Напоминание

"Работа над артикуляцией на уроке постановки голоса в классе хорового пения"


Автор: Юмашева Альфия Раисовна
Должность: преподаватель по классу хоровое пение
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Работа над артикуляцией на уроке постановки голоса в классе хорового пения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования.

Детская школа искусств №1

г. Октябрьский.

Методическая разработка открытого урока

с учащимися 1, 3, 6 классов на тему:

«Работа над артикуляцией на уроке постановки голоса в

классе хорового пения».

Выполнила: преподаватель

по классу «Хоровое пение»

Юмашева Альфия Раисовна

Октябрьский , 2015

1

Тема урока: «Работа над артикуляцией на уроке постановки голоса в классе

хорового пения».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Цели и задачи урока:

Образовательные: ознакомить детей со способами выполнения упражнений

в процессе проведения урока, научить слышать и концентрировать внимание

на правильном звуке, помочь в преодолении зажимов, как физических, так и

внутренних.

Развивающие: формирование, а так же усовершенствование умений и

навыков артикуляционного аппарата, формирование единой манеры гласных.

Воспитательные: воспитание у учащихся внимания в овладении новыми

приемами и навыками, умение анализировать.

Методы обучения: личный показ, беседа, наблюдение, репродуктивный

метод, метод упражнения, метод игрового существования.

Реализуемые педагогические технологии: художественные,

информационно-компьютерные.

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), аудиоаппаратура

(музыкальный центр), микрофон, нотная литература, дидактический

материал (печатные демонстрационные плакаты, рисунки), зеркало,

компьютер.

Репертуарный план урока:

1. Артикуляционные упражнения по фонопедической системе В. В.

Емельнова.

2. «Тоска по весне» муз. В. А. Моцарта, сл. Овербек, перевод Т. Сикорской

3. «Старая кукла» муз. и сл. Л. Марченко

4. «Johnny one note» муз. Richard Rodgers, сл. Lorenz Hart

Структура урока:

1. Организационный момент, вступление 7мин.

2. Интонационно-фонетические упражнения:

1) «Страшная сказка» 2 мин.

2) «Попрошайка» 2 мин.

3) «Вопросы – ответы» 2 мин.

4) «Злая кошка» 2 мин.

2

5) «Бронтозаврик» 2 мин.

3. Тренировочные программы для грудного регистра:

1) Упражнение из Программы №1 – 5 шагов 3 мин.

2) Упражнение на штробас с изменением артикуляционных гласных 2 мин.

4. Тренировочные программы для фальцетного регистра: упражнения из

Программы №1 – 5 шагов 2 мин.

5. Тренировочные программы на переходе из грудного в фальцетный регистр:

упражнение «зубы на зубы» 1 мин.

6. Работа над артикуляцией в произведениях методом фонопедической

фильтрации:

1) «Старая кукла» муз. и сл. Л. Марченко с ученицей 3 класса Вахрамовой

Мариной 5 мин.

2) «Тоска по весне» муз. В. А. Моцарта, сл. Овербек, перевод Т. Сикорской с

ученицей 6 класса Загидуллиной Эльвиной 5мин.

3) «Johnnyonenote» муз. Richard Rodgers, сл. Lorenz Hart Загидуллина

Эльвина 7мин.

4. Обобщение урока, домашнее задание 3мин.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Представление учеников и

круга задач, стоящих перед ним. Вступительное слово педагога: Вашему

вниманию будет представлен урок на тему «Работа над артикуляцией на

уроке постановки голоса в классе хорового пения». На сегодняшний день

существует много различных методик постановки голоса (академическая,

народная, эстрадная, джазовая и т.д.). В раскрытии темы открытого урока

будет использована методика постановки голоса В.В. Емельнова –

современного педагога, кандидата педагогических наук, исследователя,

методиста. Особое внимание необходимо обратить на то, что эта методика ни

в коей мере не является способом обучения пению, как средство

музыкального исполнительства. Методика является специальной,

3

узконаправленной, подготовительной и вспомогательной.

