Напоминание

Программа кружка "Физика и игрушка "


Автор: Шишулина Надежда Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Яковская ОШ
Населённый пункт: с Яковское Сосновский район Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа кружка "Физика и игрушка "
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

Яковская средняя общеобразовательная школа

Программа кружка

«

Физика в игрушках

»

6-7-8 классы

Учитель физики:

Шишулина Н. В.

стаж работы 35 лет

2016 год

Яковское

Кружок по предназначен для учащихся 6,7,8 классов начавших изучение физики, а

также для тех, кто интересуется возможностями «ежедневного» приложения знаний

по физике. В рамках этого курса рассматриваются некоторые физические явления,

проводятся

интересные

опыты.

Учащимся

предлагается

построить

игрушку

принципы работы которой основан на данном физическим явлении.

Курс прошел апробацию в МБОУ Яковская СОШ

Пояснительная записка.

Разработка данной программы вызвана острой потребностью популяризации физики

как учебного предмета среди современной молодежи. В настоящее время во всем

мире наблюдается снижение интереса к физике, как к ключевой науке о природе.

В

подобных

условиях

необходимо

изменить

устоявшуюся

систему

спецкурсов,

включая

в

нее

варианты

более

привлекательного,

легкого

характера,

ориентированные на самую широкую детскую аудиторию.

В предлагаемом варианте программы, начиная с самого первого года изучения

физики,

и

даже

с

шестого

класса,

реализуется

возможность

непрерывного

пропедевтического действия на всех без исключения учащихся с целью дальнейшей

профориентации в области точных наук.

Основная его идея заключается в соединении достаточно серьезной физики и …

игры, игрушек, занимающих ребенка с самых первых лет его жизни.

Игрушка — это первое, что берет в руки маленький человек, стремясь постичь

окружающий его мир. Поэтому она должна быть увлекательной и несложной. С

другой стороны, чтобы удивить, нужно быть привлекательнее и интереснее всего

окружающего, привычного.

«Соединить» эти два противоречивых начала в одном предмете под силу только

серьезному человеку, для которого игрушка — уже не игрушка, а объект достаточно

серьезных исследований.

Разбираясь в принципах работы игрушек, можно лучше понять и одну из самых

серьезных наук — физику, которая коренным образом изменила быт человека за

последние несколько десятков лет.

Чрезвычайно важно, пользуясь школьным курсом физики, попробовать «раскусить»

секреты их работы, усовершенствовать или придумать что-нибудь новое.

В силу разных причин человеку некогда задуматься о том, что игрушки устроены и

действуют также «по законам физики», следовательно, мы можем не только понять и

объяснить

принцип

действия

той

или

иной

игрушки,

но

и

самостоятельно

предложить интересные варианты новых игрушек.

Данный курс по выбору ставит перед собой следующие задачи:

Доступными

средствами

заинтересовать

учащихся

6-7-8

классов

в

изучении точных наук в целом и физики в частности;

Помочь

учащимся

в

усвоении

материала

обязательного

уровня

посредством

простых

и

наглядных

демонстраций,

не

входящих

в

обязательный

перечень программы основного школьного курса;

Показать

возможности

практического

приложения

знаний

и

умений

обязательной школьной программы по физике в повседневной жизни.

Привлечь учащихся младших классов к проведению самостоятельной

исследовательской работы по доступным их понимаю темам

Структура

курса

не

совсем

соответствует

структуре

преподавания

предмета

"Физика" .

Данный

курс

не

нацелен

на

усвоение

учениками

школьного

курса

физики.

Теоретический материал должен излагаться скорее в ознакомительном плане. Ребят

больше знакомят с практическим применением физических явлений. И в тоже время

не надо забывать напоминать детям, что более подробно они изучат это на уроках

физики. Это вызывает дополнительный интерес учеников к предмету.

Основной метод работы при проведении курса можно сформулировать следующим

образом:

«демонстрация

физического

явления

с е к р е т

объяснение

физические

основы

действия

во зм ож н ы е

ва р и а н т ы

п р и м е н е н и я

конструирование игрушки

».

