Автор: Филиппова Марина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад "Сказка" посёлка Караваево", Костромская область
Населённый пункт: посёлок Караваево, Костромская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития игры у детей 3-4 года жизни"
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития игры у детей 3 – 4 года
жизни.
Игра
становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и
конструктивный
характер.
Во
время
игры
совершенствуются
восприятие,
память,
воображение,
мышление
и
двигательные
функции.
Основным
содержанием
игры
являются
действия
с
игрушками
и
предметами-
заместителями,
ограничиваются
игрой
с
одной-двумя
ролями
и
простыми,
неразвернутыми
сюжетами.
Продолжительность
игры
небольшая,
а
игры
с
правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других
видах деятельности, развиваются все психические процессы. Из-за игровых
изменений
психика
ребенка
настолько
значима,
что
в
психологии
(л.
с.
Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Запорожец и др.) подтверждена точка зрения на
игру как ведущую деятельность в дошкольном периоде.
Д.Б. Эльконин уделял игре большое внимание. Изучая игры детей 3–7 лет,
он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития
Первый уровень:
1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры.
Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»;
2) роли
определяются
действием.
Роли
не
называются,
и
дети
в
игре
не
используют
друг
относительно
друга
реальные
отношения,
существующие
между взрослыми или между взрослым и ребенком;
3) действия
состоят
из
повторяющихся
операций,
например,
кормление
с
переходом
от
одного
блюда
к
другому.
Кроме
этого
действия,
ничего
не
происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук
или посуды.
Второй уровень:
1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план
выходит соответствие игрового действия реальному;
2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение
роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;
3) логика
действий
определяется
их
последовательностью
в
реальной
действительности. Количество действий расширяется.
Третий уровень:
1) основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий.
Начинают
выделяться
специальные
действия,
которые
передают
характер
отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте
хлеб» и т. д.;
2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и
направляют поведение ребенка;
3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия
становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение
книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок
вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры
могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают
обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;
4) опротестовывается
нарушение
логики.
Это
выражается
в
том,
что
один
говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым
дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со
стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и
найти ей оправдание.
Четвертый уровень:
1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к
другим людям, роли которых выполняют другие дети;
2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается
определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязанны. Речь
носит четко ролевой характер;
3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную
логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого
ребенком;
4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать
правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью
правил.
Таким образом, игровая деятельность дошкольника развивается под
влиянием воспитания и образования, его уровень зависит от приобретенных
знаний и привитых навыков, от сформированных интересов ребенка. В игре
проявляются с особой силой индивидуальные особенности детей, которые также
влияют на его развитие.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она имеет наибольший
потенциал для формирования детского общества. Именно в игре наиболее
активна социальная жизнь детей; она как никакая другая деятельность,
позволяет детям создавать на самых ранних этапах развития самостоятельно те
или иные формы общения. В игре, как и в ведущей форме деятельности, активно
формируются или изменяются умственные процессы - от самых простых до
самых сложных. В игровой деятельности формируются особенно благоприятные
условия для развития интеллекта, перехода от наглядно-действенного мышления
к элементам словесно-логического мышления.