Автор: Соколова Ирина Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: школа №1900
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.
Раздел: дошкольное образование
Программа работы
педагога-психолога по сохранению и укреплению
психического здоровья педагогов
«Круг».
Составитель:
Педагог-психолог ГБОУ Школа №1900
Соколова И.И.
г.Москва
Пояснительная записка.
Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации
требуются
огромные
интеллектуальные,
эмоциональные
и
психические
затраты.
В
течение
последних
лет
проблема
сохранения
психического
здоровья педагогов в образовательном учреждении стала особенно острой.
Современные
темпы
развития
диктуют
свои
правила:
повышаются
требования со стороны общества к личности педагога, требуется творческое
отношение
к
работе,
владение
педагогической
техникой
(речью,
выразительными
средствами
общения,
педагогическим
т актом),
проектировочными умениями и т.д. Различные рода перегрузки усугубляются
мночисленными страхами: страх быть покинутыми, не найти поддержки;
страх
оказаться
непрофессионалом;
страх
перед
контролем.
Все
это
стрессовые факторы,
которые
приводят к эмоциональному истощению
педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».
Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром
Х.Дж.Фрейденбергером
[29]
в
1974
году
для
ха р а кт е р и с т и к и
психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и
тесном
общении
с
клиентами,
пациентами
в
эмоционально
насыщенной
атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот
термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением
собственной
бесполезности.
К
1982
г.
в
англоязычной
литературе
было
опубликовано
свыше
тысячи
статей
по
“эмоциональному
сгоранию”.
Представленные в них исследования носили главным образом описательный
и
эпизодический
характер.
Первоначально
количество
профессионалов,
относимых
к
подверженным
‘’
эмоциональному
сгоранию’’,
было
незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных
благотворительных
организаций.
Р.Шваб
(1982
г.)
расширяет
группу
профессионального риска: это – прежде всего учителя, полицейские, юристы,
тюремный
персонал,
политики,
менеджеры
всех
уровней.
Как
пишет
К
Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию “эмоционального
сгорания’’, “ деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их
объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки
зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время”.
Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения на
сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным
данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического,
эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях
социальной
сферы.
Этот
синдром
включает
в
себя
три
основные
составляющие, выделенные К. Маслач [17]: эмоциональную истощенность,
деперсонализацию
(цинизм)
и
редукцию
профессиональных
достижений.
Под
эмоциональным
истощением
понимается
чувство
эмоциональной
опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация (цинизм) предполагает циничное отношение к труду и
объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает
бесчувственное,
негуманное
отношение
к
клиентам,
приходящим
для
лечения,
консультации,
получения
образования
и
т.д.
Контакты
с
ними
становятся
формальными,
обезличенными;
возникающие
негативные
установки
могут
поначалу
иметь
скрытый
характер
и
проявляться
во
внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается
наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников
чувства
некомпетентности
в
своей
профессиональной
сфере,
осознание
неуспеха в ней.
Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно
коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало
осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что
происходит.
Поэтому
он
нуждается
в
поддержке
и
внимании,
а
не
конфронтации и обвинении. К. Маслач
[17] считает, что “ сгорание” не
является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические
шаги,
которые
могут
предотвратить,
ослабить
или
исключить
его
возникновение. Она подчеркивает, что многие из причин эмоционального
выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так
же в определенных социальных и ситуативных факторах.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении
обозначенных выше трудностей. Эти подходы могут быть использованы и в
педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-
педагогическое
образование
педагога,
повышение
его
квалификации.
Это
связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро
устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения
устаревания
знаний
специалиста
так
называемый
“период
полураспада
компетентности”,
заимствованный
из
ядерной
физики.
В
данном
случае
означает
продолжительность
времени
после
окончания
ВУЗа,
когда
в
результате устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и
новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.
Со
стороны
администрации
нужна
система
поощрений,
должны
использоваться
методы
психологической
разгрузки,
релаксация
прямо
на
работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители
могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело
стало более значимым для исполнителей.
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является
саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог
сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой,
которая
не
имеет
однозначного
решения
или
предполагает
несколько
альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог находится в состоянии
повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его
к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации
оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как
познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и
действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний
используется
так
называемое
нейролингвистическое
программирование.
Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может
более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого
дня, целого учебного года. (Регуляция эмоциональных состояний. “Детский
психолог”. 1993 г., вып.4, с.67-79).
На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути
профилактики:
1.
Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции может
помочь
себе
избежать
заболевания
или
ликвидировать
его
первые
симптомы.
2.
