Автор: Шебонкина Ольга Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства и технологии
Учебное заведение: МБОУ СШ № 41
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы в преподавании технологии в рамках реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Начало XXI века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека:
политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты
современного
образования
обозначены
национальной
инициативой
«Наша
новая
школа»,
«Модель развития образования 2020», в Федеральных государственных
образовательных стандартах второго поколения.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования
второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта
является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности
учащегося.
Система
образования
отказывается
от
традиционного
представления
результатов
обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные
виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Концептуальная
идея
разработки
нового
стандарта
содержания
по
предмету
«Технология»
состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,
инвариантной различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая
грамотность
выражается
в
способности
учащихся
выполнять
работы
по
распространенным
технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические
средства
и
адаптироваться
к
различным
видам
деятельности.
Содержание
стандарта
ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в
условиях
рыночной
экономики.
Основным
предназначением
образовательной
области
«Технология»
в
системе
общего
образования
является
формирование
технологического
мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических
качеств
школьника.
Кроме
того,
"Технология"—
основная
практикоориентированная
область
знаний
в
общеобразовательной
школе,
знакомящая
с
различными
сферами
общественного
производства и в наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и
воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у учащихся
умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального
социума.В
рамках
"Технологии"
происходит
знакомство
с
миром
профессий,
осуществляется
профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем
самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от
общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо
менять
технологию работы
учителя,
т.к.
требования новых стандартов состоят в переходе от
традиционных
технологий
к
технологиям
развивающего
обучения,
которые
носят
личностно-
ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты
обучения.
В соответствии с ФГОС, базовой образовательной технологией является формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД)
на
предметном
материале
каждой
из
школьных
дисциплин, в том числе и технологии. УУД представлены следующими видами: личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы УУД.
Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности
на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработки
технологии
должен
уметь
варьировать
содержание
программы
в
зависимости
от
реальной
материально - технической базы по предмету, учитывая склонности, способности, потребности
учащихся; видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить
эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя
из этого, учителю, организуя процесс обучения «Технологии», следует использовать современные
подходы, формирующие УУД, такие как:
1. Системно-деятельностный (проблемное обучение)
2. Метапредметный (интегрированный)
3. Компетентностно-ориентированный
Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность,
нацеленную на результат; обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
развития
личности
ребенка
и
присущие
этим
особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной
деятельности школьника.
Компетентностно-ориентированный
подход
к
обучению
предполагает
формирование
разнообразных
надпредметных
знаний
и
умений,
способности
действовать
в
конкретных
практических ситуациях, решать жизненные проблемы.
Хотелось
бы
отметить
и
то,
что
любая
деятельность
состоит
из
двух
составляющих:
психологическая и физическая. В отличие от других предметов, уроки технологии базируются
именно на второй составляющей – умение делать что-то своими руками. Известный психолог А.Н.
Леонтьев говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей».
Процесс
обучения
как
передача
информации
от
учителя
к
ученику,
считают
психологи,
противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает
мир.
Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью
которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности,
духовности,
интеллекта,
самодисциплины,
самореализации,
стремления
к
саморазвитию. Для
достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса обучения, которые
отвечали
бы
современным
требованиям
и
обеспечивалибы
необходимый
уровень
развития
ученика. В качестве таких форм организации процесса обучения целесообразно использовать
бинарные,меж предметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги,урок - деловая игра; урок-
соревнование, урок-аукцион, урок-экскурсия,урок-семинар, урок-консультация т.д. Данные формы
учебных занятий, имеющие нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы,
вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют оптимальному
развитию
и
воспитанию.Для
них
характерны:
максимальная
насыщенность
разными
видами
познавательной
деятельности,
использование
проблемного
обучения,
осуществление
межпредметных связей,
отстранение
перегруженности
учеников.
Такие
уроки
направлены
на
решение
цепи
обучающих
и
воспитывающих
заданий,
прежде
всего,
на
повышение
воспитывающей
роли
урока.
Следует
только
оптимально
отбирать
содержание
материала
к
урокам,
чтобы
активизировать
познавательную
деятельность
на
уроках
с
использованием
активных
методов
обучения,
исполнением
учениками
разных
видов
самостоятельных
работ,
творческих и исследовательских заданий.
