Автор: Груздева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14" Цветик-семицветик "
Населённый пункт: с. Большое Кузьминское
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Свойства воздуха" Поисково- исследовательская деятельность
Раздел: дошкольное образование
Познавательное развитие (Поисково- исследовательская деятельность)
«Свойства воздуха» (старшая группа)
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие
интереса к познавательной деятельности детей
Программное содержание:
Познавательное развитие:
Формировать знания о свойствах воздуха, развивать у детей способность
устанавливать
причинно
-
следственные
связи
на
основе
элементарного
эксперимента и делать выводы. Воспитывать интерес к исследовательской
деятельности.
Развивать
умение
соблюдать
правила
безопасности
при
проведении эксперимента.
Речевое развитие:
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать
свою точку зрения.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать самостоятельность, доводить начатое дело до конца, помогать
друг другу.
Физическое развитие:
Формирование двигательной активности на физкультминутках.
Предварительная работа:
Беседа
«
Живая
и
неживая
природа»,
рассматривание
иллюстраций,
наблюдения на прогулке за ветром.
Материал:
Воздушные шары, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки,
пластмассовые стаканчики , баночки с плотными крышками, таз с водой,
бумажные кораблики, пёрышки.
Ход занятия
В.
Сегодня
к
нам
на
занятие
прилетели
два
воздушных
шарика:
один
весёлый, толстый а второй худой, грустный. Ребята как вы думаете, почему
второй шарик такой? ( В нём нет воздуха, он сдулся)
А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим ( посильнее его
надуть).Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его
надуем? (Воздух). Откуда же берётся воздух? (Мы его выдыхаем в шарик)
Детям предлагается посмотреть на групповую комнату.
В. Ребята что вы видите? (шкафы, столы, игрушки и т. д)
А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный,
бесцветный. Воздух, ребята, это газ.
Эксперимент 1
В. Ребята, чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает
посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? Он пуст. Пакет можно сложить
в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет
воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь
развязываем пакет, выпускаем воздух из пакета. Пакет стал опять тоненьким.
Почему? ( В нём нет воздуха)
В. « Чтоб природе другом стать
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
Внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность
Эксперимент 2 «Слышим воздух»
В. У меня есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим
шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и
потихоньку спускать воздух. Что мы услышали ? Из шара вышел воздух и
задевая за стенки шарика он издал звук- писк.
А ещё, что нам помогает услышать звук воздуха в природе? Это ветер. Он
колеблет воздух и получается звук ( свист, вой). Ветер это колебание воздуха.
Физкультминутка
В. Ребята, представьте, что вы самолёты. Чтобы взлететь, нужно вдохнуть,
как можно больше воздух( топлива). Вдохнули?. А теперь полетели! Крылья
самолётов
покачиваются.
Самолёты
летят
плавно
и
красиво.
Но
воздух
( топливо) заканчивается и самолёты приземляются на аэродром.
( дети садятся за столы)
Эксперимент 3
В. Ребята, возьмите трубочку подуйте в неё, подставьте ладонь. Что вы
почувствовали? ( Струю воздуха)
Выдохните
в
трубочку,
опущенную
в
воду.
Что
вы
видите?
(
Выходят
пузырьки-это воздух). Значит из трубочки и из шарика выходит воздух,
который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем.
Эксперимент 4
В. Ребята, возьмите бумажные кораблики и подойдите к тазикам с водой.
Опустите кораблики на воду. Смотрите кораблики не плывут. Что мы можем
сделать, чтобы кораблики поплыли? (Подуть на них)
Попробуйте. Ребята, что же двигает наши кораблики? (Воздух)
А откуда берётся воздух? ( Мы его выдыхаем)
Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее? (Посильней подуть)
Попробуйте сделать глубокий вдох и сделать сильный выдох. Получилось?
А теперь возьмите пушинку и попробуйте подуть на неё. Что произошло?
(Она полетела) Скажите, ребята, на что было легче дуть-на кораблик или на
пушинку? (На пушинку) Почему? (Она легче кораблика).
Эксперимент 5
В. Ребята, скажите, а у воздуха есть запах?
У воздуха нет запаха. Чтобы это проверить ребята возьмём баночки.
В первой баночке лежит корочка апельсина. Ребята, как вы думаете, это
пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат? (Этот запах идёт
от корки)
В. Ребята а нам с вами нужен воздух? ( Нужен) А д Нужен) А для чего
человеку нужен воздух?
(Чтобы дышать) Ребята, а как попадает воздух в
лёгкие человека? (Через рот и нос)
Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Воздух бесцветный,
прозрачный. Воздух не имеет своего запаха-только передаёт чужие запахи.
Он нужен для жизни людям, животным и растениям.