Автор: Тараненко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний и экологически правильного отношения к живой природе в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Формирование у детей старшего дошкольного возраста
экологических знаний и экологически правильного отношения
к живой природе
в практике работы воспитателя ДОУ
Тараненко Елена Владимировна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125», г.Новокузнецк
На
этапе
дошкольного
детства
складывается
начальное
ощущение
окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе,
накапливает представления о разных формах жизни. Отсутствие у детей знаний,
верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них
различных
предрассудков
и
суеверий.
Неправильное
представление
часто
служит
причиной
недоброжелательного
отношения
детей
к
животным,
уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только
наносит
вред
природе,
но
и
отрицательно
действует
на
психику
детей,
ожесточает
их.
Исправить
имеющиеся
неправильные
представления
значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень
важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о
природе.
В
период
дошкольного
детства
формируются
первоосновы
экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при
одном
условии
-
если
взрослые,
воспитывающие
ребенка,
сами
обладают
экологической
культурой:
понимают
общие
для
всех
людей
проблемы
и
беспокоятся по их поводу, показывают и помогают маленькому человеку понять
прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
во-первых,
формирование
осознанно-правильного
отношения
к
природным
объектам;
во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать
экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
1
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к
миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Отсюда
следует,
что
диагностику
экологической
воспитанности
дошкольников
необходимо
проводить
с
учетом
их
возрастных
особенностей
по
двум
направлениям: формирование
экологических
знаний и экологически
правильного
отношения к природным объектам .
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) правильное отношение к живой природе
.
Формирование
представлений
детей
об
изменениях
в
природе
требует
постоянного непосредственного общения с ней. Поэтому в ДОУ должны быть
созданы специальные условия, такие как:
Создание уголков озеленения (комнатные растения);
Содержания животных (птиц, рыбок, черепахи и др.);
Использования
наглядных
пособий,
иллюстративного
материала
(альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры и пр.);
Создание условий для выращивания и ухода за растениями (сад, огород,
цветник, ягодник и др.);
Создание экологической тропы.
Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего конкретные, отдельно
взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под
опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники
детского
сада
знали
экологические
особенности
каждого
объекта
природы
-
его
потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо
себя чувствует и развивается.
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они
отвечают следующим требованиям:
безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и
колючие
растения,
агрессивные
и
непредсказуемые
в
своем
поведении
животные);
неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное
внимание уделяется ребенку, растения и животные -это "предметная" среда
их жизни, которая помогает воспитывать;
2
хорошее содержание растений и животных.
Четкое
соблюдение
экологического
подхода
к
оборудованию
зоны
природы
в
детских садах позволит детям увидеть:
1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды
обитания;
3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти
процессы;
4)
специфику
живого
организма
(растительного,
животного),
его
отличие
от
предметов;
5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Критериями отбора понятий и экологического фактического материала
являются
два
момента:
их
наглядная
представленность
и
возможность
включения в практическую деятельность.
Так
в дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому
формирование
разнообразных
реалистических
представлений
о
природе
проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные
формы наглядности. Нами изготовлены демонстрационные учебные картины и
маленькие раздаточные картинки.
На
занятиях
используем
и
технические
средства
обучения
-
слайды,
диафильмы, видеофильмы.
Используем
различный
иллюстративный
материал,
правдиво
и
разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки
из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников.
Весь этот материал используем в педагогическом процессе самым различным
образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у
детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок,
игр-путешествий, досугов.
Санитарно-эпидемиологические требования запрещают содержать птиц и
животных
в
детском
саду,
поэтому
в
своей
работе
мы
широко
используем
3
картинки с различными изображениями хомячков (от рождения до взрослого
состояния), цветных попугайчиков, морских свинок, домашних животных.
Используем
эти
картинки
и
для
календарей:
карточки,
на
которых
изображены
новорожденные
хомячки,
полностью
восполняют
пробел
наблюдений.
Изготовленные карточки мы используем при проведении цикла-занятий
по знакомству детей с образом жизни хомяков. Цикл состоит из следующих
занятий «Здравствуйте, я хомячок!», «Что и как ест хомяк», «Как хомяк делает
запасы»,
«Чем
хомяк
отличается
от
мышонка?»,
«Когда
хомячка
трудно
заметить?»
Изготовлен альбом «Лесные обитатели», из которого дети узнают , что
жизнь леса подчинена сезонным закономерностям неживой природы: деревья,
кустарники имеют сезонный облик, так же как и покров лесной почвы (грибы,
ягоды, травы, опавшие хвоя и листья); образ жизни животных также носит
сезонно приспособительный характер (например, зимняя спячка бурого медведя,
ежа;
выведение
потомства
разными
животными
в
весенне-летний
период;
линька, запасание кормов и пр.). Этот альбом мы поместили в уголке природы,
чтобы
дети
могли
самостоятельно
изучать
особенности
жизни
лесных
обитателей и в самостоятельной деятельности.
При совместном рассматривании альбома мы обсуждаем с детьми образ
жизни зайца, отмечаем изменения происходившие со зверьком в разное время
года, как он приспособлен к передвижению по снегу, какие у него лапы, как
ложится
в
лежку,
какие
у
него
зубы
и
почему
он
может
грызть
кору.
