Напоминание

Значение сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников


Автор: Окулова Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14" Цветик-семицветик "
Населённый пункт: с. Большое Кузьминское
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Значение сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создано:24.01.2018г. Окулова Нина Михайловна, воспитатель Большекузьминского

Филиала МБДОУ «Детский сад №14 «Цветик-семицветик».

г. Кольчугино.

Значение сюжетно-ролевой игры в социализации

дошкольников.

Многие детские игры – подражание серьезной

деятельности взрослых. Януш Корчак

В современном мире проблема социализации подрастающего поколения является

одной из актуальных. Родители и педагоги озабочены тем, как сделать так, чтобы

ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным в себе, способным договариваться,

учитывать

интересы

и

чувства

других,

научился

сотрудничать

и

выполнять

как

лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. От этого

зависит, как ребенок сможет адаптироваться в мире людей, найти свое место в жизни,

реализовать свои потенциальные возможности. Помочь взрослым в этом сложном

процессе может сюжетно-ролевая игра, необходимо только создать соответствующую

предметно - пространственную среду для развития игровой деятельности детей.

Игра занимает особое положение в педагогическом процессе, имеет

преимущество перед всеми другими видами детской деятельности, так как дает детям

большую

возможность

проявить

собственную

активность

и

самостоятельность.

Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития:

импульсов

творчества,

признаков

и

примет

социальной

практики,

богатства

и

микроклимата

коллективных

отношений,

активизации

процесса

познания

мира.

Именно

игра

обеспечивает

потребность

ребенка

дошкольного

возраста

в

самостоятельности и творчестве. Почему? Дело в специфике игровой деятельности, в

ее условном характере. В игре все «понарошку»: и действия, и пространство, и роли.

Ребенку достаточно поставить стульчик, провести черту и обозначить: «Это тротуар, а

это

кабина

автобуса».

Заполнить

салон

пассажирами

и

управлять

транспортом

с

помощью любого круглого предмета, заменяющего руль, ребенку ничего не стоит. В

реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может

выполнить сам, без помощи взрослых. А игра и не требует от него в этом плане особых

умений, так как не связана с получением определенного практического результата.

Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм.

Высокий

темп

психического

и

личностного

развития

ребенка

дошкольника,

его

открытость миру, новому опыту создают благоприятную психологическую почву для

вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые

рассматривают этот возрастной период в развитии ребенка как подготовительный к

будущей

«настоящей»

жизни.

Первые,

сколько-нибудь

серьезные

требования

к

ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому

родители зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника.

Оно прочно занимает в их сознании второстепенное место и проходит стихийно, как

бы само по себе. Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые

стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения

человека,

складывается

характер,

ребенок

открывает

для

себя

мир

человеческих

отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В связи с

этим, ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что,

конечно,

ему

недоступно,

а

стремление

к

самостоятельности

велико.

Из

этого

противоречия

и

рождается

ролевая

игра

самостоятельная

деятельность

детей,

моделирующая

жизнь

взрослых.

Игра

ведущая

деятельность

дошкольников,

своеобразный,

свойственный

ребенку

способ

познания

действительности,

общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети. Это

творческие или сюжетно-ролевые игры, где дети воспроизводят все то, что видят

вокруг

себя

в

жизни

и

деятельности

взрослых.

В

сюжетно-ролевых

играх

закладывается

социальный

мотив,

она

становится

эффективным

средством

социализации детей дошкольного возраста, формирует умение согласовывать свои

действия

с

действиями

партнеров,

готовность

к

совместной

деятельности

со

сверстниками,

способствует

усвоению

норм

и

ценностей,

принятых

в

обществе,

включая моральные и нравственные ценности, что позволит ребенку занять свое место

в обществе.

Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид совместной

деятельности детей. Они объединяются между собой по собственной инициативе, сами

задумывают сюжет игры, распределяют роли, готовят игровой материал, намечают и

развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что

следуя

взятой

на

себя

роли,

дети

отражают

те

моменты

окружающей

действительности,

которые

привлекли

их

внимание,

вызвали

живой

интерес,

произвели

особое

впечатление.

Конечно,

все

это

возможно

лишь

при

наличии

предметно-пространственной развивающей среды, при необходимости, ненавязчивой

помощи взрослого. Это необходимо, чтобы обогащать сюжет игры, обращать внимание

детей на важные акценты во взаимоотношениях персонажей, помочь застенчивым

детям найти свое место в общей игре. Все, что пропущено ребенком через игру,

становится его опытом и усваивается надолго. Происходит это потому, что игра не

просто отображает, а моделирует социальные ситуации, определенные социальные

взаимоотношения

между

людьми.

Замещение

и

моделирование

явлений

действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер.

Так,

необходимость

использовать

в

игре

не

те

предметы,

которые

используют

взрослые,

а

другие,

лишь

напоминающие

их

и

позволяющие

выполнить

игровые

действия (стул вместо автобуса, кубик вместо мыла), толкает детей на путь поиска

предметов

заместителей,

что

способствует

развитию

воображения

и

творчества

.Обогащая сюжеты игр детей, важно донести до их сознания, что в окружающей

действительности

взрослые

не

только

совершают

разные

полезные

дела,

но

и

постоянно вступают в контакты друг с другом. Разнообразные действия с предметами,

которые они осуществляют в процессе своего труда, как бы отодвигаются на второй

план. Главное – взаимосвязь людей: учитель не может быть без учеников, продавец –

без

покупателей.

Большое

влияние

на

развитие

игровой

деятельности

оказывают

знания,

полученные

дошкольниками

в

результате

ознакомления

с

художественной

литературой, в беседах о профессиях и труде людей, результаты конструктивно –

модельной

деятельности,

аппликации

,рисования.

В

ходе

наблюдений

за

трудом

взрослых внимание детей обращается не только на действия, которые они выполняют,

но и на личные качества человека,

раскрывается значимость их труда для других.

Например,

объясняют,

что

доктор

внимательный,

терпеливый,

вежливый,

он

выслушивает

больного,

назначает

ему

необходимое

лечение.

Для

того,

чтобы

полученные знания нашли отражение в играх детей, взрослый может стать играющим

партнером

в

совместной

игре.

Естественное

эмоциональное

поведение

взрослого,

принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу, самостоятельность и

непринужденность, массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для

развития жизнерадостного, здорового ребенка, способствует возникновению у детей

стремления

самим

овладеть

игровыми

способами.

Во

время

свободной

самостоятельной игровой деятельности детей, где они используют все доступные им

игровые

средства,

свободно

объединяются

и

взаимодействуют

друг

с

другом,

происходит

формирование

конструктивных

способов

разрешения

конфликтов,

возникающих в процессе игры. В грамотно организованной игре у ребенка возникает

необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте

убеждаются, как важно уметь налаживать контакты с окружающими.

Итак, сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных

навыков.

На

этапе

завершения

дошкольного

образования

результатом

развитых

культурных форм игры станет эмоционально благополучный ребенок , обладающий

установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и

самому себе, активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, что готовит

благоприятную почву для его успешной деятельности в реальной жизни.



В раздел образования