Напоминание

"Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста."


Автор: Темникова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад № 162"
Населённый пункт: г. Новокузнецк кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию

детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников

с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного

образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере

определяется его сенсорному развитию.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития

ребёнка. Оно необходимо для успешного обучения. Все другие формы

познания строятся на основе образов восприятия, является результатом их

переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного

внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному

обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в

ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью

восприятия.

Сенсорное развитие - это развитие у ребёнка процессов восприятия и

представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Что бы оно

проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное

восприятия. Ребёнка следует научить рассматриванию, ощупыванию

вслушиванию и т.д. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо

определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к

свойствам и качествам других предметов.

Сенсорное воспитания служит основной познания мира, первой ступенью

которого является чувственный опыт. Успешность умственного , физического,

эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня

сенсорного развития детей . т.е. от того. Насколько совершенно ребенок

слышит, видит, осязает окружающее.

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей

считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности

органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной

дошкольной педагогики и психологии справедливо считают, что сенсорное

развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального

развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Большое значение в сенсорном воспитании имеется формирование у детей

представлений о сенсорных эталонов. Общественные образы внешних форм

предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр

цвета и т.д.)

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не

ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою

предысторию. Усвоит сенсорный эталон – это вовсе не значит научится

правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие

представления о разновидностях каждого свойства и , главное, уметь

пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств

разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря,

усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве

«единицы измерения» при оценке предметов и их свойств.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,

формируются определенное звено сенсорной культуры.

Ведущим видом деятельности и основной становления ребёнка до 3 лет

является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры

занятия, в которых усвоения какого либо материала протекает незаметно для

малышей в практической деятельности. Следовательно, главное в этом

возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимо для полноценного

восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение

представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине,

окружающих предметов, положений в пространстве и т.д.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и

младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь»

«Платочек для куклы»

«Узнай фигуру»

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Найди предмет указанной формы»

«Из каких фигур состоит…?»

«Найди предмет такой же формы»

«Какая фигура лишняя?»

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины:

« Сравни предметы по высоте»

« Самые длинные, самые короткие»

« Разноцветные кружки»

« В какую коробку?»

« Дальше – ближе»

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия цвета:

«Какого цвета не стала?»

«Какого цвета предмет?»

«Собери гирлянду»

«Какие цвета использованы?»

«Уточним цвет»



В раздел образования