Рассматривая беляков, мы рассказываем о приспособительных особенностях
строения глаз, ушей, о значении весенней и осенней линьки.
В
работе
используем
демонстрационные
картины,
на
которых
представлены
экзотические,
малоизвестные
животные
(коала,
дикобраз,
джейран) в крупном масштабе и со своими детенышами.
Как раздаточный материал используем
наборы маленьких карточек с
четким цветным изображением самых различных животных и растений.
4
Проводим
дидактические
игры,
упражнения,
создаем
проблемные
ситуации. Например, педагог укомплектовывает
одинаковые
конверты для
каждого ребенка с 10-15 карточками, и предлагает разложить их в два ряда: в
один -
домашних, а в другой - диких, животных; или
выбрать животных
(летающих, живущих в воде, в лесу, умеющих лазать, прыгать); сделать ряды из
растительноядных и хищников, птиц и насекомых и т.д.
Создаем
проблемные
экологические
ситуации,
когда
к
картинам,
изображающим среду обитания (например, лес, озеро или море, пустыня), дети
подбирают животных, которые могут в ней жить, а потом объяснить, почему
они сделали такой выбор.
В
работе
с
дошкольниками
используем
интегрированный
подход,
предполагающий
взаимосвязь
исследовательской
деятельности,
музыки,
изобразительной
деятельности,
физической
культуры,
игры,
театральной
деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а
также
организации
самостоятельной
деятельности
детей
т.
е.
экологизацию
различных видов деятельности ребенка.
Наша работа с детьми предполагает сотрудничество педагога и ребенка, и
исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс организован
так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои
гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Большое значение мы придаем исследовательской деятельности детей -
проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращаем внимание
на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение.
Для
этого
детям
предоставлялась
возможность
потрогать,
понюхать
окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Большое внимание уделяем общению детей с природой: с деревьями,
птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по
книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или
прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводим
своих воспитанников на прогулки, экскурсии.
5
Содержанием
проводимых
с
дошкольниками
экскурсий
является
обследование
близлежащей
местности
для
формирования
представлений
об
окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической
обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирают
природный материал для коллекций, исследуют растения, почву, воду, камни и
т.д.
Большое значение придаем ведущей форме деятельности дошкольников -
игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и
природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению
к природе помогают
игры-превращения, направленные на возникновение у
ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
На
занятиях
по
физической
культуре
обучение
детей
разнообразным
видам
движений
и
игровым
упражнениям
(
в
виде
имитационно-
подражательных
движений
),
в
которых
ребенок
должен
воспроизвести
знакомые
ему
образы
зверей,
птиц,
насекомых,
деревьев
и
т.д.
Образно-
подражательные
движения
развивают
у
дошкольников
творческую
двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях
и пространстве, внимание, фантазию и т.д.
Практическая деятельность детей проявляется в их участии при уборке
территории,
ее
благоустройстве,
посадке
деревьев
и
кустарников.
Дети
ухаживают за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливают птиц.
Три раза в месяц проводим трудовые десанты: «Посадим дерево», «Покормим
птиц
зимой»;
«Листья
желтые
над
городом
кружатся»,
«Санитарный
день»
(участие в уборке площадок,) и др.
Большое
значение
мы
придаем
работе
с
родителями.
Совместно
с
родителями проводим праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на
участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей
и
многое
другое.
Самым
активным
родителям
вручаем
благодарственные
письма.
6
Ознакомление дошкольников с природой – это передача реалистических
знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания
необходимы для формирования материалистического миропонимания.
.
Литература
1. Ашиков В.И. Семицветик - программа культурно-экологического образования
дошкольников. // Дошкольное воспитание.- 1998- N 2- 34-39с.
2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. //
Дошкольное воспитание. - 1998- N 7- 45-49с.
3.
Иванова
А.
И.
Методика
организации
экологических
наблюдений
и
экспериментов в детском саду. - М., ТЦ Сфера, 2003 - 56 с.
4. Каменева Л.А., Матвеева А.К. Как знакомить дошкольников с природой.- М.:
Просвещение, 1983-207с.
5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.:
Академия, 2002. - 336 с.
6.
Павлова
Л.
Игры
как
средство
эколого-эстетического
воспитания.
//
Дошкольное воспитание.- 2002- N 10- 40-49с.
7.
Рыжова
Н.
Экологический
проект
«Здравствуй,
дерево».
//
Дошкольное
воспитание.- 2002- N 3- 38-47 с.
8. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников. //
Дошкольное воспитание- 2004- N 7 - 21 – 27 с.
9.
Соломенникова
О.А.
Основные
и
дополнительные
программы
ДОУ.-
М.:
Айрис – пресс, 2007.-192с.
7
ПРИЛОЖЕНИЕ
8
Приложение 1
Задания для определения уровня сформированности экологических знаний
старших дошкольников о живой природе
Задание 1. Определение уровня знания детей о характерных особенностях
животных, птиц и насекомых.
(проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира
животных.
