Автор: Зотина Марина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: п. Ковернино Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем словарь детей"
Раздел: дошкольное образование
«Развиваем словарь детей»
М.Д. Зотина, воспитатель МДОУ «Детский сад «Ромашка»
Речь состоит из слов. Слово является строительным материалом речи.
Каждое
слово
имеет
определённое
значение,
из
слов
складываются
словосочетания и предложения. С помощью них человек оформляет свои
мысли, делится ими с другими людьми. Чем больше слов усвоит человек, тем
легче ему общаться, тем богаче его речь. Ограниченность словаря усложняет
общение,
человеку
не
хватает
слов
для
выражения
своих
мыслей.
Это
сказывается на речевой культуре.
Словарь человека делится на активный и пассивный. Активный словарь
охватывает слова, которые он не только понимает, но и пользуется ими в
речи. Количество слов в активном словаре человека определяет богатство и
культуру его речи. Пассивный словарь – это слова, которые человек понимает,
но не всегда употребляет. Пассивный словарь всегда больше активного.
Активный словарь детей увеличивается постепенно: в 3 года – 1000
слов, в 4 года – 1540 слов, в 5 лет – 2072 слова, в 6 лет – 2589 слов.
Пятилетний
ребёнок
очень
любопытен,
разговорчив.
Это
способствует
быстрому
обогащению
активного
словаря:
усваиваются
прилагательные,
числительные и другие части речи. Важно знать, что ребёнок усваивает слова
в определённом порядке. Вначале непосредственно знакомится с предметом
(наблюдает, смотрит, действует с этим предметом, слышит от взрослых его
название).
Потом
у
него
формируется
представление
об
этом
предмете
(ребёнок знает, зачем он нужен, что с ним можно делать). И, наконец, это
представление отражается в слове (это ракетка, с ней можно играть в теннис).
Итак, родители должны помнить: прежде чем назвать ребёнку новое слово,
нужно наполнить его определённым содержанием, связать его с конкретным
предметом или явлением.
Существует два способа ознакомления детей со словом – чувственный и
опосредствованный. Ребёнок умывается холодной водой и ёжится. Взрослый
говорит:
«Вода
холодная».
Поглаживая
кошку
рукой,
ребёнок
слышит
словесное
определение:
«мягкая,
пушистая
шёрстка».
Непосредственное
мышечное,
чувственное
ощущение
помогают
ребёнку
понять
и
усвоить
значение слова. А слово, воспринятое ребёнком и оторванное от чувственного
восприятия – пустой звук.
Проводя работу по развитию речи дошкольников, родителям следует
обязательно добиваться тесной связи между словом и чувством, словом и
восприятием, словом и представлением.