Автор: Босов Иван Александрович
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обработка русской народной песни "Молодая молода" А. Прибылов (исполнительский анализ произведения)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования.
Детская школа искусств
№
1
г. Октябрьский.
Методическая разработка обучения игре
на баяне
Тема: Обработка русской народной песни
"Молодая молода" А. Прибылов
(исполнительский анализ произведения)
Выполнил:
преподаватель по классу баяна
Босов Иван
План работы.
•
Вступительная часть:2 стр.
Основные этапы работы над музыкальным произведением.
•
Основная часть:
3 стр.
Исполнительский анализ обработки русской народной песни «Молодая
молода» А. Прибылова:
•
Анализ музыкальной формы, тональный план произведения, анализ
фактуры произведения;
•
Разбор вариаций:
а)
музыкальный язык вариаций, обозначение характера;
б)
штрихи, исполнительские приёмы, особенности метроритма;
в)
технические сложности каждой вариации и работа над ними.
•
Заключительная часть:
16 стр.
Значение артикуляционных приёмов.
I. Вступительная часть
Работа над музыкальным произведением подразделяется на четыре
основных этапа, между которыми нет четких границ.
1.Ознакомление с произведением.
Прослушивание в исполнении педагога или записи (в младших
классах). На более поздних этапах проигрывание может быть заменено
зрительным чтением нотного текста, когда звучание воссоздаётся с помощью
внутреннего слуха. Во время проигрывания необходимо придерживаться
конечного темпа, не допускать большого количества ошибок и поправок,
чтобы не прерывать течения музыки.
2.Разбор произведения.
Первостепенная задача на данном этапе это точное воспроизведение
звуковысотности и ритма, подбор рациональной аппликатуры для ученика (в
младших классах это делает преподаватель, в старших сам ученик). На этой
стадии работы ученик должен абсолютно точно усвоить текст верной
аппликатурой, разобраться в композиционном строении с помощью педагога.
Педагог обязан следить за тем, чтобы ученик не допускал метрических
неточностей или гармонических упрощений. Требовать заучивания текста
наизусть педагог может только тогда, когда убедится, что ученик хорошо
разобрался с текстом.
3.Детальный разбор произведения.
Здесь необходимо окончательно определить исполнительские приемы для
воплощения замысла композитора. Па данном этапе ведётся тщательная
работа по интонированию каждого мотива, фразы, предложения, а также над
исполнительскими приёмами. Здесь же выстраивается динамический план
произведения, ведётся работа над художественными образами.
Для преодоления технических трудностей можно порекомендовать
ученику метод вариантов - ритмических, динамических, штриховых.
Чтобы осмыслить сложность исполняемого фрагмента и искоренить
ошибки в будущем, необходимо играть его в очень медленном темпе. Важно
находить причину тех или иных ошибок и уметь отличать случайные ошибки
от заученных.
Главную роль в запоминании произведения играет слухомоторная
память. Важно уметь играть вычленениями, начиная с любого места, очень
полезно партию каждой руки учить отдельно наизусть.
4.Подготовка к публичному выступлению.
Сюда относятся создание художественного образа произведения,
обыгрывание программы перед слушателями. Ученик должен понять замысел
автора, тогда произведение можно считать готовым к выступлению. Концерт
— завершающее действие, требующее напряжения всех духовных сил
учащегося, оценка всего предыдущего этапа обучения.
II. Основной раздел.
Обработка русской народной песни «Молодая молода» А.Прибылова
представляет собой законченное, самостоятельное произведение.
Обработка - в широком смысле слова - видоизменение нотного текста
музыкального произведения, затрагивающее последующие творческие,
исполнительские и педагогические цели. Произведение написано в форме
вариаций.
Вариации - музыкальная форма, состоящая из темы и видоизменённых
её повторений - вариаций. Форма вариаций имеет народное происхождение.
