Автор: Измаилова Голсиня Шафиулловна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МКОО "СРЕДНЕТЕРЕШАНСКАЯ СШ"
Населённый пункт: село Средняя Терешка Старокулаткинский район Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение татарского языка в рамках ФГОС в условиях русскоязычной языковой среды"
Раздел: среднее образование
Изучение родного татарского языка в рамках ФГОС
в условиях русскоязычной языковой среды
Проблема
изучения
родного
татарского
языка
в
рамках
Федерального
Государственного
Образовательного
Стандарта
является сегодня очень актуальной.
Образовательная программа школы, наряду с обязательным
выполнением требований ФГОС, ориентирована на выполнение
социального заказа родителей, включающего в себя обучение детей
татарскому языку, культуре
и национальным традициям татарского народа.
Главной задачей школы с этнокультурным татарским компонентом
образования является воспитание поликультурной личности,
способной ориентироваться в современном мире; воспитание гордости
за родной язык, за свой народ, готовности служить своей Родине.
Школа должна с первых дней приобщать ребенка к национальной
культуре,
к народному промыслу, к народным идеалам и искусству,
системе нравственных ценностей и запретов.
В соответствии с Образовательной программой школы с
этнокультурным татарским компонентом образования учебным планом
предусмотрено изучение татарского языка с 1 по 11 классы. Помимо
этого этнокультурный компонент реализуется в системе
дополнительного образования и в системе воспитательной работы в
целом.
Учителя татарского языка и литературы работают по Программе
обучения татарскому языку для учащихся-татар, проживающих в
регионах Российской Федерации, утвержденной Министерством
образования и науки Республики Татарстан.
Преподавание предусматривает работу с учебно-методическим
комплектом, включающим в себя учебник, рабочую тетрадь и
методические пособия для учителей.
Также учебный комплект снабжен аудиозаписями отдельных
тем и упражнений, которые способствуют быстрому усвоению
материла.
В нашей школе обучаются дети более тридцати национальностей.
Для большинства из них татарский язык является одним из трудных
предметов школьного обучения, поэтому эффективность во многом
зависит от организации учебного процесса.
В связи с этим, чтобы поддержать интерес обучающихся к татарскому
языку, используются все возможности для поднятия учебного процесса
на качественно новый уровень. В целях активизации деятельности
учащихся на уроках, учителями татарского языка реализуется
деятельностный подход в обучении, применяются новые педагогические
технологии: информационно-коммуникативная, личностно-
ориентированная, развивающее обучение, проблемно-поисковый метод
обучения и т.д.
Имеется 1 кабинет татарского языка. Кабинет оснащен по
современным требованиям.
Все классы в соответствии с уровнем владения языком делятся на
подгруппы. Благодаря деятельности администрации школы,
созданы все условия для плодотворной работы.
В школе есть методическое объединение учителей татарского
языка и литературы, оно функционирует с открытия школы.
Методическая тема объединения: «Совершенствование
профессиональной компетентности учителей татарского
языка и литературы в условиях внедрения инновационных
технологий в современный образовательный процесс».
Основными направлениями работы являются:
обучение детей всех национальностей татарскому языку в
рамках Федеральной программы;
организация индивидуальных консультаций со
слабоуспевающими учащимися;
подготовка, организация и проведение общешкольных
мероприятий по татарскому языку (это неделя татарского языка;
юбилейные вечера, посвященные творчеству татарских писателей,
поэтов и деятелей искусства);
рецензирование проектно-исследовательских работ при
подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.;
подготовка учащихся к школьным и Всероссийским олимпиадам
по
татарскому языку и литературе.
МО ставит себе целью формирование коммуникативных
компетенций учащихся и базовых речевых навыков. В этих условиях
важнейшее значение при изучении имеет формирование языковой среды
на татарском языке. Оно осуществляется и в творческих объединениях,
и на факультативных занятиях.
Все учителя, являющиеся носителями татарского языка, стремятся
общаться с детьми на родном языке. Все вывески, названия кабинетов
дублируются на татарском языке.
Традиционно проводим творческие вечера, посвященные
юбилейным датам классиков татарской литературы, поэзии и музыки.
Все мероприятия ведутся на двух языках (на татарском и русском).
Посещаем гастроли татарских театров и выставки музеев. Педагоги
школы стремятся максимально погрузить учащихся в татарскую среду.
Основным
методическим
принципом
работы
учителя
является
реализация
личностно-ориентированного
подхода
в
обучении.
Педагоги
учитывают
уровень
владения
материалом
(готовят
дифференцированные
разноуровневые
задания),
учитывают
возрастные и индивидуальные особенности учащихся для создания
ситуации успеха.
Наши дети, участвуя в окружных, городских, межрегиональных и
международных конкурсах и олимпиадах, добиваются хороших
результатов.
Эти успехи стимулируют детей на новые победы и помогают
преподавателям воспитывать в них чувство гордости за свою школу, за
свой народ и за свою Родину.