Напоминание

"Современные подходы в преподавании технологии в рамках реализации ФГОС"


Автор: Шебонкина Ольга Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства и технологии
Учебное заведение: МБОУ СШ № 41
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы в преподавании технологии в рамках реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Начало XXI века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека:

политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты

современного

образования

обозначены

национальной

инициативой

«Наша

новая

школа»,

«Модель развития образования 2020», в Федеральных государственных

образовательных стандартах второго поколения.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования

второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта

является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности

учащегося.

Система

образования

отказывается

от

традиционного

представления

результатов

обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные

виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Концептуальная

идея

разработки

нового

стандарта

содержания

по

предмету

«Технология»

состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,

инвариантной различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая

грамотность

выражается

в

способности

учащихся

выполнять

работы

по

распространенным

технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические

средства

и

адаптироваться

к

различным

видам

деятельности.

Содержание

стандарта

ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в

условиях

рыночной

экономики.

Основным

предназначением

образовательной

области

«Технология»

в

системе

общего

образования

является

формирование

технологического

мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических

качеств

школьника.

Кроме

того,

"Технология"—

основная

практикоориентированная

область

знаний

в

общеобразовательной

школе,

знакомящая

с

различными

сферами

общественного

производства и в наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и

воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у учащихся

умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального

социума.В

рамках

"Технологии"

происходит

знакомство

с

миром

профессий,

осуществляется

профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем

самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от

общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо

менять

технологию работы

учителя,

т.к.

требования новых стандартов состоят в переходе от

традиционных

технологий

к

технологиям

развивающего

обучения,

которые

носят

личностно-

ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты

обучения.

В соответствии с ФГОС, базовой образовательной технологией является формирование

универсальных

учебных

действий

(УУД)

на

предметном

материале

каждой

из

школьных

дисциплин, в том числе и технологии. УУД представлены следующими видами: личностные,

регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы УУД.

Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности

на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработки

технологии

должен

уметь

варьировать

содержание

программы

в

зависимости

от

реальной

материально - технической базы по предмету, учитывая склонности, способности, потребности

учащихся; видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить

эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя

из этого, учителю, организуя процесс обучения «Технологии», следует использовать современные

подходы, формирующие УУД, такие как:

1. Системно-деятельностный (проблемное обучение)

2. Метапредметный (интегрированный)

3. Компетентностно-ориентированный

Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность,

нацеленную на результат; обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

развития

личности

ребенка

и

присущие

этим

особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место

отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной

деятельности школьника.

Компетентностно-ориентированный

подход

к

обучению

предполагает

формирование

разнообразных

надпредметных

знаний

и

умений,

способности

действовать

в

конкретных

практических ситуациях, решать жизненные проблемы.

Хотелось

бы

отметить

и

то,

что

любая

деятельность

состоит

из

двух

составляющих:

психологическая и физическая. В отличие от других предметов, уроки технологии базируются

именно на второй составляющей – умение делать что-то своими руками. Известный психолог А.Н.

Леонтьев говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей».

Процесс

обучения

как

передача

информации

от

учителя

к

ученику,

считают

психологи,

противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает

мир.

Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью

которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности,

духовности,

интеллекта,

самодисциплины,

самореализации,

стремления

к

саморазвитию. Для

достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса обучения, которые

отвечали

бы

современным

требованиям

и

обеспечивалибы

необходимый

уровень

развития

ученика. В качестве таких форм организации процесса обучения целесообразно использовать

бинарные,меж предметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги,урок - деловая игра; урок-

соревнование, урок-аукцион, урок-экскурсия,урок-семинар, урок-консультация т.д. Данные формы

учебных занятий, имеющие нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы,

вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют оптимальному

развитию

и

воспитанию.Для

них

характерны:

максимальная

насыщенность

разными

видами

познавательной

деятельности,

использование

проблемного

обучения,

осуществление

межпредметных связей,

отстранение

перегруженности

учеников.

Такие

уроки

направлены

на

решение

цепи

обучающих

и

воспитывающих

заданий,

прежде

всего,

на

повышение

воспитывающей

роли

урока.

Следует

только

оптимально

отбирать

содержание

материала

к

урокам,

чтобы

активизировать

познавательную

деятельность

на

уроках

с

использованием

активных

методов

обучения,

исполнением

учениками

разных

видов

самостоятельных

работ,

творческих и исследовательских заданий.