Её истоки восходят к тем образцам народно-песенной и инструментальной
музыки, где основная мелодия видоизменялась при куплетных повторениях.
Тональность произведения - До мажор.
Обработка начинается с восьмитактового вступления, где звучит тема. Тема
проводится в аккордовой фактуре в партии правой руки. Характер темы
распевный протяжный, несколько торжественный. Первое предложение
звучит на «f», широко, протяжно. Второе предложение начинается с «sр». К
последнему такту (8 такт) идёт нарастание звука.
При исполнении темы следует обратить внимание на штрих — плотное
legato. Мех ровнонаправленный на разжим и сжим. Вид туше - «нажим-
отпускание».
Аккомпанемент в четвёртой фразе меняется: вместо готовых аккордов
появляется хроматическое движение восьмыми длительностями (7 такт).
Завершается тема обработки расширением темпа на громком и плотном
звуке.
Учитывая то, что партия правой руки написана в четырёхголосной
фактуре и требует исполнения её штрихом legato, необходимо продумать
аппликатурные варианты. Автор реферата рекомендует использовать
пятипальцевую аппликатуру. При исполнении темы необходимо выделять
метрические акценты.
Интересен гармонический план. Тема вступления, как и вся обработка,
написана современным гармоническим языком. Так, например, в теме
вступления встречается шестая пониженная, седьмая пониженная и четвёртая
повышенная ступени, что придаёт ей своеобразную окраску.
1 цифра - первая вариация - написана в форме периода, которому
предшествует двухтактовое вступление. Вступление представлено аккордами
в партии левой руки на выборной клавиатуре восьмыми длительностями
штрихом staccato (9,10 такты).
1 цифра контрастна по динамике и темпу теме вступления. Появляется
новый характер - весёлый, игривый. В первом предложении тема проводится
в одноголосной фактуре (11, 12 такты). Затем тема изложена двойными
нотами - терциями (13,14 такты).
Динамический план вариаций - от «р» к «mf» (кульминация вариации
приходится на 15 такт). Во втором предложении тема ритмически изменена.
Появляются синкопы на вторую слабую долю (15 такт).
Меняется характер аккомпанемента, он звучит на выдержанном басу
(15 такт), который выполняет функцию гармонической педали. Исполнение
двойными нотами staccato требует чёткости: одновременной работы пальцев
и лёгкого кистевого замаха перед первой долей. Аккомпанемент желательно
исполнять с выделением метрических акцентов (подчёркивать первую и
третью доли такта).
Тема заканчивается на третьей доле (18 такт), далее следует несколько
шестнадцатых нот, которые являются связкой между первой и второй
вариацией.
2 цифра - вторая вариация обработки - состоит из двух
предложений. Второе предложение несколько расширено.
Этот фрагмент представляет собой вариацию на мелкую технику
(шестнадцатыми длительностями). Аккомпанемент в левой руке звучит на
готовой клавиатуре. Бас играется глубоко, аккорд коротко, штрихом staccato.
При исполнении первого предложения следует обратить внимание на
приём пальцевых репетиций (19, 21 такты) в партии правой руки.
Необходимо правильно расставить аппликатуру.
Партия правой руки представляет собой мелодические фигурации, в
которых важно выделять метрические акценты на первую и третью доли, а
так же производить смену меха по фразам.
Во втором предложении данной вариации меняется фактура (23 такт) -
появляется двухголосное и трёхголосное изложение темы. Меняется
тональный план - звучит параллельный минор. Динамический оттенок — «f».
Вторая фраза (25,26 такты) повторяет первую (23,24 такты).
В 27 такте тема меняется в гармоническом отношении. 28 такт —
дополнение ко второму предложению, которое является связкой между
вариациями и способствует переходу в тональность Соль минор.
3 цифра - третья вариация обработки. Она написана в форме периода,
состоящего их двух предложений квадратного строения.
В данной цифре звучит тема в Соль мажорной тональности. Партия правой
руки изложена в двух и трёхголосной фактуре.
