Напоминание

"Роль предметно- развивающей среды в развитии речи детей дошкольного возраста"


Автор: Яценко Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Семецветик"
Населённый пункт: г. Гаджиево Мурманская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Роль предметно- развивающей среды в развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА: Роль предметно- развивающей среды в развитии речи детей дошкольного

возраста

Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь

является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает

человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими

людьми человек реализует себя как личность.

Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время. Взрослые

должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и

своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ

воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит

успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее

интеллектуальное развитие

Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской

деятельности, в разных формах.

Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое

развитие.

Предметно развивающая среда - есть комфортная, уютная обстановка,

рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными

раздражителями и игровыми материалами.

«В пустых стенах ребенок не заговорит»… заметила в свое время Елизавета Ивановна

Тихеева.

Большая роль в дошкольном образовательном учреждении отводится предметно-

развивающей среде. Она должна соответствовать Федеральным государственным

образовательным стандартам. Немаловажную роль также играет и

соответствие развивающей среды возрастному периоду дошкольника.

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого

активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему

гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов

речи.

Обстановка группы должна быть построена и создана так, чтобы просматривалось

чередование непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной

деятельности детей.

Создавая развивающую среду группы, педагоги должны стремиться к тому, чтобы

каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделяются

центры организации определенного вида деятельности.

Центры речевого развития создаются с целью всестороннего развития речи детей.

Он включает в себя зеркало, место для занятий у зеркала. Так же в уголке накоплен и

систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых

игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр,

физминуток, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия,

способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, художественная

литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой

моторики рук).

Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием

взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр,

способствующий развитию диалогической речи.

Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более

живыми, интересными, результативными.

Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры

(«Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д., которые

способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и

взрослыми, поэтому создаются все необходимые условия для проведения подобных

игр.

При организации непосредственно образовательной деятельности необходимо

использование наглядного материала, игр и игровых упражнений, побуждающих

ребенка говорить.

Для совместной, подгрупповой и индивидуальной работы в группах может быть

собран материал по разным темам. Например, «Фрукты и овощи», «Профессии» и.т.д

С детьми проводятся игры-занятия по развитию речи.

«Объяснялки», «Скажи наоборот», «Подберем красивые слова», «Что летает, ползает,

идет?» «Узнай предмет по описанию», «Кто, где живет» и многие другие.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач

дошкольного образования. Решение этих задач невозможно без создания современной

предметно-развивающей среды.Обогащение среды такими элементами, которые бы

стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Управление образования

Администрации ЗАТО Александровск

Мурманской области

Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Семицветик»

Статья

« Роль предметно- развивающей среды в развитии речи детей

дошкольного возраста»

Воспитатель: Яценко А.А



В раздел образования