Напоминание

"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"


Автор: Готин Сергей Александрович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: научная статья
Тема: "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"
Раздел: полное образование





Назад




«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ

универсальных учебных действий

»

Готин Сергей Александрович, воспитатель 6 «Д» класса

Оренбургского президентского кадетского училища

Понятие

метода

проектов

в

педагогической

и

методической

литературе

Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов,

философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития

самостоятельного

мышления

ребёнка,

чтобы

научить

его

не

только

запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь

применять

их

на

практике.

Термин

«проект»

в

переводе

с

латинского

означает «бросание вперед».

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые

позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и

коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов

их

работы.

Сегодня

необходима

переориентация

обучения,

о

чём

говорится

в

стандартах

второго

поколения.

Вместо

усвоения

готовых

знаний,

умений

и

навыков

требуется

развитие

личности

ребенка,

его

творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной

ответственности.

Проектная

деятельность

как

вид

учебной

деятельности

при

формировании познавательных универсальных учебных действий

Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной

деятельности

кадет

на

результат,

который

получается

при

решении

практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и

социально

детерминированной

проблемы,

которые

определяют

и

позволяют решить задачи:

приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах

поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки

результатов и их презентации;

овладение

способами

деятельностей:

учебно-познавательной,

информационно-коммуникативной, рефлексивной;

освоение

основных

компетенций:

ценностно-смысловой,

учебно-

познавательной, информационной, коммуникативной;

выявление

образовательного

запроса

обучающихся,

с

целью

определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

разработка системы проектной и исследовательской деятельности в

рамках образовательного пространства училища ; выстраивание целостной

системы

работы

с

детьми,

склонными

к

научно-исследовательской

и

творческой деятельности;

разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

создание

системы

критериев

оценки

работ,

премирования

и

награждения победителей;

создание

оптимальных

условий

для

развития

и

реализации

способностей детей.

Овладение

обучающимися

проектной

деятельностью

позволяет

более

успешно реализовать задачи развития кадет:

формирования

приемов

умственной

деятельности,

адекватной

трудовой мотивации, диагностических умений,

становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др.

обучение кадет решению творческих задач, которые будут включать

ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию

креативных

способностей,

так

как

проектная

деятельность

является

творческой по своей сути.

Проектная деятельность несет в себе следующие функции:

1)

преобразующая

развитие

конструкторского

образа

и

его

использования для построения собственного объекта;

2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование

в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности;

3) технологическая — владение приемами технологической деятельности,

включающей элементы моделирования, конструирования;

4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности,

включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;

5

) контрольно-регулятивная

-

ре а лизует

т актику

п р о е к т н о й

деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;

6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от

учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей

ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя кадет на

анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;

7)

креативная

-

генерирование

новых

идей

на

основе

обобщенного

анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в

учебной деятельности.

Для успешного обучения в училища

должны быть сформированы

следующие универсальные учебные действия кадет:

деятельностную, предполагающую овладение основными способами

поведения

и

деятельности

в

соответствии

с

принятыми

личностью

ценностными ориентациями.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из

чувственной

формы

в

пространственно-графическую

или

знаково-

символическую

модель,

где

выделены

существенные

характеристики

объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов,

определяющих данную предметную область;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в

устной и письменной формах;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости

от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения

в

зависимости

от

цели;

извлечение

необходимой

информации

из

прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение

основной

и

второстепенной

информации;

свободная

ориентация

и

восприятие

текстов

художественного,

научного,

публицистического

и

официально-делового

стилей;

понимание

и

адекватная

оценка

языка

средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера;

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблемы.

Описание

педагогического

опыта

по

проблеме

формирования

познавательных

универсальных

учебных

действий

средствами

проектной технологии.

Классификация, типология проектов.

Суть проектного обучения состоит в том, что кадет в процессе работы над

учебным

проектом

постигает реальные

процессы,

объекты.