В первой фразе (29 такт) тема звучит в верхнем голосе сначала одноголосно,
затем двухголосно. Нижний голос в партии правой руки выполняет функцию
гармонической педали. Очень важно в данном фрагменте работать над
фразировкой (29,30 такт).
Штриховое исполнение указано самим автором. Вид туше смешанный:
первая и вторая доля (29 такт) - «нажим-отпускание», третья и четвёртая доля
- «удар-отскок».
Во второй фразе звучит трёхголосие (31 такт). Вид туше тот же, что и в
первой фразе.
Несмотря на то, что тема изложена в мажоре, шестая пониженная
ступень придаёт ей минорную окраску. Аккомпанемент в партии левой руки
следует исполнять облегченным штрихом staccato. Особую сложность здесь
может представлять скачок на левой клавиатуре баяна
от Соль-септаккорда на ля-бемоль-мажор и обратно.
Второе предложение (33 такт) - продолжение третьей вариации. Здесь
характер музыки несколько меняется: он становится более весёлым и
танцевальным. Аккомпанемент не должен заглушать звучание темы в партии
правой руки. С этим связано отсутствие основных басов, используются
только готовые аккорды. Второе предложение исполняется приёмом
пальцевых репетиций. Очень важно здесь проставить рациональную
аппликатуру (смотреть нотный текст). В 36 такте на третью и четвёртую
долю приходится связка - переход к новой вариации.
4 цифра - четвёртая вариация - написана в форме периода,
состоящего из двух предложений квадратного строения, носит
импровизационный характер, написана современным
гармоническим языком. Употребление в партии левой руки одновременно по
два готовых аккорда, а также неаккордовых
звуков в партии правой руки, придаёт своеобразный неустойчивый колорит,
типичный для джазовых обработок.
В первом предложении вычленяются отдельные элементы темы: в 37 такте на
первую долю, в 38 такте на первую и четвёртую доли, в 39 такте на первую
долю, в 40 такте на первую и четвёртую доли, а между ними короткая
мелодическая фигурация.
В 39 и 40 тактах появляется новый исполнительский приём - тремоло мехом
(чередование направлений «расжим» - «сжим»). Вид туше - «нажим-
отпускание», в 38 такте на первую долю «удар-отскок». Так же следует
выполнять акценты в 37,38, 40 тактах.
Аккомпанемент представляет собой ритмическую фигурацию. Бас
нажимается одновременно с аккордом. В 39 и 40 тактах аккомпанемент
изложен восьмыми длительностями без сопровождения аккордов. Его следует
исполнять штрихом staccato.
Второе предложение (41 такт) изложено современным гармоническим
языком и представляет собой мелодические фигурации. Первая доля второго
предложения изложена в аккордовой фактуре, которая подчёркивается
меховым акцентом. Данную вариацию необходимо исполнять штрихом
staccato. Чтобы добиться лёгкости в исполнении, необходимо использовать
рациональную пятипальцевую аппликатуру (смотреть нотный
текст).Основной вид туше «нажим- отпускание».
Аккомпанемент в партии левой руки выписан восьмыми
длительностями баз сопровождения аккордов, его следует исполнять
штрихом staccato. Здесь так же необходимо продумать аппликатуру в партии
левой руки. С 43 такта на вторую долю в аккомпанементе выписан и бас, и
готовый аккорд. Так же в данном предложении следует выполнять акцент на
первую и третью доли.
5 цифра - продолжение четвёртой вариации. В данном фрагменте происходит
отклонение в тональность Ре минор. Первое предложение (45 такт) изложено
шестнадцатыми длительностями и требует их чёткого произношения. Чтобы
добиться этого, необходимо подобрать рациональную аппликатуру. Так же
рекомендуется поиграть данный фрагмент методом вариантов:
1. метрическое акцентирование:
Рисунок
2. противометрическое акцентирование:
3. изменение штриха:
4. Сочетание штрихов легато и стаккато:
В 48, 49 тактах изменяется аккомпанемент. Он выписан в увеличении
длительностей, а на вторую долю приходится аккорд. Таким образом,
происходит наложение аккорда на бас.
