Напоминание

"Как сформировать интерес к чтению у младших школьников"


Автор: Чистякова Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 346
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Как сформировать интерес к чтению у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




КАК СФОРМИРОВАТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Чистякова Светлана Юрьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

ГБОУ школы № 346

Невского района Санкт-Петербурга

Сегодня в обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают и дети.

Привить ребёнку интерес к чтению – трудное занятие, особенно в современном мире, когда

новые технологии и новомодные гаджеты окружают повсюду. Дети сейчас выбирают лёгкий

путь познания: открыть ноутбук и узнать всё, что им надо. Мы все знаем об основных

условиях возникновения интереса к чтению у детей – в доме должны быть книги, должны

быть читающими родители, подающие пример. Научить ребёнка читать гораздо труднее, чем

отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идёт о том, что учить

читать ребёнка должны родители. Этим занимается учитель, а родители формируют

устойчивый интерес к чтению, когда сначала родители читают ребёнку, затем ребёнок уже

сам тянется к книге.

Овладение чтение – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много

сил и времени. Пока он не научился быстро и осмысленно читать, думать и сопереживать во

время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия.

Несформированный навык мешает успешному обучению по всем предметам, так как чтение -

навык общеучебный. Школьники испытывают существенные затруднения при работе с

вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у

них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения.

Не могут оставить равнодушными результаты изучения сформированности навыков чтения у

школьников и студентов разных стран мира, проведённого Международной ассоциацией

чтения. Россия участвовала в этих исследованиях в 2000 и 2003 гг. Российские

пятнадцатилетние школьники по качеству чтения заняли в 2000г.27-е место из 32 стран и 33

место – из 40 стран в 2003 году. Исследованием Международной программы PISA по оценке

образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста в 2009 году приоритетной

областью стала «грамотность чтения». В исследовании приняли участие 65 стран мира, в том

числе и Россия. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 41-43

места.

Настало время задуматься: почему наши дети недостаточно хорошо читают, почему у них

снижается интерес к чтению и что надо делать для преодоления негативных явлений?

1)Уже давно большую озабоченность вызывает достаточно укоренившееся в нашей жизни

обучение чтению детей работниками дошкольных учреждений, не осведомлённых в области

школьной дидактики, не владеющих методикой обучения чтению. Это приводит к тому, что

важнейший первичный этап формирования психологической основы этого умения часто

отсутствует, что негативно сказывается и на самом навыке, и на отношении школьников в

будущем к чтению.

В дошкольном периоде развития необходимо закладывать психологические предпосылки для

овладения ребёнком в будущем навыком чтения путём обогащения детей сведениями об

окружающем мире и всестороннего развития их когнитивной, двигательной, эмоциональной,

аффективно-потребностной сфер в рамках дошкольных видов деятельности.

2) Работа в букварный и послебукварный период должна поддерживать интерес к чтению:

- использование разных дидактических игр, загадок, пословиц, чистоговорок, скороговорок,

артикуляционные упражнения, постановка дыхания;

- обязательное знакомство с литературными произведениями ; чтение и рассказывание

сказок; просмотр мультфильмом и прослушивание аудиозаписей, озвучивание диафильмов;

сравнение книги и мультфильма;

- расширение запаса слов ( словарная работа, учить стихи наизусть)

- домашнее задание с творческим уклоном ( рисунок, аппликация, поделка, найти книгу по

теме, придумать вопрос для викторины, продолжение истории от первого лица и т.п.)

3) Далее вести работу над совершенствованием навыка чтения:

- жужжащее чтение; чтение вслух и про себя, чтение хором;

- игры «Буксир», «Фотоглаз», « Якорь» и другие;

- работа над выразительным чтением ( упражнение « Эхо»; разметка текста; чтение под

музыку; чтение по ролям; конкурс чтецов)

- самозамеры скорости чтения

4) Работа над пониманием смысла текста:

- словарная работа;

-заголовок текста;

- выделение темы и главной мысли;

- определение литературного жанра;

- определение типа текста;

- составление диафильма;

- работа над планом;

- придумать продолжение произведения;

- подобрать пословицы и поговорки к тексту;

- составить кроссворд, ребус;

- составить вопросы для викторины;

- мини-сочинения;

- рисунки-иллюстрации

- инсценировки и т.д.

5) Семейное чтение

На сегодняшний день существуют специальные техники, которые помогают сделать чтение

одним из любимых занятий:

- Не стоит быть слишком настойчивым, ничего не делать по принуждению.

- Младшим школьникам лучше читать книги с картинками, потому что можно задать ребёнку

вопрос по иллюстрации и спровоцировать интерес к дальнейшему чтению.

- Не следует начинать чтение книги, если у ребёнка плохое настроение.

- Когда ребёнок читает, очень внимательно его слушать.

- Увлекательными являются книжки- малышки, а особенно сказочный жанр.

- Чтение книги по очереди: взрослый может начать читать произведение, но остановиться на

самом интересном месте и предложить ребёнку дочитать самому.

- Можно рассказать ребёнку самую интересную часть произведения, а потом сделать вид, что

продолжение не помните и предложить прочитать о дальнейших действиях героев.

- После прочтения важно поговорить с ребёнком о прочитанном.

- Один из способов обучения самостоятельному чтению могут быть комиксы.

« Дом без книги подобен телу, лишённому души», говорили ещё в старину.

6) Учитель должен руководить детским чтением. Так, снижение роли литературы в

социализации детей отчасти происходит в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения

многих из них уже исчезли герои литературной классики. В тоже время влияние

« электронной культуры» на чтение усиливается.

Учителю необходимо проводить уроки внеклассного чтения, научить детей выбирать книгу,

не бояться больших произведений, давать список литературы на лето, вести с детьми

читательские дневники, устраивать конкурсы, предлагать детям делать сообщения о

прочитанных книгах, их авторах и поэтах.

Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться, чтобы ребёнок полюбил

книгу.

« Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Читатель получает от неё знание и

обобщение действительности, способность понимать жизнь. А.Н.Толстой».



В раздел образования