Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в игровой деятельности"


Автор: Багаева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: Город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование элементарных

математических представлений

через игровую деятельность».

Воспитатель первой квалификационной категории

Муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения

Детский сад № 69 городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

«Игра,

это

самое

серьезное

дело.

В

игре

раскрывается

перед

детьми

мир,

творческие

способности

личности.

Без

игры

нет

и

не

может

быть

полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра

– это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.

Актуальность

темы обусловлена

тем,

что

Концепция

по

дошкольному

образованию,

ориентиры

и

требования

к

обновлению

содержания

дошкольного

образования

очерчивают

ряд

достаточно

серьёзных

требований

к

познавательному

развитию

дошкольников,

частью

которого

является

формирование

элементарных

математических

представлений.

В

связи

с

этим

меня

заинтересовала

проблема:

как

обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС

ДОУ пониманию.

Работая по этой теме, я поставила перед собой цель:

обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в

форме упражнений игрового характера;

содействие

лучшему

математической

сущности

вопроса,

уточнение

и

формирование математических знаний у дошкольников;

создание благоприятных условий для развития математических способностей;

развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2.

Изучение

и

обобщение

педагогического

опыта

по

развитию

математических

способностей детей.

Я не стремлюсь к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать

арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем

мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и

словами.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для

них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для

дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством

воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя

игрой, организуя жизнь детей в игре, я как воспитатель воздействует на все стороны

развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для меня как для, организующего

игру,

есть

и

другая

цель

развитие

детей,

усвоение

ими

определенных

знаний,

формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра

ценна

только

в

том

случае,

когда

она

содействует

лучшему

пониманию

математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний

учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку

в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем,

ребенком

и

педагогом

начинают

носить

более

непринуждённый

и

эмоциональный

характер.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

Игра

является

наиболее

доступным

и

ведущим

видом

деятельности

детей

дошкольного возраста.

Игра

также

является

эффективным

средством

формирования

личности

дошкольника, его морально-волевых качеств.

Все психологические новообразования берут начало в игре

Игра

способствует

формированию

всех

сторон

личности

ребенка,

приводит

к

значительным изменениям в его психике.

Игра

важное

средство

умственного

воспитания

ребенка,

где

умственная

активность связана с работой всех психических процессов.

Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте.

Но

игра

ценна

только

в

том

случае,

когда

она

содействует

лучшему

пониманию

математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у

детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в

процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем,

ребенком

и

педагогом

начинают

носить

более

непринуждённый

и

эмоциональный

характер.

Игры, способствующие развитию математических наклонностей

1.Это счетные палочки - с их помощью можно знакомить ребенка с формами. Дети строят

и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки следует предлагать

детям

в

определенной

последовательности:

составить

два

равных

треугольника

из

5

палочек.

Составить

два

равных

квадрата

из

7

палочек.

Составить

2

квадрата

и

2

треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур.

Например:

в

фигуре,

состоящей

из

9

квадратов,

убрать

4

палочки,

чтобы

осталось

5квадратов.

2.Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов,

свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы»,

«Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с

помощью символов.

3.Целесообразно

использовать

загадки

математического

содержания.

Они

оказывают

неоценимую

помощь

в

развитии

самостоятельного

мышления,

умений

доказывать

правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение,

обобщение).

Отгадывая

задачи

математического

содержания

-

дети

радуются,

если

правильно

ответили.

Ведь

отгадывание

загадок

-

это

мыслительный

процесс.

Но

не

достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую

ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

4. Эффективны игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на

плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают из

геометрических

фигур

силуэты

животных,

человека,

предметы

домашнего

обихода.

«Колумбово

яйцо»

-

силуэты

птиц,

самостоятельно

придумывают

фигуры

воинов,

балерин.

«Пифагор» - силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые

занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайлов

5.Задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь

косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря

чему

можно

догадаться

о

решении,

найти

ответ,

всё

это

замаскировано

внешними

условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с

помощью

одной

палочки

образовать

на

столе

треугольник?

(положить

ее

на

угол

стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

6.Развивающие

игры

по

математике

активизируют

внимание

детей,

закрепляют

полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» можно называть цепочку

чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре

ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

7. Дети

с

удовольствием

играют

в

шашки.

Это

игра

развивает

у

детей

логическое

мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Основа:

Научить детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры. Ведь шашки являются

одной

из

самых

распространённых

народных

игр

в

мире.

Шашки

незаменимый

«тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Шашки удачно

сочетают в себе спорт и искусство, объединяют все возрасты и «весовые категории». Дети

дошкольного возраста с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей

логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход.

Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение

мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение.

Так же в своей работе по ФЭМП я использую дидактические игры.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить

на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в

игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а

также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.

Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10,

путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как

"Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры",

"Назови

соседей",

дети

учатся

свободно

оперировать

числами

в

пределах

10

и

сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число",

"Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не

стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.

2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для

знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.

3.В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить

детей

ориентироваться

в

специально

созданных

пространственных

ситуациях

и

определять

свое

место

по

заданному

условию.

При

помощи

дидактических

игр

и

упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного

предмета по отношению к другому.

4.Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в

окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю:

"Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола,

лист бумаги т.д.).

5.

Любая

математическая

задача

на

смекалку,

для

какого

бы

возраста

она

ни

предназначалась,

несет

в

себе

определенную

умственную

нагрузку.

В

ходе

решения

каждой

новой

задачи

ребенок

включается

в

активную

мыслительную

деятельность,

стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

Работая

в

данном

направлении,

я

всегда

помню,

что

в

дидактической

игре

математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в

играх другой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с

методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения

возможно большее число дидактических задач.

В заключении хочу сказать что обучение математике детей дошкольного возраста

немыслимо

без

использования

занимательных

игр,

задач,

развлечений,

я

со

своими

воспитанниками «играю» в математику. Детям интересно играть в математические игры,

они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска

ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая

с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры

помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Используя

различные

развивающие

игры

и

упражнения

в

работе

с

детьми,

я

убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно

выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к

тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения а уже в старшем дошкольном

возрасте

мои

дети

сами

проявляют

большой

интерес

к

освоению

математических

представлений. Учение должно быть радостным!

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме

игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими

«бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…

Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь педагогам, а также

будут полезны родителям и всем кому не безразлично будущее подрастающего поколения.



В раздел образования