Напоминание

"Особенности развития игры у детей 3-4 года жизни"


Автор: Филиппова Марина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад "Сказка" посёлка Караваево", Костромская область
Населённый пункт: посёлок Караваево, Костромская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития игры у детей 3-4 года жизни"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития игры у детей 3 – 4 года

жизни.

Игра

становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и

конструктивный

характер.

Во

время

игры

совершенствуются

восприятие,

память,

воображение,

мышление

и

двигательные

функции.

Основным

содержанием

игры

являются

действия

с

игрушками

и

предметами-

заместителями,

ограничиваются

игрой

с

одной-двумя

ролями

и

простыми,

неразвернутыми

сюжетами.

Продолжительность

игры

небольшая,

а

игры

с

правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других

видах деятельности, развиваются все психические процессы. Из-за игровых

изменений

психика

ребенка

настолько

значима,

что

в

психологии

(л.

с.

Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Запорожец и др.) подтверждена точка зрения на

игру как ведущую деятельность в дошкольном периоде.

Д.Б. Эльконин уделял игре большое внимание. Изучая игры детей 3–7 лет,

он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития

Первый уровень:

1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры.

Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»;

2) роли

определяются

действием.

Роли

не

называются,

и

дети

в

игре

не

используют

друг

относительно

друга

реальные

отношения,

существующие

между взрослыми или между взрослым и ребенком;

3) действия

состоят

из

повторяющихся

операций,

например,

кормление

с

переходом

от

одного

блюда

к

другому.

Кроме

этого

действия,

ничего

не

происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук

или посуды.

Второй уровень:

1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план

выходит соответствие игрового действия реальному;

2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение

роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

3) логика

действий

определяется

их

последовательностью

в

реальной

действительности. Количество действий расширяется.

Третий уровень:

1) основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий.

Начинают

выделяться

специальные

действия,

которые

передают

характер

отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте

хлеб» и т. д.;

2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и

направляют поведение ребенка;

3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия

становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение

книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок

вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры

могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают

обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;

4) опротестовывается

нарушение

логики.

Это

выражается

в

том,

что

один

говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым

дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со

стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и

найти ей оправдание.

Четвертый уровень:

1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к

другим людям, роли которых выполняют другие дети;

2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается

определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязанны. Речь

носит четко ролевой характер;

3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную

логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого

ребенком;

4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать

правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью

правил.

Таким образом, игровая деятельность дошкольника развивается под

влиянием воспитания и образования, его уровень зависит от приобретенных

знаний и привитых навыков, от сформированных интересов ребенка. В игре

проявляются с особой силой индивидуальные особенности детей, которые также

влияют на его развитие.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она имеет наибольший

потенциал для формирования детского общества. Именно в игре наиболее

активна социальная жизнь детей; она как никакая другая деятельность,

позволяет детям создавать на самых ранних этапах развития самостоятельно те

или иные формы общения. В игре, как и в ведущей форме деятельности, активно

формируются или изменяются умственные процессы - от самых простых до

самых сложных. В игровой деятельности формируются особенно благоприятные

условия для развития интеллекта, перехода от наглядно-действенного мышления

к элементам словесно-логического мышления.



В раздел образования