Автор: Слободчикова Татьяна Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Школа №17"
Населённый пункт: город Полысаево Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и формы опроса знаний на уроках биологии"
Раздел: среднее образование
Доклад учителя биологии на тему:
"Методы и формы опроса знаний на уроках биологии."
Введение
Для
наших
учеников
опрос
домашнего
задания
подчас
становится
не
просто неприятным моментом на уроке, но и самым не любимым. А ведь при
этом многим нравиться сам предмет. Как можно сделать опрос увлекательным
и интересным, вот над этим вопросом я и работаю.
Считаю своей основной целью при опросе не оценку, а выявление уровня
реальной
обученности
ребёнка.
Это
помогает
мне
оперативно
принять
определённые решения по совершенствованию учебного процесса и методики
обучения. Систематический опрос позволяет мне выявлять состояние знаний
учащихся в любой период обучения, определять, насколько каждый ученик
успешно
и
последовательно
усваивает
биологические
знания,
овладевает
практическими умениями изучения различных тем данного курса.
В своей работе
использую такие методы опроса как: Письменный,
устный,
тематический,
комбинированный
и
автоматический
опрос
с
использованием компьютера.
Проверяя усвоение учебного материала, есть возможность вступать в тесный
контакт
с
учащимися
для
выяснения
способности
к
учению
каждого
обучаемого
мной
школьника.
Это
обеспечивает
индивидуализацию
подхода
учителя
к
учащимся
и
создаёт
предпосылки
объективной
оценки
их
биологических знаний и умений.
Вместе
с
тем
систематический
опрос
является
стимулом
учебной
деятельности на уроках биологии для самих учащихся, так как
результаты
опроса показывают им все их достижения, пробелы и ошибки в усвоении
учебного материала.
Кроме того, оценка знаний и умений школьников полученная при опросе
служит ориентиром для родителей, информируя об учебном труде их детей и
нацеливая, в случае необходимости, на согласованные действия с учителем по
устранению причин, снижающих успеваемость.
Опрос знаний осуществляется мной в следующих формах: фронтальной и
индивидуальной беседе, фронтальной и индивидуальной письменной работе,
комбинированной
(опрос
с
применением
разнообразных
форм,
методов
и
средств), и с использованием компьютера и возможностей мультимедийного
оборудования.
В связи с тем, что социальный заказ на возможность дальнейшего обучения в
вузе и других учебных заведениях означает, что выпускник должен владеть не
только определённой суммой знаний, но и соответствующими умениями и
навыками, я поставила перед собой следующие задачи:
•
Выявить объем теоретических знаний, усвоенных учащимися.
•
Закрепить полученные знания.
•
Определить уровень реальной облученности ребёнка для принятия
определённых решений по совершенствованию учебного процесса и методики
обучения.
•
Придать
значимость
биологическим
знаниям
в
жизни
каждого
человека
Комбинированный метод как основной метод опроса.
Наиболее эффективной формой, при которой идёт закрепления знаний,
формирования навыков и развития естественно - научного мышления, вижу
комбинированный
опрос
с
элементами
творчества,
игровыми
моментами
и
активным использованием межпредметных связей.
Комбинированный метод опроса (индивидуально устная + письменная,
и.т.д.) наиболее эффективен в выявлении истинных знаний ученика и даёт
возможность проконтролировать знания учащихся с помощью различных форм
и методов.
С тех пор как появились различные виды техники, появилась возможность
не только рассказать или показать различные формы жизни и биологические
процессы, но и смоделировать их. Компьютер завладел всеми сферами жизни и
дает
нам
возможности
сделать
наши
уроки
интересными
не
только
при
объяснении материала, но и при его опросе.
Более результативным методом опроса, считаю комбинированный метод,
пользуюсь им постоянно. Благодаря сочетанию нескольких методов опроса у
ученика есть возможность проявить свои знания в той форме, в которой ему
более комфортно.
Устный метод опроса и его формы.
Устный
опрос
самый
распространенный.
Он
позволяет
проверять
правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Эта
форма
опроса
даёт
возможность
непосредственно
вступить
в
контакт
с
учеником, быстро и своевременно выявить уровень его знаний, всесторонне
проверить
его,
а
также
изучить
индивидуальные
особенности
личности
школьника (сообразительность, выдержку, самооценку и др.) что помогает мне
осуществлять
индивидуальный
подход
в
обучении.
