Автор: Радченко Виктория Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Золушка" Населённый пункт: г. Ноябрьск, Тюменская область Наименование материала: консультация для родителей и педагогов. Тема: "Я сам" Раздел: дошкольное образование
РАЗДЕВАТЬСЯ!
С полутора лет дети могут частично одеваться и раздеваться: сначала снимать с себя
расшнурованную взрослым обувь, носки, шапочку. К двум с половиной годам ребенок
сможет научиться снимать платье, надевать штанишки, колготы, а к трем годам полностью
одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы (кроме находящихся сзади). Приобретение
этих и других навыков важно не только само по себе. Меняется вся психология малыша:
он познает свои возможности и стремится приумножать умения в самообслуживании.
Вначале ребенок одевается медленно и не всегда правильно: то носок наденет наизнанку,
то ботинок не на ту ногу. От взрослых требуется терпение. Порой легче одеть ребенка, чем
наблюдать его неумелые действия. Но выдержка и здесь необходима, иначе у малыша
укоренится привычка ждать помощи от взрослых.
Для того чтобы ребенку было легче одеться, надо уже при раздевании вывернуть носки и
платье на лицевую сторону. Снимая обувь, расстегнуть или расшнуровать ее.
Отец трехлетнего Вадика принес на родительское собрание фотографии, на которых
запечатлел умения сына: мальчик одевается и раздевается вполне самостоятельно.
«Случается, конечно, что наденет ботинок не на ту ногу, — рассказал отец Вадика, — но
мы не спешим на помощь. Пусть сам исправит. А над неудачей вместе пошутим».
Одна из родительниц — мать Сережи — поинтересовалась, не бывает ли так, что Вадик
отказывается одеваться. Отец Вадика объяснил, что сын уже привык самостоятельно
одеваться, и в свою очередь спросил: «А ваш малыш разве не делает этого сам?». Из
рассказа выяснилось, что родители Сережи знают, какие навыки и привычки надо
воспитывать у сына, но он отказывается выполнять их требования. Предложат мальчику
самому одеться — он отказывается. Бабушка хочет, чтобы Сережа сам вымыл руки, а он
только разбрызгивает воду. Вечером жалуется отцу, что внук ее не слушается, грозит
наказанием. «Может, подрастет, тогда сам станет умываться и одеваться, — размышляет
мама. — Такой уж он у нас, видно, непослушный, не как другие дети».
Конечно, здесь дело не в исключительности натуры мальчика. Ему всего два с половиной
года, но в воспитании уже есть большие упущения. Непослушание мальчика — следствие
неправильного к нему отношения в семье, отсутствия единого подхода в воспитании; отец
очень строг, мальчик подчиняется ему только из страха; бабушка добра, готова все сделать
за него, а мама убеждена, что Сережа от природы непослушен, смирилась с его капризами
и шалостями.
Пока Сережа еще мал, надо изменить всю систему его воспитания, и прежде всего избрать
общую для всех членов семьи линию в отношениях с ребенком. В каждом конкретном
случае надо найти способ, как побудить малыша выполнить то, что от него требуют
взрослые: заинтересовать делом, которое ему поручается, или, например, предложить
выполнить самостоятельно задание ради заманчивой перспективы, скажем, одеться, чтобы
затем пойти кататься на велосипеде, при этом выразить уверенность в том, что мальчик
сам справится, одобрить успехи и не спешить с помощью (допускать только
действительно необходимую помощь). Родителям надо проявить твердость. Но вместе с
тем очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят, радуются его успехам, добры к
нему.
Случается, что за непослушание принимают вполне естественную любознательность
малыша, стремление познать «природу вещей». Родители, например, намереваются
научить сына умываться. Но он, пораженный журчанием прозрачной струйки воды, ее
прохладой и самим ее появлением из крана, вместо того, чтобы мыть руки, пытается
захватить в кулачок струйку или, случайно закрыв отверстие пальчиком, вдруг устраивает
фонтан. Он хохочет и уже намеренно разбрызгивает воду.
