Напоминание

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний и экологически правильного отношения к живой природе в практике работы воспитателя ДОУ"


Автор: Тараненко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний и экологически правильного отношения к живой природе в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у детей старшего дошкольного возраста

экологических знаний и экологически правильного отношения

к живой природе

в практике работы воспитателя ДОУ

Тараненко Елена Владимировна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125», г.Новокузнецк

На

этапе

дошкольного

детства

складывается

начальное

ощущение

окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе,

накапливает представления о разных формах жизни. Отсутствие у детей знаний,

верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них

различных

предрассудков

и

суеверий.

Неправильное

представление

часто

служит

причиной

недоброжелательного

отношения

детей

к

животным,

уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только

наносит

вред

природе,

но

и

отрицательно

действует

на

психику

детей,

ожесточает

их.

Исправить

имеющиеся

неправильные

представления

значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень

важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о

природе.

В

период

дошкольного

детства

формируются

первоосновы

экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при

одном

условии

-

если

взрослые,

воспитывающие

ребенка,

сами

обладают

экологической

культурой:

понимают

общие

для

всех

людей

проблемы

и

беспокоятся по их поводу, показывают и помогают маленькому человеку понять

прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

во-первых,

формирование

осознанно-правильного

отношения

к

природным

объектам;

во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать

экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

1

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к

миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда

следует,

что

диагностику

экологической

воспитанности

дошкольников

необходимо

проводить

с

учетом

их

возрастных

особенностей

по

двум

направлениям: формирование

экологических

знаний и экологически

правильного

отношения к природным объектам .

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) правильное отношение к живой природе

.

Формирование

представлений

детей

об

изменениях

в

природе

требует

постоянного непосредственного общения с ней. Поэтому в ДОУ должны быть

созданы специальные условия, такие как:

Создание уголков озеленения (комнатные растения);

Содержания животных (птиц, рыбок, черепахи и др.);

Использования

наглядных

пособий,

иллюстративного

материала

(альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры и пр.);

Создание условий для выращивания и ухода за растениями (сад, огород,

цветник, ягодник и др.);

Создание экологической тропы.

Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего конкретные, отдельно

взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под

опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники

детского

сада

знали

экологические

особенности

каждого

объекта

природы

-

его

потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо

себя чувствует и развивается.

В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они

отвечают следующим требованиям:

безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и

колючие

растения,

агрессивные

и

непредсказуемые

в

своем

поведении

животные);

неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное

внимание уделяется ребенку, растения и животные -это "предметная" среда

их жизни, которая помогает воспитывать;

2

хорошее содержание растений и животных.

Четкое

соблюдение

экологического

подхода

к

оборудованию

зоны

природы

в

детских садах позволит детям увидеть:

1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды

обитания;

3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти

процессы;

4)

специфику

живого

организма

(растительного,

животного),

его

отличие

от

предметов;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Критериями отбора понятий и экологического фактического материала

являются

два

момента:

их

наглядная

представленность

и

возможность

включения в практическую деятельность.

Так

в дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому

формирование

разнообразных

реалистических

представлений

о

природе

проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные

формы наглядности. Нами изготовлены демонстрационные учебные картины и

маленькие раздаточные картинки.

На

занятиях

используем

и

технические

средства

обучения

-

слайды,

диафильмы, видеофильмы.

Используем

различный

иллюстративный

материал,

правдиво

и

разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки

из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников.

Весь этот материал используем в педагогическом процессе самым различным

образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у

детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок,

игр-путешествий, досугов.

Санитарно-эпидемиологические требования запрещают содержать птиц и

животных

в

детском

саду,

поэтому

в

своей

работе

мы

широко

используем

3

картинки с различными изображениями хомячков (от рождения до взрослого

состояния), цветных попугайчиков, морских свинок, домашних животных.

Используем

эти

картинки

и

для

календарей:

карточки,

на

которых

изображены

новорожденные

хомячки,

полностью

восполняют

пробел

наблюдений.

Изготовленные карточки мы используем при проведении цикла-занятий

по знакомству детей с образом жизни хомяков. Цикл состоит из следующих

занятий «Здравствуйте, я хомячок!», «Что и как ест хомяк», «Как хомяк делает

запасы»,

«Чем

хомяк

отличается

от

мышонка?»,

«Когда

хомячка

трудно

заметить?»

Изготовлен альбом «Лесные обитатели», из которого дети узнают , что

жизнь леса подчинена сезонным закономерностям неживой природы: деревья,

кустарники имеют сезонный облик, так же как и покров лесной почвы (грибы,

ягоды, травы, опавшие хвоя и листья); образ жизни животных также носит

сезонно приспособительный характер (например, зимняя спячка бурого медведя,

ежа;

выведение

потомства

разными

животными

в

весенне-летний

период;

линька, запасание кормов и пр.). Этот альбом мы поместили в уголке природы,

чтобы

дети

могли

самостоятельно

изучать

особенности

жизни

лесных

обитателей и в самостоятельной деятельности.

