Напоминание

Профессиональное самоопределение детей старшего дошкольного возраста


Автор: Зауервальд Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ д/с №443
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональное самоопределение детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Профессиональное самоопределение детей старшего дошкольного возраста.

В педагогической практике формирование самоопределения воспитанников

ДОО

сопровождающее

профессиональное

самоопределение

является

равноценной

составляющей процесса образования наряду с обучением и воспитанием. Знакомство детей с

профессиями

взрослых

входило

в

содержание

работы

воспитателей

в

детских

садах

еще

с

советских времен. В традиции того времени воспитатели знакомили воспитанников с трудом

взрослых,

поручали

им

посильные

трудовые

поручения,

организовывали

экскурсии

на

предприятия. Такие образовательные действия выдержали смену политических, идеалогических,

социально-

экономических

условий

и

прошли

проверку

временем.

Профессиональное

самоопределение детей имеет социальную значимость, как для общества, так и для отдельной

личности. Таким образом, педагоги осуществляют деятельность по формированию первичных

представлений детей о мире профессий и специальностей, инструментах и орудиях труда. В

настоящее время возникают вопросы: актуальна ли эта воспитательная работа в современных

реалиях? Почему и ради чего педагоги ее выполняют? Есть ли в этой работе смысл? Вместе с вами

я попробую ответить на все возникающие и интересные для всех вопросы. В практике воспитатели

ориентируются на краткосрочные цели в рамках нормативных документов (учебной Программы ).

Работа

с

воспитанниками

идет

в

форме

тематических

недель,

реализации

педагогических

проектов.

Такая

работа

идет

под

системным

мониторингом.

Частенько,

когда

ослабляется

контроль,

исчезает

мотивация

у

воспитателей

и,

как

следствие,

снижается

эффективность

профессионального

самоопределения

детей.

Почему?

В

активности

человека

ведущая

роль

отводится внутренним источникам человека ( переживания, побуждения к деятельности). Значит.

Для оживления работы по этому направлению нужно создать такую мотивацию у воспитателей

( как и воспитателям детям), чтобы у них возникло желание, намерение, ценностный ориентир по

этому направлению работы. Как это сделать? Профессии стремительно меняются, рабочие места

роботезируются, современные работники- профессионалы все реже выступают в роли носителей

информации о приемах работы, технике работы, орудиях труда на рабочем месте, а выступают в

роли

консультантов.

Время

диктует

от

воспитателя

стать

именно

«консультантом»

для

воспитанников,

т.к.

в

современном

обществе

«профориентированных»

возможно

ждут

во

взрослой жизни разочарования в невозможности найти работу в понравившейся профессии,

возможно, не будут иметь преимуществ перед другими работниками на рынке труда, жизненные

ситуации продиктуют необходимость смены профессии и т.д. А это вырастает поколение, которое

« будет кормить» в старости нас. Эти факторы являются порождением интенсивного изменения в

современном мире и стремительного пополнения мира профессий и специальностей. Прежняя

преемственность профессий подвергается сомнению. Профессиональное самоопределение детей

в ДОО необходимо переводить в новую парадигму, когда процесс познания становится значимым

сам по себе, а не для достижения результата и делает актуальной модель образовательной

деятельности

в

форме

экспериментирования,

исследовательской

деятельности,

опытно-

лабораторного эксперимента, творческой активности. Например: мы, дети с воспитателем, не

просто

строители

(выкладываем

кирпичики

на

кирпичики

при

постройке),

а

начинаем

с

разработки проекта здания, исследуем свойства и пропорции

скрепляющего раствора ( песок,

алебастр - гипс, цемент), разрабатываем дизайнерский проект ланшафта территории , изучаем

безопасность детского игрового оборудования , экологическую составляющую будущих посадок у

дома и т.п. В итоге не только знакомим воспитанников с множеством профессий, орудиями труда,

спецификой трудовых действий, но и даем возможность детям самостоятельного творчества,

анализа, экпертизы, исследования. Воспитатель помогает воспитанникам разобраться в вопросах:

что

я

хочу

построить,

зачем

мне

это

надо,

какими

действиями

я

достигну

того,

чего

хочу.