Что такое пение? Пение – это божий дар: Дыхание, Артикуляция и

Резонаторы. В классической методике очень много уделяется внимания на

выработку правильного певческого дыхания. Практика показывает, что

внушить детям с первых уроков навыки правильного певческого дыхания

очень сложно. Обыкновенные упражненияна начальном этапе, развивающие

диафрагму не имеют никакого значения. Звук – это выдох (длинный,

равномерный) и это совсем другая тренировка диафрагмы. Дыхание

вырабатывается в совокупности со звуком. Значит, работать нужно над

артикуляцией – работа более продуктивная и мобильная. Артикуляция в

пении – это работа органов речи при произношении звука. Работа над

артикуляцией – это создание такого рото-глоточного объема (рупора),

который автоматически бы подкреплялся дыханием. Для рупора важны объем

и форма. Вокалист должен найти оптимальную форму произношения

гласных, согласованную с дыханием.

Изменение рото-глоточного пространства провоцирует изменение

гласных (отсюда «пестрое пение»). В пении на все гласные должен быть

приблизительно одинаковый объем. Это называется выработкой

«нейтральной» гласной. Произношение согласных в пении тоже другое: более

короткое, сжатое по времени, спрессованное, четкое. Челюсть быстро трогает

согласную и возвращается на гласную. Таким образом, исходная позиция

певца – это гласная, их мы выделяем, согласные – как «крупинки».

2. Интонационно-фонетические упражнения:

Сегодня я пригласила на урок трех учащихся, они помогут мне в

раскрытии темы открытого урока на разных по сложности этапах работы над

артикуляцией.

1) Зиновьева София 1класс, «Страшная сказка» - упражнение на

высвобождение нижней челюсти при произношении основных певческих

4

гласных в грудном режиме, следим за неподвижностью нижней челюсти при

изменении гласных.

2) «Вопрос – ответ» - упражнение на высвобождение нижней челюсти при

произношении гласных с изменением звуковысотности, следим за

неподвижностью челюсти и низкой гортанью при переводе гласной в

фальцетный режим, включается диафрагма.

3) «Попрошайка» - упражнение на штробас переходящий на гласные звуки,

добиваемся отчетливой гласной «А» на штробасе, лежащий на нижней губе

язык будет этому препятствовать, характерный просящий звук – является по

сути выработкой певческого дыхания, без выдоха, работает диафрагма.

Следим за неподвижной челюстью, изменение гласных формирует только

язык.

4) «Бронтозаврик» - уникальное упражнение, является по сути первым

упражнением на вокализацию звука. Следим за неподвижностью нижней

челюсти и гортани, интонационно-образным характером.

5) «Злая кошка» - упражнение на активное произношение глухих и звонких

согласных, следим за свободной нижней челюстью, ее возвращением в

исходную позицию после каждой согласной, работает диафрагма.

3. Тренировочные программы для грудного регистра: В показе

следующих упражнений я приглашаю учащуюся 3 класса Вахрамову Марину.

1) Упражнение из Программы №1 – 5 шагов – вокализированные

упражнения с фиксированной интонацией и метроритма. Следим за

имитацией езды на автомобиле, что позволяет изменять высоту и силу тона

только за счет вибрации губ, а не работы гортани вверх-вниз – это

неправильная работа голосового аппарата, что соответственно подключит

работу дыхания от диафрагмы. При появлении гласной «Ы» - нижняя

челюсть как бы «падает», изменение звуковысотности происходит также за

счет диафрагмы , а не движения гортани. Помогаем приставленными к

гортани пальцами рук.

5

2) Упражнение на штробас с изменением артикуляционных гласных – это

схожее с «Попрошайкой» вокализированное упражнение. Задачи те же.

4. Тренировочные программы для фальцетного регистра: упражнения из

Программы №1 – 5 шагов – это те же вокализированные упражнения, что

мы исполняли выше, но уже в фальцетном режиме. Следим за фальцетным

звучанием гласной «Ы», без напряжения, рот широко открыт.