Динамический план строится по фразам: первая фраза второго
предложения начинается с «sр», затем нужно постепенно усилить звук ко
второй фразе на «mf», затем звук усиливается к четвёртой фразе на «f».
Следует отметить, что третья и четвёртая доли четвёртой фразы
являются хроматической связкой, которая способствует отклонению в новую
тональность.
Во втором предложении (57 — 60 такты) происходит смена
тональности (Соль мажор). Здесь тема изложена в нижнем голосе в
аккордовой фактуре. Звуки верхних голосов выполняют функцию
гармонической педали. Штрих тот же, что и в первом предложении.
В 59 такте появляется нисходящий хроматический ход. Заканчивается цифра
на неустойчивой ступени (II)
Вся цифра исполняется плотным штрихом legato при
равнонаправленном ведении меха. Чтобы этого достичь, рекомендуется
использовать пятипальцевую аппликатуру. Аккомпанемент синкопированный
на протяжении всей цифры. Важно грамотно расчленить музыкальный
материал 6 цифры мехом (смотреть нотный текст).
7 цифра - шестая вариация, является точным повторением первой и второй
цифр.
8 цифра - седьмая вариация обработки. Написана она в форме периода,
состоящего из двух предложений квадратного строения.
Данная вариация изложена современным гармоническим языком, мелкими
длительностями (шестнадцатые). Вариации следует исполнять лёгким
штрихом - legato. Чтобы этого достичь, необходимо расставить удобную
аппликатуру.
Вид туше в 79, 80, 83 тактах на первую сильную долю «нажим- отпускание»,
затем на слабую долю «удар-отскок», в 85 такте на первую долю - «удар-
отскок».
В 86 такте на первую сильную долю - «нажим-отпускание», на слабую долю -
«удар-отскок».
Первое предложение звучит на «р» с последующим crescendo и
diminuendo по мере движения мелодики. Второе предложение начинается в
нюансе «f». Характер фрагмента - танцевальный.
Аккомпанемент в партии левой руки представлен основным басом и готовым
аккордом. Изложен он восьмыми длительностями, которые следует исполнять
штрихом staccato.
В 85, 86 тактах аккомпанемент изменяется: в 85 такте на первую слабую
долю играется бас вместе с аккордом. Выписан он восьмой длительностью; в
86 такте на первую слабую и вторую слабую доли тоже выписан бас вместе с
аккордом. Далее звучит уже знакомый нам аккомпанемент (87 такт).
Движение меха - равномерное.
Данная вариация исполняется пятипальцевой позиционной
аппликатурой. Здесь важно не допустить лишних движений кисти правой
руки.
9 цифра - продолжение развития музыкального материала предыдущей
восьмой вариации. Изложена она современным гармоническим музыкальным
языком, эта вариация на мелкую технику - шестнадцатыми длительностями.
Здесь так же необходимо продумать четырёхпальцевую аппликатуру. В
первом предложении (87 - 90 такты) прослеживаются гаммообразные и
арпеджиообразные фигурации. Вид туше - «нажим- отпускание».
Во втором предложении (91 -98 такты) фактура мелодии несколько
меняется, - появляются аккорды и вновь появившийся исполнительский
приём - тремоло мехом (91,93 такты).
Вид туше в 91 такте на вторую, третью и четвёртую доли «нажим- отскок».
Второе предложение расширено за счет трёхкратного повторения припева
песни.
Аккомпанемент представляет собой уже знакомое чередование «бас -
аккорд». В 98 такте аккомпанемент изменяется - здесь выписан только аккорд
без сопровождения баса. В 98 такте автором указано замедление темпа,
поэтому необходимо внятно проговорить все шестнадцатые длительности,
которые дублируются на октаву выше, в сравнении с первым мотивом, после
чего необходимо сделать цезуру, прежде чем начать играть следующий
фрагмент произведения.
