Автор: Зауервальд Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ д/с №443
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональное самоопределение детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Статья
Профессиональное самоопределение детей старшего дошкольного возраста.
В педагогической практике формирование самоопределения воспитанников
ДОО
сопровождающее
профессиональное
самоопределение
является
равноценной
составляющей процесса образования наряду с обучением и воспитанием. Знакомство детей с
профессиями
взрослых
входило
в
содержание
работы
воспитателей
в
детских
садах
еще
с
советских времен. В традиции того времени воспитатели знакомили воспитанников с трудом
взрослых,
поручали
им
посильные
трудовые
поручения,
организовывали
экскурсии
на
предприятия. Такие образовательные действия выдержали смену политических, идеалогических,
социально-
экономических
условий
и
прошли
проверку
временем.
Профессиональное
самоопределение детей имеет социальную значимость, как для общества, так и для отдельной
личности. Таким образом, педагоги осуществляют деятельность по формированию первичных
представлений детей о мире профессий и специальностей, инструментах и орудиях труда. В
настоящее время возникают вопросы: актуальна ли эта воспитательная работа в современных
реалиях? Почему и ради чего педагоги ее выполняют? Есть ли в этой работе смысл? Вместе с вами
я попробую ответить на все возникающие и интересные для всех вопросы. В практике воспитатели
ориентируются на краткосрочные цели в рамках нормативных документов (учебной Программы ).
Работа
с
воспитанниками
идет
в
форме
тематических
недель,
реализации
педагогических
проектов.
Такая
работа
идет
под
системным
мониторингом.
Частенько,
когда
ослабляется
контроль,
исчезает
мотивация
у
воспитателей
и,
как
следствие,
снижается
эффективность
профессионального
самоопределения
детей.
Почему?
В
активности
человека
ведущая
роль
отводится внутренним источникам человека ( переживания, побуждения к деятельности). Значит.
Для оживления работы по этому направлению нужно создать такую мотивацию у воспитателей
( как и воспитателям детям), чтобы у них возникло желание, намерение, ценностный ориентир по
этому направлению работы. Как это сделать? Профессии стремительно меняются, рабочие места
роботезируются, современные работники- профессионалы все реже выступают в роли носителей
информации о приемах работы, технике работы, орудиях труда на рабочем месте, а выступают в
роли
консультантов.
Время
диктует
от
воспитателя
стать
именно
«консультантом»
для
воспитанников,
т.к.
в
современном
обществе
«профориентированных»
возможно
ждут
во
взрослой жизни разочарования в невозможности найти работу в понравившейся профессии,
возможно, не будут иметь преимуществ перед другими работниками на рынке труда, жизненные
ситуации продиктуют необходимость смены профессии и т.д. А это вырастает поколение, которое
« будет кормить» в старости нас. Эти факторы являются порождением интенсивного изменения в
современном мире и стремительного пополнения мира профессий и специальностей. Прежняя
преемственность профессий подвергается сомнению. Профессиональное самоопределение детей
в ДОО необходимо переводить в новую парадигму, когда процесс познания становится значимым
сам по себе, а не для достижения результата и делает актуальной модель образовательной
деятельности
в
форме
экспериментирования,
исследовательской
деятельности,
опытно-
лабораторного эксперимента, творческой активности. Например: мы, дети с воспитателем, не
просто
строители
(выкладываем
кирпичики
на
кирпичики
при
постройке),
а
начинаем
с
разработки проекта здания, исследуем свойства и пропорции
скрепляющего раствора ( песок,
алебастр - гипс, цемент), разрабатываем дизайнерский проект ланшафта территории , изучаем
безопасность детского игрового оборудования , экологическую составляющую будущих посадок у
дома и т.п. В итоге не только знакомим воспитанников с множеством профессий, орудиями труда,
спецификой трудовых действий, но и даем возможность детям самостоятельного творчества,
анализа, экпертизы, исследования. Воспитатель помогает воспитанникам разобраться в вопросах:
что
я
хочу
построить,
зачем
мне
это
надо,
какими
действиями
я
достигну
того,
чего
хочу.
Чувствуете разницу? Воспитатель не диктует ребенку, как нужно выкладывать кирпичики, что
строим сначала, а что строим потом. Он просто предлагает путем проб и ошибок найти верный
вариант
решения
трудовых
замыслов.
Воспитателю
приходится
преодолевать
множество
педагогических
задач
и
проблем:
как
мотивировать
ребенка
на
ту
или
иную
трудовую
деятельность в игровой форме? Как убедить его, что цель, определенная ребенком практически
достигаема?
Как
убедить,
что
«без
труда,
не
вытянешь
рыбку
из
пруда»?
Знакомство
с
профессиями и специальностями происходит в специфической для каждой возрастной группе
форме (игре, познавательной и исследовательской деятельности, привлечении художественно-
эстетических предпочтений). Пример, подготовительная к школе группа задумали сделать выпуск
газеты.
Начинаем
с
проекта:
тема,
что
для
этого
нужно
(
материал),
распределение
по
«
должностям» и трудовым действиям ( кто будет рисовать фон, кто вести фотосъемку, кто брать
интервью и т.д) В процессе познакомились с множеством профессий, освоили основы трудовых
действий,
научились
самоорганизовываться,
договариваться,
использовали
квест-
метод,
художественные предпочтения и т.д. В итоге получили результат своего труда «выпуск газеты».
Или
готовим
угощение
для
гостей,
детей
соседней
группы,
стряпаем
пряники.
Здесь
же
знакомимся с профессиями комбайнера (собирал колоски пшеницы в поле), мукомола ( с работой
на
элеваторе),
тестомеса,
повара.
Построение
работы
воспитателя
с
детьми
по
раннему
профессиональному
ориентированию
в
таком
ключе
несет.
Конечно,
для
воспитателя
дополнительные
эмоционально-
психологические,
трудовые
затраты:
подготовить
предметно
развивающую
игровую
среду
так,
чтобы
ребенок
в
ней
нашел
свое
самоопределение,
самопознание, самоутверждение. А воспитатель, как раз и будет выступать в роли « консультанта-
профессионала» для воплощения замысла ребенка. Согласитесь, ну утопическая же идея в старом
стиле
знакомить
воспитанников
с
таким
количеством
современных
профессий
при
таком
взаимопроникновении
трудовых
специальностей
и
трудовых
действий.
Да
это
и
не
надо.
Профессии и специальности в современном мире увеличиваются в геометрической прогрессии,
совершенствуются, оснащаются технически, роботезируются. Мы воспитываем детей, чтобы они
смогли реализовать свои возможности в любой профессии. Никто не говорит, что нужно,напрочь
отказаться
от
привычных
форм
работы
по
раннему
профориентированию
дошкольников,
но
работа должна претерпеть тоже « модернизацию» в пользу роли «консультирования». Родители,
как полноправные участники образовательного процесса, с успехом могут исполнить эту роль
воспитателя, уступив воспитателю такую же роль как у детей «обучающегося», что не только
повысит их авторитет в глазах своих детей, познакомит со своей любимой профессией, но
и
сблизит эмоционально с ребенком, даст чувство опоры, надежности. Воспитатель лучше узнает
характерные
черты
и
особенности
родителей,
что
поможет
в
обеспечении
лучшего
взаимодействия с семьей.
В современном мире для профессионального самоопределения детей воспитатель первый «
путеводитель»,
первый
«наставник»,
незаменимый
«консультант»
в
интересной
исследовательской, экспериментальной, лабораторной совместной игровой деятельности. Тут и
мотивации не нужно придумывать - творческая фантазия ребенка позовет педагога за собой,
нужно только ее уловить!