Напоминание

"Домашняя самостоятельная работа как одно из условий формирования оценочной самостоятельности на уроках физической культуры"


Автор: Данченко Валентина Петровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 43"
Населённый пункт: город Братск Иркутской области
Наименование материала: домашняя самостоятельная работа по предмету физическая культура
Тема: "Домашняя самостоятельная работа как одно из условий формирования оценочной самостоятельности на уроках физической культуры"
Раздел: среднее образование





Назад




“Мы добиваемся того, чтобы ребенок, работая, думал и, думая, работал, только

при этом условии человек может понять смысл физической культуры”.

В.А. Сухомлинский.

Цель домашнего задания: заключается в улучшении своих двигательных

показателей, повышения функционального состояния организма.

Задачи домашнего задания:

привитие привычки к самостоятельным занятиям;

укрепления здоровья;

улучшение физического развития;

ведение здорового образа жизни;

повысить престиж уроков физической культуры;

активизировать самостоятельные занятия учащихся;

воспитание устойчивого интереса к двигательной активности.

Одной из форм самостоятельных занятий дома является утренняя гигиеническая

гимнастика (зарядка), которая помогает быстрому переходу организма от состояния

сна к активной жизнедеятельности, дает человеку бодрость, хорошее настроение.

Зарядка – это гигиенические утренние упражнения, которые укрепляют организм,

закаливают тело, придают бодрости, воспитывают волю. Не случайно эти упражнения

называют зарядкой, ибо они заряжают организм энергией на весь день.

Чтобы зарядка принесла максимальную пользу здоровью ребенка, надо

соблюдать следующие правила:

Зарядку надо проводить ежедневно, систематически, в одни те же часы. От

выполнения упражнений детей можно освобождать только в те дни, когда они

больны.

Зарядка выполняется натощак. Предварительно прополоскать рот.

Зарядка не должна слагаться из большого количества упражнений, а так же

упражнений, требующих большого мышечного напряжения.

Домашнее

задание

-

это

составная

часть

процесса

обучения,

заключающаяся

в

выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической

работы после классных заданий. Эта работа тесно связана с классными занятиями,

дополняет

их,

способствует

более

прочному

и

сознательному

усвоению

знаний,

умений,

навыков. Домашние задания по физической культуре вошли неотъемлемой

частью в режим дня школьника, способствуют внедрению физической культуры в быт.

Сегодня

учащиеся

знают,

что

к

уроку

здоровья

нельзя

подготовиться

наскоком,

выполнив в один присест все заданные на дом физические упражнения. Готовиться к

уроку

значит

регулярно

делать

утреннюю

гимнастику,

не

забывать

о

физкультминутках

и

физкультурных

паузах

во

время

умственной

деятельности,

каждый

день

отводить

определенные

часы

активному

досугу,

и

в

том

числе

выполнению заданий учителя физической культуры

Что же конкретно следует сделать, чтобы поднять заинтересованность детей? Для

этого надо давать упражнения, содействующие развитию двигательных качеств, в том

числе и качеств, которые у данного ученика находятся на высоком, по сравнению с

другими качествами, уровне, то в этом случае интерес ученика к физической культуре

повышается, активизируется его самостоятельная деятельность. И это понятно, ведь

обычно люди охотнее занимаются тем, что у них лучше получается. Таким образом,

развитие ведущих двигательных качеств, способствует повышению уровня и

отстающих. Внедрять домашние задания лучше всего с 1 класса, с самого начала

обучения учащихся в школе. Основным доводом в их пользу должна стать повышенная

восприимчивость детей этого возраста к воздействию физических упражнений. У

детей легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствует

естественное тяготение к движениям.

Система домашних заданий должна способствовать решению следующих задач:

повысить двигательную активность;

укрепить основные мышечные группы;

формировать правильную осанку;

содействовать комплексному развитию двигательных качеств;

освоению правильных движений в легкой атлетике, гимнастике и спортивных

играх.

Связь домашних заданий и самостоятельных занятий физическими

упражнениями.