Слушая
ответ,
учитель
также имеет возможность судить о речи ученика, его памяти, развивать и
совершенствовать
их,
обучать
логическому
мышлению.
Кроме
того,
для
большинства учащихся изложить свои знания устно значительно легче, чем
письменно. Вопросы продумываю так, чтобы они ориентировали учащихся на
развернутые ответы, проведение сравнений, доказательств, на высказывание
собственных суждений. Эффективность опроса возрастает если применить его с
другими формами.
Формы устного опроса:
1) Индивидуальный опрос на воспроизведение материала. Провожу только на
первых
этапах
обучения.
Это
развивает
монологическую
речь,
приучает
учащихся к добросовестному выполнению домашних заданий.
2) Опрос семинарского типа с применением интерактивной доски. Ученик
после воспроизведения материала получает проблемный вопрос, на который он
даёт ответ и с применением возможности
интерактивной доски,
закрепляя
ответ практическим показом своих действий. Так как работа с интерактивной
доской всегда активизирует внимание всего класса. Ребята внимательно следят
за ответом одноклассника и всегда готовы прийти ему на помощь. Это даёт
возможность всему классу закрепить практическую значимость полученных
знаний при опросе одного ученика.
Пример: при проверке знаний по темам: «Внешнее и внутреннее строение
корня» проблемный вопрос –
Как ты узнаешь зону всасывания у корня?
Зарисуй корневой волосок и подпиши его строение. С помощью интерактивной
доски
укажи
правильную
последовательность
твоих
действий
при
пересаживании растений. Такие задания при опросе выявляют не только объём
теоретических
знаний,
но
и
как
ученик
усвоил
практическую
значимость
полученных на уроке знаний.
Тема:
«Дыхательные
движения»
-
Предположи,
где
будет
находиться
кусочек лёгкого при погружении его в стакан с водой? (работа у интерактивной
доски). Почему кусочки лёгкого не тонут в воде?
3) Уплотнённый опрос по группам. Его отличительная особенность в высокой
оперативности
и
интенсивности.
Задаваемые
вопросы
формулируются
так,
чтобы они не требовали длительного обдумывания, были понятны настолько,
чтобы
не
пришлось
тратить
дополнительное
время
на
их
«толкование».
Вопросы задаются в быстром темпе вразброс любому ученику. Это развивает
умение быстро ориентироваться в материале, собираться и грамотно излагать
мысль. Также это формирует навыки работать в команде.
Данный опрос провожу при завершении темы перед зачётом или контрольной
работой.
Пример.
1.Перечислите
изученные
нами
органические
вещества.
(белки,
жиры,
углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины, АТФ, гормоны)
2. Какие вещества относят к биополимерам? (белки, нуклеиновые кислоты,
углеводы)
3.Мономер белка? (аминокислоты)
4.Сколько видов нуклеиновых кислот? (два)
5.Самое энергоёмкое органическое вещество? (жиры)
6.Мономер нуклеиновых кислот? (нуклеотид)
7.Мономер углеводов? (глюкоза)
8.Как называется сахар в нуклеотиде РНК? (рибоза)
9.Главный источник энергии в клетке? (глюкоза)
10.Как называется процесс удвоения ДНКа? (репликация)
11.Органела участвующая в синтезе белка? (рибосома)
12.Как называется связь между аминокислотами в первичной структуре белка?
(пептидная)
13.Назови этапы синтеза белка? (транскрипция, трансляция)
14. Где в клетке протекает процесс транскрипции? (ядро)
15.Перечисли виды РНК. (и-РНК, р-РНК, т-РНК)
16.Перечисли нуклеотиды ДНК. (Тимин, Аденин, Гуанин, Цитозин)
17.Как называют растворимые в воде вещества? (гидрофильные)
18. Назови растительные полисахариды.(целлюлоза, крахмал)
19.Какого нуклеотида нет в РНК? (Тимин)
20.Процессы фотосинтеза протекают в….? (хлоропласт)
21.