5. Тренировочные программы на переходе из грудного в фальцетный

регистр: упражнение «зубы на зубы» - упражнение на формирование

гласных в ротоглоточном пространстве закрытым ртом. Следим за

неподвижностью губ, работает только язык, гласные должны произноситься

отчетливо, в глотке чувствуем постоянно положение гласной «А», при

переходе от грудного к фальцетному звучанию следим за неподвижностью

гортани, работает диафрагма.

6. Работа над артикуляцией в произведениях методом фонопедической

фильтрации:

1) «Старая кукла» муз. и сл. Л. Марченко с ученицей 3 класса Вахрамовой

Мариной.

демонстрация произведения;

пропевание на вибрацию губ;

пропевание на ша-о, че-а, кхы-а;

пение псвдопроизношением, «шепелявим»;

пение способом «зубы на зубы»;

6

пение с текстом в обычном режиме.

2) Очень важным моментов в работе с голосом является - пение вокализов.

Это пение на гласные, слоги, сольфеджирование. Существует хороший метод

- пение на уроках постановки голоса небольших классических произведений,

заменяющих вокализы, тем самым мы преследуем несколько целей:

1. Знакомимся с мировой классикой;

2. Распевание на гласные и слоги происходит не в упражнениях, а на

примерах произведений, где мелодическая и метроритмическая линия

намного разнообразней. Это само по себе усложняет задачу перед

вокалистом.

Учащаяся 6 класса Загидуллина Эльвина покажет приемы

артикуляционной работы на примере произведения «Тоска по весне» муз.

В.А. Моцарта, сл. Овербек, перевод Т. Сикорской

пение сольфеджио;

пропевание на вибрацию губ;

пропевание на «ша-о», «че-а», «кхы-а»;

3) «Johnny one note» муз. Richard Rodgers, сл.Lorenz Hart из репертуара

американской джазовой певицы Эллы Фицджеральд. Произведение

исполняется на английском языке, при этом мы сталкиваемся с некоторыми

различиями в артикуляционной работы, когда пропеваются и некоторые

согласные. Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима

работа по активизации артикуляционного аппарата.

демонстрация произведения;

7

пение на «ша-о», «че-а», «кхы-а» в медленном темпе;

пение на «ша-о», «че-а», «кхы-а» в быстром темпе;

пение «псевдопроизношением», «шепелявим» в медленном темпе;

пение «псевдопроизношением», «шепелявим» в быстром темпе;

пение «зубы на зубы»;

пение с текстом в обычном режиме в быстром темпе.

6.Обобщение урока. Домашнее задание. Предлагается дома петь

произведения больше на псевдо-слоги – вырабатывать ощущения петь

гласными.

Как показывает практика, фонопедические упражнения дают

положительный эффект при массовом их применении, при распевании хора,

ансамбля.

Выработка единой манеры исполнения гласных и согласных - является

основой при работе с хоровыми коллективами, ансамблями.

Особенно данная методика полезна при работе с «гудошниками».

Используемая литература:

1. Виктор Емельянов - Развитие голоса. Координация и тренинг (Учебники

для вузов. Специальная литература) [2003, DjVu, RUS]

2. Антонина Сергеевна Яковлева Вопросы вокальной педагогики Выпуск 7

(Издательство «Музыка», Москва, 1984)

3. Л.Д. Работнов Основы физиологии и патологии голоса певцов

(Государственное музыкальное издательство 1932г.

4.В.В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж», г. Санкт-

Петербург, 1996 год

8

5.Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. СПб.: "Музыкальная

палитра", 2005г.

6.Л. Дмитриев Основы вокальной методики.“Музыка”, 1968г

.

7. В. В. Емельянов. Структура голосовой активности человека. В сб.:

Перспективы развития вокального образования. М., 1987.

9



В раздел образования