Напоминание

"Технология исследовательской деятельности в детском саду"


Автор: Алякина Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: с. Антипаюта Тазовского района ЯНАО
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Технология исследовательской деятельности в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звёздочка»

Консультация для воспитателей

«Технология

исследовательской деятельности

в детском саду»

Старший воспитатель Алякина Е.А.

Возможности умственного и эмоционального развития детей в дошкольном

возрасте

значительно

выше,

чем

в

школьном.

В

этом

периоде

дети

успешно

познают свойства окружающих их предметов и устанавливают связи и внутренние

отношения. У них формируются способности к умению обобщать предметы, делать

умозаключения. Обучение в основном происходит в наглядно – образной форме, в

процессе

обследования

предмета

или

объекта.

В

ходе

такой

деятельности

создаются проблемные ситуации, которые дошкольник разрешает путем «проб и

ошибок»: проводит различные опыты, учится анализировать и делает выводы,

умозаключения,

самостоятельно

овладевает

представлением

о

том

или

ином

явлении, предмете.

В дошкольном учреждении исследовательская деятельность является методом

обучения,

которая

позволяет

детям

формировать

в

своем

сознании

картину

окружающего

мира,

основанную

на

собственных

наблюдениях,

опытах,

установлениях взаимосвязей, умозаключениях. Эксперименты и опыты вызывают у

детей

интерес

к

исследованию

природы,

развивают

умение

делать

анализ,

классификацию

и

обобщение

предметов;

стимулируют

любознательность

и

познавательную активность, активизируют восприятие материала по ознакомлению

с природными явлениями.

Изучая

окружающий

мир,

дошкольники

в

младшем

возрасте

испытывают

стремление не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками и языком,

проверить на прочность и т.д. В старшем возрасте ребенок начинает задумываться

о том, как и зачем образуются снежинки, как происходит замерзание воды, откуда

берутся

сосульки.

У

детей

дошкольников

начинает

формироваться

словесно

логическое мышление, но с опорой на наглядно – действенные и наглядно –

образные

способы

познания.

Опыты

и

эксперименты,

проводимые

ребенком

самостоятельно, позволяют ему создать естественно – научные представления о

том или ином явлении, предмете; обобщить полученные знания, сопоставить их и

сделать выводы о значимой ценности явлений для себя.

Эксперимент,

который

ребенок

проводит

реально,

намного

большую

составляет

ценность,

чем

эксперимент

проводимый

мысленно.

В

реальном

эксперименте обнаруживаются все стороны наблюдаемого объекта или явления. В

ходе

этой

работы

у

дошкольника

развиваются

способности

к

определению

проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения.

Исследовательская технология как специально – организованная деятельность

способствует

становлению

целостной

картины

мира

и

познанию

окружающей

действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально

созданных уголках и составляют задачу экспериментально – исследовательской

деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника.

В

д о ш ко л ь н о м

у ч р е ж д е н и и ,

с о зд а в а я

у го л о к

д л я

д е т с к о г о

экспериментирования, воспитатель создает атмосферу творческого единодушия,

где каждый ребенок может найти себе дело по своим интересам и способностям. В

исследовательской

деятельности,

как

и

в

любом

творчестве,

существует

пространство

свободы,

где

ребенок

самореализуется.

Это

проявляется

в

деятельности и развивается согласно текущему процессу.

В исследовательской деятельности особое внимание уделяется: постановке

цели

проводимого

эксперимента,

предвидение

способов

его

достижения

и

слежением

за

протекающим

процессом

деятельности,

включающим

в

себя

взаимодействие

интеллектуальных,

волевых

и

эмоциональных

проявлениях

личности.

Каждый

из

этих

элементов

является

необходимым

и

целостным

компонентом экспериментального процесса.

Основным для познавательной активности дошкольника в исследовательской

деятельности являются противоречия между полученными знаниями, умениями,

навыками, усвоенными в ходе достижений результатов опыта и новыми задачами,

ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и их

достижения.

Детское

экспериментирование

состоит

из

системы,

содержащей:

демонстрационные

опыты,

осуществляемые

воспитателем

в

специально

организованных

видах

деятельности,

наблюдения

за

окружающим

миром,

лабораторные работы, (выполняемые детьми самостоятельно). Каждое понятие в

исследовательской деятельности, с которым детям предлагается познакомиться,

экспериментально обосновывается и поясняется для ребенка в ходе наблюдений и

опытов. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы

познаются ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

В

обыденной

жизни

дети

очень

часто

экспериментируют

с

различными

веществами, пытаются узнать, что – то новое: разбирают предметы на части,

наблюдают

за

листком

бумаги

(полетит

или

нет)

и

т.д.

В

домашнем

экспериментировании существует всегда опасность, т.к. дошкольник еще не знаком

с законами смещения веществ, элементарными правилами безопасности. Опыты и

эксперименты, организуемые воспитателем в дошкольном учреждении, безопасен

для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих

предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной

жизни. Сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных

воспитателем

видах

деятельности,

затем

вносятся

необходимые

материалы

и

оборудование для проведения опыта в групповую комнату, для самостоятельного

выполнения ребенком работы, если нет угрозы для его здоровья.

В дошкольном образовательном учреждении экспериментирование должно

отвечать

следующим

условиям:

максимальная

простота

приборов

и

правил

обращения с ними, безотказность действия приборов и получаемость результатов,

показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость

изучаемого

явления,

возможность

участия

ребенка

в

повторном

показе

эксперимента.

Усвоение

системы

в

исследовательской

деятельности:

научных

понятий,

приобретение

экспериментальных

способов

позволит

дошкольнику

стать

субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к

школе.



В раздел образования