Чтобы в следующий раз его не искушал соблазн превратить умывание в забаву, дайте ему
возможность поиграть с водой иным образом: налейте в тазик воды, пустите туда
пластмассовых уточек, рыбок, дайте ему черпачок и пусть вдоволь насладится этой
увлекательной и полезной игрой, а во время умывания шалости пресекайте.
ОБ ОПРЯТНОСТИ И
АККУРАТНОСТИ
«Ну что за неряха!» — в сердцах восклицает иной родитель, будто он и не причастен к
тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность — не врожденные качества. В
основе их — гигиенические навыки и привычки, которые формируют с раннего детства.
Каковы же они? До полутора лет ребенку перед каждым приемом пищи моют руки. С
полутора лет учат его делать это самостоятельно: сначала только подставлять руки под
струю, затем потирать ими. После двух лет ребенок в состоянии научиться мыть руки с
мылом и вытирать их. Он привыкает пользоваться только своим полотенцем.
Для того чтобы ребенок был в дружбе с мылом и водой, надо исключить возможность
неприятных ощущений во время умывания, например, вода холодна или она затекает в
рукава, их надо приподнять. Однако и слишком теплая вода для этой цели не
рекомендуется, так как умывание не только гигиеническая, но и закаливающая процедура.
Нужна вода комнатной температуры.
В детском саду умывальники расположены низко, в соответствии с ростом детей. Дома
ребенка надо ставить на скамеечку, чтобы он мог самостоятельно умыться.
Ребенок в 2—3 года может самостоятельно причесаться.
Самое простое и легкое задание может быть непонятным и затруднительным для
маленького ребенка. Вот он берет мыло, и, не смочив его, пытается намылить ручки.
Значит, недостаточно предложить ему: «А теперь помой руки сам». Ведь его опыт и
знания еще так малы! Ему неведомо, куда положить мыло, что делать дальше. Все это
покажут и объяснят ему взрослые. Но вот руки вымыты и даже вытерты насухо.
«Молодец, малыш!» Он с таким усердием трудился, что вполне заслужил похвалу.
Необходимо использовать каждый удобный случай, чтобы вызвать у ребенка чувство
брезгливости ко всякой грязи. Пусть малыш приучается, приходя с улицы, переобуваться,
соблюдая при этом такие правила: не ходить по полу в чулках, ставить обувь в
определенном месте.
Часто можно видеть, что не только маленькие дети, но и школьники входят в комнату в
пальто и шапке, не задумываясь над тем, что это некультурно и негигиенично. С раннего
возраста надо приучать ребенка снимать верхнюю одежду в прихожей. Для этого дома
надо повесить отдельную вешалку на небольшой высоте, соответствующей росту ребенка.
Трехлетний малыш в состоянии самостоятельно повесить пальто на вешалку и снять с нее.
Эту привычку, как и другие, можно закреплять, используя игру. С двух с половиной —
трех лет можно начинать формировать у ребенка привычку ухаживать за полостью рта —
пока только полоскать рот утром и перед сном. С появлением у малыша зубов надо
регулярно следить за их состоянием и, если появилось хотя бы пятнышко, — обратиться к
зубному врачу.
Ребенка в возрасте двух-трех лет приучают не только самостоятельно одеваться, но и
воспитывают у него привычку содержать в порядке и одежду: подтянуть колготы, если они
спустились, одернуть платье, замечать развязавшийся шнурок и зашнуровать ботинок или
попросить об этом взрослых; не вытирать руки об одежду; пользоваться носовым платком,
который всегда должен у него быть.
Все названные привычки могут прочно закрепиться у ребенка до трех лет. Они — начало
аккуратности, и, если эти привычки в дальнейшем будут укрепляться, аккуратность станет
чертой характера ребенка.