Автор: Полякова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №124 "Планета детства"
Населённый пункт: Ульяновская область, г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Можно ли воспитать ребенка самостоятельным"
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему: Можно ли воспитать ребенка самостоятельным ?
Цель :
1.Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных
методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности;
2.Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою
воспитательную деятельность.
Самостоятельность- важнейшее качество личности. Успешность ее
формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет
направленность личности. В науке до сих пор идут споры о том, в каком
возрасте и в каком виде самостоятельность обнаруживает себя и какое
поведение ребенка можно считать самостоятельным. Некоторые ученые
полагают, что истинная самостоятельность свойственна только взрослому
человеку, зрелой личности. Другие рассматривают самостоятельность как
развитое свойство личности, проявляющееся уже у подростков; третьи
выявляют ярко выраженную самостоятельность уже у шестилеток.
Итак, несмотря на противоречивость в определении сроков ученые
единодушны в одном: самостоятельность- важнейшая характеристика
личности; самостоятельность не может возникнуть в отличии ии от других
личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без
самостоятельности личность не становится полноценной.
Долгое время основным критерием самостоятельности у ребенка ориентации
на помощь и поддержку взрослого. Высказывания « Я Сам», и автономность
в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки
сложившейся или складывающейся самостоятельности.
Как же определить истинный смысл первичных стремлений ребенка к
самостоятельным действиям? Как избежать ошибки?
Внимательно понаблюдайте за ребенком. Если его стремление не имеет
формы общей и стойкой тенденции, не охватывает большей части его
действий, а ограничено и сводится лишь к одиночным самостоятельно
исполняемым действиям, скорее всего перед вами мнимая
самостоятельность, которая, на проверку, оказывается лишь умением
совершать хорошо заученные и закрепленные действия. Например, малыш
хочет лишь самостоятельно застегивать пуговицы на одежде. О том, чтобы
одеть себя, и слышать не хочет. Мнимая самостоятельность вызывается и
другими причинами. Например: малыш отказывается от помощи, а взрослый
воспринимает его действия порой как выражение самостоятельности. На
самом же деле налицо нарушение взаимопонимания между старшим и
младшим, когда последний стесняется или за что-то обижен на воспитателя.
В дошкольном возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно
выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что
ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что
сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо
отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему
больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать
покупки в магазине и учитывать его выбор.
Главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и
для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и
он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком
постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности
ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть.
Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в
состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью
дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в
накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы,
поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
И самое главное :не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему
встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего
бездействия).
Только при такой постановке вопроса ребенок научится оценивать себя
самостоятельно.