Напоминание

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста


Автор: Адамова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад общеразвивающего вида № 46 "Игрушка"
Населённый пункт: г.о.Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

(статья из опыта работы).
Адамова Наталья Николаевна, воспитатель. Самуткина Надежда Константиновна, воспитатель. МБУ детский сад общеразвивающего вида № 46"Ирушка", г.о.Тольятти, Самарская область. Сенсорика - это первое с чем сталкивается малыш с приходом в детский сад и без мамы никуда не может двигаться. Сенсорное развитие докольников развивает у детей способность к восприятию различных предметов и формирует представление об их форме, размере, цвете . Сенсорное воспитание дошкольников - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Вопрос сенсорного воспитания детей в дошкольном образовании является одним из актуальных. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М. Монтесори, О. Декроли), а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития, - упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром, - развивает наблюдательность, - является основой для развития воображения, - развивает внимание, - позитивно влияет на эстетическое чувство, - даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности, - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, - влияет на расширение словарного запаса ребёнка, - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти. Дети младшего дошкольного возраста все в основном делают на ощупь, их действия носят ориентировачный характер, малыши долго исследуют предметы, прежде чем сделать тот или иной вывод. В нашей группе сенсорный уголок представлент в виде домика с полочками, это очень удобно - дети сами могут взять любую игрушку и после игры поставить на своё место. Для развития крупной и мелкой моторики, пространственной ориентации, формирования представлений об эталонах, предметных действиях имеются всевозможные вкладыши разной формы, пирамидки разных размеров, шнуровки, многфункциональные кубы, матрёшки и черепахи. В достаточном количестве имеются дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, как изготовленные собственноручно,так и приобретённые. Имеются пазлы и конструкторы.
В уголке находятся пирамидки разного размера, домики-вкладыши, матрёшки, шнуровки, игры с прищепками, плосткосные картины с геометрическими фигурами. В домике также расположены доски с различной текстурой (мех, наждачная бумага, фольга, бархат). Для повышения тактильной чувствительности разместили мешочки с наполнителями,рамки-вкладыши. В уголке есть многофункциональные черепахи (маленькая и большая). На них находятся различные виды застёжек, шнурование, пуговицы, молнии, в кармашках находятся геометрические фигуры. Дети их обследуют и закрепляют на черепаху. Малыши очень любят играть с дидактическим кубом(многофункциональным). На нём также расположены различные виды застёжек(молнии,пуговицы,шнуровки), на липучках закреплены геометрические фигуры. Много пособий сделанных из дерева, дети с удовольствием их используют в своих играх. Роль дидактической игры в снесорном воспитании ребёнка велика. Дидактическая игра является ведущей формой сенсорного развития. Она помогает ребёнку узнать окружающий мир и расширить его кругозор. Дидактические игры по сенсорному развитию могут рационализировать работу воспитателя, дают возможность проследить процесс сенсорного развития. В своей группе мы используем следующие дидактические игры: "Ленточки для куклы Кати", "Украсим ёлку шарами", "Один-много", "Большой-маленький", "Волшебная полянка", "Разложи формы по рисунку", "Найди окошко к домику". Эти игры формируют умение различать и группировать предметы по форме и по величине. Используются игры для закрепления цвета: "Разноцветные иголки для ёжика, "Подбери колёса к автомобилю", "Подбери чашки к блюдцам" Игры с предметами: "Сложи пирамидку", "Найди фигуру", "Сложи матрёшку","Соберём бусы".Через эти игры ребёнок познаёт качества и свойства, величину и цвет. Каждая игра полезна для умственного развития детей. В нашей группе созданы все условия для развития сенсорного воспитания детей.


В раздел образования