Автор: Багаева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: Город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование элементарных
математических представлений
через игровую деятельность».
Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
Детский сад № 69 городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
«Игра,
это
самое
серьезное
дело.
В
игре
раскрывается
перед
детьми
мир,
творческие
способности
личности.
Без
игры
нет
и
не
может
быть
полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра
– это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.
Актуальность
темы обусловлена
тем,
что
Концепция
по
дошкольному
образованию,
ориентиры
и
требования
к
обновлению
содержания
дошкольного
образования
очерчивают
ряд
достаточно
серьёзных
требований
к
познавательному
развитию
дошкольников,
частью
которого
является
формирование
элементарных
математических
представлений.
В
связи
с
этим
меня
заинтересовала
проблема:
как
обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС
ДОУ пониманию.
Работая по этой теме, я поставила перед собой цель:
обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в
форме упражнений игрового характера;
содействие
лучшему
математической
сущности
вопроса,
уточнение
и
формирование математических знаний у дошкольников;
создание благоприятных условий для развития математических способностей;
развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Решению данных задач способствовали следующие методы:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2.
Изучение
и
обобщение
педагогического
опыта
по
развитию
математических
способностей детей.
Я не стремлюсь к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать
арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем
мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и
словами.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для
них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для
дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством
воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя
игрой, организуя жизнь детей в игре, я как воспитатель воздействует на все стороны
развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для меня как для, организующего
игру,
есть
и
другая
цель
–
развитие
детей,
усвоение
ими
определенных
знаний,
формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра
ценна
только
в
том
случае,
когда
она
содействует
лучшему
пониманию
математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний
учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку
в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем,
ребенком
и
педагогом
начинают
носить
более
непринуждённый
и
эмоциональный
характер.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
Игра
является
наиболее
доступным
и
ведущим
видом
деятельности
детей
дошкольного возраста.
Игра
также
является
эффективным
средством
формирования
личности
дошкольника, его морально-волевых качеств.
Все психологические новообразования берут начало в игре
Игра
способствует
формированию
всех
сторон
личности
ребенка,
приводит
к
значительным изменениям в его психике.
Игра
–
важное
средство
умственного
воспитания
ребенка,
где
умственная
активность связана с работой всех психических процессов.
Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте.
Но
игра
ценна
только
в
том
случае,
когда
она
содействует
лучшему
пониманию
математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у
детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в
процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем,
ребенком
и
педагогом
начинают
носить
более
непринуждённый
и
эмоциональный
характер.
Игры, способствующие развитию математических наклонностей
1.Это счетные палочки - с их помощью можно знакомить ребенка с формами. Дети строят
и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки следует предлагать
детям
в
определенной
последовательности:
составить
два
равных
треугольника
из
5
палочек.
Составить
два
равных
квадрата
из
7
палочек.
Составить
2
квадрата
и
2
треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур.
Например:
в
фигуре,
состоящей
из
9
квадратов,
убрать
4
палочки,
чтобы
осталось
5квадратов.
2.Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов,
свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы»,
«Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с
помощью символов.
3.Целесообразно
использовать
загадки
математического
содержания.
Они
оказывают
неоценимую
помощь
в
развитии
самостоятельного
мышления,
умений
доказывать
правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение,
обобщение).
Отгадывая
задачи
математического
содержания
-
дети
радуются,
если
правильно
ответили.
Ведь
отгадывание
загадок
-
это
мыслительный
процесс.
Но
не
достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую
ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
4. Эффективны игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на
плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают из
геометрических
фигур
силуэты
животных,
человека,
предметы
домашнего
обихода.
«Колумбово
яйцо»
-
силуэты
птиц,
самостоятельно
придумывают
фигуры
воинов,
балерин.
«Пифагор» - силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые
занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайлов
5.Задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь
косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря
чему
можно
догадаться
о
решении,
найти
ответ,
всё
это
замаскировано
внешними
условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с
помощью
одной
палочки
образовать
на
столе
треугольник?
(положить
ее
на
угол
стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)
6.Развивающие
игры
по
математике
активизируют
внимание
детей,
закрепляют
полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» можно называть цепочку
чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре
ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.
7. Дети
с
удовольствием
играют
в
шашки.
Это
игра
развивает
у
детей
логическое
мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Основа:
Научить детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры. Ведь шашки являются
одной
из
самых
распространённых
народных
игр
в
мире.
Шашки
–
незаменимый
«тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Шашки удачно
сочетают в себе спорт и искусство, объединяют все возрасты и «весовые категории». Дети
дошкольного возраста с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей
логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход.
Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение
мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение.
Так же в своей работе по ФЭМП я использую дидактические игры.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить
на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в
игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а
также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.
Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10,
путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как
"Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры",
"Назови
соседей",
дети
учатся
свободно
оперировать
числами
в
пределах
10
и
сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число",
"Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не
стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для
знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
3.В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить
детей
ориентироваться
в
специально
созданных
пространственных
ситуациях
и
определять
свое
место
по
заданному
условию.
При
помощи
дидактических
игр
и
упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного
предмета по отношению к другому.
4.Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в
окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю:
"Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола,
лист бумаги т.д.).
5.
Любая
математическая
задача
на
смекалку,
для
какого
бы
возраста
она
ни
предназначалась,
несет
в
себе
определенную
умственную
нагрузку.
В
ходе
решения
каждой
новой
задачи
ребенок
включается
в
активную
мыслительную
деятельность,
стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Работая
в
данном
направлении,
я
всегда
помню,
что
в
дидактической
игре
математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в
играх другой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с
методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения
возможно большее число дидактических задач.
В заключении хочу сказать что обучение математике детей дошкольного возраста
немыслимо
без
использования
занимательных
игр,
задач,
развлечений,
я
со
своими
воспитанниками «играю» в математику. Детям интересно играть в математические игры,
они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска
ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая
с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры
помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Используя
различные
развивающие
игры
и
упражнения
в
работе
с
детьми,
я
убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно
выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к
тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения а уже в старшем дошкольном
возрасте
мои
дети
сами
проявляют
большой
интерес
к
освоению
математических
представлений. Учение должно быть радостным!
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме
игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими
«бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…
Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь педагогам, а также
будут полезны родителям и всем кому не безразлично будущее подрастающего поколения.