Автор: Чистякова Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 346
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Как сформировать интерес к чтению у младших школьников"
Раздел: начальное образование
КАК СФОРМИРОВАТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Чистякова Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ГБОУ школы № 346
Невского района Санкт-Петербурга
Сегодня в обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают и дети.
Привить ребёнку интерес к чтению – трудное занятие, особенно в современном мире, когда
новые технологии и новомодные гаджеты окружают повсюду. Дети сейчас выбирают лёгкий
путь познания: открыть ноутбук и узнать всё, что им надо. Мы все знаем об основных
условиях возникновения интереса к чтению у детей – в доме должны быть книги, должны
быть читающими родители, подающие пример. Научить ребёнка читать гораздо труднее, чем
отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идёт о том, что учить
читать ребёнка должны родители. Этим занимается учитель, а родители формируют
устойчивый интерес к чтению, когда сначала родители читают ребёнку, затем ребёнок уже
сам тянется к книге.
Овладение чтение – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много
сил и времени. Пока он не научился быстро и осмысленно читать, думать и сопереживать во
время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия.
Несформированный навык мешает успешному обучению по всем предметам, так как чтение -
навык общеучебный. Школьники испытывают существенные затруднения при работе с
вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у
них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения.
Не могут оставить равнодушными результаты изучения сформированности навыков чтения у
школьников и студентов разных стран мира, проведённого Международной ассоциацией
чтения. Россия участвовала в этих исследованиях в 2000 и 2003 гг. Российские
пятнадцатилетние школьники по качеству чтения заняли в 2000г.27-е место из 32 стран и 33
место – из 40 стран в 2003 году. Исследованием Международной программы PISA по оценке
образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста в 2009 году приоритетной
областью стала «грамотность чтения». В исследовании приняли участие 65 стран мира, в том
числе и Россия. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 41-43
места.
Настало время задуматься: почему наши дети недостаточно хорошо читают, почему у них
снижается интерес к чтению и что надо делать для преодоления негативных явлений?
1)Уже давно большую озабоченность вызывает достаточно укоренившееся в нашей жизни
обучение чтению детей работниками дошкольных учреждений, не осведомлённых в области
школьной дидактики, не владеющих методикой обучения чтению. Это приводит к тому, что
важнейший первичный этап формирования психологической основы этого умения часто
отсутствует, что негативно сказывается и на самом навыке, и на отношении школьников в
будущем к чтению.
В дошкольном периоде развития необходимо закладывать психологические предпосылки для
овладения ребёнком в будущем навыком чтения путём обогащения детей сведениями об
окружающем мире и всестороннего развития их когнитивной, двигательной, эмоциональной,
аффективно-потребностной сфер в рамках дошкольных видов деятельности.
2) Работа в букварный и послебукварный период должна поддерживать интерес к чтению:
- использование разных дидактических игр, загадок, пословиц, чистоговорок, скороговорок,
артикуляционные упражнения, постановка дыхания;
- обязательное знакомство с литературными произведениями ; чтение и рассказывание
сказок; просмотр мультфильмом и прослушивание аудиозаписей, озвучивание диафильмов;
сравнение книги и мультфильма;
- расширение запаса слов ( словарная работа, учить стихи наизусть)
- домашнее задание с творческим уклоном ( рисунок, аппликация, поделка, найти книгу по
теме, придумать вопрос для викторины, продолжение истории от первого лица и т.п.)
3) Далее вести работу над совершенствованием навыка чтения:
- жужжащее чтение; чтение вслух и про себя, чтение хором;
- игры «Буксир», «Фотоглаз», « Якорь» и другие;
- работа над выразительным чтением ( упражнение « Эхо»; разметка текста; чтение под
музыку; чтение по ролям; конкурс чтецов)
- самозамеры скорости чтения
4) Работа над пониманием смысла текста:
- словарная работа;
-заголовок текста;
- выделение темы и главной мысли;
- определение литературного жанра;
- определение типа текста;
- составление диафильма;
- работа над планом;
- придумать продолжение произведения;
- подобрать пословицы и поговорки к тексту;
- составить кроссворд, ребус;
- составить вопросы для викторины;
- мини-сочинения;
- рисунки-иллюстрации
- инсценировки и т.д.
5) Семейное чтение
На сегодняшний день существуют специальные техники, которые помогают сделать чтение
одним из любимых занятий:
- Не стоит быть слишком настойчивым, ничего не делать по принуждению.
- Младшим школьникам лучше читать книги с картинками, потому что можно задать ребёнку
вопрос по иллюстрации и спровоцировать интерес к дальнейшему чтению.
- Не следует начинать чтение книги, если у ребёнка плохое настроение.
- Когда ребёнок читает, очень внимательно его слушать.
- Увлекательными являются книжки- малышки, а особенно сказочный жанр.
- Чтение книги по очереди: взрослый может начать читать произведение, но остановиться на
самом интересном месте и предложить ребёнку дочитать самому.
- Можно рассказать ребёнку самую интересную часть произведения, а потом сделать вид, что
продолжение не помните и предложить прочитать о дальнейших действиях героев.
- После прочтения важно поговорить с ребёнком о прочитанном.
- Один из способов обучения самостоятельному чтению могут быть комиксы.
« Дом без книги подобен телу, лишённому души», говорили ещё в старину.
6) Учитель должен руководить детским чтением. Так, снижение роли литературы в
социализации детей отчасти происходит в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения
многих из них уже исчезли герои литературной классики. В тоже время влияние
« электронной культуры» на чтение усиливается.
Учителю необходимо проводить уроки внеклассного чтения, научить детей выбирать книгу,
не бояться больших произведений, давать список литературы на лето, вести с детьми
читательские дневники, устраивать конкурсы, предлагать детям делать сообщения о
прочитанных книгах, их авторах и поэтах.
Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться, чтобы ребёнок полюбил
книгу.
« Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Читатель получает от неё знание и
обобщение действительности, способность понимать жизнь. А.Н.Толстой».