Автор: Юмашева Альфия Раисовна
Должность: преподаватель по классу хоровое пение
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Работа над артикуляцией на уроке постановки голоса в классе хорового пения"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования.
Детская школа искусств №1
г. Октябрьский.
Методическая разработка открытого урока
с учащимися 1, 3, 6 классов на тему:
«Работа над артикуляцией на уроке постановки голоса в
классе хорового пения».
Выполнила: преподаватель
по классу «Хоровое пение»
Юмашева Альфия Раисовна
Октябрьский , 2015
1
Тема урока: «Работа над артикуляцией на уроке постановки голоса в классе
хорового пения».
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная.
Цели и задачи урока:
Образовательные: ознакомить детей со способами выполнения упражнений
в процессе проведения урока, научить слышать и концентрировать внимание
на правильном звуке, помочь в преодолении зажимов, как физических, так и
внутренних.
Развивающие: формирование, а так же усовершенствование умений и
навыков артикуляционного аппарата, формирование единой манеры гласных.
Воспитательные: воспитание у учащихся внимания в овладении новыми
приемами и навыками, умение анализировать.
Методы обучения: личный показ, беседа, наблюдение, репродуктивный
метод, метод упражнения, метод игрового существования.
Реализуемые педагогические технологии: художественные,
информационно-компьютерные.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), аудиоаппаратура
(музыкальный центр), микрофон, нотная литература, дидактический
материал (печатные демонстрационные плакаты, рисунки), зеркало,
компьютер.
Репертуарный план урока:
1. Артикуляционные упражнения по фонопедической системе В. В.
Емельнова.
2. «Тоска по весне» муз. В. А. Моцарта, сл. Овербек, перевод Т. Сикорской
3. «Старая кукла» муз. и сл. Л. Марченко
4. «Johnny one note» муз. Richard Rodgers, сл. Lorenz Hart
Структура урока:
1. Организационный момент, вступление 7мин.
2. Интонационно-фонетические упражнения:
1) «Страшная сказка» 2 мин.
2) «Попрошайка» 2 мин.
3) «Вопросы – ответы» 2 мин.
4) «Злая кошка» 2 мин.
2
5) «Бронтозаврик» 2 мин.
3. Тренировочные программы для грудного регистра:
1) Упражнение из Программы №1 – 5 шагов 3 мин.
2) Упражнение на штробас с изменением артикуляционных гласных 2 мин.
4. Тренировочные программы для фальцетного регистра: упражнения из
Программы №1 – 5 шагов 2 мин.
5. Тренировочные программы на переходе из грудного в фальцетный регистр:
упражнение «зубы на зубы» 1 мин.
6. Работа над артикуляцией в произведениях методом фонопедической
фильтрации:
1) «Старая кукла» муз. и сл. Л. Марченко с ученицей 3 класса Вахрамовой
Мариной 5 мин.
2) «Тоска по весне» муз. В. А. Моцарта, сл. Овербек, перевод Т. Сикорской с
ученицей 6 класса Загидуллиной Эльвиной 5мин.
3) «Johnnyonenote» муз. Richard Rodgers, сл. Lorenz Hart Загидуллина
Эльвина 7мин.
4. Обобщение урока, домашнее задание 3мин.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Представление учеников и
круга задач, стоящих перед ним. Вступительное слово педагога: Вашему
вниманию будет представлен урок на тему «Работа над артикуляцией на
уроке постановки голоса в классе хорового пения». На сегодняшний день
существует много различных методик постановки голоса (академическая,
народная, эстрадная, джазовая и т.д.). В раскрытии темы открытого урока
будет использована методика постановки голоса В.В. Емельнова –
современного педагога, кандидата педагогических наук, исследователя,
методиста. Особое внимание необходимо обратить на то, что эта методика ни
в коей мере не является способом обучения пению, как средство
музыкального исполнительства. Методика является специальной,
3
узконаправленной, подготовительной и вспомогательной.
