Напоминание

Использование метода проектов на уроке технологии.


Автор: Кулеш Руслан Владимирович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ-СОШ №4 город Асино Томской области
Населённый пункт: город Асино Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода проектов на уроке технологии.
Раздел: среднее образование





Назад




Использование метода проектов на уроке технологии.

«Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и

получить умения в процессе выполнения проекта.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,

достоин быть учителем.»

Конфуций

На сегодняшний день главная задача современной школы – научить детей учиться. Для

ее решения учителя используют различные методы и приемы обучения. Один из них – это

метод проектов.

Метод

проекта

не

является

новым

в

мировой

педагогике,

особенно на уроках

технологии.

Согласно ФГОС, в программе предусмотрено выполнение школьниками творческих

или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце

каждого года обучения, и вместе с тем, возможно построение годового учебного плана

занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с

середины учебного года. На проектную деятельность по предмету «Технология ведения

дома» и «Индустриальные технологии» согласно ФГОС выделяется достаточно большое

количество

часов

по

сравнению

с

примерными

программами

Основного

Общего

Образования по технологии «Обслуживающий труд» и «Технический труд».

Ученики, которые уже окончили начальную школу и пришли обучаться в среднее звено,

знают, что такое проект. Так, выпускники начальной школы, обучающиеся в соответствии с

новым ФГОС, в результате курса технологии должны выполнить и защитить 3 проекта:

проект с использованием информационных технологий, проект по изготовлению изделий из

бумаги, проект по изготовлению изделий из ткани. В соответствии с ФГОС, каждый ребенок,

начиная с 5 класса должен выполнить проект по одному из предметов школьной программы.

По предмету «Технология» творческий проект выполняет каждый учащийся.

Все

вы

знаете,

что

проект

может

стать

успешным,

только

если

школьник

заинтересован темой. По предмету технология чаще всего конечным продуктом проектной

деятельности

является

какое-либо

продукт,

изделие.

Сложность

выполнения

проектной

работы усложняется с каждым годом.

Метод

проектов

мною

используется

уже

давно.

Любой

творческий

или

исследовательский проект обязательно выполняется под моим руководством. Главная задача

состоит в том, чтобы создать для учащихся условия для успешного творчества, организовать

проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы. При проведении уроков

технологии с применением проектной деятельности перед учащимися ставится учебная цель

и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного творческого

проекта. По опыту, могу сказать, что в 5-6 классах проект выполняется с большим интересом.

Дети

с

удовольствием

изготавливают

изделия,

которым

можно

найти

применение

в

домашнем обиходе: подставки для ручек и карандашей, рамки для фотографий, подставки

под горячую посуду, подвески для отрывного календаря, и т.д. Любимыми темами, в этом

возрасте, являются проекты, выполненные в подарок маме, папе, бабушке. Например, работа

над проектом «Разделочная доска» впечатлила учащихся 5-х классов.

В

7-8

классах

в

проекты

учащихся

добавляется

исследовательская

деятельность.

Чтобы

разработать

проект

надо

научиться

сопоставлять

и

анализировать

собранный

материал, находить связи и зависимости. Также в этом возрасте большое внимание уделяю

декоративно-прикладному

творчеству.

Разнообразные

произведения

декоративно-

прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в

детях любовь к родному краю, изучению национальной культуры, быта. Приведу тематику

реализованных моими учениками проектов. «Самоделкин», «Цветок», «Полочка для кухни»,

«Столик раздвижной», «Подставка под цветы», «Вешалка для одежды», «Табурет» и т.д.

Возможны

два

пути

формирования

проектных

навыков

в

педагогической

деятельности. Это использование проектно-исследовательского метода: в учебном процессе

непосредственно на уроке и во внеурочной деятельности учащихся. Использование метода

проектов во внеурочной деятельности предполагает неформальное общение педагогов и

учащихся,

даёт

возможность

для

реализации

особенностей

детей,

развития

их

индивидуальности.

Метод

проектов

ориентирует

учебный

процесс

на

решение

учащимися

познавательных

и

исследовательских

задач.

Это

позволяет

рассматривать

проектное

обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует

достижению высоких результатов обучения.

Выполнение проекта - это целостный процесс исследования, обдумывания, принятия

решения,

планирования,

изготовления

и

оценка

изделия.

Изготовления

любого

изделия

должно быть направленно на удовлетворения потребностей людей. Создавать ненужные

проекты бессмысленно. Поэтому в процессе проектирования, я четко слежу, оцениваю идеи

учащихся.

При

защите

своего

проекта

учащиеся

учатся

убеждать

своих

одноклассников,

преподавателя в значимости работы, проявляют старательность и добросовестность при

выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и

оригинальность подходов.

Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут

непосредственно рядом друг с другом. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый

материал,

как

логически

правильно

построить

сообщение,

изготовить

наглядность,

на

презентации кратко изложить свои мысли и т.д. На всех этапах подготовки проекта учитель

выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в

учении: они выступают активными участниками процесса.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от

сделанного,

развивается

их

творческая

активность,

определяется

социальная

позиция

ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.

Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить

исследования,

выбирать

рациональное

решение,

оценивать

свои

способности,

активизировать творческие силы в поиске профессии.

Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь

вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это

серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый

ученик,

выполнивший

свой

проект,

делает

первые

шаги

в

трудовом

воспитании

и

одновременно

эстетически

развивается.

Пользуясь

образцами

народного

искусства,

перерабатывает их, создавая свои изделия.

Я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу. Учу детей

быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.

Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому,

что мы делаем и не жалеют ни времени, ни усилий на выполнение довольно сложных для

них художественных изделий.

Работы моих учеников

систематически завоевывают дипломы и грамоты на различных

конкурсах, олимпиадах и выставках детского творчества. Безусловно, меня радует большое

количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество. Но больше всего меня

радуют слова родителей, которые не ожидали, что их дети смогли превратить простую

фанеру,

кусок

древесины

в

настоящее

произведение

искусства.

Многие

ребята

делают

полезные для дома вещи. И это радует и самих ребят, и их родителей.

Таким образом, подход к освоению учащимися проектной деятельности оправдан и

педагогически эффективен. Применение проектного метода дает учащимся возможность

применить свои знания на деле, формирует технологическую культуру и творчество.

Литература:

1. В. И. Егоров. Методика преподавания технологии. М.,2005

2. И. Д. Чечель. Исследовательские проекты в практике школы / И. Д. Чечель. – М.:

Педагогика, 1998. — С. 85.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение

1–4 классы, 5–11 классы.- М.: Просвещение, 2010. — с. 204

4.

Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии

Образования.

5. В. В. Гузеев. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии

обучения // «Директор школы», -1995.-№ 6

. 6. А. В. Хуторской. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного

обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с. —

(Педагогическая мастерская).

7. Н. Ю. Пахомова. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие

для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд. испр. И доп. — М.: АРКТИ, 2005.-

112 с.



В раздел образования