Профессиональная
помощь
в
профилактике
и
преодолении
синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложиться на плечи психолога
образовательного учреждения.
В
деятельности
можно
определить
три
направления
профилактики
выгорания:
1.
Информирование.
2.
Эмоциональная поддержка.
3.
Создание
системы
занятий,
повышающих
значимость
педагогической профессии.
Цель программы:
профилактика и коррекция профессионального выгорания.
Задачи:
знакомство с понятием «стресс»;
знакомство с синдромом профессионального выгорания;
обучение
педагогов
способам
регуляции
психоэмоционального
состояния;
формирование
в
педагогическом
коллективе
благоприятного
психологического
микроклимата,
способствующего
сохранения
и
укрепления психического здоровья педагогов;
развитие системы профилактики стрессовых ситуаций,
эмоционального выгорания в педагогической среде;
формирование у педагогов мотивации к профессиональному
самосовершенствованию личности.
Направления работы педагога-психолога:
Психопросвещение (консультации, выступления и сообщения на
педсоветах, семинары, «круглые столы», наглядная информация).
Психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами
– тренинги, психологические игры, психологические зарядки,
креативная деятельность, релаксация).
Психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые
консультации по вопросам педагогов – личностные проблемы,
проблемы взаимоотношений и др.)
Программа «Круг» это копилка информационного материала - статьи,
консультации,
памятки,
рекомендации,
стендовая
информация.
А
также
тематические тренинговые встречи в формате психологических гостиных.
Методические аспекты проведения практических занятий.
Цикл занятий рассчитан на 10 встреч. Оптимальное количество участников 10-12
человек. Продолжительность занятий: 1,5-2 часа
План занятий
№
Тема занятий
Цели занятия
Содержание занятия
Количес
тво
часов
1
Л е к ц и я
–
Знакомство с понятием
1.
Введение приветствие, тема.
1,5-2 часа
семинар.
«Стресс»
«стресс».
П р о ф и л а к т и к а
и
коррекция
профессионального
стресса.
2.
Основная часть.
Что такое стресс.
История изучения стресса.
Как распознать стресс.
Приемы антистрессовой защиты
Практическая часть.
3.
Заключительная часть.
Раздача раздаточного материала
2
Тренинг.
«Профилактика
эмоциональног
о
выгорания».
Часть 1
Знакомство с понятием
эмоционального
в ы г о р а н и я ,
е г о
характеристиками.
Фомирование
благоприятного
психологического
м и к р о к л и м а т а
в
коллективе
Обучение
педагогов
способам
саморегуляции
1.Введение
(приветствие,
тема,
правила
работы
в
группе)
Вступительное слово
Игра приветствие «Замочек и ключики».
С чем пришли на тренинг?
3.
Основная часть.
Определение синдрома эмоционального выгорания.
Стадии.
Игра разминка «Дракон,самурай,девочка».
5ключевых групп симптомов
Естественные
способы
регуляции
организма
и
саморегуляции
Игра
«Комплимент»,
«Я
отправляюсь
в
путишествие».
Практический блок.
Заключительная часть.
Психологическая поддержка и обратная связь
1,5-2 часа
3
Тренинг.
«Профилактика
эмоциональног
о выгорания»
Часть 2
Данный
тренинг
н а п р а в л е н
н а
формирование навыков
саморегуляции,
управления
собственным
психоэмоциональным
состоянием,
а
также
1.Введение (приветствие, тема)
Упр. «Эхо»
Упр. «Единый ритм»
2 часа
навыков
позитивного
самовосприятия
2. Основная часть.
Самодиагностика
Упр. «Порядковый счет»
Упр. «Путанка»
Упр на осознание и принятие своих чувств
Дыхательные упр.
Игра «Огонь-лед»
Игра «Дождик»
3.Заключительная часть.
Игра-упр. «Моечная машина»
Упр. «Пожелание по кругу»
Рефлексия «Мне сегодня»
4
Т р е н и н г.
«Призвание
воспитатель»
Знакомство
с
собой
и
своими
личностными
о с о б е н н о с т я м и
–
ресурсами воспитания.
Осмысление
своих
личных
и н т е р е с о в ,
ценностей.
Н а хож д е н и е
п у т е й
р е а л и з а ц и и
с в о и х
интересов и ценностей
в
в о с п и т а т е л ь н о й
работе с детьми.
1.Введение (приветствие, тема)
«Грецкий орех».
«Три цвета личности».
2.Основная часть.
«Я учусь у тебя».
«Тест геометрических фигур».
«Моя копилка».
Креативная деятельность «Герб профессии»
Упр. «Вверх по радуге»
3.Заключительная часть.