Что такое пение? Пение – это божий дар: Дыхание, Артикуляция и
Резонаторы. В классической методике очень много уделяется внимания на
выработку правильного певческого дыхания. Практика показывает, что
внушить детям с первых уроков навыки правильного певческого дыхания
очень сложно. Обыкновенные упражненияна начальном этапе, развивающие
диафрагму не имеют никакого значения. Звук – это выдох (длинный,
равномерный) и это совсем другая тренировка диафрагмы. Дыхание
вырабатывается в совокупности со звуком. Значит, работать нужно над
артикуляцией – работа более продуктивная и мобильная. Артикуляция в
пении – это работа органов речи при произношении звука. Работа над
артикуляцией – это создание такого рото-глоточного объема (рупора),
который автоматически бы подкреплялся дыханием. Для рупора важны объем
и форма. Вокалист должен найти оптимальную форму произношения
гласных, согласованную с дыханием.
Изменение рото-глоточного пространства провоцирует изменение
гласных (отсюда «пестрое пение»). В пении на все гласные должен быть
приблизительно одинаковый объем. Это называется выработкой
«нейтральной» гласной. Произношение согласных в пении тоже другое: более
короткое, сжатое по времени, спрессованное, четкое. Челюсть быстро трогает
согласную и возвращается на гласную. Таким образом, исходная позиция
певца – это гласная, их мы выделяем, согласные – как «крупинки».
2. Интонационно-фонетические упражнения:
Сегодня я пригласила на урок трех учащихся, они помогут мне в
раскрытии темы открытого урока на разных по сложности этапах работы над
артикуляцией.
1) Зиновьева София 1класс, «Страшная сказка» - упражнение на
высвобождение нижней челюсти при произношении основных певческих
4
гласных в грудном режиме, следим за неподвижностью нижней челюсти при
изменении гласных.
2) «Вопрос – ответ» - упражнение на высвобождение нижней челюсти при
произношении гласных с изменением звуковысотности, следим за
неподвижностью челюсти и низкой гортанью при переводе гласной в
фальцетный режим, включается диафрагма.
3) «Попрошайка» - упражнение на штробас переходящий на гласные звуки,
добиваемся отчетливой гласной «А» на штробасе, лежащий на нижней губе
язык будет этому препятствовать, характерный просящий звук – является по
сути выработкой певческого дыхания, без выдоха, работает диафрагма.
Следим за неподвижной челюстью, изменение гласных формирует только
язык.
4) «Бронтозаврик» - уникальное упражнение, является по сути первым
упражнением на вокализацию звука. Следим за неподвижностью нижней
челюсти и гортани, интонационно-образным характером.
5) «Злая кошка» - упражнение на активное произношение глухих и звонких
согласных, следим за свободной нижней челюстью, ее возвращением в
исходную позицию после каждой согласной, работает диафрагма.
3. Тренировочные программы для грудного регистра: В показе
следующих упражнений я приглашаю учащуюся 3 класса Вахрамову Марину.
1) Упражнение из Программы №1 – 5 шагов – вокализированные
упражнения с фиксированной интонацией и метроритма. Следим за
имитацией езды на автомобиле, что позволяет изменять высоту и силу тона
только за счет вибрации губ, а не работы гортани вверх-вниз – это
неправильная работа голосового аппарата, что соответственно подключит
работу дыхания от диафрагмы. При появлении гласной «Ы» - нижняя
челюсть как бы «падает», изменение звуковысотности происходит также за
счет диафрагмы , а не движения гортани. Помогаем приставленными к
гортани пальцами рук.
5
2) Упражнение на штробас с изменением артикуляционных гласных – это
схожее с «Попрошайкой» вокализированное упражнение. Задачи те же.
4. Тренировочные программы для фальцетного регистра: упражнения из
Программы №1 – 5 шагов – это те же вокализированные упражнения, что
мы исполняли выше, но уже в фальцетном режиме. Следим за фальцетным
звучанием гласной «Ы», без напряжения, рот широко открыт.