По
принципу
комплементарности,
соединяются
между
собой
какие
нуклеотиды? (А-Т, Г-Ц)
22. Назови фазу фотосинтеза в которой происходит восстановление СО2 до
глюкозы? (темновая)
23.Назови мономер крахмала? (глюкоза)
24.В какую стадию фотосинтеза образуется кислород? (световая)
25.На тиллакоидах гран или в строме хлоропласта протекают реакции темновой
фазы фотосинтеза? (строма)
4)
Коллоквиум.
Это
индивидуальная
беседа
по
пройденной
теме
без
письменной подготовки. Перед учащимся ставится вопрос из данной темы.
Далее задаются вопросы, связанные с первым. Постепенно охватывается вся
тема по логической цепочке. Это развивает у учащегося способность подчинять
своё
мышление
логике
спрашивающего,
умение
слушать
вопрос,
умение
держать
внимание
длительное
время.
Это
особо
ценно
для
медицинских
специальностей и научной деятельности в любой области. Учитель при этой
форме
опроса
работает
с
одним
учеником.
В
это
время
классу
создаю
проблемную ситуацию, над которой работают в форме письменного опроса.
(
Раскройте
смысл
следующего
утверждения
«Один
человек
пройдёт
-
тропинка, десять человек пройдёт- дорога, сто человек пройдёт – пустыня»
В чём причины таких последствий. Внесите свои предложения как избежать
появления
стихийных
тропинок
при
закладке
парка
и
как
бороться
с
появлением стихийных тропинок в нашем парке?)
Примерные вопросы коллоквиума по теме «Корень»:
1.Перечисли органы растения?
2.Корень это вегетативный или генеративный орган?
3.Перечисли функции корня?
4.Какие виды корней мы изучили?
5.Как называют корни, растущие от стеблей, листьев и т.д.?
6. Из чего развивается главный корень?
7. Где растут боковые корни?
8. Дай определение корневой системе?
9. Какие корневые системы ты знаешь?
10.Как ты отличишь стержневую корневую систему от мочковатой?
11. Перечисли зоны корня?
12.Корневой чехлик: где находится, что собой представляет, его функция?
13.Почему при ощипывании верхушки главного корня он прекращает свой
рост?
14. Как называют этот агроприём, применяемый при выращивании рассады?
Для
чего
его
применяют?
Выбери
рисунок,
где
указан
данный
приём
(с
применением интерактивной доски)
15.
Что
собой
представляет
корневой
воло сок?
Его
фу н к ц и я ?
Продолжительность жизни?
16. При пересаживании растения девочка выдернула его из земли. Предположи
последствия данного действия для растения.
17.За зоной всасывания, находится какая зона?
18.По какой проводящей ткани движется поступившая от корневых волосков
вода с минеральными солями?
19. Корни, каких растений используют для приготовления пищи? (коллекция
корнеплодов и видоизменённых поземных побегов)
5) Фронтальный (или беглый) опрос отличается от индивидуального своей
лаконичностью
и
возможностью
включить
в
опрос
большее
количество
учащихся и экономится время урока, так как учащиеся отвечают с места.
Данная форма опроса активизирует всех учащихся и сводится к ответам на ряд
последовательных вопросов перед классом. Я применяю её в начале урока с
целью выяснения усвоения классом пройденного материала необходимого для
перехода к новой теме.
Совершенствование метода устного опроса связано с применением его на
разных этапах урока и в сочетании с другими методами.
Например: дайте определение термину - иммунитет, на какой табличке
термин
записан
правильно
(иммунитет
или
имунетет),
назови
допущенные
ошибки. Это позволяет проверить как знание определения данного термина, так
и проверить терминологическую грамотность ученика. А готовые таблички
экономят время
опроса и развивают зрительную память у всех учащихся
класса.
Тема
«Системы
органов
у
насекомых»
ответ
у
доски
по
таблице
+
письменный
ответ
на
вопрос,
который
требует
от
ученика
не
обычного
воспроизведения информации (опоры на память), а интеллектуальных усилий:
-Участвует ли кровь в переносе газов у насекомых? Ответ поясните.
И пока ребёнок готовит письменный ответ на вопрос, устный опрос можно
продолжать с другими учащимися.
Для меня важно в процессе устного опроса, чтобы проверка знаний ученика не
носила характера работы «с одним учеником». Учащиеся могут дополнять,
исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме устного ответа,
оценивать знания ученика.
