Автор: Яковлева Наталья Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Бунинская СОШ"
Населённый пункт: село Бунино, Солнцевский район, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методы решения заданий №20 ЕГЭ по математике базовый уровень"
Раздел: полное образование
Единый государственный экзамен является на данный момент единственной
формой итоговой аттестации выпускников средней школы. А получение
аттестата о среднем образовании не возможно без успешной сдачи ЕГЭ по
математике. Математика является не только важным учебным предметом, но
и достаточно сложным. Математическими способностями обладают далеко
не все дети, а от успешной сдачи экзамена зависит их дальнейшая судьба.
Учителя выпускных классов снова и снова задают вопрос: «Как помочь
школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?». Для того, чтобы
выпускник получил аттестат достаточно сдать математику базового уровня. А
успешность сдачи экзамена напрямую связана с тем, как учитель владеет
методикой решения различных задач. Вашему вниманию предлагаю примеры
решения задания №20 математика базовый уровень ФИПИ 2018 под
редакцией М.В. Ященко.
1.На ленте по разные стороны от середине отмечены две полосы: синяя и
красная. Если ленту разрезать по красной полосе, то одна часть будет на 5 см
длиннее другой. Если ленту разрезать по синей полосе, то одна часть будет на
15 см длиннее другой. Найдите расстояние между красной и синей
полосами.
Решение:
Пусть а см расстояние от левого конца ленты до синей полосы, в см
расстояние от правого конца ленты до красной полосы, с см расстояние
между полосами. Известно, что если ленту разрезать по красной полосе, то
одна часть на 5 см длиннее другой, то есть а + с – в =5. Если разрезать по
синей полосе, то одна часть будет длиннее другой на 15 см, значит, в +с –
а=15. Сложим два равенство почленно: а+с-в+в+с-а=20, 2с=20, с=10.
Ответ:10.
2. Среднее арифметическое 6 различных натуральных чисел равно 8. На
сколько нужно увеличить наибольшее из этих чисел, чтобы среднее
арифметическое стало на 1 больше.
Решение: Так как среднее арифметическое 6 натуральных чисел равно 8,
значит, сумма этих чисел равна 8*6=48. Среднее арифметическое чисел
увеличилось на 1 и стало равно 9, а количество чисел не изменилось, значит,
сумма чисел стане равной 9*6=54. Чтобы найти на сколько увеличилось одно
из чисел, нужно найти разность 54-48=6.
Ответ:6.
3. Клетки таблицы 6х5 раскрашены в черные и белые цвета. Пар соседних
клеток разного цвета 26, пар соседних клеток черного цвета 6. Сколько пар
соседних клеток белого цвета.
Решение:
В каждой горизонтали образуется 5 пар соседних клеток, значит, по
горизонтали всего будет 5*5=25 пар соседних клеток. По вертикали
образуется 4 пары соседних клеток, то есть всего пар соседних клеток по
вертикали будет 4*6=24. Всего образуется 24+25=49 пар соседних клеток. Из
них разного цвета 26 пар, черного 6 пар, следовательно белых пар будет 49-
26-6 = 17 пар.
Ответ: 17 .
4.На прилавке цветочного магазина стоят три вазы с розами: белая, синяя и
красная. Слева от красной вазы находится 15 роз, справа от синей вазы 12
роз. Всего в вазах 22 розы. Сколько роз в белой вазе?
Решение: Пусть х роз находится в белой вазе, у роз – в синей, z роз – в
красной. По условию задачи в вазах 22 розы, то есть х+у+ z=22. Известно,
что слева от красной вазы, то есть в синей и белой 15 роз, значит, х+у=15. А
справа от синей вазы, то есть в белой и красной вазах 12 роз, значит х+ z= 12.
Получили:
х+у+ z=22;
х+у=15;
х+ z= 12.
Прибавим почленно 2-ое и 3-ье равенства: х+у+х+ z=27 или 22 +х=27, х=5.
Ответ: 5.
5.Маша и Медведь съели 160 печений и банку варенья, начав и закончив
одновременно. Сначала Маша ела варенье, а Медведь печенья, но в какой-то
момент они поменялись. Медведь и то и другое ест в 3 раза быстрее Маши.
Сколько печений съел Медведь, если варенья они съели поровну.
Решение: Так как Маша и Медведь начали есть печенья и варенье
одновременно и закончили одновременно, причем ели один продукт, а затем
другой, и по условию задачи Медведь ест и то и другое в 3 раза быстрее, чем
Маша, значит Медведь поглощал еду в 9 раз быстрее Маши. Тогда пусть х
печений съела Маша, а Медведь 9х печений. Известно, что всего они съели
160 печений. Получим: х+9х=160, 10х=160, х=16, значит, медведь съел
16*9=144 печенья.
Ответ:144.
6.Из книги выпало несколько идущих подряд листов. Номер последней
страницы перед выпавшими листами 352. Номер первой страницы после
выпавших листов записывается теми же цифрами, но в другом порядке.
Сколько листов выпало?
Решение: Пусть х листов выпало, тогда количество выпавших страниц 2х, то
есть четное число. Номер первой выпавшей страницы 353. Разность между
номером первой выпавшей страницы и первой страницы после выпавших
должно быть четным числом, значит, номер после выпавших листов будет
523. Тогда количество выпавших листов будет равно (523-353):2=85.
Ответ: 85.
7. Про натуральные числа А,В,С известно, что каждое из них больше 5, но
меньше 9. Загадали натуральное число, затем умножили на А, прибавили В и
вычли С. Получили 164. Какое число было задумано?
Решение: Пусть х загаданное натуральное число, тогда Ах+В-С=164, Ах=
164 – (В-С), так как числа А,В,С больше 5, но меньше 9, то -2≤В-С≤2,
значит, Ах= 166; 165; 164;163;162. Из чисел 6,7,8 только 6 является
делителем 162. Следовательно, х=162:6=27.
Ответ:27