Автор: Щербинин Андрей Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "Аквамарин"
Населённый пункт: г.Пласт Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание физических качеств гиревиков в учебно-тренировочном процессе"
Раздел: дополнительное образование
Щербинин А.А.
Педагог дополнительного образования
1 квалификационная категория
МКУ ДО «Аквамарин» г. Пласт
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ГИРЕВИКОВ В УЧЕБНО-
ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Силовые
качества
развиваются
при
условии
выполнения
упражнений
с
максимальным или близким к максимальным мышечным напряжениям. Только у
начинающих спортсменов рост силовых показателей может быть даже при занятиях
с небольшим напряжением мышц. С учетом этой закономерности должна строится
методика воспитания силы.
В гиревом спорте применение максимальных напряжений мышц с минимальным
количеством повторений не всегда оправдано. Повышение силовых качеств должно
идти
до
определенного
уровня
и
в
определенные
периоды
тренировок.
В
дальнейшем необходимо использовать силу, сделать ее направленной (по принципу
направленного взрыва) с учетом специфики выполнения упражнений в гиревом
спорте. На практике не всегда атлеты, обладающие огромной абсолютной силой,
достигают
высоких
спортивных
результатов
в
гиревом
спорте.
Так
например
результаты в рывке гири 32 кг.(высшие достижения) легких весовых категорий почти
не уступают достижениям атлетов тяжелых весовых категорий. Даже в толчке гирь
где, казалось бы , все решает сила, молодые атлеты имеющие меньшую абсолютную
силу, показывают более высокие результаты.
В работе по данной статье была проанализирована научно методическая
литература о воспитании силовых качеств в гиревом спорте и получены следующие
результаты.
Метод
максимальных
усилий
предусматривает
выполнение
упражнений
с
отягощениями
(штангой)
около
предельного
и
предельного
веса
с
небольшим
количеством повторений в одном подходе. Предельным считается вес 80 – 90 % от
лучшего
результата
спортсмена.
Напряжение
мышц
при
работе
с
предельными
отягощениями
приводит
к
сдавливанию
кровеносных
сосудов
и
затруднению
кровообращения. В связи с этим и кратковременностью работы, обменные процессы
в
организме
не
достигают
желаемого
уровня.
На
общую
и
специальную
выносливость
такие
напряжения
могут
влиять
только
отрицательно.
В
гиревом
спорте этот метод применяется в отдельных тренировочных периодах и циклах,
когда решается конкретная задача – увеличение силы.
При воспитании силы этим методом применяют отягощения непредельного веса
(50 – 70 %) с достаточно большим количеством повторений (10-20 и более). Такая
работа приводит не только к увеличению силы, но и положительно сказывается на
повышение уровня силовой выносливости. Наибольшее тренирующее воздействие
оказывают последние подъемы. Считается , что этот метод способствует резкому
усилению обменных процессов в организме.
Повторный метод – здесь важное значение имеет отдых между подходами. Время
отдыха зависит от тренированности спортсмена, восстановительных способностей
организма, степени общего утомления, на фоне которого выполняется очередной
подход. Отдых должен быть оптимальным и достаточным. Если очередной подход
выполняется на не до восстановлении организма, то тренировочный эффект подхода
в развитии силы снижается. Метод повторных усилий наиболее эффективен при
воспитании силы применительно к гиревому спорту. Главный принцип воспитания
общей
выносливости
заключается
в
постепенном
увеличении
длительности
выполнения упражнения умеренной выносливости.
На первоначальном этапе занятий нагрузка увеличивается за счет постепенного
увеличений
длительности
непрерывной
работы,
при
сохранении
небольшой
интенсивности
движений
Такая
нагрузка
приучает
организм
к
выполнению
длительной работы, улучшает состояние сердечнососудистой и дыхательной систем,
расширяет функциональные возможности всего организма. Дальнейшее развитие
общей выносливости достигается за счет повышения интенсивности выполнения
тренировочной работы. После того как организм приспособился к данной нагрузке,
ее
увеличивают.
При
воспитании
специальной
выносливости
используют
упражнения,
в
которых
спортсмен
специализируется,
или
близким
к
ним
по
структуре
движения.
Если
при
воспитании
общей
выносливости
решающее
значение имеют длительность и объем работы, то при воспитании специальной
выносливости очень важно установить оптимальное соотношений между объемом и
интенсивностью работы. Это соотношение в зависимости от этапа подготовки, а
также
уровня
подготовленности
спортсмена
изменяется.
По
мере
повышения
тренированности занимающихся тенденция повышения объема и интенсивности
сохраняется.
Лишь
после
того
как
объем
работы
достигает
запланированного
уровня,
начинается
его
снижение,
а
интенсивность
наоборот,
Продолжает
повышаться.
Изменение
соотношения
объема
и
интенсивности
уменьшает
адаптацию (привыкание) организма к нагрузкам и способствует повышению уровня
специальной выносливости.
При применении равномерного метода то или другое классическое упражнение
выполняется длительное время в невысоком темпе с облегченными гирями.
При применении переменного метода то или другое упражнение выполняется
короткими подходами с повышением и понижением веса гирь с фиксированным
временем отдыха, применяется для улучшения силовых качеств и техники.
В тренировочном процессе гиревого спорта для повышения физических качеств
спортсмена используют все методы тренировок. Все зависит от степени готовности
гиревика и локальных задач на данном тренировочном промежутке.