Письменный опрос
Самой объективной формой проверки знаний считаю письменный опрос.
Главное достоинство письменного опроса заключается в том, что он позволяет
выяснить знания одновременно целого класса за сравнительно короткий срок и
тем самым обеспечить систематический контроль качества знаний учащихся.
Письменный опрос:
1.Проверочные работы по терминам. Данная форма опроса обеспечивает
формирование грамотной научной речи:
1) «Найди ошибку» - исправление намеренно допущенных ошибок в терминах
(асимиляция, дисимиляция, прокориоты, метахондрии и т.д.);
2) выпиши термины относящиеся к ПЛАСТИЧЕСКОМУ ОБМЕНУ: (анаболизм,
диссимиляция, катаболизм, ассимиляция, );
3) с успехом применяю «принцип кроссворда» помогающий в закреплении
только
что
изученных
терминов
на
уроке.
Ребята
чёрточками
отмечают
указанное мной число букв, при этом некоторые из букв я открываю: - - - - - - - -
-т (хлоропласт), - - - м - - - - - т (хромопласт), - - - к - - - - - т (лейкопласт);.
4)
к
данному
определению
записать
термин:
-
Как
называется
процесс
испарения воды листьями? (транспирация);
- Физический процесс, благодаря которому происходит газообмен в лёгких и
тканях? (диффузия);
- Клетка, имеющая ядро? (эукариотическая) и т.д..
5) Вставь пропущенную букву: прок- риоты, риб – сома, м – кориза, г – пофиз,
филог – нез (прОкариоты, рибОсома, мИкориза, гИпофиз, филогЕнез).
6) для проверки умений самостоятельного добывания знаний при работе с
учебником (для учащихся старшего звена) разрабатываю
технологические
карты,
где
указываются
этапы
в
работе
с
материалом
параграфа
и
письменные
задания
к
каждому
этапу.
Данные
задания
приближены к заданиям, встречающимся в ЕГЭ и ГИА, что приучает ребят к
работе
с
данным
типом
тестовых
заданий
и
умению
выбирать
главное
из
материала текста.
Тестовый опрос.
Большое внимание уделяю опросу учащихся по заданиям в форме тестов, так
как в настоящее время тестирование занимает ведущее место среди всех форм
контроля деятельности школьников, особенно при итоговой аттестации.
Тестирование является объективным инструментом для выявления уровня
усвоения знаний и даёт возможность проверки большего объёма знаний у всех
учащихся класса.
Тесты разрабатываю, как для опроса по пройденной теме, так и для итоговых
проверочных контрольных работ, с учётом всех видов заданий встречающиеся в
ЕГЭ и ГИА.
С тестовыми заданиями группы «А» начинаю знакомить детей уже с шестого
класса класса. В последующих классах постепенно знакомлю с различными
заданиями группы «В» и «С».
Вариант-1
Задание-А
1.Самым нижним уровнем организации живых систем является:
А.клеточный Б.тканевой
В.молекулярный Г.популяционный.
2.Экологический фактор ,выходящий за приделы выносливости организмов,
называется:
А.стимулирующим. Б.антропогенным
В.ограничивающим Г.абиотическим.
3. Критерием появления нового вида является возникновение:
А. значительных морфологических изменений
Б.географической изоляции
В.репродуктивной изоляции.
Г.существенного количества мутационных изменений
4.Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как
правило, путём:
А. направленной эволюции Б.идиоадаптации
В.ароморфоза Г.общей дегенерации.
5.Направленное изменение генофонда популяции является результатом:
А.мутационной изменчивости Б.модификационной изменчивости
В.естественного отбора Г.колебания численности особей.
6. элементарной эволюционной единицей является:
А.особь Б.вид В.популяция Г.биоценоз
7. Утрата зрения у животных, обитающих под землёй,является примером:
А.ароморфоза Б.идиоадаптации
В.дегенерации Г.биологического регресса
8. Дивергенцией называется:
А. взаимопроникновение ареалов двух видов
Б.схождение признаков в эволюционном процессе
В.расхождение признаков в эволюционном процессе
Г.происхождение. нового вида от скрещивания двух или более видов
9.Движущий отбор в отличие от стабилизирующего:
А.способствует сохранению особей со сложившимся генотипом;
Б.действует в относительно постоянных условиях среды
В.не ведёт к изменению нормы реакции;
Г.способствует сохранению особей с изменённым генотипом.