10 цифра — заключительная вариация, которая является небольшим
вычленением из основной темы обработки (99, 100 такт). Данный фрагмент
изложен в аккордовой четырёхголосной фактуре. Аккомпанемент выписан
четвертными нотами баз сопровождения аккордов. В 100 такте
аккомпанемент изменяется: на первую долю бас выписан половинной
длительностью, на третью долю бас накладывается на аккорд М +Б.
Характер первой фразы, также как и во вступлении, - распевный, широкий.
Желательно её исполнить в характере Grave (тяжело). Следует обратить
внимание на то, что фраза несколько изменяется в ритмическом отношении в
99 такте, появляется новый ритм (
).
Исполнителю необходимо обратить внимание на изменяющуюся гармонию в
данном фрагменте, которая способствует как бы свежему восприятию уже
знакомой темы. Если во вступлении она звучит в До мажоре, то здесь она
звучит в тональности четвёртой ступени по отношению к основной
тональности. Заканчивается фраза на крайне неустойчивом уменьшённом
трезвучии от звука ЛЯ в партии правой руки на фоне Д7 от баса РЕ.
В 100 такте такая выдержанная басовая педаль способствует обогащению
фактуры и усилению звучности.
В 101 такте неустойчивое сочетание мажора и минора на первую долю
септаккорда второй ступени переходит и Д7 Фа мажора,
Этот фрагмент является двухтактной заключительной кодой
произведения, заканчивающейся в Фа мажоре, (IV ступени основной
тональности До мажор).
III. Заключительная часть.
Чтобы выяснить для баяниста значение артикуляции (от латинского слова
articulate — расчленение, членораздельное произношение), необходимо,
прежде всего, определить, что входит в это понятие.
Одна нота не может выразить художественное содержание. Как
артикулировать ту или иную ноту, можно определить, лишь рассматривая её в
контексте произведения. Пока не будет рассмотрена фраза, не определена
роль каждого звука - до тех пор все попытки артикулирования лишены
смысла. Таким образом, процесс внутри звука не существует сам по себе, он
целиком обусловлен взаимосвязью звуков во фразе. Вместе с тем невозможно
сделать фразу выразительной и осмысленной, не заботясь о выразительности
и осмысленности каждого звука.
Артикуляция - это формирование музыкальной мысли. Она включает в себя
совокупность всех средств воздействия исполнителя на каждый звук в
пределах фразы.
Артикуляция связана с динамикой, штрихом, агогикой, метроритмикой
внутри фразы. Артикуляционная динамика даже в зоне одного нюанса
чрезвычайно многообразна.
Палитра артикуляционных средств, расположенных в зоне одного штриха.
также многообразна и не может быть полностью отражена в тексте.
Выразительная артикуляция достигается посредством способов
звукоизвлечения, определяющихся особенностями инструмента, и тех
приемов, которыми владеет исполнитель. Характер звучания зависит не
только от ведения меха, но и от различных приёмов прикосновения пальца к
клавише, или туше. Однако такой звук, не обладающий определённой
окраской, не будет выразительным. Баянист должен всегда помнить: только
умелое сочетание различных приёмов туше и движения меха приведёт к
выразительному звучанию.
Список использованной литературы.
1. Говорушко П.
«Основы игры на баяне». - М.,1966 г.
2. Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов. Баян и баянисты.
- Вып. 6. - М., 1984.
3. Имханицкий М. И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и
аккордеона. - М., 2004.
4. Липе Ф.
«Искусство игры на баяне». - М., 1985 г.
5. Сборник статей «Баян и баянисты» выпуск 1 - 6. - М.
6. Чиняков А.
«Преодоление технических трудностей
игры на баяне». - М., 1982 г.