К самостоятельной физической деятельности относится:

Самостоятельное проведение учащимися подвижных игр, эстафет;

Составление комплекса физкультминуток и двигательных пауз;

Выполнение гимнастики до занятий;

Выполнение

комплекса

утренней

гигиенической

гимнастики

в

различных

вариантах;

Домашние задания.

Участие в физкультурно – оздоровительных мероприятиях: лыжные прогулки,

катания на санках или коньках, утренние и вечерние пробежки,

походы с родителями по выходным дням, плавание в бассейне.

Ученик должен ответить на такие вопросы: «Какие будут замечания по выполненным

упражнениям?», «Какие требования нарушены при исполнении?», «Перечислите

допущенные ошибки», «Какие имеются дополнения?», «Кто не согласен с

замечаниями».

Правила организации самостоятельных занятий по физической культуре.

Упражнения

должны

быть

несложными

по

координации

и

доступными

для

учеников.

Подбирают

упражнения,

количественные

результаты

которых,

при

систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.

По

времени

выполнения

задания

делятся

на

кратковременные

и

долговременные.

Задания задаются индивидуально и по группам.

Задания со временем усложняются.

Задание соответствуют индивидуальным особенностям.

Давая задание, учитель обязательно объясняет назначение всех упражнений. Это

способствует повышению специальных знаний учащихся, а также формированию

навыков самостоятельных занятий. Упражнения в беге, метаниях и прыжках задаются

на дом после их разучивания и закрепления в основной части урока. Иногда

необходимо напомнить о заданиях и в заключительной части урока, обращая внимание

на правильность выполнения упражнения. Это способствует сосредоточению

внимания, постепенному снижению нагрузки и более прочному запоминанию заданий.

Для определения дозировки упражнений домашних заданий учитель руководствуется

нормативными требованиями, которые предъявляет к учащимся данного возраста

учебная программа. При этом обязательно учитывается состояние здоровья,

показатели физического развития и двигательной подготовленности каждого

конкретного учащегося. Домашние задания призваны увеличить недельный

двигательный режим школьника, поэтому выполнять их рекомендуется не реже двух

раз в неделю продолжительностью от 15 до 35 минут.

При подборе упражнений для домашних заданий надо ориентироваться на:

Содержание и задачи изучаемой темы.

Индивидуальное развитие физических возможностей учащихся, их возрастные

и половые особенности.

Чтобы учащиеся в домашних условиях самостоятельно выполнили упражнения

рекомендуется им давать:

Общеразвивающие

упражнения

типа

зарядки,

упражнения

на

осанку,

разученные на уроке и предназначенные для ежедневного выполнения учащимися

утром;

Упражнения с предметами – мячами, скакалками, гимнастической палкой, если

учащиеся недостаточно точно и четко выполняли их на уроке;

Повторение поворотов на месте под свой счет или под счет товарища.

Рекомендации по выполнению домашних заданий.

Упражняться регулярно три-четыре раза в неделю.

Упражнения начинать с разминки – около 5 минут (бег и 3-5 общеразвивающих

упражнений).

Занятия на свежем воздухе лучше проводить группами 3-5 человек, привлекая в

качестве организатора наиболее

подготовленных.

Длительность домашних заданий для учащихся начальной школы 15-20 минут.

При

каждом

последующем

выполнении

хорошо

освоенных

упражнений

рекомендуется делать каждое упражнение на

1-2 раза больше, чем на предыдущем занятии.

Постоянно контролировать самочувствие.

Воспитывать волю, стремление преодолевать трудности, появляющуюся

усталость.

Следует учитывать, что чем старше школьник, тем быстрее у него падает интерес к

занятиям спортом, ученики пропускают уроки физкультуры. Поэтому, разрабатывая

упражнения для домашних заданий, вначале можно учесть интерес учащихся.

Домашние задания могут быть: системные и тематическими:

Системные задания на протяжении всего учебного года для каждого класса одни и те

же и для мальчиков, и для девочек. Они направлены на достижение и поддержание

оптимального

уровня

развития

двигательных

качеств

в

течение

всего

периода

обучения.

Примеры системных заданий:

Бег прыжками с двухметрового разбега.

Прыжки из приседа с продвижением вперед.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Подтягивание – мальчики, подтягивание в висе лежа – девочки.

Прыжки на месте (на количество раз).