Оно

предполагает

проживание

кадет

конкретных

ситуаций

преодоления

трудностей; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое

количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются

различные виды классификаций.

По доминирующей в проекте деятельности:

практико-ориентированные;

исследовательские;

информационные;

творческие;

ролевые.

По характеру контактов между участниками:

моно проект (в рамках одной области знания);

межпредметный проект.

По характеру координации проекта:

непосредственный (жесткий, гибкий);

скрытый

(неявный,

имитирующий

участника

проекта,

характерно

для телекоммуникационных проектов).

По характеру контактов между участниками:

внутриклассные;

внутришкольные;

межрегиональные;

международные.

По количеству участников проекта:

индивидуальные;

групповые.

Структура деятельности воспитателя и кадета при использовании

метода проектов:

Кадет

Воспитатель

Определяет цель деятельности

П о м о г а е т

о п р е д е л и т ь

ц е л ь

деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует

источники

получения

информации

Экспериментирует

Раскрывает

возможные

формы

работы

Выбирает пути решения

Содействует

прогнозированию

результатов

Активен

Создаёт

условия

для

активности

школьника

Субъект обучения

Партнёр ученика

Несёт

ответственность

за

свою

деятельность

Помогает

оценить

полученный

результат, выявить недостатки

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности-

презентация

(защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в

форме выставки тех изделий, которые кадеты создали.

Весьма важный

вопрос

-

оценка

выполненных

проектов.

Кадет,

добившихся

особых

результатов

в

выполнении

проекта,

можно

отметить

дипломами,

памятными подарками, при этом должен быть поощрен каждый кадет,

выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование

проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и

постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь

номинации.

Результативность опыта

Метод проектов я использую в своей практике второй год. Первый год эта

работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в

жизни

нашего

класса.

Попытки

использовать

метод

проектов

во

внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.

В ходе этой работы я пришол к выводу, что

проектную деятельность

необходимо использовать при работе с кадетами, так как она позволяет

кадетам приобретать знания, которые не достигались при традиционных

методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то

для них знакомым и понятным из реальной жизни.

Заключение

Данный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время

завершён.

Были решены следующие задачи:

раскрыто понятие метода проектов;

показана специфика применения проектного метода;

разработан и реализован творческий комплексный проект;

выявлены уровни сформированности ключевых компетентностей

проектной деятельности у кадет.

Цели достигнуты:

определены возможности использования проектной технологии в

системе внеурочной и внеклассной работы;

повысился

уровень

ключевых

компетентностей

кадет

в

ходе

проектной деятельности.

Исследование показало, что проектная деятельность в рамках училища

учит детей:

распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной

деятельности;

ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её

на тактические шаги;

оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;

добывать

информацию

из

различных

источников,

критически

оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;

планировать свою работу;

оценивать

результат

работы,

сравнивать

его

с

тем,

что

было

заявлено в качестве цели работы;

выявлять и анализировать допущенные ошибки.

Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может

эффективно

применяться

в

училище.

При

этом

учебный

процесс

существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной

организации,

а

это

необходимо

для

реализации

стандартов

второго

поколения.

Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная

деятельность

повышает

познавательный

интерес

кадет

к

учебной

деятельности,

способствует

повышению

их

интеллектуального

и

творческого потенциала.

Список литературы

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти,

2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.

Гузеев

В.В.

«Метод

проектов»

как

частный

случай

интегральной

технологии обучения Директор школы. М.1995, №6

4.

Новикова

Т.

Проектные

технологии

на

уроках

и

во

внеурочной

деятельности. Нар. образование. – 2000. - №7.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

– М., 2005

5. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.

6.

Сергеев

И.С.

Как

организовать

проектную

деятельность

учащихся:

Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.

М.: АРКТИ, 2003.

7. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения Завуч

2003. №6

8.

Цветкова

И.В.

Экология

для

начальной

школы.

Игры

и

проекты.

Ярославль «Академия развития». – 1997 .



В раздел образования