Задание - В
10.Установите последовательность, отражающую систематическое
положение вида Бурый медведь в классификации животных, начиная с
наименьшей группы:
А.подтип Позвоночные
Б.тип Хордовые
В.семейство Медвежьи
Г.вид Бурый медведь
Д.класс Млекопитающие
Е.отряд Хищные.
11.Установите последовательность этапов смены биогеоценоза озера на
биогеоценоз болота.
А.Водоём зарастает полностью, образуя болото
Б.отложение органического вещества на дно водоема
В. Исчезновение рыбы и планктона
Г. водоем становится более мелким
Д. распространение прибрежной растительности к центру водоема
12.В отличие от биоценоза, для агроценоза характерно:
А. незначительное число видов
Б.устойчивость
В.отсутствие пищевых цепей
Г.замкнутый круговорот веществ
Д.отсутствие саморегуляции
Е.использование,кроме энергии солнца, других источников энергии
Задание - С
13. Что регулирует сезонные явления в жизни организмов?
Совершенствование форм опроса.
Использование межпредметных связей.
Мы все используем перечисленные методы и формы опроса, новизна
заключается в том, чтобы не только при объяснении материала активизировать
познавательную деятельность учащихся разнообразными методами и формами,
а и опрос превратить в увлекательный для учащихся процесс. Достигаю это
путём внесения в предложенные формы опроса элементы творчества, игры с
активным использованием межпредметных связей.
Народное творчество содержат богатый материал, который я применяю для
закрепления знаний при опросе. Через поговорки и пословицы учащиеся
осознают практическое значение полученных знаний.
«Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится»
Пример: при опросе по теме «Человек и биосфера» прошу ребят раскрыть
смысл данных поговорок в свете изученного материала: «Семь раз отмерь один
раз отрежь». «Что посеешь, то пожнёшь», «Где сосна взросла там она и красна».
« Мать кукушка»- как вы понимаете данное выражение?
При опросе «Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах» прибегаю к
творчеству Омара Хайяма. Прошу учащихся объяснить, как он понимает смысл
прочитанного «Рубаи» Омар Хайяма.
Мы из глины, - сказали мне губы кувшина, -
Но в нас билась кровь цветом ярче рубина...
Твой черед впереди. Участь смертных едина.
Все, что живо сейчас, завтра пепел и глина."
Каждый розовый, взоры ласкающий, куст
Рос из праха красавиц, из розовых уст.
Каждый стебель, который мы топчем ногами,
Рос из сердца, вчера ещё полного чувств.
При итоговом опросе по теме семя в шестом классе прошу ребят ответить, о
чём идёт речь в данном стихотворении и какие слова натолкнули их на
правильный ответ?
У меня в руке будущая жизнь.
Будущий побег и могучий корень
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою всё воет,
Спит и дышит жизнь у меня в руке-
Будущий побег и могучий корень
Опрос с помощью рисунка.
Рисунок в биологии является одним из главных методов в получения и
закреплении знаний. Опрос с применением рисунка провожу, например, после
изучения признаков всех классов типа членистоногих, или для выявления
усвоенных знаний, о признаках изученных семейств, отдела покрытосеменных.
При этом создаю игровую ситуацию.
Задание: Представьте что вы инопланетяне, и общаетесь только с помощью
рисунка. Исследуя планету Земля вас поразил красотой цветок, зарисуйте его
отличительные признаки, по которым его смогут опознать ваши коллеги.
( ученик получает листок с названием семейства).
Задание: дорисуй недостающие части тела животному класса ракообразные,
паукообразные, или насекомые.
При опросе обязательно проверяю, как ученик ориентируется в заданиях с
участием рисунка, как в цветном, так и черно-белом изображении. В процессе
работы выяснила, что учащиеся, привыкнув работать с цветным рисунком
учебников, таблиц, демонстрационных материалов к Г.И.А. теряются при виде
его в чёрно – белом изображении.
Желаю успехов в работе!!!