Прыжки со скакалкой.

Приседания на одной ноге, держась за опору.

Поднимание туловища из положения лежа.

Бег на месте.

Лежа на спине поднимание и опускание прямых ног с касанием пола за головой.

Выпрыгивание из приседа.

Сидя наклоны вперед и назад до положения лежа на спине.

Тематические домашние задания решают задачу более целенаправленной подготовки

учащихся

к

освоению

отдельных

разделов

учебной

программы

и

способствуют

развитию двигательных качеств осуществляется с опережением в изучении того или

иного раздела программы.

В качестве домашних заданий рекомендуется давать:

1.

Комплексы общеразвивающих упражнений, разученные на уроке.

2.

Комплексы

утренней

гимнастики,

состоящие

из

5-6

упражнений,

воздействующих

на

различные

мышечные

группы:

плечевой

пояс,

мышцы

спины, брюшной пресс, мышцы нижних конечностей. Начинать и заканчивать

гимнастику ходьбой на месте.

3.

Упражнения на растягивание:

– в полуприседе для задней и передней поверхности бедра;

– в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра;

– в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины;

– стоя для грудных мышц и плечевого пояса.

4.

Упражнения на осанку.

- стоя у стены, принять правильную осанку;

- ходьба с предметами на голове;

- упражнения для укрепления стопы;

-

упражнения

в

исходном

положении

лежа

на

животе:

поднимание

рук

и

плечевого

пояса, поднимание ног, «рыбка», «качели»;

- упражнения в исходном положении лежа на спине для укрепления мышц

брюшного пресса.

5. Упражнения в метании мяча:

- броски и ловля;

- метание в цель;

- броски и ловля из-под ноги.

6. Упражнения в прыжках на месте и с места:

- многоскоки;

- сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными

движениями руками;

- прыжки с места на заданное расстояние;

- прыжки на максимальный результат.

Контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль осуществляется на уроках. Это проверка правильности выполнения

упражнений, определение сдвигов количественных показателей, выявление степени

повышения уровня, физической подготовленности конкретного ребенка.

Для выполнения этих задач в школе введены следующие тесты-упражнения:

Прыжок в длину с места.

Наклоны вперед из положения стоя.

Наклоны вперед из положения «сидя».

Челночный бег 3 x 10.

Приседание на одной ноге.

Поднимание туловища за 30 секунд.

Сгибание и разгибание рук в упоре.

Проверку домашних заданий, целью которых является подготовка к овладению

навыками, целесообразно осуществлять, оценивая освоение этих навыков, так как

именно степень их сформированности будет являться показателем добросовестности

выполнения домашних заданий. Регулярно проверяя в процесс урока домашние

задания, с помощью специальных текстов и соответственно оценивая их, учителя тем

самым будут стимулировать проникновение физической культуры в быт учащегося.

Во время выставления текущих оценок учитывается не количество повторений того

или иного упражнения, а прирост результата в сравнении с показанным результатом в

предыдущем опросе - соревнований. Это позволяет всем без исключения учащимся,

даже физически слабо развитым, получить хорошую оценку. Кроме того, выставление

оценки за увеличение результата стимулирует ежедневные занятия тем или иным

упражнением дома. Большинство учащихся дома совершенствуется в подтягивании,

упражнениях со скакалкой, сгибании и разгибании рук в упоре лежа. Результаты

проверок домашних заданий показывают, что к концу учебного года уровень

двигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается. Это

способствует выполнению учебных контрольных нормативов и успешной сдаче ГТО,

выпускных экзаменов по предмету физическая культура. Школьники творчески

применяют полученные знания, умения и навыки для поддержания высокого уровня

физической и умственной работоспособности, состояния здоровья на основе

применения самостоятельных занятий. Широкое внедрение домашних заданий

содействует выполнению задач ФГОС, предусмотренных программой по физической

культуре. Кроме того, при правильной организации домашние задания являются одним

из способов приобщения ребят к систематическим самостоятельным занятиям

физическими упражнениями и внедрения физической культуры в быт учащихся. Для

школьников, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской

группе, и много пропустивших из-за болезни учащихся устанавливаются

индивидуальные нормы.



В раздел образования