5. Тренировочные программы на переходе из грудного в фальцетный
регистр: упражнение «зубы на зубы» - упражнение на формирование
гласных в ротоглоточном пространстве закрытым ртом. Следим за
неподвижностью губ, работает только язык, гласные должны произноситься
отчетливо, в глотке чувствуем постоянно положение гласной «А», при
переходе от грудного к фальцетному звучанию следим за неподвижностью
гортани, работает диафрагма.
6. Работа над артикуляцией в произведениях методом фонопедической
фильтрации:
1) «Старая кукла» муз. и сл. Л. Марченко с ученицей 3 класса Вахрамовой
Мариной.
демонстрация произведения;
пропевание на вибрацию губ;
пропевание на ша-о, че-а, кхы-а;
пение псвдопроизношением, «шепелявим»;
пение способом «зубы на зубы»;
6
пение с текстом в обычном режиме.
2) Очень важным моментов в работе с голосом является - пение вокализов.
Это пение на гласные, слоги, сольфеджирование. Существует хороший метод
- пение на уроках постановки голоса небольших классических произведений,
заменяющих вокализы, тем самым мы преследуем несколько целей:
1. Знакомимся с мировой классикой;
2. Распевание на гласные и слоги происходит не в упражнениях, а на
примерах произведений, где мелодическая и метроритмическая линия
намного разнообразней. Это само по себе усложняет задачу перед
вокалистом.
Учащаяся 6 класса Загидуллина Эльвина покажет приемы
артикуляционной работы на примере произведения «Тоска по весне» муз.
В.А. Моцарта, сл. Овербек, перевод Т. Сикорской
пение сольфеджио;
пропевание на вибрацию губ;
пропевание на «ша-о», «че-а», «кхы-а»;
3) «Johnny one note» муз. Richard Rodgers, сл.Lorenz Hart из репертуара
американской джазовой певицы Эллы Фицджеральд. Произведение
исполняется на английском языке, при этом мы сталкиваемся с некоторыми
различиями в артикуляционной работы, когда пропеваются и некоторые
согласные. Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима
работа по активизации артикуляционного аппарата.
демонстрация произведения;
7
пение на «ша-о», «че-а», «кхы-а» в медленном темпе;
пение на «ша-о», «че-а», «кхы-а» в быстром темпе;
пение «псевдопроизношением», «шепелявим» в медленном темпе;
пение «псевдопроизношением», «шепелявим» в быстром темпе;
пение «зубы на зубы»;
пение с текстом в обычном режиме в быстром темпе.
6.Обобщение урока. Домашнее задание. Предлагается дома петь
произведения больше на псевдо-слоги – вырабатывать ощущения петь
гласными.
Как показывает практика, фонопедические упражнения дают
положительный эффект при массовом их применении, при распевании хора,
ансамбля.
Выработка единой манеры исполнения гласных и согласных - является
основой при работе с хоровыми коллективами, ансамблями.
Особенно данная методика полезна при работе с «гудошниками».
Используемая литература:
1. Виктор Емельянов - Развитие голоса. Координация и тренинг (Учебники
для вузов. Специальная литература) [2003, DjVu, RUS]
2. Антонина Сергеевна Яковлева Вопросы вокальной педагогики Выпуск 7
(Издательство «Музыка», Москва, 1984)
3. Л.Д. Работнов Основы физиологии и патологии голоса певцов
(Государственное музыкальное издательство 1932г.
4.В.В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж», г. Санкт-
Петербург, 1996 год
8
5.Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. СПб.: "Музыкальная
палитра", 2005г.
6.Л. Дмитриев Основы вокальной методики.“Музыка”, 1968г
.
7. В. В. Емельянов. Структура голосовой активности человека. В сб.:
Перспективы развития вокального образования. М., 1987.
9