Напоминание

Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.


Автор: Соколова Ирина Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: школа №1900
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа работы

педагога-психолога по сохранению и укреплению

психического здоровья педагогов

«Круг».

Составитель:

Педагог-психолог ГБОУ Школа №1900

Соколова И.И.

г.Москва

Пояснительная записка.

Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации

требуются

огромные

интеллектуальные,

эмоциональные

и

психические

затраты.

В

течение

последних

лет

проблема

сохранения

психического

здоровья педагогов в образовательном учреждении стала особенно острой.

Современные

темпы

развития

диктуют

свои

правила:

повышаются

требования со стороны общества к личности педагога, требуется творческое

отношение

к

работе,

владение

педагогической

техникой

(речью,

выразительными

средствами

общения,

педагогическим

т актом),

проектировочными умениями и т.д. Различные рода перегрузки усугубляются

мночисленными страхами: страх быть покинутыми, не найти поддержки;

страх

оказаться

непрофессионалом;

страх

перед

контролем.

Все

это

стрессовые факторы,

которые

приводят к эмоциональному истощению

педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром

Х.Дж.Фрейденбергером

[29]

в

1974

году

для

ха р а кт е р и с т и к и

психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и

тесном

общении

с

клиентами,

пациентами

в

эмоционально

насыщенной

атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот

термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением

собственной

бесполезности.

К

1982

г.

в

англоязычной

литературе

было

опубликовано

свыше

тысячи

статей

по

“эмоциональному

сгоранию”.

Представленные в них исследования носили главным образом описательный

и

эпизодический

характер.

Первоначально

количество

профессионалов,

относимых

к

подверженным

‘’

эмоциональному

сгоранию’’,

было

незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных

благотворительных

организаций.

Р.Шваб

(1982

г.)

расширяет

группу

профессионального риска: это – прежде всего учителя, полицейские, юристы,

тюремный

персонал,

политики,

менеджеры

всех

уровней.

Как

пишет

К

Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию “эмоционального

сгорания’’, “ деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их

объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки

зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время”.

Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения на

сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным

данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического,

эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях

социальной

сферы.

Этот

синдром

включает

в

себя

три

основные

составляющие, выделенные К. Маслач [17]: эмоциональную истощенность,

деперсонализацию

(цинизм)

и

редукцию

профессиональных

достижений.

Под

эмоциональным

истощением

понимается

чувство

эмоциональной

опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация (цинизм) предполагает циничное отношение к труду и

объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает

бесчувственное,

негуманное

отношение

к

клиентам,

приходящим

для

лечения,

консультации,

получения

образования

и

т.д.

Контакты

с

ними

становятся

формальными,

обезличенными;

возникающие

негативные

установки

могут

поначалу

иметь

скрытый

характер

и

проявляться

во

внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается

наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников

чувства

некомпетентности

в

своей

профессиональной

сфере,

осознание

неуспеха в ней.

Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно

коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало

осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что

происходит.

Поэтому

он

нуждается

в

поддержке

и

внимании,

а

не

конфронтации и обвинении. К. Маслач

[17] считает, что “ сгорание” не

является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические

шаги,

которые

могут

предотвратить,

ослабить

или

исключить

его

возникновение. Она подчеркивает, что многие из причин эмоционального

выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так

же в определенных социальных и ситуативных факторах.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении

обозначенных выше трудностей. Эти подходы могут быть использованы и в

педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-

педагогическое

образование

педагога,

повышение

его

квалификации.

Это

связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро

устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения

устаревания

знаний

специалиста

так

называемый

“период

полураспада

компетентности”,

заимствованный

из

ядерной

физики.

В

данном

случае

означает

продолжительность

времени

после

окончания

ВУЗа,

когда

в

результате устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и

новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.

Со

стороны

администрации

нужна

система

поощрений,

должны

использоваться

методы

психологической

разгрузки,

релаксация

прямо

на

работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители

могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело

стало более значимым для исполнителей.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является

саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог

сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой,

которая

не

имеет

однозначного

решения

или

предполагает

несколько

альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог находится в состоянии

повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его

к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации

оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как

познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и

действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний

используется

так

называемое

нейролингвистическое

программирование.

Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может

более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого

дня, целого учебного года. (Регуляция эмоциональных состояний. “Детский

психолог”. 1993 г., вып.4, с.67-79).

На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути

профилактики:

1.

Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции может

помочь

себе

избежать

заболевания

или

ликвидировать

его

первые

симптомы.

2.

