Автор: Алякина Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: с. Антипаюта Тазовского района ЯНАО
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Технология исследовательской деятельности в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звёздочка»
Консультация для воспитателей
«Технология
исследовательской деятельности
в детском саду»
Старший воспитатель Алякина Е.А.
Возможности умственного и эмоционального развития детей в дошкольном
возрасте
значительно
выше,
чем
в
школьном.
В
этом
периоде
дети
успешно
познают свойства окружающих их предметов и устанавливают связи и внутренние
отношения. У них формируются способности к умению обобщать предметы, делать
умозаключения. Обучение в основном происходит в наглядно – образной форме, в
процессе
обследования
предмета
или
объекта.
В
ходе
такой
деятельности
создаются проблемные ситуации, которые дошкольник разрешает путем «проб и
ошибок»: проводит различные опыты, учится анализировать и делает выводы,
умозаключения,
самостоятельно
овладевает
представлением
о
том
или
ином
явлении, предмете.
В дошкольном учреждении исследовательская деятельность является методом
обучения,
которая
позволяет
детям
формировать
в
своем
сознании
картину
окружающего
мира,
основанную
на
собственных
наблюдениях,
опытах,
установлениях взаимосвязей, умозаключениях. Эксперименты и опыты вызывают у
детей
интерес
к
исследованию
природы,
развивают
умение
делать
анализ,
классификацию
и
обобщение
предметов;
стимулируют
любознательность
и
познавательную активность, активизируют восприятие материала по ознакомлению
с природными явлениями.
Изучая
окружающий
мир,
дошкольники
в
младшем
возрасте
испытывают
стремление не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками и языком,
проверить на прочность и т.д. В старшем возрасте ребенок начинает задумываться
о том, как и зачем образуются снежинки, как происходит замерзание воды, откуда
берутся
сосульки.
У
детей
дошкольников
начинает
формироваться
словесно
–
логическое мышление, но с опорой на наглядно – действенные и наглядно –
образные
способы
познания.
Опыты
и
эксперименты,
проводимые
ребенком
самостоятельно, позволяют ему создать естественно – научные представления о
том или ином явлении, предмете; обобщить полученные знания, сопоставить их и
сделать выводы о значимой ценности явлений для себя.
Эксперимент,
который
ребенок
проводит
реально,
намного
большую
составляет
ценность,
чем
эксперимент
проводимый
мысленно.
В
реальном
эксперименте обнаруживаются все стороны наблюдаемого объекта или явления. В
ходе
этой
работы
у
дошкольника
развиваются
способности
к
определению
проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения.
Исследовательская технология как специально – организованная деятельность
способствует
становлению
целостной
картины
мира
и
познанию
окружающей
действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально
созданных уголках и составляют задачу экспериментально – исследовательской
деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника.
В
д о ш ко л ь н о м
у ч р е ж д е н и и ,
с о зд а в а я
у го л о к
д л я
д е т с к о г о
экспериментирования, воспитатель создает атмосферу творческого единодушия,
где каждый ребенок может найти себе дело по своим интересам и способностям. В
исследовательской
деятельности,
как
и
в
любом
творчестве,
существует
пространство
свободы,
где
ребенок
самореализуется.
Это
проявляется
в
деятельности и развивается согласно текущему процессу.
В исследовательской деятельности особое внимание уделяется: постановке
цели
проводимого
эксперимента,
предвидение
способов
его
достижения
и
слежением
за
протекающим
процессом
деятельности,
включающим
в
себя
взаимодействие
интеллектуальных,
волевых
и
эмоциональных
проявлениях
личности.
Каждый
из
этих
элементов
является
необходимым
и
целостным
компонентом экспериментального процесса.
Основным для познавательной активности дошкольника в исследовательской
деятельности являются противоречия между полученными знаниями, умениями,
навыками, усвоенными в ходе достижений результатов опыта и новыми задачами,
ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и их
достижения.
Детское
экспериментирование
состоит
из
системы,
содержащей:
демонстрационные
опыты,
осуществляемые
воспитателем
в
специально
организованных
видах
деятельности,
наблюдения
за
окружающим
миром,
лабораторные работы, (выполняемые детьми самостоятельно). Каждое понятие в
исследовательской деятельности, с которым детям предлагается познакомиться,
экспериментально обосновывается и поясняется для ребенка в ходе наблюдений и
опытов. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы
познаются ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.
В
обыденной
жизни
дети
очень
часто
экспериментируют
с
различными
веществами, пытаются узнать, что – то новое: разбирают предметы на части,
наблюдают
за
листком
бумаги
(полетит
или
нет)
и
т.д.
В
домашнем
экспериментировании существует всегда опасность, т.к. дошкольник еще не знаком
с законами смещения веществ, элементарными правилами безопасности. Опыты и
эксперименты, организуемые воспитателем в дошкольном учреждении, безопасен
для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих
предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной
жизни. Сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных
воспитателем
видах
деятельности,
затем
вносятся
необходимые
материалы
и
оборудование для проведения опыта в групповую комнату, для самостоятельного
выполнения ребенком работы, если нет угрозы для его здоровья.
В дошкольном образовательном учреждении экспериментирование должно
отвечать
следующим
условиям:
максимальная
простота
приборов
и
правил
обращения с ними, безотказность действия приборов и получаемость результатов,
показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость
изучаемого
явления,
возможность
участия
ребенка
в
повторном
показе
эксперимента.
Усвоение
системы
в
исследовательской
деятельности:
научных
понятий,
приобретение
экспериментальных
способов
позволит
дошкольнику
стать
субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к
школе.