Чувствуете разницу? Воспитатель не диктует ребенку, как нужно выкладывать кирпичики, что

строим сначала, а что строим потом. Он просто предлагает путем проб и ошибок найти верный

вариант

решения

трудовых

замыслов.

Воспитателю

приходится

преодолевать

множество

педагогических

задач

и

проблем:

как

мотивировать

ребенка

на

ту

или

иную

трудовую

деятельность в игровой форме? Как убедить его, что цель, определенная ребенком практически

достигаема?

Как

убедить,

что

«без

труда,

не

вытянешь

рыбку

из

пруда»?

Знакомство

с

профессиями и специальностями происходит в специфической для каждой возрастной группе

форме (игре, познавательной и исследовательской деятельности, привлечении художественно-

эстетических предпочтений). Пример, подготовительная к школе группа задумали сделать выпуск

газеты.

Начинаем

с

проекта:

тема,

что

для

этого

нужно

(

материал),

распределение

по

«

должностям» и трудовым действиям ( кто будет рисовать фон, кто вести фотосъемку, кто брать

интервью и т.д) В процессе познакомились с множеством профессий, освоили основы трудовых

действий,

научились

самоорганизовываться,

договариваться,

использовали

квест-

метод,

художественные предпочтения и т.д. В итоге получили результат своего труда «выпуск газеты».

Или

готовим

угощение

для

гостей,

детей

соседней

группы,

стряпаем

пряники.

Здесь

же

знакомимся с профессиями комбайнера (собирал колоски пшеницы в поле), мукомола ( с работой

на

элеваторе),

тестомеса,

повара.

Построение

работы

воспитателя

с

детьми

по

раннему

профессиональному

ориентированию

в

таком

ключе

несет.

Конечно,

для

воспитателя

дополнительные

эмоционально-

психологические,

трудовые

затраты:

подготовить

предметно

развивающую

игровую

среду

так,

чтобы

ребенок

в

ней

нашел

свое

самоопределение,

самопознание, самоутверждение. А воспитатель, как раз и будет выступать в роли « консультанта-

профессионала» для воплощения замысла ребенка. Согласитесь, ну утопическая же идея в старом

стиле

знакомить

воспитанников

с

таким

количеством

современных

профессий

при

таком

взаимопроникновении

трудовых

специальностей

и

трудовых

действий.

Да

это

и

не

надо.

Профессии и специальности в современном мире увеличиваются в геометрической прогрессии,

совершенствуются, оснащаются технически, роботезируются. Мы воспитываем детей, чтобы они

смогли реализовать свои возможности в любой профессии. Никто не говорит, что нужно,напрочь

отказаться

от

привычных

форм

работы

по

раннему

профориентированию

дошкольников,

но

работа должна претерпеть тоже « модернизацию» в пользу роли «консультирования». Родители,

как полноправные участники образовательного процесса, с успехом могут исполнить эту роль

воспитателя, уступив воспитателю такую же роль как у детей «обучающегося», что не только

повысит их авторитет в глазах своих детей, познакомит со своей любимой профессией, но

и

сблизит эмоционально с ребенком, даст чувство опоры, надежности. Воспитатель лучше узнает

характерные

черты

и

особенности

родителей,

что

поможет

в

обеспечении

лучшего

взаимодействия с семьей.

В современном мире для профессионального самоопределения детей воспитатель первый «

путеводитель»,

первый

«наставник»,

незаменимый

«консультант»

в

интересной

исследовательской, экспериментальной, лабораторной совместной игровой деятельности. Тут и

мотивации не нужно придумывать - творческая фантазия ребенка позовет педагога за собой,

нужно только ее уловить!



В раздел образования