При совместном рассматривании альбома мы обсуждаем с детьми образ

жизни зайца, отмечаем изменения происходившие со зверьком в разное время

года, как он приспособлен к передвижению по снегу, какие у него лапы, как

ложится

в

лежку,

какие

у

него

зубы

и

почему

он

может

грызть

кору.

Рассматривая беляков, мы рассказываем о приспособительных особенностях

строения глаз, ушей, о значении весенней и осенней линьки.

В

работе

используем

демонстрационные

картины,

на

которых

представлены

экзотические,

малоизвестные

животные

(коала,

дикобраз,

джейран) в крупном масштабе и со своими детенышами.

Как раздаточный материал используем

наборы маленьких карточек с

четким цветным изображением самых различных животных и растений.

4

Проводим

дидактические

игры,

упражнения,

создаем

проблемные

ситуации. Например, педагог укомплектовывает

одинаковые

конверты для

каждого ребенка с 10-15 карточками, и предлагает разложить их в два ряда: в

один -

домашних, а в другой - диких, животных; или

выбрать животных

(летающих, живущих в воде, в лесу, умеющих лазать, прыгать); сделать ряды из

растительноядных и хищников, птиц и насекомых и т.д.

Создаем

проблемные

экологические

ситуации,

когда

к

картинам,

изображающим среду обитания (например, лес, озеро или море, пустыня), дети

подбирают животных, которые могут в ней жить, а потом объяснить, почему

они сделали такой выбор.

В

работе

с

дошкольниками

используем

интегрированный

подход,

предполагающий

взаимосвязь

исследовательской

деятельности,

музыки,

изобразительной

деятельности,

физической

культуры,

игры,

театральной

деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а

также

организации

самостоятельной

деятельности

детей

т.

е.

экологизацию

различных видов деятельности ребенка.

Наша работа с детьми предполагает сотрудничество педагога и ребенка, и

исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс организован

так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои

гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Большое значение мы придаем исследовательской деятельности детей -

проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращаем внимание

на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение.

Для

этого

детям

предоставлялась

возможность

потрогать,

понюхать

окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Большое внимание уделяем общению детей с природой: с деревьями,

птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по

книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или

прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводим

своих воспитанников на прогулки, экскурсии.

5

Содержанием

проводимых

с

дошкольниками

экскурсий

является

обследование

близлежащей

местности

для

формирования

представлений

об

окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической

обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирают

природный материал для коллекций, исследуют растения, почву, воду, камни и

т.д.

Большое значение придаем ведущей форме деятельности дошкольников -

игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и

природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению

к природе помогают

игры-превращения, направленные на возникновение у

ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На

занятиях

по

физической

культуре

обучение

детей

разнообразным

видам

движений

и

игровым

упражнениям

(

в

виде

имитационно-

подражательных

движений

),

в

которых

ребенок

должен

воспроизвести

знакомые

ему

образы

зверей,

птиц,

насекомых,

деревьев

и

т.д.

Образно-

подражательные

движения

развивают

у

дошкольников

творческую

двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях

и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

Практическая деятельность детей проявляется в их участии при уборке

территории,

ее

благоустройстве,

посадке

деревьев

и

кустарников.

Дети

ухаживают за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливают птиц.

Три раза в месяц проводим трудовые десанты: «Посадим дерево», «Покормим

птиц

зимой»;

«Листья

желтые

над

городом

кружатся»,

«Санитарный

день»

(участие в уборке площадок,) и др.

Большое

значение

мы

придаем

работе

с

родителями.

Совместно

с

родителями проводим праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на

участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей

и

многое

другое.

Самым

активным

родителям

вручаем

благодарственные

письма.

6

Ознакомление дошкольников с природой – это передача реалистических

знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания

необходимы для формирования материалистического миропонимания.

.

Литература

1. Ашиков В.И. Семицветик - программа культурно-экологического образования

дошкольников. // Дошкольное воспитание.- 1998- N 2- 34-39с.

2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. //

Дошкольное воспитание. - 1998- N 7- 45-49с.

3.

Иванова

А.

И.

Методика

организации

экологических

наблюдений

и

экспериментов в детском саду. - М., ТЦ Сфера, 2003 - 56 с.

4. Каменева Л.А., Матвеева А.К. Как знакомить дошкольников с природой.- М.:

Просвещение, 1983-207с.

5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.:

Академия, 2002. - 336 с.

6.

Павлова

Л.

Игры

как

средство

эколого-эстетического

воспитания.

//

Дошкольное воспитание.- 2002- N 10- 40-49с.

7.

Рыжова

Н.

Экологический

проект

«Здравствуй,

дерево».

//

Дошкольное

воспитание.- 2002- N 3- 38-47 с.

8. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников. //

Дошкольное воспитание- 2004- N 7 - 21 – 27 с.

9.

Соломенникова

О.А.

Основные

и

дополнительные

программы

ДОУ.-

М.:

Айрис – пресс, 2007.-192с.

7

ПРИЛОЖЕНИЕ

8

Приложение 1

Задания для определения уровня сформированности экологических знаний

старших дошкольников о живой природе

Задание 1. Определение уровня знания детей о характерных особенностях

животных, птиц и насекомых.

(проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира

животных.

Оборудование: Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный

двор,

лес,

пейзаж

жарких

стран);

на

второй

карте

изображены

голубое

небо,

ветви

деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади,

коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона,

жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря,

совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика,

мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и

разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и

разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог

предлагает

взять

третью

карту,

из

оставшихся

картинок

выбрать

насекомых и разместить их на карте.

9

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз

подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам

он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два

изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем

ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нем?

Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (3 балла)

• Ребенок

без

особого

труда

распределяет

представителей

животного

мира

по

видам; аргументирует свой выбор.

• Соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки.

• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

• Проявляет

интерес

и

эмоционально

выражает

свое

отношение

к

животным,

птицам и насекомым.

Средний уровень (2 балла)

• Ребенок

иногда

допускает

незначительные

ошибки

при

распределении

представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают

слишком краткими.

• Проявляет

интерес

и

эмоционально

выражает

свое

отношение

к

животным,

птицам и насекомым.

Низкий уровень (1 балл)

10

• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного

мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Затрудняется назвать характерные признаки.

• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном

неверно.

• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и

насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира

(проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония,

аспидистра

(дружная

семейка)

и

бальзамин

султанский

(огонек);

лейка

для

полива

комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Какие

условия

необходимы

для

жизни,

роста

и

развития

комнатных

растений?

Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

Для чего людям нужны комнатные растения?

Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

11

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (3 балла)

• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и

цветы.

• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

• Без

помощи

взрослого

называет

условия,

необходимые

для

жизни,

роста

и

развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным

растениям.

Средний уровень (2 балла)

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений:

деревьев, кустарников и цветов.

• В

основном

правильно

выделяет

группы

предлагаемых

растений,

иногда

затрудняется аргументировать свой выбор.

• Без

помощи

взрослого

называет

условия,

необходимые

для

жизни,

роста

и

развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы

недостаточно.

• Проявляет

интерес

и

эмоционально

выражает

свое

отношение

к

комнатным

растениям.

Низкий уровень (1 балл)

• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Не

всегда

может

выделить

группы

предлагаемых

растений,

не

может

аргументировать свой выбор.

• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

• Практические

умения

и

навыки

ухода

за

комнатными

растениями

не

сформированы.

12

• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к

взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3. Экологическое отношение к миру природы

(проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они

есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя

дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в

детском саду?

Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада

всегда росли растения?

Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (3 балла)

• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка

природы.

13

• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц

и растений.

• Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (2балла)

• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями

Уголка природы.

• Иногда

не

понимает

взаимосвязи

между

деятельностью

человека

и

жизнью

животных, птиц и растений.

• Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (1 балл)

• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и

обитателями Уголка природы.

• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных,

птиц и растений.

• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

В результате выполненных заданий наибольшее количество баллов, которое мог бы

набрать ребенок составляет 9 баллов.

Высокий уровень (9-8 баллов). Ребенок знает представителей животного мира и

разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Аргументирует свой выбор. Соотносит

представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и

насекомым). Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка

природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных,

птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

Знает об изменении образа жизни животных по сезонам.

Ребенок классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Знает их

характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития

комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

14

Средний

уровень

(7-5

баллов). Ребенок

в

основном

знает

представителей

животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Не всегда может

аргументировать

свой

выбор.

Соотносит

представителей

животного

мира

со

средой

обитания.

Иногда

не

может

назвать

их

характерные

признаки.

Проявляет

интерес

и

эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). В основном

знает, как нужно ухаживать за животными и обитателями уголка природы. В основном

знает об изменении образа жизни животных по сезонам. Иногда затрудняется установить

взаимосвязь

между

деятельностью

человека

и

жизнью

животных,

птиц

и

растений.

Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.

Ребенок в основном классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и

цветы.

Иногда

не

может

знать

их

характерные

признаки.

Называет

лишь

некоторые

условия,

необходимые

для

жизни,

роста

и

развития

комнатных

растений.

Знает,

как

правильно

нужно

ухаживать

за

комнатными

растениями.

В

основном

сформированы

практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и

эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (4-3 балла)

Ребенок допускает частые ошибки в названии представителей животного мира и

разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Допускает значительные ошибки при

разделении их по видам: звери, птицы и насекомые. Не может аргументировать свой

выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется

назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает

свое отношение к животным (птицам и насекомым).Не знает, как нужно ухаживать за

животными

и

обитателями

уголка

природы.

Не

знает

об

изменении

образа

жизни

животных

по

сезонам.

Затрудняется

установить

взаимосвязь

между

деятельностью

человека

и

жизнью

животных,

птиц

и

растений.

Эмоционально

не

выражает

свое

отношение к представителям животного мира.

Ребенок не может классифицировать растения по видам: деревья, кустарники и

цветы. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия, необходимые для

жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно нужно ухаживать за

комнатными растениями. У него не сформированы практические умения и навыки ухода

за комнатными растениями.

15

16



В раздел образования