Напоминание

"Можно ли воспитать ребенка самостоятельным"


Автор: Полякова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №124 "Планета детства"
Населённый пункт: Ульяновская область, г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Можно ли воспитать ребенка самостоятельным"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация на тему: Можно ли воспитать ребенка самостоятельным ?

Цель :

1.Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных

методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности;

2.Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою

воспитательную деятельность.

Самостоятельность- важнейшее качество личности. Успешность ее

формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет

направленность личности. В науке до сих пор идут споры о том, в каком

возрасте и в каком виде самостоятельность обнаруживает себя и какое

поведение ребенка можно считать самостоятельным. Некоторые ученые

полагают, что истинная самостоятельность свойственна только взрослому

человеку, зрелой личности. Другие рассматривают самостоятельность как

развитое свойство личности, проявляющееся уже у подростков; третьи

выявляют ярко выраженную самостоятельность уже у шестилеток.

Итак, несмотря на противоречивость в определении сроков ученые

единодушны в одном: самостоятельность- важнейшая характеристика

личности; самостоятельность не может возникнуть в отличии ии от других

личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без

самостоятельности личность не становится полноценной.

Долгое время основным критерием самостоятельности у ребенка ориентации

на помощь и поддержку взрослого. Высказывания « Я Сам», и автономность

в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки

сложившейся или складывающейся самостоятельности.

Как же определить истинный смысл первичных стремлений ребенка к

самостоятельным действиям? Как избежать ошибки?

Внимательно понаблюдайте за ребенком. Если его стремление не имеет

формы общей и стойкой тенденции, не охватывает большей части его

действий, а ограничено и сводится лишь к одиночным самостоятельно

исполняемым действиям, скорее всего перед вами мнимая

самостоятельность, которая, на проверку, оказывается лишь умением

совершать хорошо заученные и закрепленные действия. Например, малыш

хочет лишь самостоятельно застегивать пуговицы на одежде. О том, чтобы

одеть себя, и слышать не хочет. Мнимая самостоятельность вызывается и

другими причинами. Например: малыш отказывается от помощи, а взрослый

воспринимает его действия порой как выражение самостоятельности. На

самом же деле налицо нарушение взаимопонимания между старшим и

младшим, когда последний стесняется или за что-то обижен на воспитателя.

В дошкольном возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно

выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что

ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что

сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо

отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему

больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать

покупки в магазине и учитывать его выбор.

Главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и

для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и

он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком

постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности

ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть.

Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в

состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью

дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в

накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы,

поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

И самое главное :не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему

встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего

бездействия).

Только при такой постановке вопроса ребенок научится оценивать себя

самостоятельно.



В раздел образования