, связанные с изучением предмета физики,
показать, что физика – наука, которая поможет познать окружающий мир.
Тематическое планирование кружка «Физика в игрушках»
№п/
п
Тема занятия
Количество
часов
теори
я
практика
Свойства жидкостей
Всего 5 часов
1
Вязкость жидкостей. Преломление света
1
2,3
Изготовление поделки «Аквариум» «Приложение
№1»
2
4,5
Изготовление поделки «Снегопад» «Приложение
№2»
2
Магниты
Всего 7 часов
6
Свойства магнита
1
7,8
Изготовление поделки «Горнолыжник» »
«Приложение №3»
2
9,10
Изготовление поделки «Пчела над цветком» »
«Приложение №4»
2
11,12
Изготовление поделки «Лягушка – попрыгушка»
«Приложение №5»
2
Электрические цепи
Всего 7 часов
13
Батарейки и электрические цепи
1
14
Изготовление патрона «Приложение №6»
1
15-
19
Изготовление поделки «Клоун – жонглер»
« Приложение №7»
4
20
Изготовление поделки «Карманный фонарик»
«Приложение №8»
1
Электромагниты
Всего 11
22
Электромагниты и их применение
1
23
Изготовление электромагнита «Приложение №9»
1
24-
29
Изготовление поделки « Подъёмный кран»
6
30-
33
Работа над проектом собственной игрушки
3
34
Выставка работ. Подведение итогов
1
Литература:
1.
Блудов А.В «Беседы по физике»
2.
Гальперштейн Л.Я. (перевод с английского) « Игрушки забавные и ужасные»,
Москва «РОСМЭН» 1998
Приложение№1
Вам понадобиться большая стеклянная банка, чистая и сухая с крышкой, пластилин,
бусинки, старая бижутерия, пищевой краситель голубого цвета.
Сделайте из пластилина рыбок, морских звезд и тому подобное, украсьте их
бижутерией. Прикрепите к рыбкам нитку, а верхний конец прикрепите к крыше
банки.
Приложение №2
Приложение №3
Вам понадобиться : кусок картона примерно 20на 45см, соломинка для коктейля,
соленое тесто. Цветная бумага, картон, краски, ножницы, две канцелярские скрепки,
скотч, линейка, пластилин,магнит
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Вместо лампочек можно взять светодиоды, тогда не нужно изготовлять патроны
Приложение №8
Приложение №9