На занятиях кружка учащиеся активно участвуют в обсуждении принципов действия

игрушек.

Ведь

с

самого

рождения

человек

считает

себя

«специалистом»

по

игрушкам, что придает занятиям раскованный и увлекательный характер.

ЦЕЛИ программы

1.

Образовательная:

– развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

выдвигать гипотезы и строить модели;

на практике использовать физические знания.

2.

Просветительская:

развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих

способностей

в

процессе

приобретения

знаний

и

умений

с

использованием

различных источников информации и современных информационных технологий;

расширение кругозора учащихся.

3.

Воспитательная:

– воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;

необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

уважительного

отношения

к

мнению

другого

при

обсуждении

проблем

естественнонаучного содержания;

Основное

место

занимает

самостоятельная

и

творческая

работа

учащихся

-

индивидуальная и групповая, рефлексия.

Курс «Физика в игрушках» подталкивает ученика к самостоятельному мышлению,

логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению

анализировать

наблюдаемую

ситуацию

и

приходить

к

правильному

решению,

умению видеть важное и делать правильные выводы.

Содержание

курса

позволяет

ученику

любого

уровня

подготовки

активно

включаться

в

учебно-познавательный

процесс

и

максимально

проявить

свои

возможности и способности.

Ожидаемые результаты обучения:

Формирование конкретных практических умений и навыков на основе

знакомства с законами физики.

Показать значение физики в окружающем мире.

Повышение познавательного интереса к предмету на занятиях кружка.

Помочь преодолеть ложные страхи, связанные с изучением предмета физики,

показать, что физика – наука, которая поможет познать окружающий мир.

Тематическое планирование кружка «Физика в игрушках»

№п/

п

Тема занятия

Количество

часов

теори

я

практика

Свойства жидкостей

Всего 5 часов

1

Вязкость жидкостей. Преломление света

1

2,3

Изготовление поделки «Аквариум» «Приложение

№1»

2

4,5

Изготовление поделки «Снегопад» «Приложение

№2»

2

Магниты

Всего 7 часов

6

Свойства магнита

1

7,8

Изготовление поделки «Горнолыжник» »

«Приложение №3»

2

9,10

Изготовление поделки «Пчела над цветком» »

«Приложение №4»

2

11,12

Изготовление поделки «Лягушка – попрыгушка»

«Приложение №5»

2

Электрические цепи

Всего 7 часов

13

Батарейки и электрические цепи

1

14

Изготовление патрона «Приложение №6»

1

15-

19

Изготовление поделки «Клоун – жонглер»

« Приложение №7»

4

20

Изготовление поделки «Карманный фонарик»

«Приложение №8»

1

Электромагниты

Всего 11

22

Электромагниты и их применение

1

23

Изготовление электромагнита «Приложение №9»

1

24-

29

Изготовление поделки « Подъёмный кран»

6

30-

33

Работа над проектом собственной игрушки

3

34

Выставка работ. Подведение итогов

1

Литература:

1.

Блудов А.В «Беседы по физике»

2.

Гальперштейн Л.Я. (перевод с английского) « Игрушки забавные и ужасные»,

Москва «РОСМЭН» 1998

Приложение№1

Вам понадобиться большая стеклянная банка, чистая и сухая с крышкой, пластилин,

бусинки, старая бижутерия, пищевой краситель голубого цвета.

Сделайте из пластилина рыбок, морских звезд и тому подобное, украсьте их

бижутерией. Прикрепите к рыбкам нитку, а верхний конец прикрепите к крыше

банки.

Приложение №2

Приложение №3

Вам понадобиться : кусок картона примерно 20на 45см, соломинка для коктейля,

соленое тесто. Цветная бумага, картон, краски, ножницы, две канцелярские скрепки,

скотч, линейка, пластилин,магнит

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7

Вместо лампочек можно взять светодиоды, тогда не нужно изготовлять патроны

Приложение №8

Приложение №9



В раздел образования