Автор: Яценко Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Семецветик"
Населённый пункт: г. Гаджиево Мурманская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Роль предметно- развивающей среды в развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА: Роль предметно- развивающей среды в развитии речи детей дошкольного
возраста
Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь
является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает
человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими
людьми человек реализует себя как личность.
Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время. Взрослые
должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и
своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ
воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит
успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее
интеллектуальное развитие
Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской
деятельности, в разных формах.
Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое
развитие.
Предметно развивающая среда - есть комфортная, уютная обстановка,
рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными
раздражителями и игровыми материалами.
«В пустых стенах ребенок не заговорит»… заметила в свое время Елизавета Ивановна
Тихеева.
Большая роль в дошкольном образовательном учреждении отводится предметно-
развивающей среде. Она должна соответствовать Федеральным государственным
образовательным стандартам. Немаловажную роль также играет и
соответствие развивающей среды возрастному периоду дошкольника.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого
активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему
гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов
речи.
Обстановка группы должна быть построена и создана так, чтобы просматривалось
чередование непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной
деятельности детей.
Создавая развивающую среду группы, педагоги должны стремиться к тому, чтобы
каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделяются
центры организации определенного вида деятельности.
Центры речевого развития создаются с целью всестороннего развития речи детей.
Он включает в себя зеркало, место для занятий у зеркала. Так же в уголке накоплен и
систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых
игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр,
физминуток, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия,
способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, художественная
литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой
моторики рук).
Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием
взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр,
способствующий развитию диалогической речи.
Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более
живыми, интересными, результативными.
Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры
(«Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д., которые
способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и
взрослыми, поэтому создаются все необходимые условия для проведения подобных
игр.
При организации непосредственно образовательной деятельности необходимо
использование наглядного материала, игр и игровых упражнений, побуждающих
ребенка говорить.
Для совместной, подгрупповой и индивидуальной работы в группах может быть
собран материал по разным темам. Например, «Фрукты и овощи», «Профессии» и.т.д
С детьми проводятся игры-занятия по развитию речи.
«Объяснялки», «Скажи наоборот», «Подберем красивые слова», «Что летает, ползает,
идет?» «Узнай предмет по описанию», «Кто, где живет» и многие другие.
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач
дошкольного образования. Решение этих задач невозможно без создания современной
предметно-развивающей среды.Обогащение среды такими элементами, которые бы
стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.
Управление образования
Администрации ЗАТО Александровск
Мурманской области
Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Семицветик»
Статья
« Роль предметно- развивающей среды в развитии речи детей
дошкольного возраста»
Воспитатель: Яценко А.А