Процесс обучения предмету «Технология» целесообразно основывать на следующих принципах:
1. Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).
2. Принцип доступности (ориентация на имеющиеся знания и умения учащихся).
3. Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть
необходим для решения задач последовательного развития учащихся).
Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов:
- психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе обучения
через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие ученика в рамках
предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);
- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология» в школе
с современным состоянием производства);
- социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору
профессии).
Условиями эффективной реализации преподавания технологии являются:
-
субъект-субъектное
взаимодействие
педагога
и
учащихся,
которое
определяет
положение
ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;
-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- осуществление мониторинга.
Кроме
того,
реализация
процесса
обученияпредмету
«Технология»
должна
удовлетворять
следующим требованиям:
- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями нормативной
и учебно-методической документации);
- функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);
-
действенность
(процесс
обучения
должен
быть
технологичен,
проблемные
места
идентифицированы
и
постоянно
контролируемы,
а
также
осуществление
мер
по
улучшению
организации процесса);
- эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению результатов
с установленными или ожидаемыми свойствами) [1].
У
каждого
предмета
есть
свои
особенности
в
организации
преподавания
на
системно-
деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической
деятельности. Для реализации ФГОС по предмету технология нет необходимости в коренных
изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении данной
проблемы
является
поэтапное
введение
основных
элементов
системного-деятельностного
подхода.
Технологическое
образование
по
своей
сущности
действительно
ориентировано
на
компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных
знаний
и
умений,
способности
действовать
в
конкретных
практических
ситуациях,
решать
жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт второго поколения.
В связи с новыми требованиями ФГОС перед учителем ставится задача привнести в практику
педагогической
деятельности
существенные
изменения.
При
введении
ФГОС
начального
образования появилась возможность учителю технологии познакомить с разделами предмета и
развить
УУД
через
внеурочную
деятельность
учащихся
начальных
классов.
Программы
внеурочной
деятельности
разнообразны
по
темам:
«Краеведение
и
творчество»,
«Русская
тряпичная кукла», «Русская изба», «Лоскутная пластика», «Оригами из бумаги и ткани» и др.
Работая
по
программам
внеурочной
деятельности,
педагог
разрабатывает
новые
методы
планирования занятия, которые помогают при преемственности обучения начального и среднего
звена.
Современному
учителю
важно
научиться
создавать
учебные
ситуации
как
особые
структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную
ситуацию. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся
учебная
деятельность
должна
строиться
на
основе
системно-деятельностного
подхода.
Цель
работы
–
развитие
личности
учащегося
на
основе
освоения
универсальных
способов
деятельности. Одним из главных требований и новшеством образовательных стандартов второго
поколения является технологическая карта урока. Технологическая карта урока - это современная
форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта
позволит педагогу увидеть:
-что
он
осуществляет
педагогические
действия,
входящие
в
целостную
деятельность,
позволяющую, достичь конкретных планируемых предметных, метапредметных и личностных
результатов образования;
-что
эти
педагогические
действия
связаны
в
последовательную
цепь
и
не
нарушают
логику
целостности деятельности;
-как он должен «войти» в действие и «выйти» из него, не прервав цепи операций, входящих в
данное действие.
Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов. Оценить полученные достижения помогут новые подходы в оценивании результатов,
такие
как:
компетентностно-ориентированные
задания
(КОЗ)
и
компетентностно-
ориентированные тесты (КОТ).
КОЗ- оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного
содержания.
КОТ- оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного
содержания и диагностики успешности.
Введение стандартов основного образования предполагается с 2015 года. Его реализация
будет с учащимися уже обучающимися по системе ФГОС в начальной школе, что сделает переход
ФГОС
начального
образования
к
ФГОС
основного
образования
и
реализацию
современных
подходов в преподавании технологии более доступными и результативными.
Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более
того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен
информационными
технологиями.
Безусловно,
изменения
в
сфере
образования,
в
связи
с
введением
новых
стандартов,
современных
приоритетов
социального
развития
общества
смещают акценты трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет
главным
условием
жизнедеятельности
человека,
важнейшим
средством
самоутверждения
и
самовыражения
его
как
личности.
Поэтому
предмет
«Технология»
необходим
в
общеобразовательной школе.