Рефлексия
Упр. «Круг света».
1,5-2 часа
5
Психологическа
я гостиная
«Погода в ДОУ»
Снятие
эмоционального
напряжения.
Формирование навыков
с а м о п о з н а н и я
и
саморазвития личности
в целом.
1.Введение (приветствие,
тема,
правила
работы
в
группе)
Разминка «Доскажите имя литературного героя»
2. Основная часть.
Тест «Погода в ДОУ»
Тибетская притча «Сила преодоления»
Упр. «Восточные стихи»
Упр. «Дерево достижений»
3.Заключительная часть.
Упр. «Что себе подарить?»
1,5-2 часа
6
Тренинг.
«Люби себя».
Часть 1.
Способствовать
п о з н а н и ю
с в о и х
положительных
и
отрицательных качеств,
мешающим
принятию
себя;
Снятие
напряжения,
чувства тревоги;
Способствовать
р а з в и т и ю
у м е н и й
с а м о а н а л и з а
и
преодоление
психологических
барьеров у педагогов;
Формирование навыков
быстрого
реагирования, развития
эмпатии и рефлексии.
1.Введение
(приветствие,
тема,
правила
работы
в
группе)
Упр. «Обмен»
2. Основная часть.
Упр. «Карусель»
Притча о молодом человеке.
Немного из жизни наших Я
Упр. «Кто Я»
Повторение упр. «Кто Я»
Упр. «Какая Я»
Информирование
Релаксация
Упр «Путишествие в бессознательное»
3.Заключительная часть.
Рефлексия
1,5-2 часа
7
Тренинг.
Способствовать
п о з н а н и ю
с в о и х
положительных
и
1.Введение (приветствие,
тема,
правила
работы
в
группе)
1,5-2 часа
«Люби себя».
Часть 2.
отрицательных качеств,
мешающим
принятию
себя;
Снятие
напряжения,
чувства тревоги;
Способствовать
р а з в и т и ю
у м е н и й
с а м о а н а л и з а
и
преодоление
психологических
барьеров у педагогов;
Формирование навыков
быстрого
реагирования, развития
эмпатии и рефлексии.
Упр. «Свое приветствие передай другому»
2. Основная часть.
Презентация себя в образе.
Игра «Броуновское движение»
Упр. в парах.
Упр. «Волшебный магазин»
Игра «Баз»
Задание…
3.Заключительная часть.
Декларация моей самости
8
Тренинг.
«Люби себя».
Часть 3.
Способствовать
п о з н а н и ю
с в о и х
положительных
и
отрицательных качеств,
мешающим
принятию
себя;
Снятие
напряжения,
чувства тревоги;
Способствовать
р а з в и т и ю
у м е н и й
с а м о а н а л и з а
и
преодоление
психологических
барьеров у педагогов;
Формирование навыков
быстрого
реагирования, развития
эмпатии и рефлексии.
1.
Введение (приветствие, тема, правила работы в
группе)
Упр. « Рукопожатие»
2.
Основная часть.
Упр. «Ипподром»
Упр. «Карусель»
Упр. «Цветущее дерево»
«Устойчиво стою я на земле».
3. Заключительная часть.
Дружественная ладошка.
1,5-2 часа
9
Тренинг
« Н е
ж д и
п о д а р к а
о т
судьбы»
Формирование
благоприятного
психологического
микроклимата;
развитие умения
действовать вместе
сообща, не
вербальными
средствами общении;
1.Введение (приветствие, тема, правила работы в группе)
Упр. «Приветствие»
2.Основная часть.
Упр. «Джунгли».
1,5-2 часа
развитие тактильных
ощущений.
Упр. «Нас с вами объединяет».
«Коллаж»
«Веселый мяч».
Упр. «Рисунок на спине»
3.Заключительная часть.
Рефлексия.
Формула психологической устойчивости «Не жди
подарка от судьбы».
10
Тренинг
« Я- это Я».
развитие
представлений
о
себе
к а к
с у б ъ е к т е
профессиональной
деятельности;
отработка
п р и е м о в
с а м о р е г у л я ц и и
и
коррекции поведения;
формирование
м о т и в а ц и и
к
л и ч н о с т н о м у
и
профессиональному
росту
1.Введение (приветствие, тема, правила работы в группе).
Упр. «Молекулы»
2.Основная часть.
«Мои профессиональные проблемы»
Упр «Любая моя проблема-это моя проблема и я
несу ответственность за её решение».
Упр « Фруктовый салат»
3.
Заключительная часть.
Декларация самоценности.
Упр «Подарок»
1,5-2 часа