Оборудование: Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный
двор,
лес,
пейзаж
жарких
стран);
на
второй
карте
изображены
голубое
небо,
ветви
деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади,
коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона,
жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря,
совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика,
мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению
Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и
разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и
разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог
предлагает
взять
третью
карту,
из
оставшихся
картинок
выбрать
насекомых и разместить их на карте.
9
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз
подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам
он разместил животных на картах.
После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два
изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем
ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
Как называется животное (птица, насекомое)?
Что ты можешь рассказать о нем?
Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (3 балла)
• Ребенок
без
особого
труда
распределяет
представителей
животного
мира
по
видам; аргументирует свой выбор.
• Соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки.
• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
• Проявляет
интерес
и
эмоционально
выражает
свое
отношение
к
животным,
птицам и насекомым.
Средний уровень (2 балла)
• Ребенок
иногда
допускает
незначительные
ошибки
при
распределении
представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают
слишком краткими.
• Проявляет
интерес
и
эмоционально
выражает
свое
отношение
к
животным,
птицам и насекомым.
Низкий уровень (1 балл)
10
• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного
мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Затрудняется назвать характерные признаки.
• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном
неверно.
• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и
насекомым.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира
(проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония,
аспидистра
(дружная
семейка)
и
бальзамин
султанский
(огонек);
лейка
для
полива
комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
Какие
условия
необходимы
для
жизни,
роста
и
развития
комнатных
растений?
Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
Для чего людям нужны комнатные растения?
Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
11
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (3 балла)
• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и
цветы.
• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
• Без
помощи
взрослого
называет
условия,
необходимые
для
жизни,
роста
и
развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным
растениям.
Средний уровень (2 балла)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений:
деревьев, кустарников и цветов.
• В
основном
правильно
выделяет
группы
предлагаемых
растений,
иногда
затрудняется аргументировать свой выбор.
• Без
помощи
взрослого
называет
условия,
необходимые
для
жизни,
роста
и
развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы
недостаточно.
• Проявляет
интерес
и
эмоционально
выражает
свое
отношение
к
комнатным
растениям.
Низкий уровень (1 балл)
• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Не
всегда
может
выделить
группы
предлагаемых
растений,
не
может
аргументировать свой выбор.
• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
• Практические
умения
и
навыки
ухода
за
комнатными
растениями
не
сформированы.
12
• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к
взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Задание 3. Экологическое отношение к миру природы
(проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Инструкция к проведению
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они
есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя
дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в
детском саду?
Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада
всегда росли растения?
Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (3 балла)
• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка
природы.
13
• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц
и растений.
• Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень (2балла)
• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями
Уголка природы.
• Иногда
не
понимает
взаимосвязи
между
деятельностью
человека
и
жизнью
животных, птиц и растений.
• Может выразить свое отношение к проблеме.
Низкий уровень (1 балл)
• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и
обитателями Уголка природы.
• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных,
птиц и растений.
• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
В результате выполненных заданий наибольшее количество баллов, которое мог бы
набрать ребенок составляет 9 баллов.
Высокий уровень (9-8 баллов). Ребенок знает представителей животного мира и
разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Аргументирует свой выбор. Соотносит
представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки.
Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и
насекомым). Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка
природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных,
птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Знает об изменении образа жизни животных по сезонам.
Ребенок классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Знает их
характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития
комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями.
Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
14
Средний
уровень
(7-5
баллов). Ребенок
в
основном
знает
представителей
животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Не всегда может
аргументировать
свой
выбор.
Соотносит
представителей
животного
мира
со
средой
обитания.
Иногда
не
может
назвать
их
характерные
признаки.
Проявляет
интерес
и
эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). В основном
знает, как нужно ухаживать за животными и обитателями уголка природы. В основном
знает об изменении образа жизни животных по сезонам. Иногда затрудняется установить
взаимосвязь
между
деятельностью
человека
и
жизнью
животных,
птиц
и
растений.
Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.
Ребенок в основном классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и
цветы.
Иногда
не
может
знать
их
характерные
признаки.
Называет
лишь
некоторые
условия,
необходимые
для
жизни,
роста
и
развития
комнатных
растений.
Знает,
как
правильно
нужно
ухаживать
за
комнатными
растениями.
В
основном
сформированы
практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и
эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень (4-3 балла)
Ребенок допускает частые ошибки в названии представителей животного мира и
разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Допускает значительные ошибки при
разделении их по видам: звери, птицы и насекомые. Не может аргументировать свой
выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется
назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает
свое отношение к животным (птицам и насекомым).Не знает, как нужно ухаживать за
животными
и
обитателями
уголка
природы.
Не
знает
об
изменении
образа
жизни
животных
по
сезонам.
Затрудняется
установить
взаимосвязь
между
деятельностью
человека
и
жизнью
животных,
птиц
и
растений.
Эмоционально
не
выражает
свое
отношение к представителям животного мира.
Ребенок не может классифицировать растения по видам: деревья, кустарники и
цветы. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия, необходимые для
жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно нужно ухаживать за
комнатными растениями. У него не сформированы практические умения и навыки ухода
за комнатными растениями.
15
16