Профессиональная

помощь

в

профилактике

и

преодолении

синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложиться на плечи психолога

образовательного учреждения.

В

деятельности

можно

определить

три

направления

профилактики

выгорания:

1.

Информирование.

2.

Эмоциональная поддержка.

3.

Создание

системы

занятий,

повышающих

значимость

педагогической профессии.

Цель программы:

профилактика и коррекция профессионального выгорания.

Задачи:

знакомство с понятием «стресс»;

знакомство с синдромом профессионального выгорания;

обучение

педагогов

способам

регуляции

психоэмоционального

состояния;

формирование

в

педагогическом

коллективе

благоприятного

психологического

микроклимата,

способствующего

сохранения

и

укрепления психического здоровья педагогов;

развитие системы профилактики стрессовых ситуаций,

эмоционального выгорания в педагогической среде;

формирование у педагогов мотивации к профессиональному

самосовершенствованию личности.

Направления работы педагога-психолога:

Психопросвещение (консультации, выступления и сообщения на

педсоветах, семинары, «круглые столы», наглядная информация).

Психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами

– тренинги, психологические игры, психологические зарядки,

креативная деятельность, релаксация).

Психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые

консультации по вопросам педагогов – личностные проблемы,

проблемы взаимоотношений и др.)

Программа «Круг» это копилка информационного материала - статьи,

консультации,

памятки,

рекомендации,

стендовая

информация.

А

также

тематические тренинговые встречи в формате психологических гостиных.

Методические аспекты проведения практических занятий.

Цикл занятий рассчитан на 10 встреч. Оптимальное количество участников 10-12

человек. Продолжительность занятий: 1,5-2 часа

План занятий

Тема занятий

Цели занятия

Содержание занятия

Количес

тво

часов

1

Л е к ц и я

Знакомство с понятием

1.

Введение приветствие, тема.

1,5-2 часа

семинар.

«Стресс»

«стресс».

П р о ф и л а к т и к а

и

коррекция

профессионального

стресса.

2.

Основная часть.

Что такое стресс.

История изучения стресса.

Как распознать стресс.

Приемы антистрессовой защиты

Практическая часть.

3.

Заключительная часть.

Раздача раздаточного материала

2

Тренинг.

«Профилактика

эмоциональног

о

выгорания».

Часть 1

Знакомство с понятием

эмоционального

в ы г о р а н и я ,

е г о

характеристиками.

Фомирование

благоприятного

психологического

м и к р о к л и м а т а

в

коллективе

Обучение

педагогов

способам

саморегуляции

1.Введение

(приветствие,

тема,

правила

работы

в

группе)

Вступительное слово

Игра приветствие «Замочек и ключики».

С чем пришли на тренинг?

3.

Основная часть.

Определение синдрома эмоционального выгорания.

Стадии.

Игра разминка «Дракон,самурай,девочка».

5ключевых групп симптомов

Естественные

способы

регуляции

организма

и

саморегуляции

Игра

«Комплимент»,

«Я

отправляюсь

в

путишествие».

Практический блок.

Заключительная часть.

Психологическая поддержка и обратная связь

1,5-2 часа

3

Тренинг.

«Профилактика

эмоциональног

о выгорания»

Часть 2

Данный

тренинг

н а п р а в л е н

н а

формирование навыков

саморегуляции,

управления

собственным

психоэмоциональным

состоянием,

а

также

1.Введение (приветствие, тема)

Упр. «Эхо»

Упр. «Единый ритм»

2 часа

навыков

позитивного

самовосприятия

2. Основная часть.

Самодиагностика

Упр. «Порядковый счет»

Упр. «Путанка»

Упр на осознание и принятие своих чувств

Дыхательные упр.

Игра «Огонь-лед»

Игра «Дождик»

3.Заключительная часть.

Игра-упр. «Моечная машина»

Упр. «Пожелание по кругу»

Рефлексия «Мне сегодня»

4

Т р е н и н г.

«Призвание

воспитатель»

Знакомство

с

собой

и

своими

личностными

о с о б е н н о с т я м и

ресурсами воспитания.

Осмысление

своих

личных

и н т е р е с о в ,

ценностей.

Н а хож д е н и е

п у т е й

р е а л и з а ц и и

с в о и х

интересов и ценностей

в

в о с п и т а т е л ь н о й

работе с детьми.

1.Введение (приветствие, тема)

«Грецкий орех».

«Три цвета личности».

2.Основная часть.

«Я учусь у тебя».

«Тест геометрических фигур».

«Моя копилка».

Креативная деятельность «Герб профессии»

Упр. «Вверх по радуге»

3.Заключительная часть.

