Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Автор: Адамова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ детский сад общеразвивающего вида № 46 "Игрушка" Населённый пункт: г.о.Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья из опыта работы Тема: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
(статья из опыта работы).
Адамова Наталья Николаевна, воспитатель.
Самуткина Надежда Константиновна, воспитатель.
МБУ детский сад общеразвивающего вида
№
46"Ирушка",
г.о.Тольятти, Самарская область.
Сенсорика - это первое с чем сталкивается малыш с приходом в
детский сад и без мамы никуда не может двигаться. Сенсорное
развитие докольников развивает у детей способность к восприятию
различных предметов и формирует представление об их форме,
размере, цвете .
Сенсорное воспитание дошкольников - это целенаправленное
педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование
умственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Вопрос сенсорного воспитания детей в дошкольном образовании
является одним из актуальных. Сенсорное развитие, с одной стороны,
составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой –
имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие
необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе,
и для многих видов труда. Значение сенсорного развития в дошкольном
детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее
благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире. Зарубежные ученые в области
дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М. Монтесори, О. Декроли), а
также представители отечественной дошкольной педагогики и
психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П.
Саккулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание,
направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития,
является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития,
- упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при
взаимодействии с внешним миром,
- развивает наблюдательность,
- является основой для развития воображения,
- развивает внимание,
- позитивно влияет на эстетическое чувство,
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно
познавательной деятельности,
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка,
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов
памяти.
Дети младшего дошкольного возраста все в основном делают на ощупь,
их действия носят ориентировачный характер, малыши долго
исследуют предметы, прежде чем сделать тот или иной вывод.
В нашей группе сенсорный уголок представлент в виде домика с
полочками, это очень удобно - дети сами могут взять любую игрушку и
после игры поставить на своё место. Для развития крупной и мелкой
моторики, пространственной ориентации, формирования
представлений об эталонах, предметных действиях имеются
всевозможные вкладыши разной формы, пирамидки разных размеров,
шнуровки, многфункциональные кубы, матрёшки и черепахи. В
достаточном количестве имеются дидактические игры по
формированию элементарных математических представлений, как
изготовленные собственноручно,так и приобретённые. Имеются пазлы
и конструкторы.
В уголке находятся пирамидки разного размера, домики-вкладыши,
матрёшки, шнуровки, игры с прищепками, плосткосные картины с
геометрическими фигурами. В домике также расположены доски с
различной текстурой (мех, наждачная бумага, фольга, бархат). Для
повышения тактильной чувствительности разместили мешочки с
наполнителями,рамки-вкладыши. В уголке есть многофункциональные
черепахи (маленькая и большая). На них находятся различные виды
застёжек, шнурование, пуговицы, молнии, в кармашках находятся
геометрические фигуры. Дети их обследуют и закрепляют на черепаху.
Малыши очень любят играть с дидактическим
кубом(многофункциональным). На нём также расположены различные
виды застёжек(молнии,пуговицы,шнуровки), на липучках закреплены
геометрические фигуры. Много пособий сделанных из дерева, дети с
удовольствием их используют в своих играх.
Роль дидактической игры в снесорном воспитании ребёнка велика.
Дидактическая игра является ведущей формой сенсорного развития.
Она помогает ребёнку узнать окружающий мир и расширить его
кругозор. Дидактические игры по сенсорному развитию могут
рационализировать работу воспитателя, дают возможность проследить
процесс сенсорного развития.
В своей группе мы используем следующие дидактические игры:
"Ленточки для куклы Кати", "Украсим ёлку шарами", "Один-много",
"Большой-маленький", "Волшебная полянка", "Разложи формы по
рисунку", "Найди окошко к домику". Эти игры формируют умение
различать и группировать предметы по форме и по величине.
Используются игры для закрепления цвета: "Разноцветные иголки для
ёжика, "Подбери колёса к автомобилю", "Подбери чашки к блюдцам"
Игры с предметами: "Сложи пирамидку", "Найди фигуру", "Сложи
матрёшку","Соберём бусы".Через эти игры ребёнок познаёт качества и
свойства, величину и цвет.
Каждая игра полезна для умственного развития детей. В нашей группе
созданы все условия для развития сенсорного воспитания детей.