Процесс обучения предмету «Технология» целесообразно основывать на следующих принципах:

1. Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).

2. Принцип доступности (ориентация на имеющиеся знания и умения учащихся).

3. Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть

необходим для решения задач последовательного развития учащихся).

Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов:

- психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе обучения

через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие ученика в рамках

предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);

- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология» в школе

с современным состоянием производства);

- социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору

профессии).

Условиями эффективной реализации преподавания технологии являются:

-

субъект-субъектное

взаимодействие

педагога

и

учащихся,

которое

определяет

положение

ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;

-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;

- стимулирование познавательной активности учащихся;

- осуществление мониторинга.

Кроме

того,

реализация

процесса

обученияпредмету

«Технология»

должна

удовлетворять

следующим требованиям:

- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями нормативной

и учебно-методической документации);

- функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);

-

действенность

(процесс

обучения

должен

быть

технологичен,

проблемные

места

идентифицированы

и

постоянно

контролируемы,

а

также

осуществление

мер

по

улучшению

организации процесса);

- эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению результатов

с установленными или ожидаемыми свойствами) [1].

У

каждого

предмета

есть

свои

особенности

в

организации

преподавания

на

системно-

деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической

деятельности. Для реализации ФГОС по предмету технология нет необходимости в коренных

изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении данной

проблемы

является

поэтапное

введение

основных

элементов

системного-деятельностного

подхода.

Технологическое

образование

по

своей

сущности

действительно

ориентировано

на

компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных

знаний

и

умений,

способности

действовать

в

конкретных

практических

ситуациях,

решать

жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт второго поколения.

В связи с новыми требованиями ФГОС перед учителем ставится задача привнести в практику

педагогической

деятельности

существенные

изменения.

При

введении

ФГОС

начального

образования появилась возможность учителю технологии познакомить с разделами предмета и

развить

УУД

через

внеурочную

деятельность

учащихся

начальных

классов.

Программы

внеурочной

деятельности

разнообразны

по

темам:

«Краеведение

и

творчество»,

«Русская

тряпичная кукла», «Русская изба», «Лоскутная пластика», «Оригами из бумаги и ткани» и др.

Работая

по

программам

внеурочной

деятельности,

педагог

разрабатывает

новые

методы

планирования занятия, которые помогают при преемственности обучения начального и среднего

звена.

Современному

учителю

важно

научиться

создавать

учебные

ситуации

как

особые

структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную

ситуацию. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся

учебная

деятельность

должна

строиться

на

основе

системно-деятельностного

подхода.

Цель

работы

развитие

личности

учащегося

на

основе

освоения

универсальных

способов

деятельности. Одним из главных требований и новшеством образовательных стандартов второго

поколения является технологическая карта урока. Технологическая карта урока - это современная

форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта

позволит педагогу увидеть:

-что

он

осуществляет

педагогические

действия,

входящие

в

целостную

деятельность,

позволяющую, достичь конкретных планируемых предметных, метапредметных и личностных

результатов образования;

-что

эти

педагогические

действия

связаны

в

последовательную

цепь

и

не

нарушают

логику

целостности деятельности;

-как он должен «войти» в действие и «выйти» из него, не прервав цепи операций, входящих в

данное действие.

Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных

результатов. Оценить полученные достижения помогут новые подходы в оценивании результатов,

такие

как:

компетентностно-ориентированные

задания

(КОЗ)

и

компетентностно-

ориентированные тесты (КОТ).

КОЗ- оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного

содержания.

КОТ- оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного

содержания и диагностики успешности.

Введение стандартов основного образования предполагается с 2015 года. Его реализация

будет с учащимися уже обучающимися по системе ФГОС в начальной школе, что сделает переход

ФГОС

начального

образования

к

ФГОС

основного

образования

и

реализацию

современных

подходов в преподавании технологии более доступными и результативными.

Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более

того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен

информационными

технологиями.

Безусловно,

изменения

в

сфере

образования,

в

связи

с

введением

новых

стандартов,

современных

приоритетов

социального

развития

общества

смещают акценты трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет

главным

условием

жизнедеятельности

человека,

важнейшим

средством

самоутверждения

и

самовыражения

его

как

личности.

Поэтому

предмет

«Технология»

необходим

в

общеобразовательной школе.



В раздел образования