Рефлексия

Упр. «Круг света».

1,5-2 часа

5

Психологическа

я гостиная

«Погода в ДОУ»

Снятие

эмоционального

напряжения.

Формирование навыков

с а м о п о з н а н и я

и

саморазвития личности

в целом.

1.Введение (приветствие,

тема,

правила

работы

в

группе)

Разминка «Доскажите имя литературного героя»

2. Основная часть.

Тест «Погода в ДОУ»

Тибетская притча «Сила преодоления»

Упр. «Восточные стихи»

Упр. «Дерево достижений»

3.Заключительная часть.

Упр. «Что себе подарить?»

1,5-2 часа

6

Тренинг.

«Люби себя».

Часть 1.

Способствовать

п о з н а н и ю

с в о и х

положительных

и

отрицательных качеств,

мешающим

принятию

себя;

Снятие

напряжения,

чувства тревоги;

Способствовать

р а з в и т и ю

у м е н и й

с а м о а н а л и з а

и

преодоление

психологических

барьеров у педагогов;

Формирование навыков

быстрого

реагирования, развития

эмпатии и рефлексии.

1.Введение

(приветствие,

тема,

правила

работы

в

группе)

Упр. «Обмен»

2. Основная часть.

Упр. «Карусель»

Притча о молодом человеке.

Немного из жизни наших Я

Упр. «Кто Я»

Повторение упр. «Кто Я»

Упр. «Какая Я»

Информирование

Релаксация

Упр «Путишествие в бессознательное»

3.Заключительная часть.

Рефлексия

1,5-2 часа

7

Тренинг.

Способствовать

п о з н а н и ю

с в о и х

положительных

и

1.Введение (приветствие,

тема,

правила

работы

в

группе)

1,5-2 часа

«Люби себя».

Часть 2.

отрицательных качеств,

мешающим

принятию

себя;

Снятие

напряжения,

чувства тревоги;

Способствовать

р а з в и т и ю

у м е н и й

с а м о а н а л и з а

и

преодоление

психологических

барьеров у педагогов;

Формирование навыков

быстрого

реагирования, развития

эмпатии и рефлексии.

Упр. «Свое приветствие передай другому»

2. Основная часть.

Презентация себя в образе.

Игра «Броуновское движение»

Упр. в парах.

Упр. «Волшебный магазин»

Игра «Баз»

Задание…

3.Заключительная часть.

Декларация моей самости

8

Тренинг.

«Люби себя».

Часть 3.

Способствовать

п о з н а н и ю

с в о и х

положительных

и

отрицательных качеств,

мешающим

принятию

себя;

Снятие

напряжения,

чувства тревоги;

Способствовать

р а з в и т и ю

у м е н и й

с а м о а н а л и з а

и

преодоление

психологических

барьеров у педагогов;

Формирование навыков

быстрого

реагирования, развития

эмпатии и рефлексии.

1.

Введение (приветствие, тема, правила работы в

группе)

Упр. « Рукопожатие»

2.

Основная часть.

Упр. «Ипподром»

Упр. «Карусель»

Упр. «Цветущее дерево»

«Устойчиво стою я на земле».

3. Заключительная часть.

Дружественная ладошка.

1,5-2 часа

9

Тренинг

« Н е

ж д и

п о д а р к а

о т

судьбы»

Формирование

благоприятного

психологического

микроклимата;

развитие умения

действовать вместе

сообща, не

вербальными

средствами общении;

1.Введение (приветствие, тема, правила работы в группе)

Упр. «Приветствие»

2.Основная часть.

Упр. «Джунгли».

1,5-2 часа

развитие тактильных

ощущений.

Упр. «Нас с вами объединяет».

«Коллаж»

«Веселый мяч».

Упр. «Рисунок на спине»

3.Заключительная часть.

Рефлексия.

Формула психологической устойчивости «Не жди

подарка от судьбы».

10

Тренинг

« Я- это Я».

развитие

представлений

о

себе

к а к

с у б ъ е к т е

профессиональной

деятельности;

отработка

п р и е м о в

с а м о р е г у л я ц и и

и

коррекции поведения;

формирование

м о т и в а ц и и

к

л и ч н о с т н о м у

и

профессиональному

росту

1.Введение (приветствие, тема, правила работы в группе).

Упр. «Молекулы»

2.Основная часть.

«Мои профессиональные проблемы»

Упр «Любая моя проблема-это моя проблема и я

несу ответственность за её решение».

Упр « Фруктовый салат»

3.

Заключительная часть.

Декларация самоценности.

Упр «Подарок»

1,5-2 часа



В раздел образования